Феноменологическое направление в теории личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:48, доклад

Описание работы

Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Феноменологи полагают, что именно внутренняя система отсчета человека – или субъективная способность постигать действительность – играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека. Доводя эту мысль до логического конца, феноменологическое направление отрицает идею о том, что окружающий мир есть нечто, что реально существует само по себе как неизменная действительность для всех.

Работа содержит 1 файл

роджерс.docx

— 99.73 Кб (Скачать)

Роджерс отвергал в большей  ее части теорию Фрейда о том, что  прошлый опыт или источники происхождения  поведения являются первичными факторами, лежащими в основе личности. Поведение  не определено прошлыми событиями. Роджерс  подчеркивал, что необходимо понять, каким человек воспринимает свое окружение сейчас. Наша нынешняя интерпретация  прошлых переживаний, а не их фактические  обстоятельства, влияет на наше настоящее  поведение. Если бы Роджерса, например, спросили: "Что заставляет человека поступать так враждебно?", –  то могли бы получить ответ: "Он рассматривает  мир как опасное место и  считает, что его не любят и  не могут полюбить". Роджерс не сказал бы: "Он терпел лишения и  оскорбления, когда был ребенком".

С этой неисторической точки зрения необязательно прослеживать давнее прошлое, чтобы узнать, почему человек ведет себя так сегодня. Разумеется, Роджерс признавал, что прошлый опыт влияет на восприятие настоящих событий. Однако он настаивал на том, что на поведение данного момента всегда влияет нынешнее восприятие и интерпретация. Более того, Роджерс полагал, что на поведение существенно влияет то, как люди прогнозируют свое будущее (обратите внимание на сходство с теорией личностных конструктов Келли). Например, если молодая женщина считает, что она не умеет общаться с мужчинами, она находится в затруднении не из-за прошлых неудач, а из-за того, что боится неудач будущих. Ею управляет самоисполняющееся предвидение, а именно то, что она не сможет заинтересовать мужчину, потому что лишена социального шарма. Изменение негативного представления, которое она создала о себе, вероятно, способствовало бы ее успеху в будущих половых отношениях. Таким образом, Роджерс отдавал предпочтение идее о том, что личность следует изучать в контексте "настоящее – будущее".

И наконец, Роджерс подчеркивал, что поведение можно понять только если обращаться к целостному человеку. Другими словами, он поддерживал холистическую точку зрения на личность – представление о том, что человек ведет себя как целостный организм, и это единство нельзя свести к составляющим частям его личности. Приверженность Роджерса холистическому направлению видна практически в каждом аспекте его теоретической системы.

Я-КОНЦЕПЦИЯ: "ВСЕ-ТАКИ КТО Я?"

Из предыдущего обсуждения должно быть ясно, что Я-концепция  является определяющей в подходе  Роджерса. Фактически, конструкт "Я" является столь неотъемлемой частью роджерсовской теории, что некоторые  психологи определяют ее как "теорию Я" (Patterson, 1973). Но, удивительно, Роджерс  начал создавать свою теорию отнюдь не с признания важности собственного Я в переживаниях человека. Скорее он начал с представления о  Я как о "неясном, двусмысленном, научно бессмысленном термине", который  больше не в моде у уважающих себя психологов (Rogers, 1959, р. 200). Однако его  пациенты выражали свои проблемы и  установки, упорно используя именно этот термин, и постепенно он осознал, что Я было существенным элементом  человеческого опыта и что  целью пациента было достичь своей "реальной сущности". Я, или Я-концепция (Роджерс использовал эти термины взаимозаменяемо) определяется как:

"Организованный, последовательный  концептуальный гештальт, составленный  из восприятий свойств Я, или  "меня" и восприятий взаимоотношений  Я, или "меня" с другими  людьми и с различными аспектами  жизни, а также ценности, связанные  с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен сознаванию, хотя  и не обязательно осознаваемый" (Rogers, 1959, р. 200).

Таким образом, Я – это  дифференцированная часть феноменального поля, или поля восприятия человека (определенного как всеобщность переживаемого), которая состоит из осознанного восприятия и ценностей Я. Я-концепция означает представления человека о том, что он собой представляет. Я-концепция отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя. Для примера, человек может воспринимать себя так: "Я умный, любящий, честный, внимательный и привлекательный". С точки зрения феноменологического направления, Я-концепция часто отражает то, как мы видим себя в связи с различными ролями, которые мы играем в жизни. Эти ролевые образы формируются в результате все более усложняющихся транзакций между людьми. Следовательно, Я-концепция может включать некий набор образов себя – родителя, супруга, студента, служащего, руководителя, спортсмена, музыканта и артиста. Легко заметить, что Я человека может состоять из наборов восприятия, отражающих многие специфические "роли" в различных жизненных контекстах (Markus, Nurius, 1986).

Я-концепция включает не только наше восприятие того, какие  мы есть, но также и то, какими, как  мы полагаем, мы должны быть и хотели бы быть. Этот последний компонент  Я называется идеальное Я. По Роджерсу, идеальное Я отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет. Это Я, которое человек больше всего ценит и к которому стремится.

Роджерсовское понятие "Я" можно также понимать в терминах различных свойств и функций. Для начала Роджерс постулировал, что Я-концепция исходит из общих  законов и принципов восприятия, установленных в научной психологии (см. Epstein, 1973). Это означает, что структура  Я действует в терминах таких  процессов восприятия, как фигура-фон, завершение и сходство. Во-вторых, Роджерс  полагал, что Я-концепция пространственна  по природе, и считал, что она представляет собой организованную, логически  последовательную и интегрированную  систему восприятия "себя". Так, например, хотя Я постоянно меняется в результате нового опыта, оно всегда сохраняет качества целостной системы, гештальта. Неважно, насколько люди изменяются со временем, у них всегда сохраняется внутреннее чувство, что  они в любой момент времени  остаются все теми же людьми. Далее  Роджерс предположил, что Я-концепция  – это не гомункул или "маленький  человечек в голове", который  контролирует действия человека. Я  не регулирует поведение; наоборот, оно  символизирует главную часть  сознательного опыта индивида. И  наконец, панорама опыта и восприятия, известная как "Я", принимается  и признается сознанием. Роджерс  полагал, что для Я-концепции, в  которую включены бессознательные  процессы, нельзя дать рабочее определение, и, следовательно, она не поддается  научному исследованию.

Развитие Я-концепции

В отличие от таких теоретиков, как Фрейд, Адлер и Эриксон, Роджерс  не создавал специальную схему критических  стадий, через которые проходят люди в процессе формирования Я-концепции. Он сосредоточивался на том, как оценка индивидуума другими людьми, особенно в период младенчества и раннего  детства, способствует развитию позитивного  или негативного образа себя.

Изначально новорожденный  воспринимает все переживания нерасчлененно, будь то ощущения тела или внешние  стимулы, такие как движение игрушек, подвешенных над кроваткой. Младенец не сознает себя как отдельное  сущее, поэтому он не делает различий между тем, что есть "мое" и  что – "не мое". Следовательно  для новорожденного Я является фикцией (не существует); присутствует только целостное, всеохватывающее и недифференцированное феноменальное поле. Тем не менее, вследствие общей тенденции к  дифференциации, которая является частью процесса актуализации, ребенок постепенно начинает отличать себя от остального мира. Этот процесс дифференциации феноменального поля в такое, которое  признается и ощущается как отдельный  объект, объясняет возникновение  Я-концепции человека в теории Роджерса.

Роджерс выдвинул теорию, что  когда Я только формируется, оно  регулируется исключительно организмическим  оценочным процессом. Иначе говоря, младенец или ребенок оценивает  каждое новое переживание с позиции  того, способствует оно или препятствует его врожденной тенденции к актуализации. Например, голод, жажда, холод, боль и  неожиданный громкий шум оцениваются  негативно, так как мешают поддержанию  биологической целостности. Пища, вода, безопасность и любовь оцениваются  позитивно, так как они способствуют росту и развитию организма. В  некотором смысле организмический  оценочный процесс является контролирующей системой, которая способствует правильному  удовлетворению потребностей младенца. Младенец оценивает свои переживания  в соответствии с тем, нравятся они  ему или не нравятся, доставляют ему удовольствие или нет и  так далее. Такое оценивание проистекает  из его спонтанной реакции на непосредственные переживания, будь то сенсорные, висцеральные или эмоциональные стимулы.

Структура Я впоследствии формируется через взаимодействие с окружением, в частности, со значимыми  другими (например, родители, братья и  сестры, другие родственники). Иначе  говоря, по мере того, как ребенок  становится социально восприимчивым  и развиваются его когнитивные  и перцептивные способности, его  Я-концепция все больше дифференцируется и усложняется. Следовательно, в  значительной степени содержание Я-концепции  является продуктом процесса социализации. И отсюда вытекают условия, важные для  развития Я-концепции.

Потребность в  позитивном внимании. По Роджерсу, для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Эта потребность в позитивном внимании, которая, по мнению Роджерса, универсальна, развивается как осознание возникновения "себя", она всепроникающа и устойчива. Впервые она проявляется как потребность младенца в любви и заботе, а впоследствии она выражает себя в удовлетворении человека, когда его одобряют другие, и фрустрации, когда им недовольны. Роджерс указывал, что позитивное внимание является либо приобретаемым, либо врожденным, но, хотя он предпочитал первое объяснение (то есть полагал, что это вторичный, приобретенный мотив), он не считал происхождение этого мотива существенным для своей теории. Интересным аспектом позитивного внимания является его двойная природа – если человек считает, что он удовлетворяет потребность позитивного внимания у других людей, то он непременно чувствует удовлетворение своей собственной потребности.

С точки зрения Роджерса, ребенок сделает почти все, даже пожертвует организмическим оценочным  процессом, чтобы удовлетворить  потребность позитивного внимания. Например, если родитель настаивает, чтобы  ребенок вел себя как "хороший  мальчик", а то его не будут  любить, он будет оценивать переживания  с позиции родительского образа "хорошего поведения", а не в  терминах своей собственной организмической  реакции. Вместо того, чтобы узнать, что почувствуешь, если скажешь "гадкое" слово, положишь лягушку в кровать  сестры или украдешь игрушку у  приятеля, ребенок сразу определяет подобное поведение как "плохое" и отказывается от него. Таким образом, поведение ребенка управляется  не вероятностью того, что его переживания  сохранят или интенсифицируют его  Я-концепцию, а вероятностью получить позитивное внимание от значимых для  него людей. Роджерс считает это  состояние несоответствия "Я" и переживаемого опыта наиболее серьезным препятствием в развитии психологической зрелости.

Роджерс также предположил, что людям необходимо позитивно  рассматривать себя. Потребность  в позитивном внимании к себе – это приобретенная потребность, которая появляется при сравнении своих переживаний с удовлетворением или неудовлетворением потребности к позитивному вниманию. Иначе говоря, позитивное внимание к себе соотносится с удовлетворением при одобрении и неудовлетворением при неодобрении себя. Как будто структура Я стала для самой себя "значимым социальным другим". Развитие позитивного внимания к себе гарантирует, что человек будет стремиться действовать так, чтобы и другие, и он сам одобрительно отзывались о его поступках. Следовательно, человек вряд ли поведет себя не в соответствии с Я-концепцией, так как это не будет удовлетворять потребность в позитивном внимании к себе.

Условия ценности. Учитывая тот факт, что у детей есть непреодолимая потребность в позитивном внимании, неудивительно, что они очень впечатлительны и подвержены влиянию значимых для них людей. Говоря точнее, для процесса социализации типично, что дети учатся тому, что какие-то вещи можно делать, а какие-то нет. Чаще всего родители позитивно относятся к желаемому поведению ребенка. То есть если дети ведут себя желаемым образом, у них появляется опыт позитивного внимания, в противном случае он отсутствует. Таким образом создается то, что Роджерс назвал обусловленное позитивное внимание, или условия ценности, которые уточняют обстоятельства, при которых дети будут переживать позитивное внимание. Условия могут быть очень разнообразными в разных ситуациях, но основной принцип сохраняется: "Я буду любить, уважать и принимать тебя только в том случае, если ты будешь таким, каким я хочу тебя видеть". Обусловленное позитивное внимание означает, что дети получают похвалу, внимание, одобрение и другие формы поощрений за поведение, которого от них ожидают значимые другие, особенно родители. Фактически с годами приобретая опыт, дети запоминают, что если их действия одобряются родителями, то их будут хвалить и любить. И наоборот, если они будут действовать неправильно или неприемлемо с точки зрения родителей, то их не будут ценить и любить.

Пример обусловленного позитивного  внимания: отец говорит сыну, что  если он закончит полугодие на одни пятерки, то не только получит больше денег на карманные расходы, но также  будет освобожден от обязанности  мыть автомобиль и подстригать траву. Обусловленное позитивное внимание также прослеживается во многих других видах человеческих взаимоотношений, когда кого-либо лишают одобрения  и поддержки или дают их. Учителя  средней школы часто награждают ученика, который был наиболее внимательным или работоспособным в классе, золотой звездой (прикрепляя ее к  классной доске объявлений, чтобы  все видели). Президент колледжа продвигает или не продвигает по службе сотрудников факультета, основываясь  на качестве их преподавательской или  научной деятельности. В каждом примере  то, как человек оценивает свою ценность (самоуважение), зависит от выполнения требований, предъявляемых  ему другими. Такое обусловленное  позитивное внимание со стороны других людей приводит к тому, что человек  в одних отношениях чувствует  свою ценность, а в других – нет.

Роджерс утверждал, что условие  ценности по отношению к ребенку причиняет ущерб его становлению как полностью функционирующего человека по той причине, что ребенок пытается соответствовать стандартам других, а не определить для себя, кем он хочет быть, и добиваться этого. В таких условиях ребенок начинает оценивать себя как личность (что ценно, а что не представляет ценности для него) только с точки зрения ценности тех действий, мыслей и чувств, которые получают одобрение и поддержку. Ребенок чувствует, что в каком-то отношении его ценят, а в каком-то нет. Этот процесс приводит к Я-концепции, которая находится в полном несоответствии с организмическим опытом и, следовательно, не служит прочной основой для развития здоровой личности.

Информация о работе Феноменологическое направление в теории личности