Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 07:29, курсовая работа
Цель исследования: определение уровня интеллектуальной готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе и изучение способов ее формирования.
Объект исследования: готовность к обучению в школе.
Предмет исследования: формирование интеллектуальной готовности к обучению в школе.
Стремление ребенка к новому социальному положению — это предпосылка и основа становления многих психологических особенностей в младшем школьном возрасте. В частности, из него вырастет ответственное отношение к школьным обязанностям: ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу, которую он должен выполнить;
2) мотивационная готовность — соподчинение мотивов, наличие в поведении общественных и моральных мотивов (чувства долга).
Большое место в формировании мотивационной готовности к школьному обучению Л.И. Божович уделяла развитию познавательной потребности. Ее новый уровень у старших дошкольников выражается в том, что у них возникает интерес к собственно познавательным задачам3.
Существенный момент мотивационной готовности к школьному обучению — произвольность поведения и деятельности (А.Н. Леонтьев), т. е. возникновение у ребенка такой структуры потребностей и мотивов, «при которой он становится способным подчинять свои непосредственные импульсивные желания сознательно поставленным целям» (Л.И. Божович). Н.И. Гуткина рассматривает мотивацию как определяющий компонент психологической готовности к обучению, а произвольность — как функцию мотивации [11].
В качестве важнейших мотивационных образований дошкольного возраста выделяются следующие: сознательное соподчинение мотивов, возникновение их иерархии, а также появление новых по своему строению опосредствованных мотивов. Эти новообразования — важнейшая предпосылка школьного обучения. В качестве важного новообразования дошкольного возраста и Д.Б. Эльконин, и Л.И. Божович указывают на возникновение моральных мотивов (чувства долга);
3) начало формирования самосознания и самооценки. Ребенка отличают глобальное переживание собственной ценности, вера в возможность быть еще лучше, т. е. совершенствоваться. Продуктивная учебная деятельность предполагает его адекватное отношение к своим способностям, результатам работы, поведению. Если самооценка школьника завышенная и недифференцированная, нельзя говорить о личностной готовности к обучению11.
Социально-психологическая (коммуникативная) готовность.
По мере взросления старшего дошкольника все больше начинает привлекать мир людей, а не мир вещей. Он пытается проникнуть в смысл человеческих отношений, тех норм, которые их регулируют. Следование социально приемлемым нормам поведения становится для ребенка значимым, особенно если оно подкрепляется положительным откликом со стороны взрослых. Это становится содержанием общения ребенка с ними. Поэтому коммуникативная готовность очень важна ввиду перспективы постоянных контактов со взрослыми (и сверстниками) в ходе обучения в школе. Этот компонент психологической готовности предполагает сформированность двух характерных для рассматриваемого возрастного периода форм общения [22]:
1) внеситуативно-личностное общение со взрослым, которое формирует у ребенка умение внимательно слушать и понимать его, воспринимать в роли Учителя и занимать по отношению к нему позицию Ученика. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив, стараются
исправить ошибки. При таком умении отнестись ко взрослому и его действиям как эталону дети адекватно воспринимают позицию учителя, его профессиональную роль. Дети, готовые в этом плане к учению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях;
2) общение с детьми, специфические отношения с ними. Учебная деятельность по сути своей — коллективная. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия. Качества, необходимые для общения с одноклассниками, помогающие войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность — общественные мотивы поведения, усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям, умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками формируются в совместной деятельности дошкольников20.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что все рассмотренные составляющие психологической готовности к обучению достигают определенного уровня сформированности у старшего дошкольника и продолжают развиваться, когда ребенок приступает к систематической учебной деятельности в школе. Это и создает основу для формирования у ребенка, ставшего первоклассником, качеств, необходимых школьнику для успешного освоения программного материала, развития различных сторон его личности.
В следующем параграфе мы рассмотрим разные точки зрения на понятие и структуру интеллектуальной готовности детей 6-7-летнего возраста к школьному обучению.
1.2. Понятие и структура интеллектуальной готовности к школьному обучению
Интеллектуальная готовность – сформированность, в первую очередь, процессов мышления на уровне, необходимом для успешного усвоения знаний 4.
Главное, что характеризует интеллектуальную готовность, - это умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать самостоятельные выводы.
Интеллектуальная неготовность ребенка приводит к плохому пониманию учебного материала, затрудненности формирования навыков письма, чтения и счета, то есть того, что составляет основное содержание начальной ступени школьного обучения4.
В психолого-педагогических исследованиях понятие готовности ребенка к школе рассматривается в контексте с понятием преемственности. Поэтому целесообразным рассмотреть вначале различные подходы к пониманию сущности преемственности.
А.В. Запорожец указывает, что под преемственностью следует понимать
внутреннюю органическую связь общего физического и духовного развития на границе дошкольного и школьного детства, внутреннюю подготовку к переходу от одной ступени развития к другой. Исходя из этого, преемственность может быть охарактеризована с двух взаимосвязанных сторон: со стороны динамики развития детей и со стороны организации и осуществления самого педагогического процесса.
В.А. Ситаров и В Д. Брашна рассматривают преемственность в развитии через готовность детей к обучению в школе и адаптацию к новым условиям жизни и деятельности, а преемственность в организации педагогического процесса через понятие преемственных и перспективных связей4.
Авторским коллективом под руководством Н.Ф. Виноградовой разработана Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (2000), в которой, дан критический анализ сложившейся ситуации в области образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. В частности, указывается, что подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы I класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов и эмпирический опыт показывают, что наличие знаний не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью интеллектуальной подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательность, инициативность, самостоятельность, творческое самовыражение и др4.
Исходя из проблемы, рассматриваемой в данной работе, более подробно остановимся на одном из направлений готовности детей к обучению в школе, которое мы обозначили как интеллектуальную готовность.
С точки зрения Т.И. Бабаевой, важным показателем интеллектуальной готовности детей к обучению в школе является развитие самостоятельности. При этом показателями самостоятельности старшего дошкольника выступают стремление к решению задач без помощи других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, умение реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач. То есть чем выше уровень самостоятельности старшего дошкольника, тем выше уровень готовности к познавательной деятельности в школе4.
Отдельно Т.И. Бабаева фиксирует внимание на том, что для успешного вхождения в познавательную деятельность особое значение имеет уровень самостоятельности с элементами творчества. Она указывает, что в условиях правильной организации детской деятельности самостоятельность дошкольников развивается от репродуктивного, воспроизводящего характера (самостоятельное воспроизведение образцов, способов действий) к самостоятельности с элементами поисковой деятельности и творчества. При этом творчество выступает высшей формой проявления самостоятельности. Для развития самостоятельности Т.И. Бабаева рекомендует использовать различные наглядные средства (инструкционные карты, схемы, предметные и графики, приемы самоконтроля, самопроверки, самооценки; разнообразные проблемные ситуации; косвенные приемы обучения (совет, аналогия и др.), которые, могут способствовать успешности познавательной деятельности.
М.Б. Александрова в качестве компонента интеллектуальной готовности ребенка к школе рассматривает элементарное поисковое планирование в процессе решения интеллектуальных задач. Она считает, что вопрос элементарного поискового планирования стыкуется с таким важным для умственного развития ребенка вопросом, как развитие внутреннего плана действий. При этом целенаправленное развитие внутреннего плана уже в дошкольном возрасте может оказать существенное влияние на повышение эффективности процесса познания в школе.
Исследования З.И. Калмыковой посвящены изучению понятия интеллектуальной готовности, с нашей точки зрения, в несколько ином аспекте. Она рассматривает умственные способности к усвоению знаний как один из показателей уровня умственного развития, обеспечивающий продуктивность учебной деятельности. Определяющими компонентами умственных способностей к усвоению знаний исследователь называет систему интеллектуальных свойств личности, формирующих качества ее ума. Структура интеллектуальных свойств личности состоит из следующих составляющих: обобщенность мыслительной деятельности — ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в материале; осознанность мышления, определяемого соотношением его практической и словесно-логической сторон; гибкость мыслительной деятельности; устойчивость мыслительной деятельности; самостоятельность мышления, его восприимчивость к помощи4.
Уровень развития всех этих свойств мышления является количественным показателем обучаемости как в детском саду, так и в школе. На основе работ З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской и других Д.Б. Богоявленская делает вывод, что обучаемость — это комплексный показатель, включающий в себя 6 параметров:
1) темп продвижения в новом поле деятельности — степень успешности овладения алгоритмом решения задач;
2) обобщенность;
3) экономичность — простота способа решения задач;
4) гибкость мышления — скорость преобразования способа действия в соответствии с изменениями ситуации;
5) самостоятельность мышления;
6) осознанность мышления — способность адекватно аргументировать свои действия.
Успехи в обучении зависят от уровня умственного развития ребенка, который усваивает содержание обучения в соответствии со сложившейся у него в данное время интеллектуальной структурой, связанной с развитием мышления. А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков и другие отмечают, что генезис мышления в дошкольном возрасте идет в двух направлениях: развиваются как виды мышления, так и мыслительные операции. Онтогенез видов мышления в дошкольном возрасте идет от наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем к словесно-логическому мышлению. Ввиду того что мышлению отводится значительное место в интеллектуальной подготовке, более подробно рассмотрим особенности каждого из его видов4.
Согласно исследованиям Н.Н. Поддьякова, основным признаком наглядно-действенного мышления является тесная, неразрывная связь мыслительных процессов с практикой. Для ребенка, имеющего достаточно развитое наглядно-действенное мышление, характерно, что знания, полученные им в результате очередного преобразования объекта, сразу же используются для выявления скрытых свойств и связей, для построения следующих действий с целью получения очередной «порции» информации4.
В ряде исследований Б.Г. Ананьева, СЛ. Рубинштейна и других убедительно показана важная роль образного мышления при выполнении разного рода деятельности. В процессе наглядно-образного мышления более полно воспроизводится многообразие сторон предмета, которое выступает не в логических, а в фактических связях. Образное отражение окружающей ребенка действительности идет в тесной связи с речью. Предметы и явления их свойства и связи фиксируются в речевом плане, т.е. идет слияние в сознании детей различных объектов с помощью образных и речевых средств. Логические операции имеют существенное значение для самого процесса формирования образа4.
Эмпирический опыт показывает, что существуют задачи, которые невозможно правильно решить при помощи образов — они обязательно требуют участия логического мышления, использования понятий. Эти задачи основаны на выявлении и понимании скрытых свойств вещей, которые нельзя не только увидеть, но даже и представить в форме наглядной модели, а можно только обозначить словами. При понятийном мышлении движение по объекту осуществляется в логике оперирования понятиями, где главную роль играют различного рода суждения, умозаключения. Следовательно, одна из основных черт умственного развития старших дошкольников и младших школьников заключается в том, что разрозненные представления об отдельных предметах и их свойствах начинают объединяться в еще несовершенные, однако целостные знания об окружающей ребенка действительности. К шести-семи годам у детей преобладает наглядно-схематическое мышление — высшая форма наглядно-образного мышления. Органическая связь и взаимодействие форм мышления у дошкольников является необходимым условием содержательных обобщений и предпосылкой развития мыслительных операций, развитость которых, на наш взгляд, может обеспечить интеллектуальная готовность детей к обучению в школе4.