Формирование интеллектуальной готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 07:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определение уровня интеллектуальной готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе и изучение способов ее формирования.
Объект исследования: готовность к обучению в школе.
Предмет исследования: формирование интеллектуальной готовности к обучению в школе.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 346.50 Кб (Скачать)

Развитие пространственных представлений ребенка к 6—7 го­дам достигает высокого уровня. Для детей характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций. Хотя эти попытки не всегда достаточно успешны, анализ деятельности детей ука­зывает на расчлененность образа пространства с отражением не только предметов, но и их взаимного расположения19.

Развитие представлений во многом характеризует процесс фор­мирования мышления, становление которого в этом возрасте в значительной степени связано с совершенствованием возмож­ности оперировать представлениями на произвольном уровне. Эта возможность существенно повышается к шести годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий. Формирова­ние новых способов умственных действий в значительной степе­ни опирается на освоение определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения. Дошкольный возраст представляет наиболее благо­приятные возможности для развития различных форм образного мышления.

Н.Н. Поддьяков показал, что в возрасте 6 лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, спо­собствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов, воздействия на них с целью изменения. Этот уровень умственного развития, т.е. наглядно-действенное мышление, является как бы подготовительным, он способствует накопле­нию фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий. В процессе нагляд­но-действенного мышления появляются предпосылки для фор­мирования более сложной формы мышления — наглядно-образ­ного мышления, которое характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком в русле представлений, без применения практических действий. Конец до­школьного периода характеризуется преобладанием высшей формы наглядно-образного мышления — наглядно-схематического мышления. Отражением достижения ребенком этого уровня ум­ственного развития является схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематические изображения19.

Наглядно-схематическое мышление создает большие возмож­ности для освоения внешней среды, являясь средством для со­здания ребенком обобщенной модели различных предметов и явлений. Приобретая черты обобщенного, эта форма мышления остается образной, опирающейся на реальные действия с пред­метами и их заместителями. В то же время данная форма мыш­ления является основой для образования логического мышле­ния, связанного с использованием и преобразованием понятий. Таким образом, к 6—7 годам ребенок может подходить к реше­нию проблемной ситуации тремя способами: используя нагляд­но-действенное мышление, наглядно-образное и логическое. Старший дошкольный возраст следует рассматривать только как период, когда должно начаться интенсивное формирование ло­гического мышления, как бы определяя тем самым ближайшую перспективу умственного развития18.

Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития восприя­тия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чув­ство уверенности в своих силах. Выражается это в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует достижение волевой регуляции поведения. Ребе­нок 6—7 лет может стремиться к далекой (в том числе и вообра­жаемой) цели, выдерживая при этом значительное волевое на­пряжение в течение довольно длительного времени.

При выполнении волевых действий значительную роль про­должает играть подражание, хотя оно становится произвольно управляемым. Вместе с тем, все большее значение приобретает словесная инструкция взрослого, побуждающая ребенка к опре­деленным действиям. У старшего дошкольника отчетливо вы­ступает этап предварительной ориентировки. Игра является тем видом деятельности, который требует реализации предваритель­но намеченных линий поведения, поэтому она в значительной степени стимулирует совершенствование способности к волевой регуляции поведения.

В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка: формируется система соподчиненных мотивов, прида­ющая общую направленность поведению ребенка. Принятие наи­более значимого на данный момент мотива является основой, позволяющей ребенку идти к намеченной цели, оставляя без вни­мания ситуативно возникающие желания. В этом возрасте од­ним из наиболее действенных в плане мобилизации волевых уси­лий мотивов является оценка действий взрослыми.

Необходимо отметить, что к старшему дошкольному возрасту происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: не­посредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время ребенок становится более активным в поиске новой информации. Существенные изменения претерпевает и мотивация к установлению положительного отношения окружающих. Вы­полнение определенных правил и в более младшем возрасте слу­жило для ребенка средством получения одобрения взрослого. Од­нако в старшем дошкольном возрасте это выполнение становит­ся осознанным, а определяющий его мотив — «вписанным» в общую иерархию. Важная роль в этом процессе принадлежит коллективной ролевой игре, являющейся шкалой социальных нор­мативов, с усвоением которых поведение ребенка строится на основе определенного эмоционального отношения к окружаю­щим или в зависимости от характера ожидаемой реакции. Носи­телем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при оп­ределенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается18.

Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оцен­ки, начинает учитывать с этой точки зрения последовательность своих поступков, предвосхищает результат и оценку со стороны взрослого. Е.В. Субботский считает, что в силу интериоризации правил поведения нарушение этих правил ребенок начинает пе­реживать даже в отсутствие взрослого. Дети шестилетнего возра­ста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и других людей19.

Основой первоначальной самооценки является овладение уме­нием сравнивать себя с другими детьми. Для шестилетних детей характерна в основном недифференцированная завышенная само­оценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколь­ко снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка себя в сравнении с другими сверстниками. Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок 6—7 лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооцен­ка, неверие в свои силы, отрицательное отношение к учению.

Обобщая наиболее важные достижения психического разви­тия ребенка 6—7 лет, можно заключить, что на этом возрастном этапе дети отличаются достаточно высоким уровнем умственно­го развития, включающем расчлененное восприятие, обобщен­ные нормы мышления, смысловое запоминание. У ребенка фор­мируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображе­ния, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошколь­ник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участ­никами совместных игр или продуктивной деятельности, регу­лируя свои действия на основе усвоения общественных норм поведения. Его поведение характеризуется наличием сформиро­ванной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана дейст­вий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей19.

Таким образом, в первой главе мы рассмотрели проблему интеллектуальной готовности детей к обучению в школе, как компонент психологической готовности, с точки зрения различных авторов, а также изучили общую характеристику 6-7-летних детей. Для становление психических функций и новообразований в процессе обучения детей как дошкольного, так и школьного возраста необходимо использовать разнообразные виды игр, которые мы рассмотрим в следующей главе.

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное исследование интеллектуальной готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе

Опытно-экспериментальная работа по выявлению психологических факторов, влияющих на успешность обучения детей в школе, проводилось в МОУ СОШ № 11  с детьми младшего школьного возраста.

Цель исследования – определение уровня интеллектуальной готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе и изучение способов ее формирования.

2.1. Изучение уровня сформированности интеллектуальной готовности к обучению в школе

Цель – изучить уровень сформированности интеллектуальной готовности детей младшего школьного возраста к обучению в школе с помощью следующих методик (см. Приложение 1.):

1. «Кратковременная речевая память»

Цель: исследовать кратковременную память у детей 6-7-летнего возраста.

Инструкция: «Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты слушай внимательно и запоминай. Когда я пере­стану говорить, сразу повторяй все, что запомнилось, в любом порядке». Четко произнесите все слова из любого ряда (1-4) с интервалом в полсе­кунды, по окончании кивните головой и тихо скажи­те: «Говори».

Запишите все, что скажет ребенок (слова, которые он придумал сам, повторы и т. п.), не поправляя, не крити­куя и не комментируя его ответы. Записывайте слова так, как они произнесены ребенком, помечая для себя искажения и дефекты произношения. В конце работы обязательно похвалите ребенка, сказав: «Задание было трудное, и ты — молодец, много запомнил» (даже если ребенок запомнил всего 2-3 слова).

Обработка результатов: за каждое верно названное слово начисляется 1 балл (максимально 9 баллов).

В ходе проведенной методики были выявлено, что 1 человек имеет высокий уровень интеллектуального развития, что составляет 5% учащихся; 20 человек имеют низкий уровень, что составляет 95% учащихся, средний уровень выявлен не был.

2. «Кратковременная зрительная память»

Цель: исследовать кратковременную зрительную память у детей 6-7-летнего возраста.

Инструкция: Положите перед ребенком таблицу с 16-ю картинками. «А здесь нарисованы картинки. Смотри и запоминай. Потом я у тебя заберу эти картинки, а ты мне назовешь все, что запомнилось, в любом порядке». Время предъявления картинок — 25-30 секунд. В блан­ке ответов отметьте крестиком все, что ребенок назо­вет правильно. Когда ребенок замолчит, скажите ему: «Попробуй мысленно просмотреть картинку, может быть, ты еще что-то увидишь». Обычно детям удается вспомнить что-нибудь еще. Запишите то, что вспомнит ребенок, и обязательно похвалите его за работу.

Обработка результатов: за каждую верно названную картинку начисляется 1 балл (максимально 16 баллов).

В ходе проведенной методики были выявлено, что 7 человек имеет высокий уровень интеллектуального развития, что составляет 33% учащихся; 12человек имеют средний уровень, что составляет 57% учащихся, низкий уровень был выявлен у 2 детей, что составляет 10%  учащихся.

3. «Интуитивный речевой анализ-синтез»

Цель: исследовать у детей 6-7-летнего возраста способность к речевым операциям анализа - синтезу.

Инструкция: «Теперь я тебе буду говорить слова. Ты дол­жен найти, какое слово лишнее. Всего будет пять слов, четыре можно объединить, они друг к другу подходят, а одно — неподходящее, лишнее, его и называй». Зачитайте последовательность слов (см. ниже три ва­рианта последовательностей слов) и запишите лиш­нее слово, которое назовет ребенок. Похвалите его. Не просите ребенка объяснять, почему он выбрал то или иное слово. Если ребенок неправильно выполняет первое задание или не понимает, как это — найти лиш­нее слово, — разберите с ним пример: «астра, тюль­пан, василек, кукуруза, фиалка». Пусть о каждом сло­ве ребенок скажет, что оно означает. Помогите ему выбрать лишнее слово и объясните, почему оно лиш­нее. Отметьте, смог ли ребенок догадаться сам. Если при выполнении первого задания ребенок в каче­стве лишнего назвал последнее слово в ряду, притом, что до этого он плохо справился с заданием на крат­ковременную речевую память (см. задание № 1), спро­сите у него, все ли слова он запомнил. Прочитайте слова еще раз. Если после этого ребенок дает пра­вильный ответ, следующие ряды ему надо зачитывать 2-3 раза. Все повторные предъявления слов отмеча­ются в бланке ответов для того, чтобы потом при ин­терпретации выяснить причину, анализируя показате­ли скорости переработки информации, внимательно­сти, речевой памяти, мышления, тревожности. Курси­вом выделены правильные ответы.

Обработка результатов: за каждый правиль­ный ответ начисляется 1 балл (максимум 4 балла).

В ходе проведенной методики были выявлено, что 1 человек имеет высокий уровень интеллектуального развития, что составляет 5% учащихся; 16 человек имеют средний уровень, что составляет 76% учащихся, низкий уровень был выявлен у 4 детей, что составляет 19%  учащихся.

4. «Речевые аналогии»

Цель: исследовать у детей 6-7-летнего возраста способность к речевым аналогиям.

Инструкция: «А теперь представь «стол» и «скатерть». Эти два слова как-то между собой связаны. Тебе надо найти подходящее слово к слову «пол», чтобы полу­чилась такая же парочка, как «стол-скатерть». Я на­зову тебе слова, а ты выбери, какое из них подойдет к слову «пол», чтобы получилось так же как «стол-ска­терть». «Пол», — выбирай: «мебель, ковер, пыль, дос­ки, гвозди».

Информация о работе Формирование интеллектуальной готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе