Диагностика и исследование эмоций детей младшего школьного возраста с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время, когда внимание общества направлено на изучение условий, способствующих развитию социально активной личности, особенно значимой становится проблема развития эмоциональной сферы ребенка и, прежде всего, тех представлений об эмоциях, которые лежат в основе и эмоциональных эталонов, и нравственного развития детей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Проблемы диагностики и исследования эмоций у детей младшего дошкольного возраста 5
1.1 Основные подходы к изучению проблемы диагностики и исследования эмоций у детей младшего дошкольного возраста 5
1.2 Основные методы диагностики эмоций у детей младшего дошкольного возраста 12
1.3 Процедура диагностики эмоций у детей младшего дошкольного возраста 14
1.4 Анализ методик по диагностике эмоций у детей младшего дошкольного возраста 18
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей эмоций у детей младшего дошкольного возраста 26
2.1 Характеристика объекта и методов исследования 26
2.2 Экспериментальное исследование эмоций у детей младшего дошкольного возраста 40
2.3 Результативность экспериментальной работы 47
Заключение 52
Список использованной литературы 54

Работа содержит 1 файл

202-3п КУРСОВАЯ Диагностика и исследование эмоций у детей младшего дошкольного возраста.doc

— 431.00 Кб (Скачать)

    6. Инструкция: исследователь обращается к испытуемым родителям: «Заполните, пожалуйста, данную анкету».

    7. Процедура обследования: исследуемому родителю прочитывается инструкция, далее родитель выполняет предложенное ему задание, и его ответы интерпретируются.

    8. Обработка и регистрируемые  показатели: Анкета-опросник предназначена для выявления представлений родителей об особенностях эмоционального развития ребенка по следующим показателям:

    Эмоциональный опыт ребенка.

    Под эмоциональным опытом ребенка понимается эмоциональное проживание конкретного события или ситуации различного модального содержания (радостного, печального, страшного и пр.). Учитываются события, вызвавшие у ребенка эмоции высокой интенсивности, т.е. эмоциональные реакции на высоком пороге реагирования. Имеются в виду: эмоциональное возбуждение, полная или частичная заторможенность, различного рода депрессии, дисфории и эйфории, шоковые и коматозные состояния.

    Присутствие у ребенка фактора  эмоциональной напряженности.

    Под фактором эмоциональной напряженности  понимается проявление в повседневном поведении симптомов эмоциональной  возбудимости, эмоциональной заторможенности  или ситуативной реактивности как  негативных показателей эмоционального развития ребенка.

    Наличие у ребенка знаний и представлений о чувствах, эмоциях.

    Знания  и представления о чувствах, эмоциях  у ребенка формируются в дошкольном детстве и составляют часть его  общего когнитивного развития. В норме  ребенок должен интересоваться содержанием  и проявлением различных эмоциональных состояний.

    Эмоциональное поле ребенка.

    Под эмоциональным полем понимается комплекс особенностей эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью, людьми и самим собой. Этот комплекс включает: эмотивность, эмоциональную пластичность, эмоциональную реактивность и др. В совокупности эти особенности дают представление об общей эмоциональности личности.

    Эмоциональный (модальный) стиль  ребенка.

    Эмоциональный стиль ребенка определяется на основе преобладающих эмоциональных состояний, их знака и модальности. Знак эмоциональных состояний дифференцирует эмоциональный фон ребенка: положительный, отрицательный, нейтральный. Положительный эмоциональный фон характеризуется достаточно стабильным и конструктивным принятием себя и окружающей действительности (позитивное отражение). Отрицательный фон характеризуется деконструктивным отношением к себе или окружающей действительности (негативное отражение), также достаточно стабильным. Нейтральный фон характеризуется отсутствием выраженного отношения к себе и окружающей действительности (нарушенное отражение).

    Экспрессивность (мимическая выразительность) ребенка.

    Под экспрессивностью понимается мимическая выразительность ребенка при  эмоциональном реагировании.

    9. Среднегрупповые,  шкальные или уровневые  значения:

- эмоциональный  опыт ребенка (вопросы 9, 10);

- присутствие  у ребенка фактора эмоциональной  напряженности (вопрос 8);

- наличие  у ребенка знаний и представлений  о чувствах, эмоциях (вопрос 16);

- эмоциональное поле ребенка (вопросы 3, 13, 14);

- эмоциональный  (модальный) стиль ребенка (вопросы  4, 5, 15);

- экспрессивность  (мимическая выразительность) ребенка  (вопросы 11, 12).

    10. Интерпретация: По результатам ответов на вопросы 3, 6, 7, 14, 16, 17 выявляется позиция родителей по отношению к ребенку, особенности их эмоционального взаимодействия, а также степень достоверности ответов. Качественный анализ полученных ответов осуществляется в следующем направлении - особенности эмоционального развития ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Экспериментальное  исследование эмоций  у детей младшего  дошкольного возраста

    По  результатам исследования составим сводную таблицу для обеих  групп (см. табл. 4, 5).

    Таблица 4 – Первая группа испытуемых

 
№ п/п
 
Данные
 
Возраст
Социальная  приспособленность ребёнка и его отношения с окружающими Тип воспитания ребёнка  в семье (результат  опроса матери) Представления родителей об особенностях эмоционального развития ребёнка (результат  опроса матери)
1. Диана Г. 3 8 Адекватное  воспитание Эмоциональное сопереживание
2. Тамара П. 3 7 Адекватное  воспитание Непроизв. экспрессивн. реакции
3. Андрей З. 3 8 Адекватное  воспитание Непроизв. экспрессивн. реакции
4. Антон К. 3
    8
Адекватное  воспитание Непроизв. экспрессивн. реакции
5. Ксения С. 4 8 Адекватное воспитание Эмоциональное сопереживание
6. Марат А. 3 8 Адекватное  воспитание Эмоциональное сопереживание
7. Даниил К. 3 8 Адекватное  воспитание Эмоциональное сопереживание
8. Оксана Ю. 3 8 Адекватное  воспитание Непроизв. экспрессивн. реакции
9. Эльвира Р. 3 7 Адекватное  воспитание Непроизв. экспрессивн. р.
10. Сабиля К. 3 7 Адекватное  воспитание Непроизв. экспрессивн. р.
Средний балл 7,7 - -
Среднее отклонение 2,7 - -
 
 
 
 
 

    Таблица 5 – Вторая группа испытуемых

 
№ п/п
 
Данные
 
Возраст
Социальная  приспособленность ребёнка и его отношения с окружающими Тип воспитания ребёнка  в семье (результат  опроса матери) Представления родителей об особенностях эмоционального развития ребёнка (результат  опроса матери)
1. Василий Л. 3 5 Противореч. воспитание Эмоц. застр. реб-ка
2. Слава Д. 4 4 Культ болезни  Эмоциональн. Заторможен.
3. Ольга С. 3 2 Ежовые рукавицы Эмоциональная возбудимость
4. Полина Т. 3
    1
Смена обр. воспитания Эмоциональн. Заторможен.
5. Егор К. 3 5 Повыш. моральн. отв-ть Эмоциональная возбудимость
6. Карина М. 4 4 Гиперопека  Эмоц. застр. реб-ка
7. Дима П. 3 1 Кронпринц Эмоц. застр. реб-ка
8. Елена П. 3 0 Гипоопека Эмоциональная возбудимость
9. Артём Я. 3 3 Противореч. воспитание Эмоц. застр. реб-ка
10. Алёша М. 3 5 Золушка Эмоц. застр. реб-ка
Средний балл 3 - -
Среднее отклонение 1,2 - -
 

     Сообразно с правилами, мы перевели результаты сводной таблицы в результаты интегрального исследования (см. таблица 6,7).  
 
 
 
 
 

    Таблица 6 – Первая группа испытуемых

 
№ п/п
 
Данные
 
Возраст
Социальная приспособленность ребёнка и его отношения с окружающими Тип воспитания ребёнка  в семье (результат  опроса матери) Представления родителей об особенностях эмоционального развития ребёнка (результат  опроса матери)
1. Диана Г. 3 I I I
2. Тамара П. 3 I I I
3. Андрей З. 3 I I I
4. Антон К. 3
    I
    I
    I
5. Ксения С. 4 I I I
6. Марат А. 3 I I I
7. Даниил К. 3 I I I
8. Оксана Ю. 3 I I I
9. Эльвира Р. 3 I I I
10. Сабиля К. 3 I I I
 

    Таблица 7 – Вторая группа испытуемых

 
№ п/п
 
Данные
 
Возраст
Социальная  приспособленность ребёнка и его отношения с окружающими Тип воспитания ребёнка  в семье (результат  опроса матери) Представления родителей об особенностях эмоционального развития ребёнка (результат  опроса матери)
1. Василий Л. 3 II III III
2. Слава Д. 4 II III III
3. Ольга С. 3 III III III
4. Полина Т. 3
    III
III III
5. Егор К. 3 II III III
6. Карина М. 4 II III III
7. Дима П. 3 III III III
8. Елена П. 3 III III III
9. Артём Я. 3 III III III
10. Алёша М. 3 II III III

Информация о работе Диагностика и исследование эмоций детей младшего школьного возраста с ЗПР