Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:48, доклад
Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Феноменологи полагают, что именно внутренняя система отсчета человека – или субъективная способность постигать действительность – играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека. Доводя эту мысль до логического конца, феноменологическое направление отрицает идею о том, что окружающий мир есть нечто, что реально существует само по себе как неизменная действительность для всех.
Проактивность – реактивность. Роджерс утверждал, что поведение человека целенаправленно, устремлено вперед и ориентировано на будущее. Человек сам выстраивает свое поведение и поэтому он в высшей степени проактивен. В теории Роджерса проактивность человека становится еще более очевидной, когда мы рассматриваем энергетический источник поведения всех людей – тенденцию к актуализации. Так как этот мотив достижения совершенства присущ всему живому, человечество всегда движется вперед, растет, словом, "проактивируется".
Хотя Роджерс признавал,
что необходима какая-то внешняя
стимуляция для развертывания
Гомеостаз – гетеростаз. Поскольку это положение касается мотивационного аспекта, нам необходимо вернуться к единственному динамическому конструкту Роджерса, чтобы определить его позицию по этому поводу. Этот конструкт – тенденция к актуализации – несомненно, является гетеростатической концепцией.
Как вы могли убедиться, тенденция
к актуализации всегда направлена к
росту, интенсификации и самоосуществлению
человека. Побуждения, которые другие
теоретики считают
Познаваемость – непознаваемость. Феноменологическая позиция Роджерса недвусмысленно предполагает, что человек непознаваем в традиционном научном смысле. Как уже отмечалось, положение субъективности является философской сущностью феноменологического направления. Субъективность означает, что каждый человек живет в личном мире переживаний, которые только он имеет возможность адекватно трактовать. Следовательно, нельзя ожидать, что психологическая наука в один прекрасный день полностью поймет тот предмет, который она исследует, а именно человека.
Роджерс безусловно обращался к этому вопросу, в котором, вероятно, наиболее точно представлена его теория (Rogers, 1959). Хотя он допускал, что может существовать такая вещь, как "объективная истина" или "реальность", он также настаивал на том, что никто не сможет достичь ее, потому что каждый из нас живет в мире личных, субъективных переживаний. Роджерс писал: "Следовательно, нет такой вещи, как Научное Знание, есть только индивидуальное восприятие того, что для каждого человека представляется таким знанием" (Rogers, 1959, р. 192). Если такой вещи, как научное знание, в принципе нет, можно смело сказать, что природа человека никогда не будет понята с научных позиций.
Тогда что же, с точки зрения Роджерса, является целью психологического исследования? Возможно, его ответ объясняет, почему комитет по наградам за научные заслуги Американской психологической ассоциации удостоил его титула "уважаемый надоеда", и почему он с готовностью принял его. В течение всей научной карьеры Роджерс выступал против традиционных основ научной психологии (например, против структуры и негуманной природы образования в этой области); первым провел научные исследования в сфере субъективных переживаний (например, исследования по психотерапии) и вообще делал все возможное, чтобы расширить диапазон научных концепций и методологии для наиболее полного включения принципа субъективности. Хотя, несомненно, его усилия не прошли даром, однако, читая его труды, неизбежно приходишь к выводу, что он больше узнал о переживаниях человека и поведении от своих многочисленных клиентов, а не из психологической литературы или эмпирических исследований. Роджерс писал: "Я никогда не учился чему-нибудь по исследовательским работам... Я не настоящий ученый. Большинство моих работ призваны были подтвердить то, что я уже признавал как истину" (Bergin, Strupp, 1972, p. 314).
В следующем разделе представлены данные, полученные на основе эмпирических исследований, вызванных к жизни феноменологической теорией личности Роджерса.
ЭМПИРИЧЕСКАЯ
ВАЛИДИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ
Теория Роджерса имеет
отношение не только к проблеме личности,
но также к психотерапии и изменению
поведения человека. Практически
все эмпирические исследования, которые
проводил Роджерс, были нацелены на разъяснение
и понимание природы
В этом разделе мы рассмотрим
два направления, в которых осуществлялась
проверка научной валидности концепций
Роджерса. Однако сначала необходимо
познакомиться с точкой зрения Роджерса
на психологическую науку и
Точка зрения Роджерса на научные исследования
Роджерс был привержен
феноменологии как основе для
развития науки о человеке и как
методу исследования эмпирической валидности
теоретических концепций. Своей
задачей феноменологический подход
считает изучение и объяснение явлений,
имеющих место в субъективном
мире сознательных переживаний человека.
Роджерс полагал, что такой метод
обеспечит самую выгодную позицию
для понимания сложных
Роджерс считал, что наряду с экспериментальными исследованиями достоверным источником феноменологических данных являются клинические наблюдения, полученные, например, в ходе психотерапии. Такие клинические наблюдения, обычно представляющие собой отдельные выдержки из записанных на магнитофон интервью в клиент-центрированной терапии (иногда также снятых на видеопленку), позволили исследователям впервые изучить взаимодействие клиент – психотерапевт. Следует отметить, что Роджерс всегда заранее спрашивал разрешение клиента на запись или съемку и обнаружил, что это не мешает курсу терапии. В то же время он подчеркивал, что процесс научного исследования никогда не должен отклоняться от рамок ценностей и целей человека. "Наука существует только в людях. Каждый научный проект имеет свое творческое начало, свое течение и гипотетическое заключение в человеке или людях. Знание – даже научное знание – это то, что субъективно приемлемо" (Rogers, 1955, р. 274). Роджерс распространял этот принцип на область науки. Он полагал, что поскольку наука сама является нейтральной, она никогда не обезличивает, не контролирует людей и не манипулирует ими. Это могут делать только сами люди. Следовательно, способ, каким используются научные открытия в персонологии, будет зависеть от выбора ценности, сделанного людьми.
Понимание науки Роджерсом
диаметрально противоположно ее пониманию
Скиннером и другими
Измерение Я-концепции: техника Q-сортировки
В начале 1950-х годов Уильям Стефенсон, в то время коллега Роджерса по Чикагскому университету, разработал метод, получивший название техника Q-сортировки, для исследования Я-концепции человека (Stephenson, 1953). Роджерс вскоре признал потенциальную ценность работы Стефенсона для своих исследований по изменению восприятия себя в ходе психотерапии. Поэтому он заимствовал Q-сортировку и применял ее в качестве одного из основных исследовательских инструментов для сбора данных о терапевтическом улучшении.
Что представляет собой Q-сортировка?
Хотя она обладает огромным количеством
возможностей, в сущности это метод
эмпирического определения
Таблица 11-1
Q-сортировка вынужденного выбора
Наименее |
|
Нейтральные |
|
Наиболее | |||
Число утверждений |
2 |
4 |
8 |
12 |
8 |
4 |
2 |
Номер категории |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Следует отметить два дополнительных
момента, относящихся к Q-сортировке.
Первый: утверждения или прилагательные
могут быть отобраны из многочисленных
источников – не существует какого-то
фиксированного набора стандартизованных
данных Q-сортировки. Они могут быть
сформулированы на основе определенной
теории, из записанных терапевтических
интервью или из личностных опросников.
Второй: вынужденное нормальное распределение
позволяет легко вычислить
Исследователи, пользующиеся этим методом, обычно предлагают испытуемым провести Q-сортировку утверждений дважды: один раз для самоописания и второй раз для идеального самоописания. Сначала испытуемого просят рассортировать карточки так, чтобы получилось описание его таким, каким он видит себя в настоящее время. Это так называемая Я-сортировка. Второй раз испытуемого просят использовать те же карточки для описания человека, каким он больше всего хотел бы быть. Эта вторая сортировка называется идеал-сортировка.
Данные Q-сортировки можно
анализировать несколькими
Информация о работе Феноменологическое направление в теории личности