Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 08:53, дипломная работа
Проблема психологического стресса населения, в том числе специалистов различных областей профессиональной деятельности, приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий.
Введение ……………………………………………………………………….5
1 Теоретические основы………………………………………………………10
1.1 Понятие психологического стресса………………………………………10
1.2 Взаимосвязь стресса и физиологических свойств организма………….16
1.3 Основные факторы стресса………………………………………………18
1.4 Компьютерные стрессоры…………………………………………….…..23
1.5 Методы предупреждения стресса и «борьбы» с ним…………………...26
2 Практические исследования влияния стресса ...……….………………….31
2.1.1 Исследование тревожности (опросник Спилбергера - Ханина)……...31
2.1.2 Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности…….32
2.1.3 Тест «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение»……………………….……………………………………..33
2.2 Результаты исследований………………………………………………….34
2.2.1 Результаты исследования тревожности………………………………...35
2.2.2 Результаты исследований самооценки тревожности, фрустрированности и агрессивности………………………………………………………………………..33
2.2.3 Результаты исследований теста САН…………………………………...35
2.3 Статистическая обработка результатов исследования с использованием критерия Манна-Уитни……………………………………………..…………………40
2.3.1 Статистическая обработка результатов исследования тревожности (опросник Спилбергера - Ханина)……………………………………………………41
2.3.2 Статистическая обработка результатов исследования самооценки тревожности, фрустрированности и агрессивности………………………………...43
2.3.3 Статистическая обработка результатов исследования теста САН……46
Заключение……………………………………………………………………..50
Глоссарий……………………………………………………………………….54
Список использованных источников………………………………………….58
Приложение А…………………………………………………………………..61
Приложение Б……………………………………………………………………63
Приложение В……………………………………………………………………65
Приложение Г…………………………………………………………………….70
Программы с недоброжелательным или скрытым интерфейсом так же являются сильнейшим источником стресса. Интерфейс предназначен для обмена информацией между пользователем и программой. В него входят различные коды, командные режимы, форматы, устройства, предназначенные для ввода данных, методика общения компьютерной системы с пользователем, документация на программу, навигатор и т. д.
Если загруженная в компьютер программа категорически отказывается общаться с пользователем, человек, по мнению специалистов, испытывает такую же боль и потрясение, как от удара кулаком в солнечное сплетение.
Особенно неприятно пользователю сталкиваться с программами, устроенными таким образом, чтобы ограничить их общение с человеком. Этот так называемый принцип черного ящика, при котором пользователь не видит, каким образом система реагирует на его команды и откликается ли на них вообще, сильно подрывает психическое здоровье человека.
1.5 Методы предупреждения стресса и «борьбы» с ним
Клиническая симптоматика, выявляемая при остром и хроническом и хроническом стрессах, разнообразна, но во многом сходна: выраженная бессонница, ощущение боли и давления в затылке, шеи, живота, спине, а также в области грудной клетки и глазных яблок, обильное потоотделение, затрудненное дыхание, отдышка, тошнота, рвота, физическое беспокойство, чувство усталости, дрожи в коленях и т.д. Для хронического стресса характерны также и некоторые другие симптомы, не встречающихся при остром стрессе: нарушение ночного сна, повышение или понижение половой потенции и т.д.
По мнению Эверли и Розенфельда, врач, используя терапевтическое обучение больного, должен постараться включить в него следующие основные компоненты:
I – коррекция наиболее часто встречающихся ошибочных представлений относительно стрессовой реакции.
Приведем некоторые, наиболее часто встречающиеся ошибочные представления относительно стресса. После каждого ошибочного утверждения другое, поправляющее его утверждение.
1. «Связанные со стрессом симптомы и психопатические заболевания не могут причинить мне реального вреда, поскольку все они существуют только в моем воображении».
Это широко распространенное убеждение ложное, как стресс оказывает влияние не только на психику, но и на весь организм. Психосоматическое заболевание развивающееся в результате стресса, является реальным заболеванием, которое может представить серьезную опасность для Вашего здоровья, как, например, гипертоническая болезнь и язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.
2. «Только слабые люди страдают от стресса».
В наибольшей степени подвержены действию чрезмерного стресса сверхзагруженные люди с очень высоким уровнем притязаний, своего рода «наркоманы от работы».
3. «Я не несу ответственности за стресс в своей жизни. Стресс в наше время неизбежен – мы все его жертвы».
В действительности мы стали ответственны за большую часть стрессов нашей жизни. Это следует из того факта, что стресс является результатом не столько того, что с нами происходит, сколько того, как мы на это реагируем. Такой стресс часто является нашим бессознательным выбором.
4. «Я всегда знаю, когда я испытываю чрезмерный стресс».
Фактически, чем сильнее стресс, испытываемый нами, тем менее чувствительны мы к его симптомам – пока стресс не достигает такой силы, при которой его симптомы уже нельзя игнорировать.
5. «Распознать источники чрезмерного стресса легко».
Это утверждение верно только наполовину. Многие люди, могут легко распознать причину стрессов путем осознания стрессовых симптомов и быстрого обнаружения внешних причин. У некоторых людей признаки стресса не развиваются до тех пор, пока не исчезнет стрессор. В таких ситуациях стрессовые симптомы проявляются в форме психического или физического истощения.
6. «Все люди реагируют на стресс одинаково».
Мы отличаемся друг от друга по источникам стресса, симптомом и заболеваниям, развивающимся вследствии чрезмерного стресса, а также по эффективным формам его лечения.
7. «Когда я начинаю испытывать чрезмерный стресс, все, что я должен сделать, - это сесть и расслабиться».
Хотя релаксация представляет собой очень полезное средство борьбы со стрессом, мало кто умеет глубоко расслабляться. Такие методы, как медитация, хатха-йога и спокойное созерцание, являются наиболее эффективными способами достичь глубокого расслабления в противоположность таким видам досуга, как телевизор, радио и магнитофон. Необходимо помнить, что отпуск и другие формы восстановительного отдыха не всегда обладают расслабляющим действием.
Второй главный компонент терапевтического обучения пациента состоит в представлении ему информации об общей природе стрессовой реакции. Пациенту должно быть дано общее представление в сущности – психосоматического феномена: каким образом мысли и эмоции могут воздействовать на сам организм человека и каким образом стресс может играть положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) роли.
Третий компонент сконцентрирован на роли чрезмерного стресса в развитии заболевания. Врач должен познакомить пациента с тем, каким образом чрезмерный стресс может приводить к развитию определенных заболеваний.
Четвертый – состоит в том, чтобы заставить пациента развить осознание того, как у него проявляется стрессовая реакция, какие характерные симптомы чрезмерного стресса имеются. В школе пациент должен научиться отличать эустресс от дистресса.
Пятый компонент – пациент должен развить у себя способность самоанализа, для того чтобы идентифицировать характерные для него стрессоры. Как для больного, так и для врача важно помнить, что стрессоры у каждого человека носят присущий только ему характер. Если пациент может идентифицировать свои источники стресса, то становится возможным предпринять конструктивные шаги с целью избегания стрессоров или, по крайне мере, для лучшей подготовки и столкновению с ними.
Наконец, шестой компонент состоит в том, что врач, воздерживаясь от всяких суждений оценочного характера, сообщает пациенту о той активной роли, которую он сам (пациент) играет в развитии и лечении чрезмерного стресса.
Очень важную роль в лечении чрезмерного стресса играет психотерапия - лечение психологическими средствами (словом, внушением и т.д.).
Назовем лишь несколько распространенных методов психотерапии: групповой метод – для разрешения трудностей в общении, самопознании, приобретении автономной самооценки и т.д.; семейный метод – для гармонизации супружеских взаимоотношений, воспитания детей; аутотренинг – для волевого воздействия на вегетативные проявления; музыкотерапия и многое другое.
Характер питания может оказывать влияние на стрессовую реакцию, поэтому выработаны рекомендации по диетотерапии стрессовых состояний. Хорошо сбалансированное питание играет важную роль для сохранения как физического, так и психического здоровья человека (борьба с избыточным весом, сокращение потребления сахара, насыщенных жиров и холестерина, ограничение потребления соли). Следует не пропускать утреннего завтрака и питаться в течение дня равномерно.
Важную роль при лечении стрессовых состояний играет фармакологическое вмешательство, для эффективности которого очень важное значение имеют взаимоотношения пациента и врача.
Произвольная регуляция дыхания также используется в качестве мероприятия, направленного на снижение чрезмерного стресса. Сознательный контроль дыхания, т.е. регуляция дыхательных движений, является, по всей вероятности, самым древним из известных методов борьбы со стрессом.
Клиническое применение поведенческих аутогенных релаксационных методик, также оказываюсь весьма полезным при лечении чрезмерного стресса и его проявлений.
При лечении стрессовых состояний может быть использована также и медитация – концентрация внимания на объекте, предназначенном для сосредоточения.
Среди эффективных способов лечения и управления стрессом, возникающим в ходе профессиональной и других видов деятельности человека, хорошо зарекомендовала себя аутогенная тренировка. Она является одним из методов релаксации. При аутогенной тренировке обеспечивается полное сохранение самоконтроля, упражняется воля человека; при этом не исключаются проявления инициативы и творческого подхода. Она позволяет не только предупредить вредные последствия стресса и возникновение некоторых заболеваний, но и повысить общую работоспособность, тренировать волю, внимание, память, овладеть своими эмоциями, выработать навыки самонаблюдения. Аутотренинг направлен на перестройку сознания человека. Лица, занимающиеся аутогенной тренировкой, приобретают способность быть спокойными, бодрыми, уравновешенными в течении всего дня, в нужное время засыпать, управлять своим настроением.
Гипноз также может быть использован для профилактики и лечения чрезмерного психофизиологического стрессового возбуждения. В состоянии гипноза у человека уменьшается периферическая сфера осознания. Гипноз можно использовать для индуцирования состояния глубокой релаксации; далее для избегания стрессов и наконец, для того, чтобы помочь больному развить уверенность в себе. Гипноз может быть использован пациентом для того, чтобы купировать стрессовые состояние.
Одним из самых эффективных средств укрепления здоровья и повышения способностей организма противостоять воздействию стрессорных раздражителей является использование физических упражнений, т.е. «выбивание» психического стресса физическим. Физические упражнения и спорт являются наилучшим способом предотвращения отрицательных последствий стресса.
Хотя физические упражнения сами по себе являются интенсивной формой стресса, они сильно отличаются от стрессовой реакции, участвующей в развитии хронических заболеваний.
Одним из важных и давно применяемых способов предотвращения вредных последствий стресса является повторное или предварительной действие тех же или – других стрессоров, в результате чего существенно стрессорных факторов.
В последнее время в США завоевал широкое признание как средство эффективной борьбы со стрессом массаж. Массаж снимает мышечное напряжение, снижает кровяное давление, развивает гибкость и упругость мышц.
В обычной, повседневной жизни умение сохранять внутреннее равновесие поможет вам обрести покой и легче переносить стрессовые события. В экстремальных условиях это умение может спасти вам жизнь.
Медитация (лат. – размышляю, обдумываю) – умственное действие, направленное на приведение психики человека в состоянии углубленной сосредоточенности. В психологическом аспекте медитация предполагает устранение эмоциональных «крайностей» и значительное снижение реактивности. Телесное состояние медитирующего характеризуется при этом расслабленностью, а его умонастроение – приподнятостью и некоторой отрешенностью.
2 Практические исследования влияния стресса
Для того чтобы изучить влияние стресса на организм человека, было проведено исследование. Исследование проводилось в «Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии».
В исследовании приняло участие 20 человек в возрасте от 25 до 45 лет. 10 человек работают с компьютером каждый день, остальные 10 на компьютере не работают. Исследование проводилось в период с 23.03.2010 г. по 04.04.2010 г. и состояло из следующих этапов.
В группе №1 10 человек это работники работающие на компьютере не менее 7 часов т.е. не менее 35 часов в неделю. Из них 9 женщин и 1 мужчина. Возраст от 25 лет до 45 лет.
В группе №2 10 человек эти работники с компьютером не работают. Из них 9 женщин и 1 мужчина. Возраст от 25 лет до 45 лет.
2.1.1 Исследование тревожности (опросник Спилбергера - Ханина)
Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной. Методика позволяет соотнести полученные результаты с диапазонами нормального распределения индивидов с различной тревожностью по параметру активности. В методике предложена шкала личной тревожности, состоящий из двадцати утверждений, при ответе на которые, респонденту предлагается оценить утверждения по 3-х бальной шкале. (приложение № 1).
При интерпретации показателей использовались следующие оценки тревожности:
до 30 баллов – низкая тревожность;
31 – 45 – умеренная тревожность;
46 и более баллов – высокая.
2.1.2 Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности
По всем трем оцениваемым свойствам личности инструкция предлагает поставить против каждого суждения цифру 1, 2, 3 или 4, в соответствии с тем, насколько точно эти суждения характеризуют состояние обычно. По каждому свойству итоговая сумма баллов умножается на 2. Максимальное количество баллов по каждому свойству — 80. (Приложение 2)
Так как тревожность является одним из ведущих параметров индивидуальных различий, то необходимо сопоставить ее с другими, так или иначе связанными с нею параметрами. В частности, устанавливаются проявления фрустированности и агрессивности.
Фрустрированность как форма проявления подверженности психологическому стрессу есть состояние переживания человеком объективно существующей или воображаемой неудачи. Объективная или субъективная непреодолимость жизненных затруднений вызывает отрицательные эмоции и повышение тревожности, восходящей до личностной.