Феноменологическое направление в теории личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:48, доклад

Описание работы

Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Феноменологи полагают, что именно внутренняя система отсчета человека – или субъективная способность постигать действительность – играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека. Доводя эту мысль до логического конца, феноменологическое направление отрицает идею о том, что окружающий мир есть нечто, что реально существует само по себе как неизменная действительность для всех.

Работа содержит 1 файл

роджерс.docx

— 99.73 Кб (Скачать)

Проактивность –  реактивность. Роджерс утверждал, что поведение человека целенаправленно, устремлено вперед и ориентировано на будущее. Человек сам выстраивает свое поведение и поэтому он в высшей степени проактивен. В теории Роджерса проактивность человека становится еще более очевидной, когда мы рассматриваем энергетический источник поведения всех людей – тенденцию к актуализации. Так как этот мотив достижения совершенства присущ всему живому, человечество всегда движется вперед, растет, словом, "проактивируется".

Хотя Роджерс признавал, что необходима какая-то внешняя  стимуляция для развертывания самоактуализации, внешние стимулы в его теории являются тем, с чем врожденная тенденция  к актуализации взаимодействует, а  не тем, что ее обуславливает. В самом  прямом смысле человек психологически потребляет внешние стимулы, а не просто реагирует на них. Учебная  аудитория является в данном случае хорошим примером. С точки зрения Роджерса, научение человека не является просто прямой функцией того, чему "научают" (то есть реакцией на внешние стимулы) (Rogers, 1969). Но люди могут получить пользу от аудиторного обучения: у них  есть врожденная способность расти  и расширять свои горизонты (тенденция  к актуализации), и хороший курс может способствовать росту, побуждая их двигаться в направлениях, которые  они, возможно, еще не рассматривали. Следовательно, в теории Роджерса внешние  стимулы поддерживают рост человека и дают ему пищу, но единственной движущей силой поведения является тенденция к актуализации – внешняя  стимуляция не побуждает человека к  деятельности. Эта точка зрения отражает сильную приверженность Роджерса положению  проактивности.

Гомеостаз – гетеростаз. Поскольку это положение касается мотивационного аспекта, нам необходимо вернуться к единственному динамическому конструкту Роджерса, чтобы определить его позицию по этому поводу. Этот конструкт – тенденция к актуализации – несомненно, является гетеростатической концепцией.

Как вы могли убедиться, тенденция  к актуализации всегда направлена к  росту, интенсификации и самоосуществлению  человека. Побуждения, которые другие теоретики считают гомеостатическими (например, голод, секс и компетенция), в теории Роджерса относятся к  категории гетеростатического мотива достижения совершенства. Более того, тенденция к актуализации цветет пышным цветом при увеличении напряжения, а не при его уменьшении. Естественным образом люди стремятся к стимуляции, к риску и новым возможностям для личностного роста. Данное положение  находит наивысшее выражение  в формулировке Роджерсом понятия "хорошей жизни". Вспомним, что  он описывал ее как направление, а  не как конечную точку. Следовательно, полноценно функционирующий человек  всегда стремится к движению, расширению, всегда ищет возможности для актуализации, воплощения своих возможностей в действительность. Приверженность гетеростатическому положению у Роджерса чрезвычайно сильна.

Познаваемость –  непознаваемость. Феноменологическая позиция Роджерса недвусмысленно предполагает, что человек непознаваем в традиционном научном смысле. Как уже отмечалось, положение субъективности является философской сущностью феноменологического направления. Субъективность означает, что каждый человек живет в личном мире переживаний, которые только он имеет возможность адекватно трактовать. Следовательно, нельзя ожидать, что психологическая наука в один прекрасный день полностью поймет тот предмет, который она исследует, а именно человека.

Роджерс безусловно обращался  к этому вопросу, в котором, вероятно, наиболее точно представлена его  теория (Rogers, 1959). Хотя он допускал, что  может существовать такая вещь, как "объективная истина" или "реальность", он также настаивал на том, что  никто не сможет достичь ее, потому что каждый из нас живет в мире личных, субъективных переживаний. Роджерс  писал: "Следовательно, нет такой  вещи, как Научное Знание, есть только индивидуальное восприятие того, что  для каждого человека представляется таким знанием" (Rogers, 1959, р. 192). Если такой вещи, как научное знание, в принципе нет, можно смело сказать, что природа человека никогда  не будет понята с научных позиций.

Тогда что же, с точки  зрения Роджерса, является целью психологического исследования? Возможно, его ответ  объясняет, почему комитет по наградам за научные заслуги Американской психологической ассоциации удостоил его титула "уважаемый надоеда", и почему он с готовностью принял его. В течение всей научной карьеры  Роджерс выступал против традиционных основ научной психологии (например, против структуры и негуманной природы  образования в этой области); первым провел научные исследования в сфере  субъективных переживаний (например, исследования по психотерапии) и вообще делал  все возможное, чтобы расширить  диапазон научных концепций и  методологии для наиболее полного  включения принципа субъективности. Хотя, несомненно, его усилия не прошли даром, однако, читая его труды, неизбежно  приходишь к выводу, что он больше узнал о переживаниях человека и поведении от своих многочисленных клиентов, а не из психологической литературы или эмпирических исследований. Роджерс писал: "Я никогда не учился чему-нибудь по исследовательским работам... Я не настоящий ученый. Большинство моих работ призваны были подтвердить то, что я уже признавал как истину" (Bergin, Strupp, 1972, p. 314).

В следующем разделе представлены данные, полученные на основе эмпирических исследований, вызванных к жизни  феноменологической теорией личности Роджерса.

ЭМПИРИЧЕСКАЯ  ВАЛИДИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Теория Роджерса имеет  отношение не только к проблеме личности, но также к психотерапии и изменению  поведения человека. Практически  все эмпирические исследования, которые  проводил Роджерс, были нацелены на разъяснение  и понимание природы терапевтического процесса, условий, которые способствуют росту личности, и эффективности  терапии в достижении стабильных поведенческих изменений. Психотерапевтические исследования косвенно позволили получить многочисленные данные, касающиеся Я-концепции  и ее влияния на психологическую  адаптацию человека. Это и понятно, так как концепция "Я" является основным положением теории Роджерса. Именно благодаря Роджерсу психотерапия и природа Я стали важной областью исследований. В основном благодаря его усилиям, персонологи теперь признают Я полезным конструктом, применимым для объяснения поведения человека (Markus, 1983; Markus, Nurius, 1986). Еще важнее то, что формулировка Роджерсом феноменологической теории сделала Я объектом заслуживающих внимания эмпирических исследований (Suls, Greenwald, 1983). В современной психологии именно Роджерс оказал огромное влияние на интеллектуальную атмосферу, в которой успешно развивались исследования, посвященные структуре Я.

В этом разделе мы рассмотрим два направления, в которых осуществлялась проверка научной валидности концепций  Роджерса. Однако сначала необходимо познакомиться с точкой зрения Роджерса на психологическую науку и исследования, с его методом измерения Я-концепции  и с исследовательской стратегией, которую он применял для изучения изменений Я-концепции в процессе терапии.

Точка зрения Роджерса на научные исследования

Роджерс был привержен  феноменологии как основе для  развития науки о человеке и как  методу исследования эмпирической валидности теоретических концепций. Своей  задачей феноменологический подход считает изучение и объяснение явлений, имеющих место в субъективном мире сознательных переживаний человека. Роджерс полагал, что такой метод  обеспечит самую выгодную позицию  для понимания сложных процессов, лежащих в основе человеческого  поведения.

Роджерс считал, что наряду с экспериментальными исследованиями достоверным источником феноменологических данных являются клинические наблюдения, полученные, например, в ходе психотерапии. Такие клинические наблюдения, обычно представляющие собой отдельные  выдержки из записанных на магнитофон интервью в клиент-центрированной терапии (иногда также снятых на видеопленку), позволили исследователям впервые  изучить взаимодействие клиент –  психотерапевт. Следует отметить, что  Роджерс всегда заранее спрашивал  разрешение клиента на запись или  съемку и обнаружил, что это не мешает курсу терапии. В то же время  он подчеркивал, что процесс научного исследования никогда не должен отклоняться  от рамок ценностей и целей  человека. "Наука существует только в людях. Каждый научный проект имеет  свое творческое начало, свое течение  и гипотетическое заключение в человеке или людях. Знание – даже научное  знание – это то, что субъективно  приемлемо" (Rogers, 1955, р. 274). Роджерс  распространял этот принцип на область  науки. Он полагал, что поскольку  наука сама является нейтральной, она  никогда не обезличивает, не контролирует людей и не манипулирует ими. Это  могут делать только сами люди. Следовательно, способ, каким используются научные  открытия в персонологии, будет зависеть от выбора ценности, сделанного людьми.

Понимание науки Роджерсом  диаметрально противоположно ее пониманию  Скиннером и другими представителями  бихевиорального направления. Взгляды  этих двух выдающихся психологов на проблему научного контроля поведения человека были ясно сформулированы в дискуссии, проведенной перед съездом Американской психологической ассоциации в 1956 году. В ходе дискуссии Роджерс (Rogers, 1956) отметил, что и он, и Скиннер  посвятили себя изучению поведения  человека. Более того, оба согласны, что психологическая наука значительно  продвинулась в объяснении поведения  человека и разработала способы  его прогноза и контроля. Однако Роджерсу казалось, что Скиннер переоценивает  серьезность проблем, связанных  с поведенческим контролем. По мнению Роджерса, заявление, что бихевиоральные принципы можно использовать в создании культуры, которая будет более  эффективно удовлетворять потребности человека, вызывает ряд принципиальных вопросов. Кто кого будет контролировать? Кто будет контролировать контролирующих? В какой степени будет осуществляться поведенческий контроль? И какие формы поведения будут считаться желательными в обществе, организованном по Скиннеру? Тот факт, что ценности и субъективный выбор неявно включены в рассмотрение такого рода вопросов, вызвал у Роджерса крайнее нежелание отдать неограниченную власть ученому-бихевиористу. По иронии судьбы, хотя Роджерс горячо верил в человечество, ему не хватало скиннеровской уверенности в ученом. Роджерс предположил, что науку можно использовать для создания открытого общества (в противовес закрытому скиннеровскому), в котором людям будет дана возможность развивать ценности ответственности, счастья, безопасности, продуктивности и креативности. Он утверждал, что персонологические исследования должны в конечном итоге решать вопросы, относящиеся к хорошей жизни и к тому, как ее достичь как можно большему числу людей.

Измерение Я-концепции: техника Q-сортировки

В начале 1950-х годов Уильям Стефенсон, в то время коллега  Роджерса по Чикагскому университету, разработал метод, получивший название техника Q-сортировки, для исследования Я-концепции человека (Stephenson, 1953). Роджерс вскоре признал потенциальную ценность работы Стефенсона для своих исследований по изменению восприятия себя в ходе психотерапии. Поэтому он заимствовал Q-сортировку и применял ее в качестве одного из основных исследовательских инструментов для сбора данных о терапевтическом улучшении.

Что представляет собой Q-сортировка? Хотя она обладает огромным количеством  возможностей, в сущности это метод  эмпирического определения того, каким человек представляет себя. Метод Q-сортировки очень прост. Испытуемому  дают набор карточек, на каждой из которых  напечатано утверждение или прилагательное, относящееся к какой-то личностной характеристике. Карточки могут содержать  такие утверждения Я-эталона, как "Я эмоционально зрелый", "Я  часто чувствую себя униженным", "Я умный", "Я люблю быть в одиночестве" или "Я презираю себя". Или же на них написано: "методичный", "агрессивный", "смышленый", "искренний". Задача испытуемого рассортировать карточки по категориям (обычно их семь) от тех  прилагательных или утверждений, которые больше всего подходят к нему, до тех, которые меньше всего подходят к нему. Главной особенностью метода является то, что испытуемый должен рассортировать карточки в соответствии с заранее подготовленным или вынужденным распределением, то есть от него требуется расположить определенное число карточек в каждой определенной категории. Хотя число категорий меняется в разных исследованиях в соответствии с числом Q-карточек, вынужденное распределение обычно в среднем производится одинаково. Например, в распределении Q-сортировки, показанном в табл. 11-1, испытуемый сначала должен выбрать два утверждения, которые, как он считает, наилучшим образом его описывают, и поместить их в категорию семь. Затем он выбирает четыре утверждения, которые лучше описывают его, чем оставшиеся 36 (и хуже, чем два, помещенные в категорию семь), и помещает их в категорию шесть. Так продолжается до тех пор, пока он не поместит оставшиеся два утверждения, менее всего подходящие к нему, в категорию один. Как видно из примера, число карточек, помещенных в каждую категорию, симметрично уменьшается от центральной отметки, образуя нормальное распределение.

Таблица 11-1  
Q-сортировка вынужденного выбора

 

Наименее  
подходят

 

 

 

Нейтральные

 

 

 

Наиболее  
подходят

Число утверждений

2

4

8

12

8

4

2

Номер категории

1

2

3

4

5

6

7


Следует отметить два дополнительных момента, относящихся к Q-сортировке. Первый: утверждения или прилагательные могут быть отобраны из многочисленных источников – не существует какого-то фиксированного набора стандартизованных  данных Q-сортировки. Они могут быть сформулированы на основе определенной теории, из записанных терапевтических  интервью или из личностных опросников. Второй: вынужденное нормальное распределение  позволяет легко вычислить статистические результаты, так как средние значения и погрешности всегда постоянны  по всем испытуемым. Вынужденное распределение  также помогает контролировать наборы ответов, несмотря на существующие тенденции "среднего" или "экстремального" ранжирования. Напротив, Q-сортировку критиковали  за принуждение испытуемых классифицировать утверждения так, что они могут  не точно отражать их Я-концепцию. Например, даже если испытуемый чувствует, что  большинство утверждений совсем не подходят ему, от него все же требуют  рассортировать их по предписанным категориям. Другой испытуемый, хотя и чувствует, что большинство утверждений  хорошо описывают его и не принадлежат  средней категории, также вынужден следовать инструкциям.

Исследователи, пользующиеся этим методом, обычно предлагают испытуемым провести Q-сортировку утверждений  дважды: один раз для самоописания и второй раз для идеального самоописания. Сначала испытуемого просят рассортировать карточки так, чтобы получилось описание его таким, каким он видит себя в настоящее время. Это так называемая Я-сортировка. Второй раз испытуемого просят использовать те же карточки для описания человека, каким он больше всего хотел бы быть. Эта вторая сортировка называется идеал-сортировка.

Данные Q-сортировки можно  анализировать несколькими способами. Однако наиболее часто вычисляют  коэффициент корреляции идеал-сортировки и Я-сортировки, определяя таким  образом, насколько точно образ  себя испытуемого, или его сознаваемое  Я, соответствует его идеальному образу. По этой методике каждому утверждению Q-сортировки приписывают два номера, причем первый представляет номер категории  для Я-сортировки, а второй – номер  категории для идеал-сортировки. Потом для этих двух номеров рассчитывают корреляцию. Следовательно, коэффициент  корреляции становится индексом степени  соответствия или несоответствия между  сознаваемым Я и идеальным  Я. Позитивная корреляция демонстрирует  соответствие, а негативная корреляция – несоответствие между сознаваемым  Я и идеальным Я. Коэффициенты корреляции, незначительно отличающиеся от нуля, показывают отсутствие связи (сходства) между тем, как человек  видит себя, и тем, каким он хотел  бы быть.

Информация о работе Феноменологическое направление в теории личности