Диагностика и исследование эмоций детей младшего школьного возраста с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время, когда внимание общества направлено на изучение условий, способствующих развитию социально активной личности, особенно значимой становится проблема развития эмоциональной сферы ребенка и, прежде всего, тех представлений об эмоциях, которые лежат в основе и эмоциональных эталонов, и нравственного развития детей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Проблемы диагностики и исследования эмоций у детей младшего дошкольного возраста 5
1.1 Основные подходы к изучению проблемы диагностики и исследования эмоций у детей младшего дошкольного возраста 5
1.2 Основные методы диагностики эмоций у детей младшего дошкольного возраста 12
1.3 Процедура диагностики эмоций у детей младшего дошкольного возраста 14
1.4 Анализ методик по диагностике эмоций у детей младшего дошкольного возраста 18
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей эмоций у детей младшего дошкольного возраста 26
2.1 Характеристика объекта и методов исследования 26
2.2 Экспериментальное исследование эмоций у детей младшего дошкольного возраста 40
2.3 Результативность экспериментальной работы 47
Заключение 52
Список использованной литературы 54

Работа содержит 1 файл

202-3п КУРСОВАЯ Диагностика и исследование эмоций у детей младшего дошкольного возраста.doc

— 431.00 Кб (Скачать)

    В одной семье обостренное внимание и забота о ребенке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов.

    В одной семье - недостаток опеки и контроля за поведением.

    В одной семье сознательно стараются  приспособиться к потребностям ребенка. Но это вносит в их поведение напряженность, недостаток непосредственности в общении с ребенком. Они чаще доминируют, а не уступали.

    В одной семье произошла смена образцов воспитания.

    Следовательно, родители второй группы детей имеют  низкий уровень родительского контроля (контролирующие требования больше направлены на модификацию проявлений зависимости детей от родителей); родительских требований, побуждающих к развитию у детей зрелости; способов общения в ходе воспитательных воздействий, эмоциональной поддержки.

    Из  результатов исследования представлений  родителей об эмоциональных особенностей детей родителей второй группы не могут дать полной объективной оценки эмоционального развития своих детей.

    Во  второй группе три четверти родителей  не осознают важности развития эмоционально - волевой сферы своего ребенка.

    75% родителей второй группы не знают индивидуальных особенностей своего ребенка, не заинтересованы в его делах и занятиях, не уверенны в его достижениях; вместе с тем - требовательны в воспитательных воздействиях или наоборот. Родители не умеют дать правильную оценку деятельности и поведения ребенка; не знают и не умеют формировать личностные ценности, эталоны, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам; не побуждают ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей.

    Дети  непостоянны в оценке поведения  персонажей, предъявленных на картинках  в ходе исследования, и зависят  не столько от их знаний и развитых оценочных норм, сколько от житейского опыта и симпатий.

    Результаты  исследования межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений по методике Рене Жиля позволили сделать вывод о том, что дети первой группы превосходят детей второй группы по следующим переменным: отношение к воспитателю, любознательности и социальной адекватности поведения. То есть дети первой группы воспринимают воспитателя как авторитетное, значимое лицо. Их интересуют новые знания, желание научиться чему – либо. В отличие от поведения детей второй группы поведение детей первой группы соответствует осознанным моральным критериям норм.

Заключение

 

    Исследование  включало в себя диагностику развития эмоциональной сферы дошкольника и типов воспитания его в семье.

    По  результатам диагностического этапа  исследования особенностей развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста были сделаны следующие выводы.

    Нами  было доказано, что дети первой группы превосходят детей второй группы по следующим переменным: отношение к воспитателю, любознательности и социальной адекватности поведения. То есть дети первой группы воспринимают воспитателя как авторитетное, значимое лицо. Их интересуют новые знания, желание научиться чему – либо. В отличие от поведения детей второй группы поведение детей первой группы соответствует осознанным моральным критериям норм. Они хорошо социализированные, умеют выстраивать и регулировать и свое поведение в соответствии со сложившейся ситуацией.

    Родители (матери) первой группы детей используют адекватную практику родительского  отношения, которая характеризуется  высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой и успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

    Большинство родителей первой группы бережно  относятся к индивидуальным особенностям своего ребенка, заинтересованы в его  делах и занятиях, уверенны в его  достижениях; вместе с тем - требовательны и последовательны в воспитательных воздействиях. Родители умеют дать оценку деятельности и поведения ребенка; формируют личностные ценности, эталоны, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам; побуждают ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей.

    Родители  второй группы пользуются различными типами воспитания.

    Родители  второй группы детей имеют низкий уровень родительского контроля (контролирующие требования больше направлены на модификацию проявлений зависимости детей от родителей); родительских требований, побуждающих к развитию у детей зрелости; способов общения в ходе воспитательных воздействий, эмоциональной поддержки.

    Родители  второй группы не могут дать полной объективной оценки эмоционального развития своих детей. Три четверти родителей не осознают важности развития эмоционально - волевой сферы своего ребенка.

    Дети  непостоянны в оценке поведения  персонажей, предъявленных на картинках  в ходе исследования, и зависят  не столько от их знаний и развитых оценочных норм, сколько от житейского опыта и симпатий.

    Проведенное исследование подтвердило поставленную в начале исследования гипотезу о  том, что семейная дисгармония и  неправильное воспитание отразится  на эмоциональном развитии детей дошкольного возраста, особенностями которого будут затруднения в социальной приспособленности ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

 
    
  1. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ  для непосвященных: Пер. с англ. А. И. Федорова. - С.-Петербург: Талисман, 2004. – 452 с.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Общ. ред. М. С. Мацковского. - СПб.: Лениздат, 2006.– 270 с.
  3. Бочаров В.В. Антропология возраста. - СПб., 2001.
  4. Дадун Роже. Фрейд. - М.: Изд-во АО Х.Г.С., 2004.– 174 с.
  5. Лаплаш Ж., Понталис Ж. Б. Словарь по психоанализу. / Пер. с фр. - М.: Высшая школа, 2006.  – 150с.
  6. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. - М.: Владос, 2003.
  7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001.
  8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2000.
  9. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Academia, 2000.
  10. Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. - М.: Юрист, 2005. – 243с.
  11. Психологический словарь. / Ред. Зинченко В. П. - М.: Педагогика-Пресс, 2006. – 465с.
  12. Сандлер Джозеф и др. Пациент и психоаналитик. Основы психоаналитического процесса. / Сандлер Д., Дер К., Холдер А.; Пер. с англ. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл, 2001.– 346с.
  13. Слободчиков В.И., Исаев Е.М. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. - М., 2000.
  14. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо - М.: Педагогическое Общество России, 2001.
  15. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. - М.: Наука, 2005.– 125с.
  16. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., научн. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 2007.– 75с.
  17. Фрейд З. Толкование сновидений. - К.: Здоровье, 2001.– 315с.
  18. Юнг К. Г. Аналитическая психология. - СПб.; Кентавр, 2004.– 475с.
  19. Юнг К. Г. Зигмунд Фрейд // Вопросы психологии. - 2003. - №2 - С. 86-103.

Информация о работе Диагностика и исследование эмоций детей младшего школьного возраста с ЗПР