Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:48, доклад
Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Феноменологи полагают, что именно внутренняя система отсчета человека – или субъективная способность постигать действительность – играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека. Доводя эту мысль до логического конца, феноменологическое направление отрицает идею о том, что окружающий мир есть нечто, что реально существует само по себе как неизменная действительность для всех.
Стратегия исследования, примененная
Роджерсом и его сотрудниками
для исследования психотерапевтических
личностных изменений (то есть изменений
в образе себя клиента), очень проста.
Клиенты неоднократно выполняют
Я-сортировку и идеал-сортировку во
время терапия, в конце терапии
и, в некоторых случаях, во время
посттерапевтических
Самовосприятие и психологическая адаптация
Как объяснялось ранее, Роджерс
полагал, что психологическая
Случай с миссис Оук может продемонстрировать, как некоторые из этих теоретических утверждений были эмпирически проверены. До начала терапии миссис Оук (имя вымышлено), женщина под 40, была домохозяйкой, и у нее были трудности во взаимоотношениях с мужем и дочерью-подростком. Роджерс проводил многочисленные сеансы терапии с этой клиенткой в течение пяти месяцев (Rogers, 1954). После этого был семимесячный перерыв в терапии, а затем сеансы были возобновлены и продолжались еще в течение двух месяцев. Несколько раз – до, во время и после терапии – миссис Оук выполняла Q-сортировку своего реального и идеального Я.
Данные Q-сортировки показали,
что в процессе терапии произошли
значительные изменения в Я-концепции
миссис Оук. А именно, описания ее идеального
Я в начале и в конце терапии
показали более высокую корреляцию
(r = +0,72), чем описания реального Я
в эти же два момента времени
(r = +0,30). По Роджерсу, это означает, что
реальное Я пациентки подверглось
большему изменению вследствие терапии,
чем ее идеальное Я. Более того,
корреляция между описаниями ее реального
и идеального Я были значительно
выше в конце терапии (r = +0,79), чем
в начале (r = +0,21). Это указывало
на то, что ее реальное Я более
соответствовало идеальному Я в
конце терапии, чем в начале. И
наконец, как ожидалось, соответствие
между сознаваемым Я и
Отмеченные изменения в размещении конкретных карточек Q-сортировки также показали, что в результате терапии миссис Оук переструктурировала свою Я-концепцию. До терапии она не чувствовала себя в безопасности, была дезорганизована, центрирована на себе и считала себя ответственной за свои проблемы. Двенадцать месяцев спустя, после терапии, она стала ощущать себя гораздо более уверенной в себе, эмоционально зрелой и спокойной. Выполненные самим Роджерсом Q-сортировки для миссис Оук также подтвердили эти изменения в ее восприятии себя. Далее следует сказать, что к тому времени, когда закончилась терапия, миссис Оук развелась с мужем, наладила отношения с дочерью и нашла работу.
Многие другие исследования так или иначе подтверждают предположение Роджерса, что несоответствие между сознаваемым Я и идеальным Я свидетельствует о плохой психологической адаптации. Вообще, чем больше несогласованность или несоответствие между ними, тем выше степень тревоги, нестабильности, социальной незрелости и эмоциональных расстройств (Achenbach, Zigler, 1963; Higgins, 1987; Turner, Vanderlippe, 1958). Более того, люди с сильным несоответствием между реальным и идеальным Я имеют более низкую степень самоактуализации, чем те, у кого это несоответствие невелико или вообще отсутствует (Mahoney, Hartnett, 1973).
Самопринятие и принятие других
Другая группа исследований,
в основе которых лежат теоретические
разработки Роджерса, касается предположения,
что чем в большей степени
человек принимает себя, тем выше
вероятность, что он принимает других.
Такая связь между
Различные исследования, где
в качестве испытуемых участвовали
студенты колледжа или лица, получающие
терапию, подтверждали связь между
самопринятием и принятием
Испытуемыми были 56 матерей детей, посещающих кооперативный детский сад. Были получены две величины измерения материнского самопринятия. Первую получили с применением опросника "Индекс адаптации и ценностей Биллса" (Bills Index of Adjustment and Values), измеряющего величину различия между Я и идеальным Я. Для получения второй использовали "Шкалу семантического дифференциала", состоящую из 20 биполярных прилагательных, в которой различие между рейтингом "Я в реальности" (такая, как я есть) и "Я в идеале" (такая, какой мне больше всего хочется быть) было определено операционально как вторая величина, характеризующая материнское самопринятие. Числовое выражение принятия ребенка было получено с помощью того же набора биполярных прилагательных. Различие между материнским рейтингом "мой ребенок в реальности" (такой, как он есть) и "мой ребенок в идеале" (каким я больше всего хотела бы его видеть) было определено как степень принятия матерью своего ребенка.
Корреляции между двумя значениями материнского самопринятия и величиной принятия ребенка показано в табл. 11-2. Как видно из таблицы, каждый из трех коэффициентов корреляции статистически значим. Эти результаты подтверждают мнение Роджерса, что матери, которые принимают себя (обладающие позитивным вниманием к себе), с гораздо большей вероятностью принимают своих детей такими, какие они есть, чем матери, не принимающие себя. К тому же результаты предполагают, что диапазон, в котором ребенок развивает позитивный образ себя, зависит от того, в какой степени его родители способны принять себя.
Таблица 11-2
Корреляции между величинами материнского
самопринятия и принятия ребенка
Величины |
Самопринятие |
Принятие ребенка |
Самопринятие по семантическому дифференциалу |
-0,57** |
0,33* |
Самопринятие по Биллсу |
-0,48** |
* p <0,05; ** p <0,01
Примечание. Отрицательная корреляция соответствует методу оценки тестов. При оценке самопринятия по Биллсу, чем выше значение, тем больше величина самопринятия, а значения самопринятия по семантическому дифференциалу и принятию ребенка обратные – большие значения обозначают менее благоприятные отношения. (Источник: адаптировано из Medinnus, Curtis, 1963, p. 543.)
ПРИМЕНЕНИЕ: ТЕРАПИЯ, ЦЕНТРИРОВАННАЯ НА ЧЕЛОВЕКЕ
Количество разнообразных
видов психотерапии, старых и новых,
применяемых к человеку, имеющему
личностные проблемы, достигло пугающей
величины. Психологи и психиатры
просили пациентов лежать на черном
кожаном диване и продуцировать
свободные ассоциации, пытались научить
их приемлемым социальным навыкам, предлагали
им зайти в пустую комнату и
издать пронзительный вопль, заставляли
их садиться обнаженными в кружок
в плавательном бассейне и "встречать"
друг друга. Все же, несмотря на полученные
ранее доказательства, что различные
формы инсайт-терапии
На этот вопрос Роджерс отвечает, что все эффективные формы психотерапии имеют один общий элемент – взаимоотношения между людьми. Конкретно, он утверждал, что качество взаимоотношений между психотерапевтом и клиентом является единственным важным фактором, ответственным за успешное терапевтическое вмешательство. Специальные терапевтические методики являются вторичными по отношению к взаимоотношениям психотерапевт-клиент и эмоциональному климату, в котором проходит их общение. Этот основанный Роджерсом и широко распространенный в настоящее время подход к психотерапии известен как терапия, центрированная на человеке (Rogers, 1986).
Эволюция роджерсовской терапии: от техники к взаимоотношениям
Подход Роджерса к психотерапии,
имеющий очень мало сходства с
психоанализом и
Позже Роджерс перенес
акцент на методики, позволяющие терапевту
лучше разобраться в том, что
происходит с пациентом в каждый
момент проводимого лечения. Он переименовал
свой подход в "клиент-центрированный",
подчеркнув тем самым, что задача
психотерапевта – понять самовосприятие
клиента. Однако в заключительной стадии
разработки методик подход Роджерса
к терапии опять изменился. С
начала 1960-х годов он стал больше
интересоваться вопросом о точных терапевтических
условиях, выполнение которых необходимо,
прежде чем клиент сможет начать разрешение
своих межличностных проблем. Как
указывалось ранее, он рассматривал
взаимоотношения между
"Перенос акцента на
терапию, центрированную на
Информация о работе Феноменологическое направление в теории личности