Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 08:53, дипломная работа
Проблема психологического стресса населения, в том числе специалистов различных областей профессиональной деятельности, приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий.
Введение ……………………………………………………………………….5
1 Теоретические основы………………………………………………………10
1.1 Понятие психологического стресса………………………………………10
1.2 Взаимосвязь стресса и физиологических свойств организма………….16
1.3 Основные факторы стресса………………………………………………18
1.4 Компьютерные стрессоры…………………………………………….…..23
1.5 Методы предупреждения стресса и «борьбы» с ним…………………...26
2 Практические исследования влияния стресса ...……….………………….31
2.1.1 Исследование тревожности (опросник Спилбергера - Ханина)……...31
2.1.2 Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности…….32
2.1.3 Тест «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение»……………………….……………………………………..33
2.2 Результаты исследований………………………………………………….34
2.2.1 Результаты исследования тревожности………………………………...35
2.2.2 Результаты исследований самооценки тревожности, фрустрированности и агрессивности………………………………………………………………………..33
2.2.3 Результаты исследований теста САН…………………………………...35
2.3 Статистическая обработка результатов исследования с использованием критерия Манна-Уитни……………………………………………..…………………40
2.3.1 Статистическая обработка результатов исследования тревожности (опросник Спилбергера - Ханина)……………………………………………………41
2.3.2 Статистическая обработка результатов исследования самооценки тревожности, фрустрированности и агрессивности………………………………...43
2.3.3 Статистическая обработка результатов исследования теста САН……46
Заключение……………………………………………………………………..50
Глоссарий……………………………………………………………………….54
Список использованных источников………………………………………….58
Приложение А…………………………………………………………………..61
Приложение Б……………………………………………………………………63
Приложение В……………………………………………………………………65
Приложение Г…………………………………………………………………….70
На сегодняшний день изучение компьютерного стресса и борьба с ним является актуальной проблемой, т.к. без компьютерной техники существование современного общества не представляется возможным.
Глоссарий
№ п/п | Новое понятие | Содержание |
1 | Стресс | (от англ. stress – давление, напряжение) 1) Определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение; 2) Стресс может относиться к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения; это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления (coping processes), происходящие в самом человеке; 3) )Стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие.
|
2 | Профессиональный стресс | это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. |
3 | Инженерная психология | раздел психологии, который изучает взаимодействие человека и технических устройств. Основными задачами инженерной психологии являются исследования процессов приема, переработки и хранения информации человеком, которые осуществляются при проектировании технических устройств и управлении ими. Работа в инженерной психологии ведется по следующим направлениям: 1) изучение структуры операторской деятельности, ее психофизиологических и психологических аспектов; 2) инженерно-психологическое проектирование; 3) психологическое обеспечение научной организации труда; 4) профессиональный отбор, подбор, обучение и расстановка кадров. |
4 | Человек-оператор | человек, трудовая деятельность которого заключается во взаимодействии с органами управления каким-либо процессом на основе его информационной модели. |
5 | Тревожность | Склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. |
6 | Агрессивность | (от лат. aggredi — нападать) Индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. |
7 | Фрустирация | (от лат. frustratio обман, тщетное ожидание) негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей . Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги , раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается. |
8 | Самочувствие | Cистема субъективных ощущений, свидетельствующих о той или иной степени физиологической и психологической комфортности. |
9 | Активность | непрерывный процесс накопления и проявления потенциального в личности, обеспечивающего расширение и углубление ее связей с окружающим миром, обществом, другими людьми, самим собой посредством социальных, педагогических, психологических факторов. |
10 | Настроение | Сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида. |
11 | Дистресс | так называемые психосоматические заболевания (поражение отдельных органов или систем) или общее недомогание, плохое настроение и т.д. |
12 | Спам | (Spam - переводится как колбасный фарш, в телекоммуникациях - непрошеное рекламное сообщение в электронной почте, или просто "сетевой мусор") Рассылка незапрашиваемых рекламных и информационных объявлений по большому количеству электронных адресов |
13 | Релаксация | (от лат. relахаtiо - уменьшение напряжения, ослабление) - состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта следствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. |
14 | Аутотренинг | (от греч. autos сам и gennao рождаю) комплекс социальных упражнений, основанных на саморегуляции поведения и самовнушении, используется человеком для управления собственными психическими состояниями и поведением. |
15 | Медитация | (от лат. meditatiо размышление) техника, при помощи которой, отключаясь от внешних воздействий, человек "переносится" в иные пространства. Это происходит благодаря включению чакр — органов восприятия тонких тел, соответствующих органам чувств физического плана. |
16 | Стрессоры (стресс-факторы) | неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. |
17 |
|
|
18 |
|
|
19 |
|
|
20 |
|
|
Список использованных источников
1. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.:, 2000
2. Бодров В.А. Экспериментально-
3. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. М., 1993
4. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. – М., 1960
5. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы.- М.: Институт психологии РАН, 1995.
6. Загрядский В.П., Сулимо-Самуйло З.К. Методы исследования в физиологии труда: Метод пос..-Л.,1991
7. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора. // Очерки психологии труда оператора.- М.: Наука,1974.
8. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса.- М.:Наука, 1983
9. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1995
10. Бодров В. А. Психофизиологические проблемы профессиональной надежности человека-оператора // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М.: Наука, 1991
11. Бодров В. А., Орлов В. Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998
12. Борневассер М. Стресс в условиях труда // Иностранная психология. 1994
13. Рушман Э.М. Надо ли убегать от стресса? М.: Физкультура и спорт, 1990
14. Бодров В. А., Обознов А. А., Турзин П. С. Информационный стресс в операторской деятельности // Психол. журн. 1998.
15. Бодров В. Я. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Прометей, 1995г.
16. Леонова А. Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. М., МГУ, 1993
17. Грачев Н.Н. Психология инженерного труда. М., 1998
18. Иванова Е. М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., 1992
19. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.,1998
20. Моргунов Е.Б. Человеческий фактор в компьютерных системах. М., 1994
21. medmedia.ru
22. Ю.В.Щербатых «Экзаменационный стресс». Воронеж. 2000
23. Леонова А. В., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981
24. Леонова А. Б., Чернышева О. Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. М.: Радикс, 1995
25. Медведев В. И. Функциональные состояния оператора // Эргономика. Принципы и рекомендации. Вып. 1. М., 1970
26. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979
27. Смит Т.Дж. Профессиональный стресс // Человеческий фактор / Под ред. Г. Салвенди. М.: Мир, 1991
28. Смолян Г. Л. Человек и компьютер. Социально-философские аспекты автоматизации управления и обработки информации. М.: Политиздат, 1981
29. Хаккер В. Инженерная психология и психология труда. М.: Машиностроение, 1985
30. Самоукина Н. Карьера без стресса. – СПб.: Питер, 2004
31. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании. – М.: ООО Журнал «Управление персоналом», 2005
32. Алиев X. Защита от стресса. - М. – 1996
33. Краткий психологический словарь. – Р-н/Д. – 1998
34. Линдеман X. Аутогенная тренировка. Путь к восстановлению здоровья и работоспособности. – М. – 1980
35. Парцерняк С.А. Стресс. Вегетозы. Психосоматика. – М., 2002
36. Психологический словарь. - М. – 1998
37. Красовский Ю.Д. Как преодолеть стресс на работе? – М. 1998
38. Каверин С. Б. Мотивация труда. - М., Изд. «Институт психологии РАН» 1998
39. Александровский Ю. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. – М. – 1976
40. Лазарус Р. Эмоциональный стресс, М., 1970
41. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: «Социально-психологический центр» ,1996
42. Стресс жизни. составители Л.Попова, В. М.Соколов. – 1996
43. Турачев Ю., Иовлев Б. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. – М. – 1976
44. Сергеев В. Психология для работников кадровой службы. - М., «НИОПИК» 1998
Приложение А.
Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера Ханина)
Бланк ответов
Ф. И. О. ______________________________
Дата заполнения ______________________________
Шкала личностной тревожности
№ п/п | суждение | Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно |
1 | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Мне ничто не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я внутри скован | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я чувствую себя свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Я ощущаю душевный покой | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я встревожен | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | Я не чувствую скованности, напряжения | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я слишком возбужден и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |
Приложение Б.
Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности
Самооценка тревожности | 1 2 3 4 |
1. Обычно вы не чувствуете в себе уверенности | 1 2 3 4 |
2. Вы часто из-за пустяков краснеете | 1 2 3 4 |
3. Ваш сон беспокоен | 1 2 3 4 |
4. Вы легко впадаете в уныние | 1 2 3 4 |
5. Вы беспокоитесь о только воображаемых еще неприятностях | 1 2 3 4 |
6. Вас пугают трудности | 1 2 3 4 |
7. Вы любите копаться в своих недостатках | 1 2 3 4 |
8. Вас легко убедить | 1 2 3 4 |
9. Вы мнительный человек | 1 2 3 4 |
10. Вы с трудом переносите время ожидания | 1 2 3 4 |
Самооценка фрустрированности | 1 2 3 4 |
1. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход | 1 2 3 4 |
2. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом | 1 2 3 4 |
3. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя | 1 2 3 4 |
4. Несчастья и неудачи ничему меня не учат | 1 2 3 4 |
5. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной | 1 2 3 4 |
6. Я нередко чувствую себя беззащитным | 1 2 3 4 |
7. Иногда у меня бывает состояние отчаяния | 1 2 3 4 |
8. Чувствую растерянность перед трудностями | 1 2 3 4 |
9. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели | 1 2 3 4 |
10. Считаю недостатки своего характера неисправимыми | 1 2 3 4 |
Самооценка агрессивности: | 1 2 3 4 |
1. Оставляю за собой последнее слово | 1 2 3 4 |
2. Нередко в разговоре перебиваю собеседника | 1 2 3 4 |
3. Меня легко рассердить | 1 2 3 4 |
4. Люблю делать замечания другим | 1 2 3 4 |
5. Хочу быть авторитетом для окружающих | 1 2 3 4 |
6. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего | 1 2 3 4 |
7. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю | 1 2 3 4 |
8. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться | 1 2 3 4 |
9. У меня резкая, грубоватая жестикуляция | 1 2 3 4 |
10. Я мстителен | 1 2 3 4 |