Феноменологическое направление в теории личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:48, доклад

Описание работы

Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Феноменологи полагают, что именно внутренняя система отсчета человека – или субъективная способность постигать действительность – играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека. Доводя эту мысль до логического конца, феноменологическое направление отрицает идею о том, что окружающий мир есть нечто, что реально существует само по себе как неизменная действительность для всех.

Работа содержит 1 файл

роджерс.docx

— 99.73 Кб (Скачать)

"Я не придерживаюсь  точки зрения Полианны* на природу  человека. Я понимаю, что поскольку  человеку присущ внутренний страх  и беззащитность, он может вести  и ведет себя недопустимо жестоко,  ужасно деструктивно, незрело, регрессивно,  антисоциально и вредно. Все же  одним из впечатляющих и обнадеживающих  переживаний является для меня  работа с такими людьми и  открытие весьма позитивных тенденций,  которые существуют в них очень  глубоко, как и во всех нас" (Rogers, 1961, р. 27).

Резко расходясь с фрейдовской  традицией, Роджерс постулировал естественное развитие людей к "конструктивному  осуществлению" свойственных им врожденных возможностей. "Поэтому, когда такой  фрейдист, как Карл Меннингер (Karl Menninger), говорит мне (в дискуссии по этому  вопросу), что он воспринимает человека как "врожденное зло" или, более  точно, "врожденное деструктивное", я могу только покачать головой в  изумлении" (цит. по Kirschenbaum, 1979, р. 250). Итак, Роджерс имел глубокое, почти  религиозное чувство уважения к  природе человека. Он утверждал, что  все человечество обладает естественной тенденцией двигаться в направлении  независимости, социальной ответственности, креативности и зрелости. Следует  заметить, что подобный взгляд на природу  человека является лейтмотивом всей теории Роджерса и точно отождествляется  с гуманистическим направлением в персонологии.

* Полианна – героиня  романа американской писательницы  Элеонор Портер, воплощение неистребимого  оптимизма. (Прим. ред.)

Хотя и Роджерс, и Маслоу разделяли мнение, что люди имеют  фактически неограниченные возможности  для самосовершенствования, их теории содержат три ключевых различия. Прежде всего, Роджерс полагал, что личность и поведение в большей степени  являются функцией уникального восприятия человеком окружения, в то время  как Маслоу, с другой стороны, придерживался  мнения, что поведение человека и  его опыт регулируются иерархией  потребностей. В отличие от Роджерса, Маслоу не подчеркивал феноменологию  человека. Во-вторых, теория Роджерса в  основном была сформулирована благодаря  его работе с людьми, имеющими психологические  проблемы. В самом деле, Роджерс  сконцентрировал внимание на терапевтических  условиях, которые способствовали самоактуализации человека и перенесению того, что  он извлек из терапии, в общую теорию личности. Маслоу, напротив, никогда  не занимался терапией и настаивал  на том, чтобы психология переключила  внимание с изучения аномалий на изучение психически здоровых людей. И наконец, Роджерс выявлял определенные формы  развития, способствующие склонности человека к осуществлению своих  врожденных возможностей, а в теории Маслоу процессы развития, регулирующие движение человека к полной самоактуализации, фактически игнорировались. Работы Маслоу посвящены почти исключительно  взрослым, хотя он все же признавал, что люди подвержены фрустрации потребностей в определенные "критические стадии" жизненного цикла. Несмотря на эти явные  теоретические различия, и Роджерс, и Маслоу полагали, что люди в  основном стремятся вперед и при  подходящих условиях полностью осуществляют возможности, заложенные в них от рождения, демонстрируя истинное психическое  здоровье.

РУКОВОДЯЩИЙ МОТИВ  В ЖИЗНИ: ТЕНДЕНЦИЯ АКТУАЛИЗАЦИИ

Наряду с позитивной точкой зрения на природу человека, Роджерс  выдвинул гипотезу о том, что все  поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который  он называл тенденцией к актуализации. Он представляет собой "свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и раскрывать личность" (Роджерс, 1959, р. 196). Таким образом, важнейший мотив жизни человека – это актуализировать, то есть сохранять и раскрывать себя, максимально выявлять лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Эта фундаментальная тенденция является единственным мотивационным конструктом, постулированным Роджерсом. Действительно, Роджерс чувствовал, что ничего нельзя объяснить, постулируя специфические мотивы, такие как голод, половое влечение, безопасность, и используя эти гипотетические мотивы для объяснения причин поведения (Rogers, 1980). Возьмем в качестве примера голод. Традиционно психология рассматривала его как отдельное влечение, или мотив, вещь в себе. В системе взглядов Роджерса голод является только одним из специфических выражений господствующего мотива, лежащего в основе нашего существования, а именно – он необходим, чтобы "сохранить" человека. Если вы в это не верите, прекратите есть. Меньше чем через неделю вы в это поверите или умрете. Или рассмотрим половое влечение как мотив – оно служит для "интенсифицирования" человека. Это понятно и без пояснений. Или потребность достижения – желание отличиться, выполнить трудную задачу. С точки зрения Роджерса, данную потребность можно трактовать как одно из выражений тенденции к актуализации. Стремление человека к достижениям является способом воплощения своих внутренних возможностей.

Роджерс полагал, что при  отсутствии значительных внешних ограничений  или антагонистических воздействий  тенденция к актуализации естественно  выразится посредством разнообразных  форм поведения. Далее некоторые  существенные признаки определяют тенденцию  к актуализации как "один центральный  источник энергии в организме  человека" (Rogers, 1980, р. 123). Во-первых, она  берет начало в физиологических  процессах организма (то есть это биологический факт, а не психологическая тенденция). На организменном уровне тенденция к актуализации выражается не только в сохранении организма с удовлетворением дефицитарных потребностей (воздух, пища, вода), она также развивает организм, обеспечивая эволюцию и дифференциацию органов и функций тела, его рост и постоянное обновление. А мотивационная сила, с которой тенденция к актуализации действует на психические процессы, относящиеся к Я, имеет еще большее значение. Тенденция к актуализации является активным процессом, отвечающим за то, что организм всегда стремится к какой-то цели, будь то начинание, исследование, перемены в окружении, игра или творчество. Она ведет человека к самостоятельности и самодостаточности.

Тенденция к актуализации не просто нацелена на снижение напряжения (сохранение жизненных процессов  и поиски комфорта и покоя). Она  также подразумевает повышение напряжения. Вместо того, чтобы считать конечной целью любого поведения уменьшение напряжения, Роджерс полагал, что поведение мотивировано потребностью человека развиваться и улучшаться. Человеком управляет процесс роста, в ходе которого осуществляется его личностный потенциал. К тому же Роджерс утверждал, что эта конструктивная биологическая тенденция является общей для всех форм жизни – она присуща не только людям, даже не только животным, но всему живому. Это сущность жизни!

Роджерс не считал нужным давать конкретные примеры проявления тенденции  к актуализации в поведении, но ее можно охарактеризовать в терминах желания достичь или завершить  что-то, что сделает жизнь человека более разнообразной и удовлетворительной (например, стремление получить хорошую  оценку, добиться повышения по службе, быть независимым, помогать людям, больным  СПИДом). Другие многочисленные примеры  также иллюстрируют действие принципа актуализации Роджерса. Например, маленький  ребенок, который учится ходить, поражает своим упорством – он действительно "зациклился" на этом и актуализируется. Он падает назад или вперед, ударяется  головой и расквашивает нос. Но в  конце концов он идет. Также и  игрок в теннис стремится улучшить свой удар справа и слева, игрок в  гольф – прицел и удары по мячу, профессор колледжа – свои статьи, а подросток – свои представления  о себе. Движение к саморазвитию часто сопровождается борьбой и  страданиями, но побудительный мотив  настолько непреодолим, что человек  настойчиво продолжает свои попытки, несмотря на боль и неудачи, которые, вероятно, испытывает. Короче, Роджерс предположил, что фактически все поведение  людей направлено на повышение их компетентности или на их актуализацию.

Для Роджерса весь жизненный  опыт оценивается с позиции того, насколько хорошо он служит тенденции  к актуализации. Эта установка  отражается в другом термине, который  он использовал в связи с этой тенденцией: организмический оценочный процесс. Это словосочетание отражает идею о том, что люди ищут и оценивают позитивно переживания, которые они воспринимают как содействующие их личности или развивающие ее. Люди испытывают чувство удовлетворения от таких позитивных переживаний. И напротив, они избегают и оценивают негативно те переживания, которые воспринимают как противоречащие или препятствующие их актуализации. Организмический оценочный процесс позволяет людям оценить переживания с точки зрения того, насколько они способствуют тенденции к актуализации или препятствуют ей. И вполне естественно, они будут обращаться к переживаниям актуализации и избегать переживаний, воспринимаемых иначе. Роджерс предположил, что даже маленькие дети, если есть для этого возможность, будут действовать в соответствии с организмическим оценочным процессом: "Самый простой пример – это ребенок, который ценит пищу, пока голоден, и испытывает к ней отвращение, когда насыщается; в какой-то момент он оценивает стимуляцию, а вскоре оценивает только остальное; он удовлетворяется диетой, которая в конечном итоге максимально интенсифицирует его развитие" (Rogers, 1959, р. 210).

Наиболее необходимым  аспектом тенденций к актуализации, с точки зрения личности, является стремление человека к самоактуализации. В контексте теории Роджерса тенденция к самоактуализации – это процесс осуществления человеком на протяжении всей жизни своих возможностей с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. К тому же самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней. По Роджерсу, не требуется каких-то особых мотивационных конструктов (то есть специфических влечений), чтобы понять, почему человек активен; каждый человек исходно мотивирован просто тем, что живет. Мотивы и влечения не объясняют целенаправленной деятельности организма. Человечество в основе своей является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы.

Нужно подчеркнуть, что самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У  него всегда остаются таланты для  развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических  потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей  самоактуализации, чем другие; они  далее других продвинулись к такому функционированию, которое можно  назвать более полноценным, творческим и самостоятельным. Мы более подробно поговорим о тенденции самоактуализации, когда будем описывать полноценно функционирующего человека в следующем  разделе этой главы.

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ  ПОЗИЦИЯ РОДЖЕРСА

Как мы видели, теория Роджерса иллюстрирует феноменологический подход к личности. Феноменологическое направление считает реальным для индивида (то есть реальным для его мыслей, понятий, чувств) то, что существует в пределах внутренней системы координат человека или субъективного мира, включающего все сознаваемое в любой данный момент времени. Из этого следует, что субъективное восприятие и переживания не только представляют собой личную реальность человека, но также образуют основу для его действий. Говоря феноменологически, каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем, как мы субъективно воспринимаем их. Например, человек, изнывающий от жажды в пустыне, бросится к луже воды, являющейся миражом, так, как если бы это была настоящая вода. Еще пример: два человека, оказавшиеся в одних и тех же обстоятельствах, могут впоследствии описывать две совершенно разные ситуации, это часто бывает с рассказами "очевидцев" появления неопознанных летающих объектов, дорожно-транспортных происшествий и других неожиданных событий.

Феноменологическая психология отстаивает в качестве своей основной доктрины положение, что психологическая  реальность феноменов является исключительно  функцией того, как они воспринимаются людьми. Чувства человека не есть прямое отражение мира реальности; действительная реальность – это реальность, которую  наблюдает и интерпретирует реагирующий  организм. Следовательно, по Роджерсу, каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием, и его внутренний мир  в полной мере доступен только ему  самому (Rogers, 1959). В заключение можно  добавить, что Роджерс, в отличие  от Келли, избегал делать какие-либо заявления о природе "объективной" реальности. Его интересовала только психологическая реальность (то есть то, как человек воспринимает и интерпретирует любую информацию, получаемую посредством чувств), а объективную реальность он оставлял философам (Rogers, 1961).

Большое значение для феноменологического  направления теории личности имеет  то, что понимание поведения человека зависит от изучения его субъективного  восприятия реальности. Если мы хотим  объяснить, почему человек думает, чувствует  и ведет себя данным образом, нам  необходимо постичь его внутренний мир. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения. Поэтому  наиболее важным аспектом психологического исследования является изучение субъективных переживаний человека – ведь в  конечном счете только эти переживания  ответственны за поведение. Это и  есть феноменологическая реальность, которую персонолог, по Роджерсу, должен попытаться проанализировать и понять.

Господство субъективного  опыта

Связь опыта с поведением является существенным тезисом в  феноменологической теории Роджерса. Он настаивал на том, что поведение  человека нельзя понять, не обращаясь  к его субъективной интерпретации  событий. Говоря о прогнозировании  поведения, Роджерс заявлял, что  человек действует в соответствии со своим восприятием событий, происходящих в данный момент. Таким образом, он выступал против утверждения Скиннера о том, что поведение можно  объяснить реакцией человека на объективную  стимульную ситуацию; по его мнению, скорее следует говорить об интерпретации ситуации и ее персональном значении, которое регулирует поведение. Критическое значение имеет восприятие явлений: что именно для меня представляет собой напиток из взбитых яиц с сахаром и ромом, или чувства любви и гнева, или данный человек. Следовательно, никто с полным основанием не может утверждать, что его чувство реальности непременно лучше или правильнее, чем у кого-то еще; никто не имеет права противопоставлять свою реальность реальности других.

Информация о работе Феноменологическое направление в теории личности