Факторы стресса в трудовой ситуации компьютеризированных рабочих мест и их влияние на психическое здоровье сотрудников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 08:53, дипломная работа

Описание работы

Проблема психологического стресса населения, в том числе специалистов различных областей профессиональной деятельности, приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….5
1 Теоретические основы………………………………………………………10
1.1 Понятие психологического стресса………………………………………10
1.2 Взаимосвязь стресса и физиологических свойств организма………….16
1.3 Основные факторы стресса………………………………………………18
1.4 Компьютерные стрессоры…………………………………………….…..23
1.5 Методы предупреждения стресса и «борьбы» с ним…………………...26
2 Практические исследования влияния стресса ...……….………………….31
2.1.1 Исследование тревожности (опросник Спилбергера - Ханина)……...31
2.1.2 Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности…….32
2.1.3 Тест «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение»……………………….……………………………………..33
2.2 Результаты исследований………………………………………………….34
2.2.1 Результаты исследования тревожности………………………………...35
2.2.2 Результаты исследований самооценки тревожности, фрустрированности и агрессивности………………………………………………………………………..33
2.2.3 Результаты исследований теста САН…………………………………...35
2.3 Статистическая обработка результатов исследования с использованием критерия Манна-Уитни……………………………………………..…………………40
2.3.1 Статистическая обработка результатов исследования тревожности (опросник Спилбергера - Ханина)……………………………………………………41
2.3.2 Статистическая обработка результатов исследования самооценки тревожности, фрустрированности и агрессивности………………………………...43
2.3.3 Статистическая обработка результатов исследования теста САН……46
Заключение……………………………………………………………………..50
Глоссарий……………………………………………………………………….54
Список использованных источников………………………………………….58
Приложение А…………………………………………………………………..61
Приложение Б……………………………………………………………………63
Приложение В……………………………………………………………………65
Приложение Г…………………………………………………………………….70

Работа содержит 1 файл

Ермошина.doc

— 857.00 Кб (Скачать)

На сегодняшний день изучение компьютерного стресса и борьба с ним является актуальной проблемой, т.к. без компьютерной техники существование современного общества не представляется возможным.

 


Глоссарий

 

п/п

Новое понятие

Содержание

1

Стресс

(от англ. stress – давление, напряжение)

1) Определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение;

2) Стресс может относиться к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения; это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления (coping processes), происходящие в самом человеке;

3) )Стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие.

 

2

Профессиональный стресс

это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию.

3

Инженерная психология

раздел психологии, который изучает взаимодействие человека и технических устройств. Основными задачами инженерной психологии являются исследования процессов приема, переработки и хранения информации человеком, которые осуществляются при проектировании технических устройств и управлении ими. Работа в инженерной психологии ведется по следующим направлениям: 1) изучение структуры операторской деятельности, ее психофизиологических и психологических аспектов; 2) инженерно-психологическое проектирование; 3) психологическое обеспечение научной организации труда; 4) профессиональный отбор, подбор, обучение и расстановка кадров.

4

Человек-оператор

человек, трудовая деятельность которого заключается во взаимодействии с органами управления каким-либо процессом на основе его информационной модели.

5

Тревожность

Склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий.

6

Агрессивность

(от лат. aggredi — нападать) Индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей.

7

Фрустирация

(от лат. frustratio обман, тщетное ожидание) негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей . Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги , раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

8

Самочувствие

Cистема субъективных ощущений, свидетельствующих о той или иной степени физиологической и психологической комфортности.

9

Активность

непрерывный процесс накопления и проявления потенциального в личности, обеспечивающего расширение и углубление ее связей с окружающим миром, обществом, другими людьми, самим собой посредством социальных, педагогических, психологических факторов.

10

Настроение

Сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида.

11

Дистресс

так называемые психосоматические заболевания (поражение отдельных органов или систем) или общее недомогание, плохое настроение и т.д.

12

Спам

(Spam - переводится как колбасный фарш, в телекоммуникациях - непрошеное рекламное сообщение в электронной почте, или просто "сетевой мусор") Рассылка незапрашиваемых рекламных и информационных объявлений по большому количеству электронных адресов

13

Релаксация

(от лат. relахаtiо - уменьшение напряжения, ослабление) - состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта следствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.

14

Аутотренинг

(от греч. autos сам и gennao рождаю) комплекс социальных упражнений, основанных на саморегуляции поведения и самовнушении, используется человеком для управления собственными психическими состояниями и поведением.

15

Медитация

(от лат. meditatiо размышление) техника, при помощи которой, отключаясь от внешних воздействий, человек "переносится" в иные пространства. Это происходит благодаря включению чакр — органов восприятия тонких тел, соответствующих органам чувств физического плана.

16

Стрессоры

(стресс-факторы)

неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний.

17

 

 

18

 

 

19

 

 

20

 

 

 

 


Список использованных источников

 

1.                             Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.:, 2000

2.                             Бодров В.А. Экспериментально-психологическое исследование совмещенной операторской деятельности. М Наука, 1981

3.                             Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. М., 1993

4.                             Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. – М., 1960

5.                             Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы.- М.: Институт психологии РАН, 1995.

6.                             Загрядский В.П., Сулимо-Самуйло З.К. Методы исследования в физиологии труда: Метод пос..-Л.,1991

7.                             Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора. // Очерки   психологии   труда   оператора.-  М.:  Наука,1974.

8.                             Китаев-Смык Л.А. Психология стресса.- М.:Наука, 1983

9.                             Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1995

10.                        Бодров В. А. Психофизиологические проблемы профессиональной надежности человека-оператора // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М.: Наука, 1991

11.                        Бодров В. А., Орлов В. Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998

12.                        Борневассер М. Стресс в условиях труда // Иностранная психология. 1994

13.                        Рушман Э.М. Надо ли убегать от стресса? М.: Физкультура и спорт, 1990

14.                        Бодров В. А., Обознов А. А., Турзин П. С. Информационный стресс в операторской деятельности // Психол. журн. 1998.

15.                        Бодров В. Я. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Прометей, 1995г.

16.                        Леонова А. Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. М., МГУ, 1993

17.                        Грачев Н.Н. Психология инженерного труда. М., 1998

18.                        Иванова Е. М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., 1992

19.                        Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.,1998

20.                        Моргунов Е.Б. Человеческий фактор в компьютерных системах. М., 1994

21.                        medmedia.ru

22.                        Ю.В.Щербатых «Экзаменационный стресс». Воронеж. 2000

23.                        Леонова А. В., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981

24.                        Леонова А. Б., Чернышева О. Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. М.: Радикс, 1995

25.                        Медведев В. И. Функциональные состояния оператора // Эргономика. Принципы и рекомендации. Вып. 1. М., 1970

26.                        Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979

27.                        Смит Т.Дж. Профессиональный стресс // Человеческий фактор / Под ред. Г. Салвенди. М.: Мир, 1991

28.                        Смолян Г. Л. Человек и компьютер. Социально-философские аспекты автоматизации управления и обработки информации. М.: Политиздат, 1981

29.                        Хаккер В. Инженерная психология и психология труда. М.: Машиностроение, 1985

30.                        Самоукина Н. Карьера без стресса. – СПб.: Питер, 2004

31.                        Соломанидина Т.О. Организационная культура компании. – М.: ООО Журнал «Управление персоналом», 2005

32.                        Алиев X. Защита от стресса. - М. – 1996

33.                        Краткий психологический словарь. – Р-н/Д. – 1998

34.                        Линдеман X. Аутогенная тренировка. Путь к восстановлению здоровья и работоспособности. – М. – 1980

35.                        Парцерняк С.А.  Стресс. Вегетозы. Психосоматика. – М., 2002

36.                        Психологический словарь. - М. – 1998

37.                        Красовский Ю.Д.  Как преодолеть стресс на работе? – М. 1998

38.                        Каверин С. Б.  Мотивация труда. -  М.,  Изд. «Институт психологии РАН» 1998

39.                        Александровский Ю. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. – М. – 1976

40.                        Лазарус Р. Эмоциональный стресс, М., 1970

41.                        Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: «Социально-психологический центр» ,1996

42.                        Стресс жизни.  составители Л.Попова, В. М.Соколов. – 1996

43.                        Турачев Ю., Иовлев Б. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. – М. – 1976

44.                        Сергеев В. Психология для работников кадровой службы. - М., «НИОПИК» 1998

 

 


Приложение А.

 

Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера Ханина)

Бланк ответов

Ф. И. О. _____________________________________________

Дата заполнения ______________________________________

Шкала личностной тревожности

 

№ п/п

суждение

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутри скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряжения

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4


 

 


Приложение Б.

 

Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности

 

Самооценка тревожности

1 2 3 4

1. Обычно вы не чувствуете в себе уверенности  

1 2 3 4

2. Вы часто из-за пустяков краснеете                 

1 2 3 4

3. Ваш сон беспокоен                                        

1 2 3 4

4. Вы легко впадаете в уныние                           

1 2 3 4

5. Вы беспокоитесь о только воображаемых еще неприятностях                                        

1 2 3 4

6. Вас пугают трудности                                    

1 2 3 4

7. Вы любите копаться в своих недостатках

1 2 3 4

8. Вас легко убедить

1 2 3 4

9. Вы мнительный человек 

1 2 3 4

10. Вы с трудом переносите время ожидания       

1 2 3 4

Самооценка фрустрированности

1 2 3 4

1. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход    

1 2 3 4

2. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом

1 2 3 4

3. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя         

1 2 3 4

4. Несчастья и неудачи ничему меня не учат   

1 2 3 4

5. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной 

1 2 3 4

6. Я нередко чувствую себя беззащитным      

1 2 3 4

7. Иногда у меня бывает состояние отчаяния 

1 2 3 4

8. Чувствую растерянность перед трудностями  

1 2 3 4

9. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели            

1 2 3 4

10. Считаю недостатки своего характера неисправимыми      

1 2 3 4

Самооценка агрессивности:

1 2 3 4

1. Оставляю за собой последнее слово

1 2 3 4

2. Нередко в разговоре перебиваю собеседника

1 2 3 4

3. Меня легко рассердить

1 2 3 4

4. Люблю делать замечания другим

1 2 3 4

5. Хочу быть авторитетом для окружающих

1 2 3 4

6. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего

1 2 3 4

7. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю

1 2 3 4

8. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться

1 2 3 4

9. У меня резкая, грубоватая жестикуляция

1 2 3 4

10. Я мстителен

1 2 3 4

Информация о работе Факторы стресса в трудовой ситуации компьютеризированных рабочих мест и их влияние на психическое здоровье сотрудников