Диагностика и исследование эмоций детей младшего школьного возраста с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время, когда внимание общества направлено на изучение условий, способствующих развитию социально активной личности, особенно значимой становится проблема развития эмоциональной сферы ребенка и, прежде всего, тех представлений об эмоциях, которые лежат в основе и эмоциональных эталонов, и нравственного развития детей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Проблемы диагностики и исследования эмоций у детей младшего дошкольного возраста 5
1.1 Основные подходы к изучению проблемы диагностики и исследования эмоций у детей младшего дошкольного возраста 5
1.2 Основные методы диагностики эмоций у детей младшего дошкольного возраста 12
1.3 Процедура диагностики эмоций у детей младшего дошкольного возраста 14
1.4 Анализ методик по диагностике эмоций у детей младшего дошкольного возраста 18
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей эмоций у детей младшего дошкольного возраста 26
2.1 Характеристика объекта и методов исследования 26
2.2 Экспериментальное исследование эмоций у детей младшего дошкольного возраста 40
2.3 Результативность экспериментальной работы 47
Заключение 52
Список использованной литературы 54

Работа содержит 1 файл

202-3п КУРСОВАЯ Диагностика и исследование эмоций у детей младшего дошкольного возраста.doc

— 431.00 Кб (Скачать)

    6. Развитие речи.

    Формирование  эмоциональной сферы ребенка  происходит в тесной взаимосвязи  с развитием речи.

    Активизируется  и обогащается словарь ребенка  за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека. Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь. В результате целенаправленной работы над эмоциями детей речевые контакты в системе «ребенок - ребенок» и «ребенок - взрослый» становятся более живыми, яркими. Дети осваивают возможности вербально выражать свои чувства. Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого обращения (здороваться, благодарить, просить прощения и т. д.).

    7. Использование музыки.

    Вслушиваясь в слова и музыку песен и  хороводов, ребенок приобретает  первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами. С младшего дошкольного возраста необходимо давать детям слушать и «взрослую» классическую музыку (Моцарта, Вивальди, Чайковского и других композиторов). Она оказывает огромное влияние на формирование внутреннего мира малыша, действуя через подсознание, открытое в этом возрасте. Порой, нет необходимости объяснять детям содержание музыкального произведения. Они поймут его по-своему, что важнее.

    8. Изобразительная деятельность.

    Постараемся сделать изобразительную деятельность ребенка как можно более эмоционально насыщенной. Используем для этого цветовую гамму, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка. «Ты нарисовал снеговика. Какое у него настроение? Как может догадаться об этом твой друг Петя?», « Какой веселый Колобок у тебя получился!», «Мячик, который ты наклеил такой красивый, - так и хочется с ним поиграть!».

    Рассматривая  рисунки Ю. Васнецова, Е. Чарушина, В. Сутеева, обратим внимание детей  на выразительность эмоционального состояния героев. «Вот две девицы - красавицы смеются, посмотри на их лица. Они всплеснули руками, сделай так же» «А вот Зайчик плачет. Лапки сложил, плечики и головку опустил. Покажи Зайчика» [2].

1.4 Анализ методик по диагностике эмоций у детей младшего дошкольного возраста

    Интерес к изучению эмоциональных процессов  не ослабевает на протяжении всего  существования психологии. Фактом, подтверждающим данное положение, является существование 16 направлений в понимании эмоций, начиная с древнегреческого периода до XIX века, и то, что к концу XX века отмечено 20 теорий эмоций, а также создано около 25 разнообразных методик для диагностики эмоций у взрослых и детей. Рассмотрим становление и современное состояние некоторых из них.

    Методика  по идентификации мимического выражения

    Исследование мимического выражения эмоций началось более 100 лет назад. Одним из первых возник вопрос: почему у человека в эмоциональном состоянии специфически изменяется напряжение различных лицевых мышц?

    Классической  попыткой ответить на этот вопрос была теория Ч. Дарвина (1872), изложенная им в  работе «Выражение эмоций у человека и животных». Дарвин выдвинул гипотезу, согласно которой мимические движения образовались из полезных действий. Другими словами, то, что сейчас является выражением эмоций, прежде было реакцией, имевшей определенное приспособительное значение. Мимические движения, возникшие из преобразованных полезных движений, представляют собой либо ослабленную форму этих полезных движений (например, оскаливание зубов при гневе является остаточной реакцией от использования их в борьбе), либо их противоположность (например, расслабление мышц лица - улыбка, выражающая приветливость, является противоположностью напряжения мышц, характерного для враждебных чувств), либо прямое выражение эмоционального возбуждения (дрожь - это следствие напряжения мышц при мобилизации организма, скажем, для нападения).

    Исследования, в которых использовались рисунки  мимических реакций, исходили из положения, сформулированного Пидеритом (1859), Согласно которому мимическое выражение можно охарактеризовать при помощи нескольких элементарных выразительных движений;

    В рассмотренных экспериментах оценки испытуемыми выражения лица имели  качественный характер и классифицировались дихотомически (как правильные или неправильные). Отдельные формы мимического выражения не являются качественно особыми и их можно представить в виде некоторого континуума, построив шкалу мимического выражения. Первая попытка построить такую шкалу принадлежит Вудвортсу (1955). Позднее эта шкала была усовершенствована Шлосбергом (1952).

    Шкала Шлосберга является круговой. Она  включает шесть основных категорий:

    • любовь, радость, счастье;
    • удивление;
    • страдание, страх;
    • решимость, гнев;
    • отвращение;
    • презрение.

    Пользуясь такой шкалой, Шлосберг провел ряд  исследований, в которых испытуемые должны были раскладывать фотографии согласно принципу предложенной им шкалы. Было установлено, что ошибки оценок колебались в довольно узких пределах. Правильность оценок зависела от степени выраженности эмоций в мимике, то есть от удаленности оцениваемого изображения от центра системы координат; чем ближе оно к краю (то есть чем сильнее экспрессия), тем правильнее были оценки.

    Успешность  исследований, опирающихся на шкалу Шлосберга, говорит о том, что предположение о существовании континуума различных мимических выражений, а также выделение двух измерений этих выражений основываются на верных предпосылках.

    В нашей стране данная методика была интерпретирована В.А. Барабанщиковым, Т.Н. Малковой. На основе наблюдения за генезисом данной методики смело можно утверждать, что данная методика может активно применяться для диагностики эмоционального состояния при помощи мимики у детей и взрослых в настоящее время.

    Методика  спонтанного выражения  эмоций на фотографии

    Исследование  подлинных эмоций сталкивается со значительными  трудностями. Действительно, как получить достаточно большое число различных  фотографий подлинных эмоциональных  реакций. Как вызвать у человека реальное переживание эмоций, не вторгаясь в его жизнь? Стремясь преодолеть подобные затруднения, некоторые психологи прибегали к весьма драматическим методам. К наиболее известным из такого рода исследований относятся эксперименты Лэндиса (1938). Это были, несомненно, очень жестокие эксперименты. Так, чтобы вызвать сильные отрицательные эмоции, за спиной испытуемого неожиданно раздавался выстрел; испытуемому приказывали отрезать большим ножом голову живой белой крысе, а в случае отказа экспериментатор сам у него на глазах совершал эту операцию; в других случаях испытуемый, опуская руку в ведро, неожиданно находил там трех живых лягушек и одновременно подвергался удару электрического тока, и т. д. Но именно поэтому в эксперименте Лэндиса удавалось вызывать подлинные эмоции.

    На  протяжении всего эксперимента испытуемых фотографировали. Чтобы облегчить  объективное измерение мимических реакций, основные группы мышц лица обводились углем. Это позволяло впоследствии - на фотографиях - измерять смещения, которые происходили при различных эмоциональных состояниях в результате сокращения мышц.

    Опыты Лэндиса не могут применяться  в настоящее время из-за своей  жёсткости, однако опыт данного учёного, несомненно, важен для изучения эмоциональных процессов в современности.

    Эмоции и физиологическое состояние: проблемы становления и формирования

    Поскольку возникновение эмоций связано с  изменением физиологических параметров, естественно стремление исследователей, диагностирующих наличие того или  иного эмоционального состояния, опираться на эти «объективные» показатели.

    Среди вегетативных показателей наиболее часто используются частота сердечных  сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД) и кожно-гальваническая реакция (КГР), реже - газообмен и энерготраты (Мясищев, 1929; Ермолаева-Томина, 1965; Валуева, 1967; Путляева, 1979, и др.). Л. Б. Ермолаева-Томина отмечает, что при эмоциях КГР более длительна, чем при ориентировочной реакции. Правда, у некоторых лиц при наличии всех остальных признаков эмоциональной реакции (покраснения, сердцебиения, появления слез и т. д.) гальваническая реакция может не регистрироваться (Мясищев, 1929; Lacey, 1956).

    О. В. Овчинникова и Н. И. Наенко (1968) для измерения эмоциональной  напряженности использовали показатели температуры кожи на пальцах руки. Температура пальцев, с их точки зрения, позволяет дифференцировать эмоциональное напряжение от операционального: при первом температура понижена, при втором - повышена. Насколько это правомерно, сказать трудно, так как имеются данные, что такая же динамика зависит от знака эмоции: при тревоге и депрессии наблюдается снижение температуры, а положительные эмоции сопровождаются ее повышением (Хессет, 1981).

    Из  психомоторных показателей наиболее чуткими индикаторами эмоционального возбуждения зарекомендовали себя тремор (Luria, 1932; Berrien, 1939; Писаренко, 1970а, б; Васюков, 1970), кинематометрия (воспроизведение заданных амплитуд движений) (Борягин, 1959; Ильин, 197′2),рефлексометрия (измерение времени простой и сложной сенсомоторной реакции), реакция на движущийся объект (РДО) и отмеривание временных отрезков (Пономарев, 1960; Элькин, 1962).

    Ю. М. Забродиным и др. (1989) разработан метод  оценки личностной и ситуативной  тревожности с помощью оценки временных интервалов.

    Стандартное отклонение (сигма), т. е. разброс величины ошибки в блоке предъявляемых интервалов. Знак и величина средней ошибки, разброс которой лежит в области минимальных изменений а, указывают на уровень личностной тревожности: отрицательная величина ошибки свидетельствует о низком уровне, положительная - о высоком. При увеличении разброса относительной ошибки и выходе а за пределы данной области значение показателя средней ошибки дает возможность судить о ситуативной тревожности. Уменьшение ошибки с ростом а свидетельствует о снижении ситуативной тревожности, а одновременное возрастание ошибки и а - о ее подъеме.

    Разработаны электромиографические методы диагностики  эмоций по выражению лица (измерение  лицевой экспрессии).

    П. Экман и У. Фризен (Ekman, Friesen, 1978) разработали  метод, получивший название FACS {Facial Action Coding System) - «система кодирования активности лицевых мышц». Метод основан на детальном изучении в течение более 10 лет анатомии лицевых мышц. Была выделена 41 двигательная единица, из которых составлено 24 паттерна реакций отдельных мышц лица и 20 паттернов, отражающих работу групп мышц, вовлеченных, например, в кусание губ. Каждая единица имеет свой номер и описана не только в статических, но и в динамических показателях. В системе зафиксировано также время начала и конца активности каждой мышцы. Применение этой методики показало, что при отрицательных эмоциях (гнев, страх, отвращение, печаль) активизируется около 41 % всех мышц лица. При этом степень электрической активности мышц находится в определенном соответствии с глубиной переживания этих эмоций. Были выделены три мышцы, активирующиеся при отвращении: одна поднимает центральную часть верхней губы, другая поднимает и напрягает крылья носа, третья усугубляет носогубную складку.

    Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентации

    “Домики”

    Проблема  эмоции в структуре личности впервые обсуждалась В.Н. Мясищевым в его теории отношений. Он включил в структуру личности, наряду с психическими процессами, свойствами и состояниями, отношения человека. Причем отношения выступают как структурообразующий вид психических явлений, определяющий активность личности. Сущность личности определяется ее отношениями к окружающему миру, общественному бытию, к другим людям, к себе. Активность личности заключается в том, что эти отношения реализуются в деятельности людей.

    Определены  нравственные категории – ряд  возможных в общении и деятельности категорий социальных эмоций, представленных в виде парных полюсов, которые; как  мне кажется, могут играть роль структурообразующей системы отношений личности.

    К этим категориям относятся: счастье – горе, справедливость – обида, дружба – ссора, доброта – злоба, восхищение – скука.

    Перечисленные социальные эмоции составляют субъективно  ценностную систему из пяти блоков личностных отношений.

    1. Блок базового комфорта и благополучия (“счастье-горе”). Известно, что наиболее  остро счастье переживается, когда  потребности человека удовлетворяются  при оптимальном сочетании положительных  и отрицательных эмоций. Человек  не может быть абсолютно счастлив. В каждый отдельный момент своей жизни он чувствует себя то умеренно, то безмерно счастливым, то несчастным, то находящимся где-то посредине между крайними состояниями.

Информация о работе Диагностика и исследование эмоций детей младшего школьного возраста с ЗПР