Диагностика и исследование эмоций детей младшего школьного возраста с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время, когда внимание общества направлено на изучение условий, способствующих развитию социально активной личности, особенно значимой становится проблема развития эмоциональной сферы ребенка и, прежде всего, тех представлений об эмоциях, которые лежат в основе и эмоциональных эталонов, и нравственного развития детей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Проблемы диагностики и исследования эмоций у детей младшего дошкольного возраста 5
1.1 Основные подходы к изучению проблемы диагностики и исследования эмоций у детей младшего дошкольного возраста 5
1.2 Основные методы диагностики эмоций у детей младшего дошкольного возраста 12
1.3 Процедура диагностики эмоций у детей младшего дошкольного возраста 14
1.4 Анализ методик по диагностике эмоций у детей младшего дошкольного возраста 18
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей эмоций у детей младшего дошкольного возраста 26
2.1 Характеристика объекта и методов исследования 26
2.2 Экспериментальное исследование эмоций у детей младшего дошкольного возраста 40
2.3 Результативность экспериментальной работы 47
Заключение 52
Список использованной литературы 54

Работа содержит 1 файл

202-3п КУРСОВАЯ Диагностика и исследование эмоций у детей младшего дошкольного возраста.doc

— 431.00 Кб (Скачать)
 

    Во  вторую группу испытуемых вошло также 10 человек: 4 девочки и 6 мальчиков. В эту группу вошли дети, у которых отмечаются проблемы в сфере взаимоотношений с взрослыми и детьми: разговаривают с воспитателем или другим значимым для них взрослым только тогда, когда находятся с ним наедине или после некоторых усилий «разговорить» их, тревожны, стараются устраниться от активного участия в игре, не проявляют дружелюбия и доброжелательности к другим детям, избегают общения (см. таблица 3).

    Таблица 3 – Вторая группа испытуемых

 
№ п/п
 
Данные
 
Возраст
 
Ф.И.О. матери испытуемого
1. Василий Л. 3 Татьяна Сергеевна  Л.
2. Слава Д. 4 Татьяна Алексеевна Д.
3. Ольга С. 3 Валентина Андреевна  С.
4. Полина Т. 3 Валентина Алексеевна Т.
5. Егор К. 3 Ирина Романовна  К.
6. Карина М. 4 Татьяна Георгиевна М.
7. Дима П. 3 Диана Сергеевна  П.
8. Елена П. 3 Татьяна Константиновна П.
9. Артём Я. 3 Елена Владимировна Я.
10. Алёша М. 3 Марина Дмитриевна М.
 

    Как было сказано выше, методологический блок исследования состоял из 4 методик.

     

    ИНФОРМАЦИОННАЯ  ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА

    1. Название методики: Детская проективная методика Рене Жиля.

    2. Автор методики: Рене Жиль.

    3. Источник описания  методики: Осницкий А.К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью «Фильм-теста» Рене Жиля. Вопросы психологии. М., 1997. №1. С.55-62.

    4. Назначение методики: Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

    Методика  является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

    5. Стимульный материал и оборудование: Проективная визуально-вербальная методика Р.Жиля состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.

    Психологический материал, характеризующий систему  личностных отношений ребёнка, получаемый с помощью методики, можно условно  разделить на две большие группы переменных.

    Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:

    • отношение к матери;
    • отношение к отцу;
    • отношение к матери и отцу, воспринимающимися ребенком как родительская чета (родители);
    • отношение к братьям и сестрам;
    • отношение к бабушке, дедушке и другим близким взрослым родственникам;
    • отношение к другу (подруге);
    • отношение к учителю (воспитателю).
 

    Переменные, характеризующие особенности самого ребенка:

    • любознательность;
    • стремление к общению в больших группах детей;
    • стремление к доминированию, лидерству в группах детей;
    • конфликтность, агрессивность;
    • реакция на фрустрацию;
    • стремление к уединению.

    6. Инструкция: -

    7. Процедура обследования: Сначала ребенок отвечает на вопросы теста Р. Жиля, раскрывая свои жизненно важные проблемы. То есть вместо традиционных и порядком надоевших ребенку вопросов типа “Как тебя зовут?», “Сколько тебе лет?» и т.п. ему предлагают посмотреть не совсем обычные, но вполне понятные картинки и просят “указать пальчиком», “на какой бы стул он скорее всего сел», “среди каких ребят он находился бы», “как бы он повел себя в такой ситуации» (о занимательности теста для ребенка свидетельствует хотя бы то, что если в картинках или словесном описании ситуации встречается непонятное ребенку, он спрашивает об этом сам, независимо от уровня развития познавательной активности). Ребенок воспринимает задание как простое, доступное и достаточно новое и начинает его исполнять с 5 - 6 лет. (В работе с детьми 4 лет можно использовать лишь часть картинок и часть словесных ситуаций.) Во время опроса, помимо того, что связано непосредственно с инструкцией, ребенок сообщает множество интересных деталей, важных для воссоздания содержательной картины условий, в которых он живет. Последовательно переходя от одной картинки к другой, мы восстанавливаем определенный (не обязательно достоверный) ряд жизненно важных обстоятельств его жизни, ряд его отношений к взрослым, сверстникам и существенным для него событиям. По сути дела, именно они и лежат в основе проблем, возникающих у ребенка.

    Затем ребенок получает задание для  самостоятельной работы (сделать рисунок, ответить на вопросы и т.п.). В это время психолог работает с родителями, предлагая им угадать на картинках теста Р. Жиля позиции, выбранные их ребенком.

    Предъявляя  картинки маме или папе надо попросить  родителей показать, “на какой  из стульев сел бы ваш ребенок», “среди каких ребят он поставил бы себя» и т.д., угадать те позиции, которые мог бы выбрать их ребенок. Это дает новую содержательно развернутую картину понимания родителями отношений ребенка с окружающим миром. Иногда родители отмечают возможность расхождений реальных позиций ребенка и позиций желательных. Причины этих расхождений приходится устанавливать психологу. Ситуации, когда ребенок выстраивает свои позиции не в соответствии с ожиданиями взрослых, встречаются чрезвычайно часто. Различна лишь степень этого несоответствия.

    8. Обработка и регистрируемые  показатели: Каждая из 13 переменных образует самостоятельную шкалу. В таблице, где представлены все шкалы, также указано количество заданий методики, относящихся к той или иной шкале (например, в шкале № 1 - «отношение к матери»- их 20) и номера этих заданий.

    

 

    9. Среднегрупповые, шкальные или уровневые значения: Таким образом, обнаруживая расхождения восприятия мира, окружающего ребенка, с занимаемых им позиций и восприятия родителями внутреннего мира ребенка, получаем результаты, характеризующие различную степень соответствия выборов ребенка и угадывания их взрослыми:

    • высокая (совпадения в 80% и выше);
    • средняя (совпадения в 50-79%);
    • низкая (совпадения в 49% случаев и ниже).

    10. Интерпретация: Методика предполагает преимущественно качественный анализ ответов испытуемого. Поэтому можно интерпретировать исходя из ответов респондента на вопросы соответствующих шкал.  

    ИНФОРМАЦИОННАЯ  ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА

    1. Название методики: Опросник для родителей «Типы воспитания детей».

    2. Автор методики: интерпретация Баркан А.И.

    3. Источник описания  методики: Выходные данные: Баркан А.И. Его Величество Ребенок какой он есть. Тайны и загадки. – М., АО «Столетие», 1996.

    4. Назначение методики: Опросник предназначен для определения типов воспитания родителями своих детей.

    5. Стимульный материал  и оборудование: бланк с тестовыми вопросами (всего 110 вопросов).

    6. Инструкция: Перед вами ряд различных утверждений, мнений, даже откровений о некоторых типах воспитания детей. Если вы согласны с утверждением, выберите ответ «Да, согласен», если нет – «Нет, не согласен».

    7. Процедура обследования: исследуемому ребёнку прочитывается инструкция, далее ребёнок выполняет предложенное ему задание, и его ответы интерпретируются.

    8. Обработка и регистрируемые  показатели: «кумир семьи», гиперопека, гипоопека, безнадзорность, «золушка», «ежовые рукавицы», повышенная моральная ответственность, «культ болезни», «кронпринц», противоречивое воспитание, смена образцов воспитания

    9. Среднегрупповые,  шкальные или уровневые  значения:

    1. «Кумир семьи» – 1,12,23,34,45,56,67,78,89,100;

    2. Гиперопека – 2,13,24,65,46,57,68,79,90,101

    3. Гипоопека – 3,14,25,96,47,58,69,80,91,102;

    4. Безнадзорность – 4,15,26,127,48,59,70,81,92,103;

    5. «Золушка» – 5,16,27,158,49,60,71,82,93,104;

    6. «Ежовые рукавицы» – 6,17,28,189,50,61,72,83,94,105;

    7. Повышенная моральная ответственность

– 7,18,29,220,51,62,73,84,95,106;

    8. «Культ болезни» – 8,19,30,251,52,63,74,85,96,107;

    9. «Кронпринц» – 9,20,31,282,53,64,75,86,97,108;

    10. Противоречивое воспитание –  10,21,32,313,54,65,76,87,98,109;

    11. Смена образцов воспитания –  11,22,33,344,55,66,77,88,99,110.

    10. Интерпретация: Если максимальное количество баллов набрали несколько типов воспитания (за исключением специально выделенных синергетических типов воспитания), то это чаще всего говорит о противоречивых воспитательных воздействиях (разновидности противоречивого воспитания).

    Синергетические типы воспитания – это типы воспитания, которые обычно сочетаются друг с другом и дают в конечном результате потенцированный (суммирующий), усиливающий эффект.

    Синергизм в переводе с греческого означает – содействие, соучастие, сотрудничество.

    Примеры этих типов: Безнадзорность + Гипоопека + «Ежовые рукавицы» или Кумир + Гиперопека + «Культ болезни» и т. д.

    Расхождения во взглядах на вопросы воспитания ребенка между мужем и женой  констатируются ярче всего при сравнении  ответов мамы с папой. 

    ИНФОРМАЦИОННАЯ  ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА

    1. Название методики: Анкета-опросник для родителей «Представления родителей об эмоциональных особенностях ребенка».

    2. Автор методики: Захарова Е.И.

    3. Источник описания  методики: Выходные данные: Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия. // Журнал практического психолога. – 1996, №6.

    4. Назначение методики: Анкета-опросник предназначена для выявления представлений родителей об особенностях эмоционального развития ребенка.

    5. Стимульный материал  и оборудование: бланк с вопросами анкеты.

Информация о работе Диагностика и исследование эмоций детей младшего школьного возраста с ЗПР