Феноменологическое направление в теории личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:48, доклад

Описание работы

Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Феноменологи полагают, что именно внутренняя система отсчета человека – или субъективная способность постигать действительность – играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека. Доводя эту мысль до логического конца, феноменологическое направление отрицает идею о том, что окружающий мир есть нечто, что реально существует само по себе как неизменная действительность для всех.

Работа содержит 1 файл

роджерс.docx

— 99.73 Кб (Скачать)

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ  НАПРАВЛЕНИЕ:  
Карл Роджерс

Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Феноменологи полагают, что именно внутренняя система отсчета человека – или субъективная способность постигать действительность – играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека. Доводя эту мысль до логического конца, феноменологическое направление отрицает идею о том, что окружающий мир есть нечто, что реально существует само по себе как неизменная действительность для всех. Утверждается, что материальная или объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени. Этот тезис является краеугольным камнем феноменологического подхода к личности (Watzlawick, 1984).

Другой важный тезис, характеризующий  феноменологическое направление, –  идея о том, что люди способны определять свою судьбу. Действительно, феноменологи полагают, что люди свободны в решении, какой должна быть их жизнь в контексте  врожденных способностей и ограничений. Убеждение в том, что самоопределение  является существенной частью природы  человека, приводит, в свою очередь, к заключению, что люди, в конечном счете, ответственны за то, что они  собой представляют. К сожалению, некоторые стремятся жить так, как  будто не воспринимают себя в качестве основного контролирующего фактора  своей жизни. Подобно разменной  пешке на шахматной доске, эти  люди проживают жизнь, словно какие-то силы, которым они не могут сопротивляться, "движут" ими. В соответствии с  феноменологической позицией, так происходит только потому, что эти люди потеряли из виду свободу самоопределения, которая  заложена в их природе.

Последний тезис, характеризующий  феноменологический подход к личности, заключается в том, что люди в  своей основе добры и обладают стремлением к совершенству. В  частности, предполагается, что люди естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации, самостоятельности и зрелости. Концепция  роста, сконцентрированная на процессе осуществления внутренних возможностей и личностного потенциала человека, четко отражает позитивный и оптимистичный  взгляд на человечество.

Следы трех основных тезисов, связанных с феноменологическим направлением в персонологии, прослеживаются в теориях Маслоу и Келли, представленных в двух предыдущих главах. Тем не менее, общепризнано, что концепции  и положения, характеризующие феноменологический подход к личности, наиболее прямо  выражены в работах Карла Роджерса. Его теория включена в эту книгу  потому, что в ней делается попытка  понять, как человек воспринимает мир. Теория Роджерса представлена также  и потому, что она уделяет пристальное  внимание концепции себя и переживаниям, связанным с собой, а также потому, что в ней подчеркивается важность тенденций, способствующих росту, присущих всем людям. Влияние трудов Роджерса общеизвестно и ни в коем случае не ограничено сферой теоретической психологии. Он играл ключевую роль в развитии групп встреч как средства помощи людям из всех слоев общества достичь улучшения и обогащения своих межличностных отношений. К тому же его идеи имели поразительное влияние на такие сферы, как социальная работа, уход за больными, семейное консультирование, групповая динамика и образование. Трудно переоценить огромное влияние Роджерса на формирование терапевтических и образовательных стратегий, используемых сегодня профессионалами.

КАРЛ РОДЖЕРС:  
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

Биографический  очерк

Карл Рэнсом Роджерс (Carl Ransom Rogers) родился в Оук-парке (предместье Чикаго), штат Иллинойс, в 1902 году. Он был  четвертым из шести детей, пять из которых были мальчиками. Его отец был инженером и подрядчиком, добившимся определенного финансового  успеха, потому в ранние годы жизни  Роджерса в экономическом отношении  семья была благополучной. Когда  ему исполнилось 12 лет, семья переехала  на ферму на западе от Чикаго, и в  этой сельской местности он провел юношеские годы. Члены семьи были уверенными в себе, хотя неявно зависели друг от друга, но не производили впечатления  действительно радостных и довольных  собой и друг другом людей. Роджерс  вспоминал, что его отрочество проходило  в строгой и бескомпромиссной религиозной и нравственной атмосфере (Rogers, 1973). Он описывал своих родителей  как людей чувствительных и любящих, но, тем не менее, искренне и догматично приверженных фундаменталистским религиозным  взглядам.

Не имея близких друзей вне семьи, Роджерс проводил много  времени в одиночестве, с удовольствием  читая книги о приключениях. Фактически он читал все, что попадется под  руку, включая словарь и энциклопедию. В школьные годы Роджерс тоже жил  в социальной изоляции и одиночестве. Он посещал три разные школы, каждую не более двух лет, тратя много  времени на дорогу, так что ему  никогда не удавалось участвовать  вместе с другими школьниками  во внеклассной деятельности. Однако Роджерс учился отлично. Почти по всем предметам у него были высшие оценки, особенно он отличался в  английском языке и в естественных науках. Летние каникулы он проводил на ферме, работая там до изнеможения.

"Я управлял культиватором  весь день, обычно меня посылали  на кукурузное поле в дальнем  конце фермы, которое поросло  пыреем. Это был урок независимости,  умения справляться одному, без  кого-либо другого... Это был опыт  личной ответственности, который  сегодня переживают немногие  молодые люди" (Rogers, 1967, р. 347).

В юношестве Роджерс проявил  страстный интерес к природе  и занял научную позицию в  занятиях сельским хозяйством, делая  подробные записи своих наблюдений за растениями и животными. Он собирал  и выращивал определенный вид  ночных бабочек и прочитал о них  все, что мог найти. Он также читал  книги по сельскому хозяйству, которые  приносил отец, и о применяемых  в этой области научных методах.

После окончания школы  Роджерс намеревался стать фермером. В 1919 году он поступил в Висконсинский  университет, семейную alma mater, и в  качестве предмета изучения выбрал научное  земледелие. Однако на втором курсе  он активно занялся религиозной  деятельностью и посещал студенческую религиозную конференцию, имевшую  своим лозунгом: "Наставляйте  в христианской вере мир нашего поколения". В результате он решил готовиться к пасторской деятельности. В следующем, 1922 году произошло событие, которое  перевернуло его жизнь. В числе  десяти американских студентов колледжа он был избран для поездки на конференцию  Всемирной студенческой христианской федерации в Пекине. Он провел более  шести месяцев за рубежом, где  наблюдал религиозные и культурные отношения, совершенно отличные от тех, к которым он привык. Жизнь на Востоке не только сделала его взгляды на жизнь более либеральными, но и заставила усомниться в божественности Иисуса. Эта поездка также сделала Роджерса независимым от интеллектуальных и религиозных уз родителей. После путешествия на Восток Роджерс возвратился в Висконсин и получил степень бакалавра по истории в 1924 г. Он прошел только один курс по психологии – заочно!

После окончания университета Роджерс женился на Хелен Элиот, соученице по Висконсину, с которой  он был знаком с детства. Тем же летом новобрачные отправились  в Нью-Йорк на автомобиле "Форд-Т" в либеральную Объединенную теологическую  семинарию. Роджерс нашел жизнь  в Нью-Йорке возбуждающей и волнующей: "Я приобрел друзей, нашел новые  идеи и совершенно влюбился в жизнь" (Rogers, 1967, р. 353). В Объединенной семинарии  Роджерс впервые осознал, что  пастыри и профессионалы в  области психического здоровья имеют  общую цель – помогать обездоленным людям. Однако постепенно он освободился  от чар академического курса по религии  – разочарование, подкрепленное  растущим скептицизмом по поводу схоластических установок религиозной работы. В  конце второго года учебы он сменил семинарию на Учительский колледж  Колумбийского университета, чтобы  получить образование в области  клинической и педагогической психологии. Роджерс получил степень магистра в 1928 году и степень доктора клинической  психологии в 1931 году.

В 1931 году Роджерс занял  должность психолога в Отделении  исследования детей Общества по предотвращению жестокости к детям в Рочестере, Нью-Йорк. В течение следующего десятилетия  Роджерс активно занимался работой  с делинквентными и неблагополучными детьми. Он также играл важную роль в создании Рочестерского центра направляющей помощи и был его  директором, несмотря на уверенность, что организацию должен возглавлять  психиатр. После опубликования очень  успешной работы под названием "Клиническое  лечение проблемного ребенка" в 1939 году Роджерсу предложили работать на кафедре психологии Университета штата Огайо в качестве профессора. В 1940 году Роджерс вернулся в Колумбийский университет, чтобы начать новую  карьеру. Переход в академическую  среду принес Роджерсу широкое признание  в области зарождающейся клинической  психологии. Он привлек много талантливых  аспирантов и начал публиковать  многочисленные статьи, подробно излагая  свои взгляды на психотерапию и ее эмпирическое исследование. Эти идеи были выдвинуты в его книге "Консультирование и психотерапия", опубликованной в 1942 году.

В 1945 году Роджерс перешел  в Чикагский университет, где  занял должность профессора психологии и директора университетского консультативного центра. Это положение давало ему  возможность основать консультативный  центр для студентов старших  курсов, где профессиональный персонал и аспиранты работали на равных. Самыми продуктивными и творческими  были для него 1945-1957 годы, проведенные  в Чикаго. В этот период он завершил свою главную работу "Центрированная на клиенте терапия: ее современная  практика, значение и теория" (1951) – книгу, разрабатывающую теорию, лежащую в основе его подхода  к межличностным отношениям и  изменению личности. Он также провел несколько исследований процесса и  результатов психотерапии. Это был  период личных неудач. Консультируя очень  тяжелую пациентку, Роджерс был  поглощен ее патологией. Будучи почти  на грани срыва, он буквально бежал  из консультативного центра, взял трехмесячный отпуск и вернулся для терапии, которую  проводил с ним один из его бывших студентов. Позже он вспоминал: "Я  часто был благодарен, что к  тому времени, когда мне нужна  была помощь, я подготовил психотерапевтов, которые вели свои собственные дела, не зависели от меня и даже были способны предложить мне помощь, в которой  я нуждался" (Rogers, 1967, р. 367).

В 1957 году Роджерс вернулся в Висконсинский университет, где  вел работу в отделениях психологии и психиатрии. Впоследствии он начал  интенсивную программу исследований, используя психотерапию для лечения  больных шизофренией в Государственном  психиатрическом госпитале. К сожалению, эта исследовательская программа  столкнулась с некоторыми проблемами и оказалась не столь успешной, как ожидал Роджерс. Некоторые члены  коллектива были против терапевтического подхода Роджерса, данные таинственным образом исчезали, и оказалось, что  у больных шизофренией, которых  лечили по этой программе, были лишь самые  незначительные улучшения по сравнению  с пациентами, которых лечили привычным  образом.

В 1964 году Роджерс уволился из университета и стал сотрудником  Западного института бихевиоральных наук в Ла-Джолле, штат Калифорния –  благотворительной организации, занимающейся гуманистически ориентированными исследованиями по межличностным отношениям. Четыре года спустя он оставил это место  и занял пост в Центре по изучению человека, также расположенном в  Ла-Джолле. Здесь он трудился до самой  смерти, последовавшей от сердечного приступа во время операции на сломанном  бедре (1987 год). В последние годы Роджерс  ездил по всему миру с семинарами, на которых он демонстрировал психологам и другим работникам сферы психического здоровья, а также педагогам и  политикам, как принципы клиент-центрированной терапии могут быть использованы для облегчения напряжения в мире и достижения мирного сосуществования. "Проблема предотвращения ядерной  бойни – самая главная для  моего ума, сердца и работы" (Rogers, 1984, р. 15).

Роджерс получил много  наград за свой вклад в психологию и был активным членом многочисленных научных обществ. Его избирали президентом  Американской психологической ассоциации в 1946-1947 годах, и в 1956 году он первым получил награду Американской психологической  ассоциации за выдающийся вклад в  науку. Он также получил награду  Американской психологической ассоциации в 1972 году за выдающиеся профессиональные достижения. В обращении к съезду Американской психологической ассоциации в 1972 году он подытожил свой вклад  в психологию, сказав: "Я выразил  идею, для которой пришло время, как  будто камень был брошен в воду и поднял рябь. Идея была в том, что  индивид имеет широкие внутренние возможности для изменения своей  жизни, и эти возможности можно  мобилизовать при соответствующих  условиях" (Rogers, 1973, р. 4). Если о теории судить только по тому, как она повлияла на профессиональную психологию, то работу Карла Роджерса следует оценить  очень высоко. Никто со времен Фрейда не имел большего влияния на практику консультирования и терапии, чем  Роджерс.

Роджерс является автором  нескольких интересных книг по консультированию и личности, включая: "Психотерапия и изменение личности" совместно  с Р. Даймондом (R. Dymond) (1954); "Становление  личности: взгляд психотерапевта" (1961); "От человека к человеку: проблема человеческого бытия" совместно  с Б. Стивенсом (В. Stevens) (1967); "Свобода  учиться: чем может стать образование" (1969); "Карл Роджерс о группах  встреч" (1970); "Партнерство: брак и  его альтернативы" (1972); "Карл Роджерс  о человеческих возможностях" (1977); "Способ бытия" (1980) и "Свобода  учиться: 80-е годы" (1983). Его автобиография  появилась в "Истории психологии в автобиографиях" (Rogers, 1967, Volume 5, p. 341-384).

ТОЧКА ЗРЕНИЯ РОДЖЕРСА НА ПРИРОДУ ЧЕЛОВЕКА

Точка зрения Роджерса на природу  человека сформировалась так же, как  у Фрейда, на основе его личного  опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. Он признавал, что главный толчок его идеям дал интерес к людям, которым требовалась профессиональная помощь: "Из отношений с этими людьми, из часов, проведенных с ними, я почерпнул большинство моих догадок о значении терапии, о динамике межличностных отношений, о структуре и функционировании личности" (Rogers, 1959, р. 188).

В результате своих клинических  наблюдений Роджерс пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована  на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична  и весьма заслуживает доверия. Он считал человека активным существом, ориентированным  на отдаленные цели и способным вести  себя к ним, а не созданием, раздираемым  силами, находящимися вне его контроля. Такая точка зрения отчетливо  соотносится с верой Руссо  в доброту, свойственную природе  человека, – убежденностью в том, что человек, если позволить ему  раскрывать свои врожденные возможности, будет развиваться оптимально и  эффективно.

Роджерс утверждал, что христианство культивировало представление, что  люди от природы злы и грешны. Он также утверждал, что этот негативный взгляд на человечество был еще усилен Фрейдом, нарисовавшим портрет человека, движимого Оно и бессознательным, которые могут проявить себя в  инцесте, убийстве, воровстве, половом  насилии и других ужасающих действиях. В соответствии с этой точкой зрения люди коренным образом иррациональны, несоциализированы, эгоистичны и деструктивны по отношению к себе и другим. Роджерс допускал, что у людей  иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы и моменты, когда они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой (Rogers, 1980). Когда же люди функционируют полностью, когда ничто не мешает им проявлять свою внутреннюю природу, они предстают как позитивные и разумные создания, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другим. Сознавая, что такую точку зрения на природу человека можно посчитать не более чем наивным оптимизмом, Роджерс замечал, что его заключения основаны на почти 30-летнем опыте психотерапевта. Он заявлял:

Информация о работе Феноменологическое направление в теории личности