Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 08:53, дипломная работа
Проблема психологического стресса населения, в том числе специалистов различных областей профессиональной деятельности, приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий.
Введение ……………………………………………………………………….5
1 Теоретические основы………………………………………………………10
1.1 Понятие психологического стресса………………………………………10
1.2 Взаимосвязь стресса и физиологических свойств организма………….16
1.3 Основные факторы стресса………………………………………………18
1.4 Компьютерные стрессоры…………………………………………….…..23
1.5 Методы предупреждения стресса и «борьбы» с ним…………………...26
2 Практические исследования влияния стресса ...……….………………….31
2.1.1 Исследование тревожности (опросник Спилбергера - Ханина)……...31
2.1.2 Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности…….32
2.1.3 Тест «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение»……………………….……………………………………..33
2.2 Результаты исследований………………………………………………….34
2.2.1 Результаты исследования тревожности………………………………...35
2.2.2 Результаты исследований самооценки тревожности, фрустрированности и агрессивности………………………………………………………………………..33
2.2.3 Результаты исследований теста САН…………………………………...35
2.3 Статистическая обработка результатов исследования с использованием критерия Манна-Уитни……………………………………………..…………………40
2.3.1 Статистическая обработка результатов исследования тревожности (опросник Спилбергера - Ханина)……………………………………………………41
2.3.2 Статистическая обработка результатов исследования самооценки тревожности, фрустрированности и агрессивности………………………………...43
2.3.3 Статистическая обработка результатов исследования теста САН……46
Заключение……………………………………………………………………..50
Глоссарий……………………………………………………………………….54
Список использованных источников………………………………………….58
Приложение А…………………………………………………………………..61
Приложение Б……………………………………………………………………63
Приложение В……………………………………………………………………65
Приложение Г…………………………………………………………………….70
Одной из возможных реакций при этом является агрессия, питаемая всей обстановкой фрустрации, гневом, ненавистью или отчаянием человека. Таким образом, может сформироваться личностная агрессивность как готовность к агрессивному поведению, в частности направленному и на самого субъекта (в случаях самоубийств, суицидного поведения). Преодоление состояния фрустрации требует повышения устойчивости (фрустрационой толерантности) личности к неблагоприятным обстоятельствам жизни на основе адекватного их осознания.
Это осознание предполагает перестройку мотивов, эмоций и восприятия человеком содержания его социальной адаптации, возможных путей разрешения конфликтов и проблем. Относительная неспособность к переосмыслению поведения и его перестройке, затрудненность выхода из состояний зависимости и приобретенной беспомощности выражается в ригидности личности.
При интерпретации показателей использовались следующие оценки:
до 30 баллов – низкий показатель;
31 – 45 – умеренный показатель;
46 и более баллов – высокий.
2.1.3 Тест «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение»
Характерные симптомы изменений самочувствие отчетливо проявляется при разных состояниях индивида – например, утомлении, напряженности, стрессе. Активность проявляется в творчестве, волевых актах и общении. А в зависимости от степени осознанности причин, вызвавших конкретное настроение, оно переживается либо как нерасчлененный общий эмоциональный фон, либо как четко идентифицированное состояние. Опираясь именно на вышеизложенные факты мы посчитали необходимым включит в исследование тест «САН».
Данный опросник основывается на самооценке своего состояния по предлагаемым 30 парам противоположных характеристик на которые предлагается ответить респонденту (приложение № 3).
При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары – в 7 баллов. При этом учитывается, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные - низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории (самочувствие, активность, настроение), и подсчитывается количество баллов по каждой из них.
Средний балл шкалы равен – 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже 4 – свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5-5,5 баллов.
2.2 Результаты исследований
2.2.1 Результаты исследования тревожности (опросник Спилбергера - Ханина)
Итоговые показатели.
Данные исследования личностной тревожности отражены в таблице 1 и гистограмме 1.
Таблица 1
Личностная тревожность | ||||||||||
№ п/п | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Группа №1 | 29 | 36 | 34 | 38 | 38 | 40 | 44 | 55 | 77 | 63 |
Группа №2 | 29 | 34 | 34 | 37 | 36 | 38 | 40 | 42 | 33 | 70 |
Как видно на гистограмме в обоих группах имеются завышенные показатели, однако в группе №1 таких испытуемых больше.
Диаграмма тревожности:
2.2.2 Результаты исследований самооценки тревожности, фрустрированности и агрессивности
Таблица 2
№ п/п | Тревожность | Фрустрированность | Агрессивность | |||
Группа №1 | Группа №2 | Группа №1 | Группа №2 | Группа №1 | Группа №2 | |
1 | 28 | 28 | 32 | 28 | 28 | 28 |
2 | 34 | 34 | 34 | 32 | 26 | 28 |
3 | 34 | 34 | 36 | 34 | 36 | 26 |
4 | 36 | 35 | 34 | 36 | 36 | 34 |
5 | 38 | 38 | 38 | 36 | 40 | 34 |
6 | 40 | 38 | 44 | 38 | 40 | 36 |
7 | 46 | 40 | 48 | 40 | 40 | 38 |
8 | 48 | 42 | 50 | 40 | 42 | 38 |
9 | 60 | 44 | 78 | 48 | 44 | 40 |
10 | 78 | 70 | 60 | 50 | 60 | 44 |
Диаграмма агрессивности:
Диаграмма фрустированности:
Диаграмма тревожности.
На гистограммах видно, что в первой группе завышены все показатели.
2.2.3 Результаты исследований теста САН
Итоговые показатели:
Таблица 3
№ п/п | Самочувствие | Активность | Настроение | |||
Группа №1 | Группа №2 | Группа №1 | Группа №2 | Группа №1 | Группа №2 | |
1 | 3,4 | 3,3 | 3,3 | 3,7 | 3,7 | 3,3 |
2 | 3,8 | 5,0 | 3,1 | 5,0 | 3,5 | 5,0 |
3 | 3,9 | 5,1 | 3,1 | 5,1 | 3,3 | 5,0 |
4 | 3,9 | 5,1 | 3,9 | 5,2 | 5,0 | 5,1 |
5 | 5,1 | 5,3 | 5,0 | 5,1 | 5,1 | 5,2 |
6 | 5,0 | 5,3 | 5,1 | 5,0 | 5,1 | 5,1 |
7 | 5,1 | 5,3 | 5,5 | 5,5 | 5,0 | 5,5 |
8 | 5,5 | 5,4 | 5,5 | 5,4 | 5,3 | 5,5 |
9 | 5,4 | 5,5 | 5,3 | 5,3 | 5,4 | 5,5 |
10 | 5,1 | 5,5 | 5,3 | 5,1 | 5,5 | 5,4 |
Диаграмма самочувствия.
Диаграмма активности.
Диаграмма настроения.
Полученные данные показывают, что в первой группе показатели самочувствия хуже показателей второй группы, участники первой группы пояснили, что при длительной работе за компьютером они боли в спине, головные боли, утомление глаз.
Активность и настроение в группе №1 имеет больший процент неблагоприятного состояния, чем в группе №2.
2.3 Математическая обработка результатов исследования
Настоящий статистический метод был предложен Фрэнком Вилкоксоно в 1945 году. Однако в 1947 году метод был улучшен и расширен Х. Б. Манном и Д. Р. Уитни, посему U-критерий чаще называют их именами.
Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1,n2≥3 или n1=2, n2≥5.
Существует несколько способов использования критерия и несколько вариантов таблиц критических значений, соответствующих этим способам.
Этот метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами. 1-м рядом (выборкой, группой) мы называем тот ряд значений, в котором значения, по предварительной оценке, выше, а 2-м рядом - тот, где они предположительно ниже.
Чем меньше область перекрещивающихся значений, тем более вероятно, что различия достоверны. Иногда эти различия называют различиями в расположении двух выборок.
Эмпирическое значение критерия U отражает то, насколько велика зона совпадения между рядами. Поэтому чем меньше Uэмп, тем более вероятно, что различия достоверны.
H0: Уровень признака в группе 2 не ниже уровня признака в группе 1.
H1: Уровень признака в группе 2 ниже уровня признака в группе 1.
1. В каждой выборке должно быть не менее 3 наблюдений: n1,n2 ≥ З; допускается, чтобы в одной выборке было 2 наблюдения, но тогда во второй их должно быть не менее 5.
2. В каждой выборке должно быть не более 60 наблюдений; n1, n2 ≤ 60.
Находим эмпирическое значение U-критерия.Для этого вычисляем два значения:
U1= n1 * n2 + (n1*(n1 + 1) / 2) – R1