Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:48, доклад
Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Феноменологи полагают, что именно внутренняя система отсчета человека – или субъективная способность постигать действительность – играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека. Доводя эту мысль до логического конца, феноменологическое направление отрицает идею о том, что окружающий мир есть нечто, что реально существует само по себе как неизменная действительность для всех.
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ:
Карл Роджерс
Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Феноменологи полагают, что именно внутренняя система отсчета человека – или субъективная способность постигать действительность – играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека. Доводя эту мысль до логического конца, феноменологическое направление отрицает идею о том, что окружающий мир есть нечто, что реально существует само по себе как неизменная действительность для всех. Утверждается, что материальная или объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени. Этот тезис является краеугольным камнем феноменологического подхода к личности (Watzlawick, 1984).
Другой важный тезис, характеризующий
феноменологическое направление, –
идея о том, что люди способны определять
свою судьбу. Действительно, феноменологи
полагают, что люди свободны в решении,
какой должна быть их жизнь в контексте
врожденных способностей и ограничений.
Убеждение в том, что самоопределение
является существенной частью природы
человека, приводит, в свою очередь,
к заключению, что люди, в конечном
счете, ответственны за то, что они
собой представляют. К сожалению,
некоторые стремятся жить так, как
будто не воспринимают себя в качестве
основного контролирующего
Последний тезис, характеризующий
феноменологический подход к личности,
заключается в том, что люди в
своей основе добры и обладают
стремлением к совершенству. В
частности, предполагается, что люди
естественно и неизбежно
Следы трех основных тезисов,
связанных с феноменологическим
направлением в персонологии, прослеживаются
в теориях Маслоу и Келли, представленных
в двух предыдущих главах. Тем не
менее, общепризнано, что концепции
и положения, характеризующие
КАРЛ РОДЖЕРС:
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
Биографический очерк
Карл Рэнсом Роджерс (Carl Ransom
Rogers) родился в Оук-парке (предместье
Чикаго), штат Иллинойс, в 1902 году. Он был
четвертым из шести детей, пять из
которых были мальчиками. Его отец
был инженером и подрядчиком,
добившимся определенного финансового
успеха, потому в ранние годы жизни
Роджерса в экономическом отношении
семья была благополучной. Когда
ему исполнилось 12 лет, семья переехала
на ферму на западе от Чикаго, и в
этой сельской местности он провел
юношеские годы. Члены семьи были
уверенными в себе, хотя неявно зависели
друг от друга, но не производили впечатления
действительно радостных и
Не имея близких друзей
вне семьи, Роджерс проводил много
времени в одиночестве, с удовольствием
читая книги о приключениях. Фактически
он читал все, что попадется под
руку, включая словарь и
"Я управлял культиватором
весь день, обычно меня посылали
на кукурузное поле в дальнем
конце фермы, которое поросло
пыреем. Это был урок независимости,
умения справляться одному, без
кого-либо другого... Это был опыт
личной ответственности,
В юношестве Роджерс проявил страстный интерес к природе и занял научную позицию в занятиях сельским хозяйством, делая подробные записи своих наблюдений за растениями и животными. Он собирал и выращивал определенный вид ночных бабочек и прочитал о них все, что мог найти. Он также читал книги по сельскому хозяйству, которые приносил отец, и о применяемых в этой области научных методах.
После окончания школы
Роджерс намеревался стать
После окончания университета
Роджерс женился на Хелен Элиот,
соученице по Висконсину, с которой
он был знаком с детства. Тем же
летом новобрачные отправились
в Нью-Йорк на автомобиле "Форд-Т"
в либеральную Объединенную теологическую
семинарию. Роджерс нашел жизнь
в Нью-Йорке возбуждающей и волнующей:
"Я приобрел друзей, нашел новые
идеи и совершенно влюбился в жизнь"
(Rogers, 1967, р. 353). В Объединенной семинарии
Роджерс впервые осознал, что
пастыри и профессионалы в
области психического здоровья имеют
общую цель – помогать обездоленным
людям. Однако постепенно он освободился
от чар академического курса по религии
– разочарование, подкрепленное
растущим скептицизмом по поводу схоластических
установок религиозной работы. В
конце второго года учебы он сменил
семинарию на Учительский колледж
Колумбийского университета, чтобы
получить образование в области
клинической и педагогической психологии.
Роджерс получил степень
В 1931 году Роджерс занял
должность психолога в
В 1945 году Роджерс перешел в Чикагский университет, где занял должность профессора психологии и директора университетского консультативного центра. Это положение давало ему возможность основать консультативный центр для студентов старших курсов, где профессиональный персонал и аспиранты работали на равных. Самыми продуктивными и творческими были для него 1945-1957 годы, проведенные в Чикаго. В этот период он завершил свою главную работу "Центрированная на клиенте терапия: ее современная практика, значение и теория" (1951) – книгу, разрабатывающую теорию, лежащую в основе его подхода к межличностным отношениям и изменению личности. Он также провел несколько исследований процесса и результатов психотерапии. Это был период личных неудач. Консультируя очень тяжелую пациентку, Роджерс был поглощен ее патологией. Будучи почти на грани срыва, он буквально бежал из консультативного центра, взял трехмесячный отпуск и вернулся для терапии, которую проводил с ним один из его бывших студентов. Позже он вспоминал: "Я часто был благодарен, что к тому времени, когда мне нужна была помощь, я подготовил психотерапевтов, которые вели свои собственные дела, не зависели от меня и даже были способны предложить мне помощь, в которой я нуждался" (Rogers, 1967, р. 367).
В 1957 году Роджерс вернулся
в Висконсинский университет, где
вел работу в отделениях психологии
и психиатрии. Впоследствии он начал
интенсивную программу
В 1964 году Роджерс уволился
из университета и стал сотрудником
Западного института
Роджерс получил много
наград за свой вклад в психологию
и был активным членом многочисленных
научных обществ. Его избирали президентом
Американской психологической ассоциации
в 1946-1947 годах, и в 1956 году он первым
получил награду Американской психологической
ассоциации за выдающийся вклад в
науку. Он также получил награду
Американской психологической ассоциации
в 1972 году за выдающиеся профессиональные
достижения. В обращении к съезду
Американской психологической ассоциации
в 1972 году он подытожил свой вклад
в психологию, сказав: "Я выразил
идею, для которой пришло время, как
будто камень был брошен в воду
и поднял рябь. Идея была в том, что
индивид имеет широкие
Роджерс является автором нескольких интересных книг по консультированию и личности, включая: "Психотерапия и изменение личности" совместно с Р. Даймондом (R. Dymond) (1954); "Становление личности: взгляд психотерапевта" (1961); "От человека к человеку: проблема человеческого бытия" совместно с Б. Стивенсом (В. Stevens) (1967); "Свобода учиться: чем может стать образование" (1969); "Карл Роджерс о группах встреч" (1970); "Партнерство: брак и его альтернативы" (1972); "Карл Роджерс о человеческих возможностях" (1977); "Способ бытия" (1980) и "Свобода учиться: 80-е годы" (1983). Его автобиография появилась в "Истории психологии в автобиографиях" (Rogers, 1967, Volume 5, p. 341-384).
ТОЧКА ЗРЕНИЯ РОДЖЕРСА НА ПРИРОДУ ЧЕЛОВЕКА
Точка зрения Роджерса на природу человека сформировалась так же, как у Фрейда, на основе его личного опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. Он признавал, что главный толчок его идеям дал интерес к людям, которым требовалась профессиональная помощь: "Из отношений с этими людьми, из часов, проведенных с ними, я почерпнул большинство моих догадок о значении терапии, о динамике межличностных отношений, о структуре и функционировании личности" (Rogers, 1959, р. 188).
В результате своих клинических наблюдений Роджерс пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля. Такая точка зрения отчетливо соотносится с верой Руссо в доброту, свойственную природе человека, – убежденностью в том, что человек, если позволить ему раскрывать свои врожденные возможности, будет развиваться оптимально и эффективно.
Роджерс утверждал, что христианство
культивировало представление, что
люди от природы злы и грешны.
Он также утверждал, что этот негативный
взгляд на человечество был еще усилен
Фрейдом, нарисовавшим портрет человека,
движимого Оно и
Информация о работе Феноменологическое направление в теории личности