Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:48, доклад
Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Феноменологи полагают, что именно внутренняя система отсчета человека – или субъективная способность постигать действительность – играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека. Доводя эту мысль до логического конца, феноменологическое направление отрицает идею о том, что окружающий мир есть нечто, что реально существует само по себе как неизменная действительность для всех.
"Полноценно функционирующий"
– это термин, используемый Роджерсом,
для обозначения людей,
Например, полноценно функционирующий
человек может, слушая скучную лекцию,
вдруг почувствовать желание
публично упрекнуть профессора в
том, что он такой скучный. Если у
него есть хоть капля здравого смысла,
он подавит в себе это желание
– подобная выходка сорвет занятия
и в конечном итоге не будет
способствовать его тенденции к
актуализации. Но дело в том, что
это чувство не будет представлять
для него угрозу, поскольку у него
нет внутренних барьеров или тормоза,
мешающих сознательному восприятию
своих чувств. Полноценно функционирующий
человек достаточно благоразумен, чтобы
сознавать свои чувства и действовать
рассудительно в любой данный
момент времени. Если он что-то чувствует,
это еще не значит, что он будет
поступать сообразно этому
Роджерс пытался объединить эти качества полноценно функционирующего человека в целостную картину, когда писал:
"Хорошая жизнь включает
в себя более широкую сферу,
большую ценность, чем ограниченный
образ жизни, который ведет
большинство из нас. Быть
Я полагаю, стало достаточно
очевидным, почему для меня такие
прилагательные, как счастливый, довольный,
блаженный, приятный, оказываются не
совсем подходящими к какому-то общему
описанию процесса, который я назвал
хорошей жизнью, хотя иногда человек
испытывает эти чувства. Мне кажется,
что больше подходят такие прилагательные,
как обогащенный, волнующий, поощряемый,
интересный, значимый. Хорошая жизнь,
я уверен, не подходит для человека
малодушного, она требует расширения
и роста в направлении
Очевидно, что Роджерс, как до него Маслоу и, в некоторой степени, Олпорт, хотел, чтобы человек обращал взор к тому, чем он может быть. По Роджерсу, это означает жить насыщенно, полностью осознанно, полностью ощущать человеческое бытие – короче, "полноценно функционировать". Роджерс был уверен, что полноценно функционирующие люди будущего сделают очевидной и умножат присущую природе человека доброту, которая столь существенна для нашего выживания.
Теперь обратим наше внимание к основным положениям о природе человека, которые подчеркивают позитивный и оптимистичный взгляд Роджерса на человечество.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РОДЖЕРСА ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА
Без сомнения, Скиннер и Карл Роджерс являются одними из самых влиятельных американских психологов нашего времени. У них обоих было много последователей. Как главные фигуры, символизирующие глубокий раскол в современной американской психологии на бихевиоризм и феноменологию, Скиннер и Роджерс расходились по многим важным вопросам, но нигде различие не было столь глубоким, как в их точке зрения на человеческую природу. Это различие с наибольшей очевидностью проявляется в их основных положениях, касающихся природы людей. Если вы сравните основные положения Роджерса (представленные на рис. 11-1) с положениями, которых придерживался Скиннер, вы обнаружите, что практически по каждому пункту их позиции диаметрально противоположны.
Сильн. |
Умерен. |
Слабая |
Средняя |
Слабая |
Умерен. |
Сильн. |
||
Свобода |
+ |
Детерминизм | ||||||
Рациональность |
+ |
Иррациональность | ||||||
Холизм |
+ |
Элементализм | ||||||
Конституционализм |
+ |
Инвайронментализм | ||||||
Изменяемость |
+ |
Неизменность | ||||||
Субъективность |
+ |
Объективность | ||||||
Проактивность |
+ |
Реактивность | ||||||
Гомеостаз |
+ |
Гетеростаз | ||||||
Познаваемость |
+ |
Непознаваемость |
Рис. 11-1
Позиция Роджерса по девяти основным положениям, касающимся природы человека.
Свобода – детерминизм. Обсуждая свое несогласие с бихевиоральной психологией вообще и со Скиннером в частности, Роджерс (Rogers, 1947) замечал, что клинический опыт убедил его в невозможности отрицания реальности и значимости выбора человека. На протяжении многих лет он наблюдал различных людей в ходе индивидуальной терапии и в группах встреч. Все эти люди стремились к личностному росту и, оказываясь перед лицом трудных жизненных решений, в конечном итоге принимали свои решения. Выбор, который делает человек, даже в большей степени, чем признает экзистенциальная философия, определяет, в каком направлении пойдет развитие его личности. Следовательно, Роджерс не сомневается, что люди могут делать свободный выбор и играть активную роль в формировании своей жизни.
В теории Роджерса свобода
рассматривается как составная
часть тенденции к
Тенденция к актуализации максимально эффективна у "полноценно функционирующих людей", которых, как уже было сказано, можно описать в терминах эмпирической свободы, организмического доверия и экзистенциального образа жизни. Именно у них человеческая свобода достигает своего пика; эти люди знают, что они свободны, считают себя первоисточником этой свободы и действительно "живут" ею в каждый момент времени. Роджерс всецело привержен положению свободы на индивидуальном уровне. Он признавал за наукой право предполагать определенный детерминизм, но настаивал на том, что нельзя отрицать существование осознанного выбора.
Рациональность – иррациональность. Основной предпосылкой теории Роджерса является то, что человек рационален. Абсурдность многих его поступков, столь очевидная в повседневной жизни (например, убийства, изнасилования, жестокое обращение с детьми, войны), проистекает из-за того, что человечество пребывает "не в согласии" со своей истинной внутренней природой. Также, как в случае со свободой, истинная рациональность человеческого рода будет проявлять себя, когда тенденция к актуализации, являющаяся побудительной силой жизни каждого его представителя, станет действенной. Когда социальные условия позволят людям вести себя в соответствии с их истинной природой, рациональность будет руководить их поведением.
Как Роджерс пояснил в
опубликованном интервью с Уиллардом
Фриком (Frick, 1971), свобода, рациональность
и тенденция к актуализации сложно
переплетены в его
Холизм – элементализм. Роджерс был весьма привержен пониманию и изучению человека как гештальта, или единого целого. Действительно, холистический акцент очевиден во всех его рассуждениях. Но, возможно, наиболее очевиден он в его центральном теоретическом конструкте – "Я". Чтобы теоретик исходил из такого глобального, всеобъемлющего единого конструкта при объяснении поведения, необходимо как минимум полностью принимать положение холизма.
Более того, в системе
Роджерса Я постоянно движется в
направлении все большей
Конституционализм – инвайронментализм. Теория Роджерса показывает умеренную приверженность конституционализму в самом широком смысле: при тщательном изучении его теоретических трудов поражаешься частому употреблению таких словосочетаний, как "природа человека", "истинное Я человека", "врожденне возможности человека", которые подразумевают биологическую основу человеческого развития и личности. Это конституциональное научение, возможно, является наиболее очевидным в роджерсовской концепции тенденции к актуализации. Не нужно забывать, что мотив достижения совершенства в жизни основывается на физиологических процессах и является биологическим фактом жизни. Описание унитарного мотива, лежащего в основе всей деятельности человека, в таких терминах четко отражает положение конституционализма.
Но это не все. Так как Я появляется в ранней жизни, на него существенно влияют переменные окружения. "Безусловное позитивное внимание" от других, составляющих окружение, способствует здоровому саморазвитию; навязывание "условий ценности" препятствует ему. Следовательно, возникновение Я-концепции у человека затруднено влиянием окружения. Поэтому теория Роджерса никоим образом не лишена положения инвайронментализма.
Все же, чтобы увидеть
положение конституционализма-
Изменяемость – неизменность. Отчетливым признаком приверженности персонолога положению изменяемости является акцент на постоянном личностном росте в его теории. Теория Роджерса как раз демонстрирует такой акцент в концепции тенденции к актуализации. С помощью тенденции к актуализации все люди, а также все другие живые организмы описываются как беспрестанно растущие, развертывающие свои врожденные возможности и изменяющиеся в этом процессе. Личностные изменения являются составной частью того, что в теоретической системе Роджерса подразумевается под человеческим бытием.
Наличие возможности для личностных изменений становится еще более очевидным, если мы вновь рассмотрим взаимодействие тенденции к актуализации со свободой и рациональностью в феноменологической теории. По Роджерсу, по мере того, как человек взрослеет, он становится все более свободным и рациональным. Следовательно, в значительной степени человек может решать, каким он намеревается стать в будущем. Все это ясно говорит о том, что люди могут значительно меняться в течение жизни. Приверженность Роджерса положению изменяемости бесспорно является очень сильной.
Субъективность – объективность. Субъективность является ключевым положением в теории Роджерса. Вся феноменологическая теория сформировалась непосредственно на основе этого положения. По Роджерсу, каждый человек живет в мире богатых, вечно меняющихся, личных, субъективных переживаний, в котором он занимает центральное место. Каждый человек воспринимает мир субъективно и соответственно этому реагирует. В основе системы восприятия лежит Я-концепция. Следовательно, по Роджерсу, поведение человека всегда будет недоступно для понимания без ссылки на личный мир переживаний. В противовес Скиннеру и современному бихевиоризму Роджерс настаивал на том, что мы никогда адекватно не сможем объяснить действия человека, если будем изучать только объективные условия окружения. Мы должны всегда рассматривать внутреннюю сущность человека и пытаться увидеть мир его глазами, чтобы понять поведение. Субъективность является сущностью феноменологической позиции, и приверженность Роджерса этому положению чрезвычайно сильна.
Информация о работе Феноменологическое направление в теории личности