Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 07:29, курсовая работа
Цель исследования: определение уровня интеллектуальной готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе и изучение способов ее формирования.
Объект исследования: готовность к обучению в школе.
Предмет исследования: формирование интеллектуальной готовности к обучению в школе.
Введение
Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент — залог надежности и качества будущей постройки.
Почти 20 лет в нашей стране существовало обучение в начальной школе двух типов: начиная с 6 лет по программе 1-4 и начиная с 7 лет по программе 1-3. Первоначальный план быстрого перехода на всеобщее обучение с 6 лет не удался не только потому, что далеко не во всех школах могли создать необходимые для учащихся этого возраста гигиенические условия, но и потому, что не всех детей можно обучать в школе с 6 лет. Сторонники более раннего обучения ссылаются на опыт зарубежных стран, где в школу начинают ходить с 5-6 лет. Но при этом как бы забывают, что дети этого возраста учатся там в рамках подготовительной ступени, где педагоги не проходят с ребятами конкретные предметы, а занимаются с ними разнообразными видами деятельности, адекватными данному возрасту (играют, рисуют, лепят, поют, читают книги, изучают основы счета и учат читать). При этом занятия проходят в свободной манере общения, допускающей непосредственное поведение ребенка, что соответствует психологическим особенностям его возраста.
Подготовительные классы очень похожи на существовавшие в нашей стране в детских садах подготовительные группы, в которых дети с 6 до 7 лет обучались основам счета и чтения, лепили, рисовали, занимались музыкой, пением, ритмикой, физкультурой, — и все это в режиме детского сада, а не школы. Программа для подготовительной группы детского сада разрабатывалась с учетом требований, предъявляемых к учащимся первого класса.
В то же время встал вопрос о чрезмерной перегрузке учащихся во всех звеньях школы. Программы средних классов стали упрощаться, а поскольку программу начальной школы нельзя было упрощать (результаты обучения в младших классах и так не удовлетворяли требованиям, которые предъявлялись к учащимся в среднем звене), то было решено опять продлить срок обучения в начальной школе до 4 лет, но теперь уже за счет более раннего начала обучения в школе. При этом были проигнорированы данные детской психологии о возрастных особенностях детей шестилетнего возраста, не позволяющих им вписаться в существующую в нашей стране систему школьного образования. В результате — многочисленные проблемы, связанные с обучением шестилеток (четырехлетняя программа 1-4). С другой стороны, дети семилетнего возраста, обучавшиеся по трехлетней программе 1-3, нормально усваивали необходимый объем знаний при условии, что они были готовы к школьному обучению. Таким образом, даже дополнительный год учебы с 6 до 7лет мало что дает ученику, если он не готов к школе. Значит, дело не в том, чтобы механически растянуть объем преподаваемого материала, а в том, чтобы учащийся мог эффективно усвоить предлагаемые ему знания.
В 2002-2003 гг. начальная школа опять переходит на четырехлетнюю программу обучения, но теперь уже независимо от возраста ребенка. При этом в нормативных документах по приему детей в первый класс говорится, что в школе могут начинать учиться дети, которым на 1 сентября исполнилось 6 лет 6 месяцев. Теоретически это означает, что в один класс попадают ребята от 6 лет 6 месяцев до 7 лет 6 месяцев, а на практике получается, что в одном первом классе встречаются ученики от 6 лет до 8 лет. И здесь в полный рост встает проблема психологической готовности к школе. Для психологии эта проблема не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей Х. Хетзер, 1936; A. Kерн, 1951; С. Стребел, 1957; Дж. Джирасек, 1970, 1978 и др. и уровень обученности дошкольников А. Анастази ( 1982).
В отечественной психологии серьезная проработка проблемы готовности к школьному обучению, своими корнями идущей из трудов Л. С. Выготского, содержится в работах Л. И. Божович (1968); Д. Б. Эльконина (1981, 1989); Н. Г. Салминой (1988); Е. Е. Кравцовой (1991); Н. В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрикова (1999, 2001) и др.
Актуальность проблемы исследования: анализируя проблему подготовки детей к успешному обучению в школе, следует отметить, что не все компоненты школьной зрелости одинаково востребованы в учебном процессе и влияют на успех в познавательной деятельности. Есть ключевые, существенные и незначимые, неинформативные. Е.А. Меньшикова доказывает, что организованность является важным показателем развития, необходимым для успешного усвоения учебного материала по всем учебным дисциплинам. Кроме того, дети с игровым отношением к ситуации обучения (традиционно считающимся самым незрелым) демонстрируют широкий диапазон успеваемости. Успех в учебе определяет сочетание игрового типа с развитием других компонентов школьной готовности (организованностью, логическим мышлением, памятью). Исследование Е.А. Меньшиковой подтвердили, что развитие логического мышления имеет сильные корреляционные связи с успехами детей в усвоении учебного материала по математике (особенно у мальчиков). Более того, высокий уровень развития логического мышления на старте школьного обучения особенно важен для успехов в изучении математики в последующем (во II и III классах).
Таким образом, проблема формирования интеллектуальной готовности детей к обучению в начальной школе актуальна. Важное значение при этом имеет развитие наглядно-схематической формы мышления и мыслительных операций, самостоятельности и активности мышления, формирование познавательных интересов и пр. На основании понимания роли деятельности в становлении психических функций и новообразований в процессе обучения как детей дошкольного, так и школьного возраста необходимо использовать разнообразные виды игр.
Не смотря на большое количество исследований, возникают следующие противоречия исследования:
1. Подготовка к школе хорошо проработана в программах, то есть теоретически, однако, в подавляющем большинстве, педагоги ДОУ не достаточно уделяют внимания целенаправленному формированию интеллектуальной готовности детей 6-7-летнего возраста на практике.
2. Отсутствие единой концепции психологической готовности детей к обучению в школе.
Обозначенные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в поиске эффективных средств диагностики и формирования интеллектуальной готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе.
Выделение актуальности, противоречий и проблемы обусловило выбор темы исследования: «Формирование интеллектуальной готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе».
Цель исследования: определение уровня интеллектуальной готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе и изучение способов ее формирования.
Объект исследования: готовность к обучению в школе.
Предмет исследования: формирование интеллектуальной готовности к обучению в школе.
Гипотеза исследования: разработка и применение специального комплекса занятий будет способствовать повышению уровня интеллектуальной готовности к обучению в школе.
Для достижения цели исследования были поставленные следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе.
2. Раскрыть сущность понятия интеллектуальная готовность, как один из компонентов психологической готовности.
3. Выявить уровень интеллектуальной готовности детей к обучению в школе.
4. Разработать комплекс занятий по формированию интеллектуальной готовности детей к обучению в коле и проверить его эффективность.
Исходной методологической основой исследования являются концептуальные положения о ведущей роли деятельности в развитии Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Божович; положения о возрастной периодизации развития Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, З.В. Мануйленко; положения об учебной мотивации Л. И. Божович, Х. Хекхаузена, Н. Г. Морозова, Л.С. Славина, Н. И. Гуткина.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы:
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование, психолого-педагогический эксперимент.
3. Статистические методы: математическая обработка экспериментальных данных.
База исследования: МОУ СОШ №11, 23 учащихся, из них 10 девочек и 13 мальчиков в возрасте 6-7 лет.
Исследование проводилось в 3 этапа:
1. Поисково – теоретический (с 13 ноября по 1 декабря).
В его рамках было проведено изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач, планирование психолого – педагогического эксперимента.
2. Опыто – экспериментальный (с 1 по 21 декабря).
На втором этапе происходит проведение и анализ результатов констатирующего и формирующего эксперимента.
3. Оформительско – внедренческий (с 1 марта по 30 апреля).
Теоретическое осмысление полученныж данных, их анализ, формулировка выводов.
Структура курсовой работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы(23), приложения(5).
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования интеллектуальной готовности к обучению младших школьников
1.1 Понятие и содержание психологической готовности к школьному обучению
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости»19.
А.Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками»19.
И.Шванцара более емко определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». В качестве компонентов готовности к обучению в школе И.Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты19.
Л.И.Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.В.Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.»2.
На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению — многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты (по данным Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я.Коломинского, Е.А.Пашко и др.)19.
1. Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции — положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни — портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности19.
2. Интеллектуальная готовность. Этот компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако в основном мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
дифференцированное восприятие;
аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
логическое запоминание;
интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;