Факторы стресса в трудовой ситуации компьютеризированных рабочих мест и их влияние на психическое здоровье сотрудников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 08:53, дипломная работа

Описание работы

Проблема психологического стресса населения, в том числе специалистов различных областей профессиональной деятельности, приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….5
1 Теоретические основы………………………………………………………10
1.1 Понятие психологического стресса………………………………………10
1.2 Взаимосвязь стресса и физиологических свойств организма………….16
1.3 Основные факторы стресса………………………………………………18
1.4 Компьютерные стрессоры…………………………………………….…..23
1.5 Методы предупреждения стресса и «борьбы» с ним…………………...26
2 Практические исследования влияния стресса ...……….………………….31
2.1.1 Исследование тревожности (опросник Спилбергера - Ханина)……...31
2.1.2 Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности…….32
2.1.3 Тест «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение»……………………….……………………………………..33
2.2 Результаты исследований………………………………………………….34
2.2.1 Результаты исследования тревожности………………………………...35
2.2.2 Результаты исследований самооценки тревожности, фрустрированности и агрессивности………………………………………………………………………..33
2.2.3 Результаты исследований теста САН…………………………………...35
2.3 Статистическая обработка результатов исследования с использованием критерия Манна-Уитни……………………………………………..…………………40
2.3.1 Статистическая обработка результатов исследования тревожности (опросник Спилбергера - Ханина)……………………………………………………41
2.3.2 Статистическая обработка результатов исследования самооценки тревожности, фрустрированности и агрессивности………………………………...43
2.3.3 Статистическая обработка результатов исследования теста САН……46
Заключение……………………………………………………………………..50
Глоссарий……………………………………………………………………….54
Список использованных источников………………………………………….58
Приложение А…………………………………………………………………..61
Приложение Б……………………………………………………………………63
Приложение В……………………………………………………………………65
Приложение Г…………………………………………………………………….70

Работа содержит 1 файл

Ермошина.doc

— 857.00 Кб (Скачать)

Одной из возможных реакций при этом является агрессия, питае­мая всей обстановкой фрустрации, гневом, ненавистью или отчаянием человека. Таким образом, может сформироваться личностная агрессив­ность как готовность к агрессивному поведению, в частности направ­ленному и на самого субъекта (в случаях самоубийств, суицидного по­ведения). Преодоление состояния фрустрации требует повышения устойчивости (фрустрационой толерантности) личности к неблаго­приятным обстоятельствам жизни на основе адекватного их осознания.

Это осознание предполагает перестройку мотивов, эмоций и воспри­ятия человеком содержания его социальной адаптации, возможных путей разрешения конфликтов и проблем. Относительная неспособ­ность к переосмыслению поведения и его перестройке, затрудненность выхода из состояний зависимости и приобретенной беспомощности выражается в ригидности личности.

При интерпретации показателей использовались следующие оценки:

  до 30 баллов – низкий показатель;

  31 – 45 – умеренный показатель;

  46 и более баллов – высокий.

 

2.1.3 Тест «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение»

 

Характерные симптомы изменений самочувствие отчетливо проявляется при разных состояниях индивида – например, утомлении, напряженности, стрессе. Активность проявляется в творчестве, волевых актах и общении. А в зависимости от степени осознанности причин, вызвавших конкретное настроение, оно переживается либо как нерасчлененный общий эмоциональный фон, либо как четко идентифицированное состояние. Опираясь именно на вышеизложенные факты мы посчитали необходимым включит в исследование тест «САН».

Данный опросник основывается на самооценке своего состояния по предлагаемым 30 парам противоположных  характеристик на которые предлагается ответить респонденту (приложение № 3).

При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары – в 7 баллов. При этом учитывается, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные - низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории (самочувствие, активность, настроение), и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Средний балл шкалы равен – 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже 4 – свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5-5,5 баллов.

 

 

 

 

2.2 Результаты исследований

 

2.2.1 Результаты исследования тревожности (опросник Спилбергера - Ханина)

 

Итоговые показатели.

Данные исследования личностной тревожности отражены в таблице 1 и гистограмме 1.

 

Таблица 1

Личностная тревожность

№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Группа №1

29

36

34

38

38

40

44

55

77

63

Группа №2

29

34

34

37

36

38

40

42

33

70

 

Как видно на гистограмме в обоих группах имеются завышенные показатели, однако в группе №1 таких испытуемых больше.

Диаграмма тревожности:

 

 

2.2.2 Результаты исследований самооценки тревожности, фрустрированности и агрессивности

 

Таблица 2

п/п

Тревожность

Фрустрированность

Агрессивность

Группа №1

Группа №2

Группа №1

Группа №2

Группа №1

Группа №2

1

28

28

32

28

28

28

2

34

34

34

32

26

28

3

34

34

36

34

36

26

4

36

35

34

36

36

34

5

38

38

38

36

40

34

6

40

38

44

38

40

36

7

46

40

48

40

40

38

8

48

42

50

40

42

38

9

60

44

78

48

44

40

10

78

70

60

50

60

44

 

Диаграмма агрессивности:

 

Диаграмма фрустированности:

Диаграмма тревожности.

 

          На гистограммах видно, что в первой группе завышены все показатели.

 

 

 

 

 

 

2.2.3 Результаты исследований теста САН

 

Итоговые показатели:

Таблица 3

п/п

Самочувствие

Активность

Настроение

Группа №1

Группа №2

Группа №1

Группа №2

Группа №1

Группа №2

1

3,4

3,3

3,3

3,7

3,7

3,3

2

3,8

5,0

3,1

5,0

3,5

5,0

3

3,9

5,1

3,1

5,1

3,3

5,0

4

3,9

5,1

3,9

5,2

5,0

5,1

5

5,1

5,3

5,0

5,1

5,1

5,2

6

5,0

5,3

5,1

5,0

5,1

5,1

7

5,1

5,3

5,5

5,5

5,0

5,5

8

5,5

5,4

5,5

5,4

5,3

5,5

9

5,4

5,5

5,3

5,3

5,4

5,5

10

5,1

5,5

5,3

5,1

5,5

5,4

 

Диаграмма самочувствия.

 

 

 

Диаграмма активности.

 

 

Диаграмма настроения.

 

            Полученные данные показывают, что в первой группе показатели самочувствия хуже показателей второй группы, участники первой группы пояснили, что при длительной работе за компьютером они боли в спине, головные боли, утомление глаз.

Активность и настроение в группе №1 имеет больший процент неблагоприятного состояния, чем в группе №2.

 

2.3 Математическая обработка  результатов исследования

 

Назначение U-критерия Манна-Уитни:

Настоящий статистический метод был предложен Фрэнком Вилкоксоно в 1945 году. Однако в 1947 году метод был улучшен и расширен Х. Б. Манном и Д. Р. Уитни, посему U-критерий чаще называют их именами.

Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1,n2≥3 или n1=2, n2≥5.

Описание U-критерия Манна-Уитни:

Существует несколько способов использования критерия и несколько вариантов таблиц критических значений, соответствующих этим способам.

Этот метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами. 1-м рядом (выборкой, группой) мы называем тот ряд значений, в котором значения, по предварительной оценке, выше, а 2-м рядом - тот, где они предположительно ниже.

Чем меньше область перекрещивающихся значений, тем более вероятно, что различия достоверны. Иногда эти различия называют различиями в расположении двух выборок.

Эмпирическое значение критерия U отражает то, насколько велика зона совпадения между рядами. Поэтому чем меньше Uэмп, тем более вероятно, что различия достоверны.

Гипотезы U - критерия Манна-Уитни:

H0: Уровень признака в группе 2 не ниже уровня признака в группе 1.

H1: Уровень признака в группе 2 ниже уровня признака в группе 1.

Ограничения U-критерия Манна-Уитни:

1. В каждой выборке должно быть не менее 3 наблюдений: n1,n2 ≥ З; допускается, чтобы в одной выборке было 2 наблюдения, но тогда во второй их должно быть не менее 5.

2. В каждой выборке должно быть не более 60 наблюдений; n1, n2 ≤ 60.

Находим эмпирическое значение U-критерия.Для этого вычисляем два значения:

U1= n1 * n2 +  (n1*(n1 + 1) / 2) – R1

Информация о работе Факторы стресса в трудовой ситуации компьютеризированных рабочих мест и их влияние на психическое здоровье сотрудников