Диагностика и исследование эмоций детей младшего школьного возраста с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время, когда внимание общества направлено на изучение условий, способствующих развитию социально активной личности, особенно значимой становится проблема развития эмоциональной сферы ребенка и, прежде всего, тех представлений об эмоциях, которые лежат в основе и эмоциональных эталонов, и нравственного развития детей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Проблемы диагностики и исследования эмоций у детей младшего дошкольного возраста 5
1.1 Основные подходы к изучению проблемы диагностики и исследования эмоций у детей младшего дошкольного возраста 5
1.2 Основные методы диагностики эмоций у детей младшего дошкольного возраста 12
1.3 Процедура диагностики эмоций у детей младшего дошкольного возраста 14
1.4 Анализ методик по диагностике эмоций у детей младшего дошкольного возраста 18
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей эмоций у детей младшего дошкольного возраста 26
2.1 Характеристика объекта и методов исследования 26
2.2 Экспериментальное исследование эмоций у детей младшего дошкольного возраста 40
2.3 Результативность экспериментальной работы 47
Заключение 52
Список использованной литературы 54

Работа содержит 1 файл

202-3п КУРСОВАЯ Диагностика и исследование эмоций у детей младшего дошкольного возраста.doc

— 431.00 Кб (Скачать)
 

    Проведя диагностические исследования, были получены следующие результаты:

    1. Детская проективная  методика Рене  Жиля

    Результаты  исследования межличностных отношений  ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений по методике Рене Жиля позволили  сделать вывод о том, что дети первой группы превосходят детей второй группы по следующим переменным: отношение к воспитателю, любознательности и социальной адекватности поведения. То есть дети первой группы воспринимают воспитателя как авторитетное, значимое лицо. Их интересуют новые знания, желание научиться чему-либо. Поведение детей первой группы соответствует осознанным моральным критериям норм. Они хорошо социализированные, умеют выстраивать и регулировать и свое поведение в соответствии со сложившейся ситуацией. 

    2. Опросник для родителей «Типы воспитания детей»

    Анализируя  результаты анкетирования родителей, получили следующее:

  • родители (мамы) первой группы детей используют адекватную практику родительского отношения, которая характеризуется высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой и успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка;
  • родители второй группы пользуются различными типами воспитания. Из них: противоречивое воспитание – 2; гиперопека – 1; гипоопека – 1; «Золушка» - 1; «ежовые рукавицы» - 1; повышенная моральная ответственность – 1; «кронцпринц» - 1; «культ болезни» - 1; смена образцов воспитания – 1.
 

    3. Анкета – опросник для родителей «Представления родителей об эмоциональных особенностях ребенка»

    По  результатам ответов на вопросы 3, 6, 7, 14, 16, 17 выявили позицию родителей  по отношению к ребенку, особенности  их эмоционального взаимодействия, а также степень достоверности ответов. Проведение данной анкеты осуществлялось в сочетании с беседой для прояснения некоторых позиций родителей, а также для того, чтобы инициировать наблюдение за эмоциональными проявлениями ребенка.

    Качественный  анализ полученных ответов осуществлялся  в следующем направлении - особенности эмоционального развития ребенка.

    Ответы  родителей первой группы на вопрос о печальном, страшном событии в  жизни ребенка отрицательны. Возможно, родители сознательно скрывали пережитые ребенком те или иные события, связанные с трагическими обстоятельствами. В своих ответах матери первой группы детей чаще всего отражали эмоциональное проживание ребенком конкретного радостного события (получение желанного подарка, поездка на море, к бабушке, цирковое представление). Эмоциональное застревание ребенка на данной ситуации, предметах вызвано эмоциональным переживанием чувства радости, удивления.

    Повышенный  фон эмоциональной возбудимости родители (матери) первой группы связывают с конкретной ситуацией, которые часто сопровождаются высокой двигательной или вербальной активностью,переходящей в навязчивые двигательно-речевые комплексы.

    Большинство из родителей отмечали при собеседовании, что, хотя и нечасто, но в некоторых случаях (наказание ребенка, повышенный поучительный тон авторитетного взрослого) вызывает эмоциональную заторможенность ребенка в виде отказа от речевого общения, уход из помещения, в котором происходит данная ситуация. Эмоциональная заторможенность (частичная) выражает скрытую агрессию и сопровождается немотивированными негативными действиями ребенка. Это позволяет сделать вывод о том, что ситуативная реактивность проявляется в ярком и относительно кратковременном эмоциональном реагировании ребенка на конкретные ситуации, связанные с его негативными переживаниями.

    Эмоционально  развитым ребенком считают все родители первой группы. Все родители отмечают, что в их семье принято открыто  выражать свои эмоции и чувства, что  способствует, по их мнению, развитию эмоциональной сферы ребенка. Но в тоже время пять матерей не связывают это со своей личностью.

    У 39% детей первой группы развита способность  эмоционального сопереживания и  «заражения», отмечается гибкость перехода из одного эмоционального состояния в другое. 61% матерей затруднились ответить о развитии эмпатии у своих детей, об их эмоциональной пластичности.

    Все переживаемые эмоции, по мнению родителей, носят ситуативный характер. Положительный  эмоциональный фон детей характеризуется  достаточно стабильным и конструктивным принятием себя и окружающей действительности (позитивное отражение).

    У большинства детей первой группы (83%) мимическая выразительность ребенка  при эмоциональном реагировании носит непроизвольный характер, то есть происходят непроизвольные экспрессивные реакции.

    Таким образом, по результатам анкетирования, все дети первой группы эмоционально развиты. Им присущ положительный эмоциональный  фон, который характеризует достаточно стабильное и конструктивное принятие себя и окружающей действительности. Повышенный фон эмоциональной возбудимости часто сопровождаются высокой двигательной или вербальной активностью. У большинства детей первой группы (83%) мимическая выразительность ребенка при эмоциональном реагировании носит непроизвольный характер, то есть происходят непроизвольные экспрессивные реакции. Эмоциональное «застревание» ребенка на конкретной ситуации, предметах вызвано эмоциональным переживанием чувства радости, удивления. Ситуативная реактивность проявляется в ярком и относительно кратковременном эмоциональном реагировании ребенка на конкретные ситуации, связанные с его негативными переживаниями.

    Эмоциональная заторможенность (частичная) выражает скрытую агрессию и сопровождается немотивированными негативными  действиями ребенка.

    У третьей части детей первой группы развита способность эмоционального сопереживания и «заражения», отмечается гибкость перехода из одного эмоционального состояния в другое.

    Все переживаемые эмоции, по мнению родителей, носят ситуативный характер.

    Во  всех семьях первой группы принято открыто выражать свои эмоции и чувства, что способствует, по мнению родителей, развитию эмоциональной сферы ребенка.

    Родители  первой группы часто рассказывают ребенку  о чувствах, эмоциях, отношениях между  людьми. В своих беседах с ребенком стараются научить его понимать эмоциональные состояния других и своих собственных и правильно на них реагировать. Для этого используют чтение сказок, просмотр мультфильмов и детских фильмов, конкретные жизненные ситуации. Оказывает помощь матерям в данном вопросе чтение специальной литературы (духовно-нравственной, психологической и др.)

    Проанализировали  представления родителей об эмоциональных  особенностей детей второй группы.

    Провели качественный анализ полученных ответов  с целью выявления особенностей эмоционального развития ребенка.

    Ответы  родителей второй группы на вопрос о печальном, страшном событии в  жизни ребенка отрицательны. Возможно, родители сознательно скрывают пережитые  ребенком те или иные события, связанные  с трагическими обстоятельствами. В своих ответах 40 % матерей второй группы детей отражают эмоциональное проживание ребенком конкретного радостного события Эмоциональное «застревание» ребенка на данной ситуации, предметах вызвано эмоциональным переживанием чувства радости, удивления. Остальные родители затрудняются ответить при оценке эмоционального опыта своего ребенка. 60% матерей не могут дать оценку эмоциональной напряженности ребенка. 20% оценили своего ребенка как эмоционально возбудимым и такое же количество матерей – как эмоционально заторможенным.

    При повышенном фоне эмоциональной возбудимости родители (матери) отмечают постоянную двигательную и вербальную активность.

    Эмоциональная заторможенность детей второй группы проявляется в частичном отсутствии эмоциональных реакций, адекватных для детей данного возраста. У этих детей высокая тревожность и наличие страха самовыражения. Эти дети мало общаются со сверстниками, почти не вступают в контакт с чужими взрослыми. Контактируют лишь с теми людьми, которые им симпатизируют.

    Большинство из родителей отмечают при собеседовании, что, наказание и поощрение ребенка не вызывает адекватных эмоциональных реакций.

    75% родителей второй группы не  знают индивидуальных особенностей  своего ребенка, не заинтересованы  в его делах и занятиях, не  уверенны в его достижениях; вместе с тем - требовательны в воспитательных воздействиях или наоборот. Родители не умеют дать правильную оценку деятельности и поведения ребенка; не знают и не умеют формировать личностные ценности, эталоны, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам; не побуждают ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей.

2.3 Результативность  экспериментальной  работы

    Таким образом, результаты эмпирического  исследования особенностей развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста позволяют сделать вывод о том, что родители (матери) первой группы детей используют адекватную практику родительского отношения, которая характеризуется высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой и успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

    По  мнению матерей, выявленному входе  анкетирования, все дети первой группы эмоционально развиты. Им присущ положительный  эмоциональный фон, который характеризует  достаточно стабильное и конструктивное принятие себя и окружающей действительности. Повышенный фон эмоциональной возбудимости часто сопровождаются высокой двигательной или вербальной активностью. У большинства детей первой группы (83%) мимическая выразительность ребенка при эмоциональном реагировании носит непроизвольный характер, то есть происходят непроизвольные экспрессивные реакции. Эмоциональное «застревание» ребенка на конкретной ситуации, предметах вызвано эмоциональным переживанием чувства радости, удивления. Ситуативная реактивность проявляется в ярком и относительно кратковременном эмоциональном реагировании ребенка на конкретные ситуации, связанные с его негативными переживаниями.

    Эмоциональная заторможенность (частичная) выражает скрытую агрессию и сопровождается немотивированными негативными  действиями ребенка.

    У третьей части детей первой группы развита способность эмоционального сопереживания и «заражения», отмечается гибкость перехода из одного эмоционального состояния в другое.

    Все переживаемые эмоции, по мнению родителей, носят ситуативный характер.

    Во  всех семьях первой группы принято открыто выражать свои эмоции и чувства, что способствует, по мнению родителей, развитию эмоциональной сферы ребенка. Родители первой группы часто рассказывают ребенку о чувствах, эмоциях, отношениях между людьми. В своих беседах с ребенком стараются научить его понимать эмоциональные состояния других и своих собственных и правильно на них реагировать. Для этого используют чтение сказок, просмотр мультфильмов и детских фильмов, конкретные жизненные ситуации. Оказывает помощь матерям в данном вопросе чтение специальной литературы (духовно-нравственной, психологической и др.)

    Больше  половины родителей детей первой группы принимают активное участие  в эмоциональном развитии детей. Около трети родителей понимают важность эмоционального развития детей.

    Большинство родителей первой группы бережно  относятся к индивидуальным особенностям своего ребенка, заинтересованы в его  делах и занятиях, уверенны в его  достижениях; вместе с тем - требовательны и последовательны в воспитательных воздействиях. Родители умеют дать оценку деятельности и поведения ребенка; формируют личностные ценности, эталоны, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам; побуждают ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей.

    В ходе исследования выяснено, что поведение  детей первой группы соответствует  осознанным моральным критериям  норм. Они хорошо социализированные, умеют выстраивать и регулировать и свое поведение в соответствии со сложившейся ситуацией.

    Родители  второй группы пользуются различными типами воспитания.

    Неприятие индивидуальных особенностей ребенка, попытки «улучшения», «коррекции» врожденного типа реагировании, сочетающиеся с жестким контролем, регламентацией всей жизни ребенка, с императивным навязыванием ему единственно «правильного» типа поведения. Не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на ребенка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни. Наряду с жестким контролем происходит сочетание с равнодушием к распорядку жизни ребенка, полным попустительством происходит в двух семьях.

Информация о работе Диагностика и исследование эмоций детей младшего школьного возраста с ЗПР