Феноменологическое направление в теории личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:48, доклад

Описание работы

Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Феноменологи полагают, что именно внутренняя система отсчета человека – или субъективная способность постигать действительность – играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека. Доводя эту мысль до логического конца, феноменологическое направление отрицает идею о том, что окружающий мир есть нечто, что реально существует само по себе как неизменная действительность для всех.

Работа содержит 1 файл

роджерс.docx

— 99.73 Кб (Скачать)

"Полноценно функционирующий"  – это термин, используемый Роджерсом,  для обозначения людей, которые  используют свои способности  и таланты, осуществляют свои  возможности и движутся к полному  познанию себя и сферы своих  переживаний. Роджерс установил  пять основных личностных характеристик,  общих для полноценно функционирующих  людей (Rogers, 1961). Ниже мы перечислим  и кратко обсудим их.

  1. Первая и главная характеристика полноценно функционирующего человека – это открытость переживанию. Открытость переживанию полярно противоположна беззащитности. Люди, полностью открытые переживанию, способны слушать себя, чувствовать всю сферу висцеральных, сенсорных, эмоциональных и когнитивных переживаний в себе, не испытывая угрозы. Они тонко сознают свои самые глубокие мысли и чувства; они не пытаются подавить их; часто действуют в соответствии с ними; и даже действуя не в соответствии с ними, они способны осознать их. Фактически все переживания, будь то внутренние или внешние, точно символизированы в их сознании, не искажаясь и не отрицаясь.

Например, полноценно функционирующий  человек может, слушая скучную лекцию, вдруг почувствовать желание  публично упрекнуть профессора в  том, что он такой скучный. Если у  него есть хоть капля здравого смысла, он подавит в себе это желание  – подобная выходка сорвет занятия  и в конечном итоге не будет  способствовать его тенденции к  актуализации. Но дело в том, что  это чувство не будет представлять для него угрозу, поскольку у него нет внутренних барьеров или тормоза, мешающих сознательному восприятию своих чувств. Полноценно функционирующий  человек достаточно благоразумен, чтобы  сознавать свои чувства и действовать  рассудительно в любой данный момент времени. Если он что-то чувствует, это еще не значит, что он будет  поступать сообразно этому чувству. В приведенном примере человек, вероятно, сознает, что не следует  поддаваться своему желанию, поскольку  это причинит вред ему и другим (в частности, профессору, который, сам  того не зная, стал "мишенью"), и  поэтому откажется от этой мысли  и переключит свое внимание на другое. Следовательно, для полноценно функционирующего человека нет внутреннего переживания  или эмоции, которые угрожали бы ощущению собственной правоты –  он действительно открыт для всех возможностей.

  1. Вторая характеристика оптимально функционирующего человека, отмеченная Роджерсом, – экзистенциальный образ жизни. Это тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент существования, так чтобы каждое переживание воспринималось как свежее и уникальное, отличное от того, что было ранее. Таким образом, согласно Роджерсу (Rogers, 1961), то, чем человек является или каким он будет в следующий момент, проистекает из данного момента, независимо от прежних ожиданий. Экзистенциальный образ жизни предполагает, что скорее Я человека и его личность проистекают из переживания, а не переживание преобразовывается, чтобы соответствовать какой-то заранее заданной жесткой структуре Я. Следовательно, люди, живущие хорошей жизнью, гибки, адаптивны, терпимы и непосредственны. Они открывают структуру своего опыта в процессе его переживания.
  2. Третьей отличительной чертой полноценно функционирующего человека является то, что Роджерс назвал организмическим доверием. Это качество хорошей жизни лучше всего можно проиллюстрировать в контексте принятия решения. А именно, в выборе действий, предпринимаемых в какой-то ситуации, многие люди полагаются на социальные нормы, заложенные какой-то группой или институтом (например, церковью), на суждения других (от супруга и друга до ведущего телешоу) или на то, как они вели себя в подобных ситуациях раньше. Короче, на их способность принимать решение оказывают сильное, если не абсолютное, влияние внешние силы. И наоборот, полноценно функционирующие люди зависят от организмических переживаний, которые они рассматривают как достоверный источник информации, позволяющий решить, что следует или не следует делать. Как писал Роджерс: "Доказано, что внутренне ощущение типа "я поступаю правильно" является значимым и заслуживающим доверия руководством для истинно хорошего поведения" (Rogers, 1961, р. 190). Организмическое доверие, следовательно, означает способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения.
  3. Четвертой характеристикой полноценно функционирующего человека, отмеченной Роджерсом, является эмпирическая свобода. Этот аспект хорошей жизни заключается в том, что человек может свободно жить так, как хочет, без ограничений или запретов. Субъективная свобода – это чувство личной власти, способность делать выбор и руководить собой. В то же время Роджерс не отрицал, что на поведение человека влияют наследственно обусловленные факторы, социальные силы и прошлый опыт, которые фактически определяют сделанный выбор. Действительно, Роджерс строго придерживался положения о том, что понятие абсолютной свободы не применимо к объяснению возможностей выбора человека. В то же время, он считал, что полноценно функционирующие люди в состоянии делать свободный выбор, и что бы ни случилось с ними, это зависит исключительно от них самих. Эмпирическая свобода, следовательно, относится к внутреннему чувству: "Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия – это я сам". Основываясь на этом чувстве свободы и силы, полноценно функционирующий человек имеет множество возможностей выбора в жизни и ощущает себя способным сделать практически все, что он хочет делать!
  4. Последняя, пятая, характеристика, связанная с оптимальной психологической зрелостью, – креативность. Для Роджерса продукты творчества (идеи, проекты, действия) и творческий образ жизни появляются у человека, который живет хорошей жизнью. Творческие люди стремятся жить конструктивно и адаптивно в своей культуре, в то же время удовлетворяя собственные самые глубокие потребности. Они способны творчески, гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям окружения. Однако, добавляет Роджерс, такие люди не обязательно полностью приспособлены к культуре и, почти несомненно, не являются конформистами. Их связь с обществом можно выразить так: они являются членами общества и его продуктами, но не его пленниками.

Роджерс пытался объединить эти качества полноценно функционирующего человека в целостную картину, когда писал:

"Хорошая жизнь включает  в себя более широкую сферу,  большую ценность, чем ограниченный  образ жизни, который ведет  большинство из нас. Быть частью  этого процесса значит погрузиться  в часто пугающее и часто  удовлетворяющее переживание более  осознанного образа жизни с  большим диапазоном, большим разнообразием,  большим богатством.

Я полагаю, стало достаточно очевидным, почему для меня такие  прилагательные, как счастливый, довольный, блаженный, приятный, оказываются не совсем подходящими к какому-то общему описанию процесса, который я назвал хорошей жизнью, хотя иногда человек  испытывает эти чувства. Мне кажется, что больше подходят такие прилагательные, как обогащенный, волнующий, поощряемый, интересный, значимый. Хорошая жизнь, я уверен, не подходит для человека малодушного, она требует расширения и роста в направлении раскрытия  своих возможностей. Для этого  необходимо мужество. Это означает, что нужно быть в потоке жизни" (Rogers, 1961, p. 195-196).

Очевидно, что Роджерс, как  до него Маслоу и, в некоторой степени, Олпорт, хотел, чтобы человек обращал  взор к тому, чем он может быть. По Роджерсу, это означает жить насыщенно, полностью осознанно, полностью ощущать человеческое бытие – короче, "полноценно функционировать". Роджерс был уверен, что полноценно функционирующие люди будущего сделают очевидной и умножат присущую природе человека доброту, которая столь существенна для нашего выживания.

Теперь обратим наше внимание к основным положениям о природе  человека, которые подчеркивают позитивный и оптимистичный взгляд Роджерса на человечество.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ  РОДЖЕРСА ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА

Без сомнения, Скиннер и  Карл Роджерс являются одними из самых  влиятельных американских психологов нашего времени. У них обоих было много последователей. Как главные  фигуры, символизирующие глубокий раскол в современной американской психологии на бихевиоризм и феноменологию, Скиннер и Роджерс расходились  по многим важным вопросам, но нигде  различие не было столь глубоким, как  в их точке зрения на человеческую природу. Это различие с наибольшей очевидностью проявляется в их основных положениях, касающихся природы людей. Если вы сравните основные положения  Роджерса (представленные на рис. 11-1) с  положениями, которых придерживался  Скиннер, вы обнаружите, что практически  по каждому пункту их позиции диаметрально противоположны.

 

Сильн.

Умерен.

Слабая 

Средняя

Слабая 

Умерен.

Сильн.

 

Свобода

+

           

Детерминизм

Рациональность

+

           

Иррациональность

Холизм

+

           

Элементализм

Конституционализм

 

+

         

Инвайронментализм

Изменяемость

+

           

Неизменность

Субъективность

+

           

Объективность

Проактивность

+

           

Реактивность

Гомеостаз

           

+

Гетеростаз

Познаваемость

           

+

Непознаваемость


Рис. 11-1

Позиция Роджерса по девяти основным положениям, касающимся природы человека.

Свобода – детерминизм. Обсуждая свое несогласие с бихевиоральной психологией вообще и со Скиннером в частности, Роджерс (Rogers, 1947) замечал, что клинический опыт убедил его в невозможности отрицания реальности и значимости выбора человека. На протяжении многих лет он наблюдал различных людей в ходе индивидуальной терапии и в группах встреч. Все эти люди стремились к личностному росту и, оказываясь перед лицом трудных жизненных решений, в конечном итоге принимали свои решения. Выбор, который делает человек, даже в большей степени, чем признает экзистенциальная философия, определяет, в каком направлении пойдет развитие его личности. Следовательно, Роджерс не сомневается, что люди могут делать свободный выбор и играть активную роль в формировании своей жизни.

В теории Роджерса свобода  рассматривается как составная  часть тенденции к актуализации. Для этой тенденции естествен  уход от контроля внешних подкреплений к внутреннему контролю и самостоятельному поведению (Rogers, 1980). То есть чем активнее может действовать тенденция  к актуализации, тем у человека:

  • выше вероятность преодоления "условий ценности", заложенных в ранние годы жизни;
  • больше осознанности и открытости для внутренних и внешних переживаний;
  • больше свободы в формировании себя и своей жизни.

Тенденция к актуализации максимально эффективна у "полноценно функционирующих людей", которых, как уже было сказано, можно описать  в терминах эмпирической свободы, организмического доверия и экзистенциального  образа жизни. Именно у них человеческая свобода достигает своего пика; эти  люди знают, что они свободны, считают  себя первоисточником этой свободы  и действительно "живут" ею в  каждый момент времени. Роджерс всецело  привержен положению свободы  на индивидуальном уровне. Он признавал  за наукой право предполагать определенный детерминизм, но настаивал на том, что  нельзя отрицать существование осознанного  выбора.

Рациональность  – иррациональность. Основной предпосылкой теории Роджерса является то, что человек рационален. Абсурдность многих его поступков, столь очевидная в повседневной жизни (например, убийства, изнасилования, жестокое обращение с детьми, войны), проистекает из-за того, что человечество пребывает "не в согласии" со своей истинной внутренней природой. Также, как в случае со свободой, истинная рациональность человеческого рода будет проявлять себя, когда тенденция к актуализации, являющаяся побудительной силой жизни каждого его представителя, станет действенной. Когда социальные условия позволят людям вести себя в соответствии с их истинной природой, рациональность будет руководить их поведением.

Как Роджерс пояснил в  опубликованном интервью с Уиллардом  Фриком (Frick, 1971), свобода, рациональность и тенденция к актуализации сложно переплетены в его представлении  человечества. Когда тенденция к  актуализации имеет возможность  проявиться, поведение человека является значительно более свободным  и осознанным. В идеальной ситуации поведение человека "исключительно  рационально, неуклонно движется по направлению к целям, которых  организм стремится достичь" (Роджерс, 1961, р. 195). Такая концепция человека была бы невозможной без твердого следования положению рациональности.

Холизм – элементализм. Роджерс был весьма привержен пониманию и изучению человека как гештальта, или единого целого. Действительно, холистический акцент очевиден во всех его рассуждениях. Но, возможно, наиболее очевиден он в его центральном теоретическом конструкте – "Я". Чтобы теоретик исходил из такого глобального, всеобъемлющего единого конструкта при объяснении поведения, необходимо как минимум полностью принимать положение холизма.

Более того, в системе  Роджерса Я постоянно движется в  направлении все большей цельности. Именно с этой позиции Роджерс  объясняет развитие человека, которое  начинается с недифференцированного  феноменологического поля младенца, продолжается неослабно, пока это поле не становится разделенным на "себя" и окружение (возникает Я-концепция  или представление о себе), и  достигает наивысшего развития в  усилиях организма достичь единства Я и согласованности с собой (Rogers, 1963). Следовательно, если человек  здоров, он всегда движется к все  большей цельности и единству. Холизм – основной тезис, обычно встречаемый у гуманистически ориентированных персонологов; теория Роджерса ясно выражает этот принцип.

Конституционализм – инвайронментализм. Теория Роджерса показывает умеренную приверженность конституционализму в самом широком смысле: при тщательном изучении его теоретических трудов поражаешься частому употреблению таких словосочетаний, как "природа человека", "истинное Я человека", "врожденне возможности человека", которые подразумевают биологическую основу человеческого развития и личности. Это конституциональное научение, возможно, является наиболее очевидным в роджерсовской концепции тенденции к актуализации. Не нужно забывать, что мотив достижения совершенства в жизни основывается на физиологических процессах и является биологическим фактом жизни. Описание унитарного мотива, лежащего в основе всей деятельности человека, в таких терминах четко отражает положение конституционализма.

Но это не все. Так как  Я появляется в ранней жизни, на него существенно влияют переменные окружения. "Безусловное позитивное внимание" от других, составляющих окружение, способствует здоровому саморазвитию; навязывание "условий ценности" препятствует ему. Следовательно, возникновение  Я-концепции у человека затруднено влиянием окружения. Поэтому теория Роджерса никоим образом не лишена положения инвайронментализма.

Все же, чтобы увидеть  положение конституционализма-инвайронментализма в правильном свете, необходимо рассмотреть  его связь с положениями свободы  и рациональности. Как указывалось  в главе 1, девять основных положений  не являются полностью взаимозависимыми; то же самое верно и для позиции  любого теоретика. Роджерс понимал, что люди – единственные создания, которые реально могут осознать свое прошлое и настоящее, получая  таким образом возможность выбирать свое будущее (Frick, 1971). Поскольку люди по природе рациональны и свободны, они могут как-то преодолеть влияния  – конституциональные и, в особенности, окружения, посягающие на их развитие. Короче говоря, убеждение Роджерса, что люди формируют собственную  судьбу, сдерживает действие положения  конституционализм-инвайронментализм.

Изменяемость  – неизменность. Отчетливым признаком приверженности персонолога положению изменяемости является акцент на постоянном личностном росте в его теории. Теория Роджерса как раз демонстрирует такой акцент в концепции тенденции к актуализации. С помощью тенденции к актуализации все люди, а также все другие живые организмы описываются как беспрестанно растущие, развертывающие свои врожденные возможности и изменяющиеся в этом процессе. Личностные изменения являются составной частью того, что в теоретической системе Роджерса подразумевается под человеческим бытием.

Наличие возможности для  личностных изменений становится еще  более очевидным, если мы вновь рассмотрим взаимодействие тенденции к актуализации со свободой и рациональностью в  феноменологической теории. По Роджерсу, по мере того, как человек взрослеет, он становится все более свободным  и рациональным. Следовательно, в  значительной степени человек может  решать, каким он намеревается стать  в будущем. Все это ясно говорит  о том, что люди могут значительно  меняться в течение жизни. Приверженность Роджерса положению изменяемости бесспорно  является очень сильной.

Субъективность  – объективность. Субъективность является ключевым положением в теории Роджерса. Вся феноменологическая теория сформировалась непосредственно на основе этого положения. По Роджерсу, каждый человек живет в мире богатых, вечно меняющихся, личных, субъективных переживаний, в котором он занимает центральное место. Каждый человек воспринимает мир субъективно и соответственно этому реагирует. В основе системы восприятия лежит Я-концепция. Следовательно, по Роджерсу, поведение человека всегда будет недоступно для понимания без ссылки на личный мир переживаний. В противовес Скиннеру и современному бихевиоризму Роджерс настаивал на том, что мы никогда адекватно не сможем объяснить действия человека, если будем изучать только объективные условия окружения. Мы должны всегда рассматривать внутреннюю сущность человека и пытаться увидеть мир его глазами, чтобы понять поведение. Субъективность является сущностью феноменологической позиции, и приверженность Роджерса этому положению чрезвычайно сильна.

Информация о работе Феноменологическое направление в теории личности