Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 16:17, курсовая работа
В настоящее время, когда внимание общества направлено на изучение условий, способствующих развитию социально активной личности, особенно значимой становится проблема развития эмоциональной сферы ребенка и, прежде всего, тех представлений об эмоциях, которые лежат в основе и эмоциональных эталонов, и нравственного развития детей.
Введение 3
Глава 1. Проблемы диагностики и исследования эмоций у детей младшего дошкольного возраста 5
1.1 Основные подходы к изучению проблемы диагностики и исследования эмоций у детей младшего дошкольного возраста 5
1.2 Основные методы диагностики эмоций у детей младшего дошкольного возраста 12
1.3 Процедура диагностики эмоций у детей младшего дошкольного возраста 14
1.4 Анализ методик по диагностике эмоций у детей младшего дошкольного возраста 18
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей эмоций у детей младшего дошкольного возраста 26
2.1 Характеристика объекта и методов исследования 26
2.2 Экспериментальное исследование эмоций у детей младшего дошкольного возраста 40
2.3 Результативность экспериментальной работы 47
Заключение 52
Список использованной литературы 54
2.
Блок личностного роста (“
3.
Блок взаимоотношений или
4.
Блок потенциальной агрессии (“доброта
– злоба”). Переживания, возникающие
на основе потребности в
5. Блок познавания мира (“восхищение – скука”). Здесь рассматривается важное личностное отношение, закладывающее основу познавательной потребности ребенка.
Кроме перечисленных, в систему отношений модели развивающейся личности введен ряд социальных объектов: виды учебной и развивающей деятельности детей, учреждения, которые ребенок посещает, и, что очень важно, – собственный выбор ребенка, самое важное, актуальное предпочтение, которое ребенок самостоятельно обозначает и раскрашивает. Этот самостоятельный выбор рассматривается как ценностная ориентация ребенка.
На основе вышеуказанных представлений В.Н. Мясищева был разработан для выявления личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентации, который получил название «Домики».
Тест разработан на основе авторской модели эмоций в структуре личности и факте предпочтения эмоций как потребности и предназначен для детей в возрасте от 6 до 11 лет. Эмоции представлены ребенку в виде “жильцов” домиков, которые ребенок раскрашивает, подбирая подходящий цвет.
Тест позволяет произвести диагностику:
Эмоциональная сфера имеет уровневое строение. Первый уровень составляет эмоциональная реактивность, характеризующая в основном базальные эмоции. Второй уровень связан с эмоциональными состояниями – настроениями, эмоциональным фоном. Эти два класса эмоциональных явлений различаются по длительности и подчиняются различным закономерностям. Эмоциональная реактивность – это кратковременный ответ на то или иное воздействие, имеющий преимущественно ситуативный характер, эмоциональные состояния в большей степени отражают общее отношение человека к окружающей ситуации, к самому себе, и больше связаны с его личностными характеристиками.
Следует выделить еще один уровень эмоциональной сферы – эмоционально-личностные качества. Этот уровень представляет собой те личностные качества человека, которые отражают его эмоциональные особенности – оптимизм, пессимизм, смелость, трусливость, агрессивность и т.д. То есть те, которые определенным образом связаны с особенностями его базальных эмоций. Эмоциональная сфера включает положительную и отрицательную эмоциональные системы, ответственные за эмоциональные явления разного знака.
Знак и интенсивность эмоций являются их наиболее существенными характеристиками. Л.С. Выготский, Л.С. Рубинштейн, Я. Рейковский указывают на тесную взаимосвязь этих параметров. Положительные и отрицательные эмоции всегда характеризуются определенной интенсивностью.
Важнейшим аспектом эмоциональных явлений является их осознание, самоооценка. Эмоции как отражение мотивов и результатов деятельности существуют либо в виде осознаваемых или неосознаваемых лишь частично переживаний, о которых человек не может дать вербальный отчет, либо в виде четко осознанных эмоциональных состояний или реакций, которые могут быть выражены в словесных категориях. Осознание собственных эмоций (их когнитивная самооценка) выполняет не только функцию регуляции деятельности и поведения в целом, но и функцию саморегуляции, направленную на коррекции собственных личностных качеств. Осознание эмоций непосредственно связано с возможностью их произвольной регуляции.
Таким образом, эмоции как сложные системные психологические образования характеризуются многими параметрами.
В
нашем экспериментальном
Использовались следующие методы и методики:
Методы: тестирование, наблюдение (включённое и невключённое), беседа, теоретический анализ литературы, анкетный опрос.
Методики:
В качестве инструментария для исследования проблемы использовались следующие методики:
1. Детская проективная методика Рене Жиля.
2. Опросник для родителей «Типы воспитания детей».
3. Анкета-опросник для родителей «Представления родителей об эмоциональных особенностях ребенка».
Наше
исследование проводилось на базе МДОУ
№123 комбинированного вида г. Оренбурга.
Таблица 1 – Список испытуемых и их родителей
№ п/п |
Данные |
Возраст |
Ф.И.О. матери испытуемого |
1. | Диана Г. | 3 | Диляра Мунировна Г. |
2. | Тамара П. | 3 | Александра Анатольевна П. |
3. | Андрей З. | 3 | Наталья Геннадьевна З. |
4. | Антон К. | 3 |
|
5. | Ксения С. | 4 | Алла Викторовна С. |
6. | Марат А. | 3 | Ольга Юрьевна А. |
7. | Даниил К. | 3 | Ольга Борисовна К. |
8. | Оксана Ю. | 3 | Маргарита Викторовна Ю. |
9. | Эльвира Р. | 3 | Татьяна Григорьевна Р. |
10. | Сабиля К. | 3 | Жанара Мендыгалеевна К. |
11. | Василий Л. | 3 | Татьяна Сергеевна Л. |
12. | Слава Д. | 4 | Татьяна Алексеевна Д. |
13. | Ольга С. | 3 | Валентина Андреевна С. |
14. | Полина Т. | 3 | Валентина Алексеевна Т. |
15. | Егор К. | 3 | Ирина Романовна К. |
16. | Карина М. | 4 | Татьяна Георгиевна М. |
17. | Дима П. | 3 | Диана Сергеевна П. |
18. | Елена П. | 3 | Татьяна Константиновна П. |
19. | Артём Я. | 3 | Елена Владимировна Я. |
20. | Алёша М. | 3 | Марина Дмитриевна М. |
Исследование проходило в несколько этапов.
На первом этапе была осуществлена выборка детей на основе наблюдения.
Второй этап исследования включил в себя подбор адекватных методик с учетом алгоритма исследования и непосредственно проведение самого исследования.
Третий этап включил в себя анализ полученных результатов исследования с использованием методов математической статистики.
На четвертом этапе исследования были сделаны обобщающие выводы на основании результатов проведенного исследования.
Исследование
началось с наблюдения за испытуемыми.
Использовались две схемы наблюдения.
Схема 1. «Отношение ребенка к взрослому»
Схема включает в себя наблюдение следующих особенностей поведения ребенка в привычных для него ситуациях:
1.
Разговаривает с воспитателем
или другим значимым для него
взрослым только тогда, когда
находится с ним наедине или
после некоторых усилий «
2. Лжет из боязни.
3. Очень бурно переживает, плачет, обижается, если ему делают замечание.
4. Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.
5. Любит, чтобы к нему проявляли симпатию, но не просит о ней.
6. Никогда не приносит взрослому и не показывает найденных им вещей.
7.
Здоровается с воспитателем
8. Не подходит к взрослому по собственной инициативе.
9. Никогда не просит о помощи.
10. Легко становится «нервным», краснеет, если ему задают вопрос.
Оценка:
Если особенность поведения
Схема 2. «Отношение ребенка к сверстникам»
Оценка: Если отмеченная особенность поведения свойственна ребенку, соответствующее утверждение оценивается в 1 балл, если нет - 0 баллов.
1.
Старается устраниться от
2. Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим детям.
3. Никогда не делится с другими детьми игрушками и сладостями.
4. Не оказывает помощь другим, даже если его об этом просят.
5. Соглашается на второстепенные роли, никогда не высказывает желания быть главным в игре.
6. У него нет друзей ни в детском саду, ни во дворе.
7. Избегает общения с другими детьми.
8.
В игре всегда стремится
9.
Не проявляет интереса к
10. Часто жалуется взрослым, что его обижают другие дети.
На основе наблюдения по вышеуказанным схемам все испытуемые были разделены на две группы.
В первую группу вошли 10 испытуемых: 6 девочек и 4 мальчика. Сюда вошли испытуемые, которые не имеют проблем в сфере взаимоотношений с взрослыми и детьми: легко общаются с воспитателем или другими значимыми для них взрослыми, спокойно относятся к замечаниям, имеют друзей в детском саду и во дворе, в игре стремятся получить значимую роль (см. таблица 2).
Таблица 2 – Первая группа испытуемых
№ п/п |
Данные |
Возраст |
Ф.И.О. матери испытуемого |
1. | Диана Г. | 3 | Диляра Мунировна Г. |
2. | Тамара П. | 3 | Александра Анатольевна П. |
3. | Андрей З. | 3 | Наталья Геннадьевна З. |
4. | Антон К. | 3 |
|
5. | Ксения С. | 4 | Алла Викторовна С. |
6. | Марат А. | 3 | Ольга Юрьевна А. |
7. | Даниил К. | 3 | Ольга Борисовна К. |
8. | Оксана Ю. | 3 | Маргарита Викторовна Ю. |
9. | Эльвира Р. | 3 | Татьяна Григорьевна Р. |
10. | Сабиля К. | 3 | Жанара Мендыгалеевна К. |
Информация о работе Диагностика и исследование эмоций детей младшего школьного возраста с ЗПР