Диагностика и исследование эмоций детей младшего школьного возраста с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время, когда внимание общества направлено на изучение условий, способствующих развитию социально активной личности, особенно значимой становится проблема развития эмоциональной сферы ребенка и, прежде всего, тех представлений об эмоциях, которые лежат в основе и эмоциональных эталонов, и нравственного развития детей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Проблемы диагностики и исследования эмоций у детей младшего дошкольного возраста 5
1.1 Основные подходы к изучению проблемы диагностики и исследования эмоций у детей младшего дошкольного возраста 5
1.2 Основные методы диагностики эмоций у детей младшего дошкольного возраста 12
1.3 Процедура диагностики эмоций у детей младшего дошкольного возраста 14
1.4 Анализ методик по диагностике эмоций у детей младшего дошкольного возраста 18
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей эмоций у детей младшего дошкольного возраста 26
2.1 Характеристика объекта и методов исследования 26
2.2 Экспериментальное исследование эмоций у детей младшего дошкольного возраста 40
2.3 Результативность экспериментальной работы 47
Заключение 52
Список использованной литературы 54

Работа содержит 1 файл

202-3п КУРСОВАЯ Диагностика и исследование эмоций у детей младшего дошкольного возраста.doc

— 431.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

    Актуальность исследования:

    В настоящее время, когда внимание общества направлено на изучение условий, способствующих развитию социально  активной личности, особенно значимой становится проблема развития эмоциональной сферы ребенка и, прежде всего, тех представлений об эмоциях, которые лежат в основе и эмоциональных эталонов, и нравственного развития детей.

    Регулируя поведение, отношения к окружающему  миру, эмоции формируют и ценностные ориентации, установки человека, основанные на том личностном смысле, который приобретают отдельные предметы и люди в сознании человека. При этом, переживания, которые связаны с оценкой событий и окружающих, носят не только индивидуальный, но и социальный характер, помогая человеку идентифицировать себя с определенной социальной и национальной группой.

    Не  меньшее значение имеют эмоции и  для развития взаимоотношений людей, регуляции общения, так как именно они лежат в основе симпатий и  антипатий, возникающих при восприятии и оценке другого человека. Развитие социально активной и социализированной личности связано во многом с развитием социальных эмоций, с формированием у детей социальных эталонов, принятых в данном обществе. Эти эталоны опосредуют реакции ребенка на социальные воздействия, на требования, предъявляемые как взрослыми, так и сверстниками. Таким образом, они являются одним из значимых факторов, определяющих вхождение личности в социум. Приобщаясь к миру других людей, сопереживая им и подражая их поведению, ребенок открывает для себя гамму новых чувств, палитру эмоциональных оттенков. Осваивая язык эмоций, обогащается регистр человеческих переживаний, их осознание и потребность в овладении собственными эмоциями. У детей появляется способность понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно проживать, что в конечном итоге является необходимым условием развития и личности, и общения.

    Актуальность  нашей работы также обусловлена и усиливающимся влиянием разработок в области психологии личности и психологии эмоций на такие сопредельные психологии области, как педагогика и психотерапия, социология. Эти дисциплины испытывают насущную потребность в более дифференцированной и разработанной концепции социальной роли эмоций, их влиянии на процесс социализации детей, формирования их общения и взаимоотношений друг с другом и со взрослыми.

    Цель  исследования – рассмотреть процесс диагностики и исследования эмоций у детей младшего дошкольного возраста.

    Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. На основе анализа зарубежной и отечественной литературы, монографических источников  изучить понятие «эмоции».
  2. Провести анализ эмоций у детей младшего дошкольного возраста.
  3. Выявить и проанализировать значимые аспекты особенностей проявления эмоций у детей младшего дошкольного возраста.
  4. На основе проведенного теоретического исследования сделать выводы и дать рекомендации по работе.

    Объект исследования – эмоции у детей младшего дошкольного возраста.

    Предмет исследования – особенности диагностики и исследования эмоций у детей младшего дошкольного возраста.

    Гипотеза исследования – диагностики и исследования эмоций у детей младшего дошкольного возраста имеют свои специфические особенности. 
 

Глава 1. Проблемы диагностики  и исследования эмоций у детей младшего дошкольного возраста

1.1 Основные подходы  к изучению проблемы  диагностики и  исследования эмоций  у детей младшего  дошкольного возраста

    Эмоции  играют своеобразную ориентирующую  и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются.

    Когда взрослый предлагает ребенку задание, он объясняет, зачем оно выполняется, т.е. мотивирует необходимость деятельности. Однако то, что выдвигает в качестве мотива взрослый, далеко не сразу становится мотивом действия ребенка.

    На  протяжении детства, наряду с переживаниями удовольствия и неудовольствия, связанными с удовлетворением или неудовлетворением непосредственных желаний, у ребенка возникают более сложные чувства, вызванные тем, на сколько хорошо выполнил он свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения.

    Как одно из условий возникновения у  дошкольника сложных эмоций и  чувств обнаруживается взаимосвязь  и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов – двух наиболее важных сфер его психического развития [7].

    Воспитание  чувств у ребенка должно служить, прежде всего, формированию гармонически развитой личности, и одним из показателей  этой гармонии является определенное соотношение интеллектуального и эмоционального развития. Недооценка этого требования, как правило, ведет к преувеличенному, одностороннему развитию какого-то одного качества, чаще всего интеллекта, что, во-первых, не дает возможности глубоко понять особенности самого мышления и управления его развитием, а во-вторых, не позволяет до конца уяснить роль таких мощных регуляторов поведения ребенка, как мотивы и эмоции.

    Можно предположить, что в ходе любой  деятельности ребенок одинаково  готов раскрыть свои интеллектуальные возможности и проявить эмоциональное отношение. Однако, получаемая ребенком информация, может приобретать совершенно разный смысл. Поэтому в одних случаях перед ним возникают чисто познавательные задачи, а в других – задачи мотивационно-эмоционального характера, которые требуют уяснения смысла этой ситуации.

    Необходимо  помнить, что мотивы и эмоции тесно  связаны между собой и их проявления часто трудно отличить друг от друга. Однако это не дает основания для  их отождествления: при одних и  тех же потребностях в зависимости от обстоятельств могут возникать различные эмоции и, наоборот, при разных потребностях подчас возникают сходные эмоциональные переживания. Все это говорит о том, что эмоции – это своеобразные психические процессы, возникающие в ходе удовлетворения потребностей и регулирующие поведение в соответствии с имеющимися у субъекта мотивами, которые реализуются в сложных и изменчивых условиях.

    Наиболее  явно обнаруживается роль эмоций в  реализации уже имеющихся у ребенка  мотивов поведения. Есть основание предполагать, что эмоции играют существенную роль не только в регуляции деятельности в соответствии с уже сложившимися у ребенка потребностями, но и способствуют формированию, развитию и активизации мотивов.

    Обычно  новые формы деятельности ребенка организуются таким образом, чтобы эта деятельность привела к определенному социально значимому результату (трудовому, учебному и т.д.), но на первых порах такого рода результаты в ряде случаев не являются содержанием мотивов поведения. Ребенок действует вначале под влиянием других, ранее развившихся побуждений (стремление использовать данную деятельность как повод для общения со взрослым, желания заслужить его похвалу, избежать его порицания). Конечный социально значимый результат в этих обстоятельствах выступает пока для ребенка как промежуточная цель, которая достигается ради удовлетворения другого рода побудительных мотивов.

    Для того чтобы мотивы приобрели побудительную  силу, необходимо, чтобы ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт. При определенной организации социально значимая деятельность способна принести ребенку то эмоциональное удовлетворение, которое может перерасти его первоначальные побуждения.

    Есть  основания предполагать, что такого рода новые эмоциональные переживания, возникающие в новых условиях деятельности, как бы фиксируются на ее промежуточных целях и задачах и придают им побудительную силу, способствующую их превращению в движущие мотивы поведения [15].

    Этот  особый процесс превращения целей  в мотивы деятельности и составляет важнейшую особенность усвоения социальных норм, требований и идеалов. Знание условий и закономерностей этого процесса, играющего существенную роль в формировании детской личности, в развитии ее ведущих мотивов, позволит более целенаправленно и эффективно осуществлять воспитание эмоций и чувств детей дошкольного возраста.

    Для того чтобы ребенок не только понял  объективное значение норм и требований, но и проникся к ним соответствующим  эмоциональным отношением, для того, чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, недостаточно объяснений и указаний воспитателя и других взрослых. Эти объяснения должны найти подкрепление в собственном практическом опыте ребенка, в опыте его деятельности. Причем решающую роль здесь играет включение дошкольника в содержательную, совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Она позволяет ему непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей.

    Итак, эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности.

    По  мере развития эмоций у ребенка формируются новые потребности и интересы. Он начинает интересоваться не только узким кругом вещей, которые непосредственно связаны с удовлетворением его органической потребности в пище, в тепле, в физическом уходе. Интересы его распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений и событий, а вместе с тем эмоциональные проявления его становятся сложнее и содержательнее.

    Постепенно  у ребенка возникают простейшие моральные переживания. Появляется еще наивное удовлетворение при  выполнении требований окружающих. «Я не ел конфетки, которые ты не позволила есть», - с гордостью заявляет матери трёхлетний ребенок.

    Таким образом, эмоциональные переживания начинают вызываться не только тем, что просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо, что соответствует или противоречит требованиям окружающих людей.

    К началу дошкольного возраста ребенок  приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него весьма непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях.

    Особое значение для маленького ребенка имеет установление теплых, ласковых отношений с воспитателем.

    Значительное, но не всегда достаточно учитываемое  влияние оказывает на эмоциональное  состояние ребенка оценка воспитателем его поступков. У большинства детей положительные оценки воспитателя повышают тонус нервной системы, увеличивают эффективность выполняемой деятельности. В то же время отрицательные оценки, особенно если они повторяются, создают подавленное настроение, угнетают физическую и умственную активность.

    Для понимания детских эмоций воспитателю  необходимо выявить источники их происхождения, лежащие в осмысленной  деятельности ребенка, под влиянием которой он начинает по-новому не только понимать, но и переживать этот мир [19].

    Музыкальные занятия, слушание сказок и художественных рассказов, знакомство с родной природой, драматизированные игры, лепка, рисование  развивают у дошкольника эстетические переживания, учат чувствовать красоту  в окружающей жизни и в произведениях  искусства.

    Занятия и дидактические игры, обогащающие  его новыми знаниями, заставляющие напрягать его свой ум для решения  какой-либо познавательной задачи, развивают  у дошкольников различные интеллектуальные эмоции. Удивление при встрече  с новым, неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, радость от найденного решения – все эти эмоции являются необходимой составной частью мыслительной деятельности.

    Наконец, и это самое важное, нравственное воспитание, знакомство с жизнью людей, выполнение посильных трудовых заданий, практическое овладение нормами поведения в семье и в коллективе детского сада формируют у дошкольников сферу эмоциональных проявлений.

    Характер  развития высших специфически человеческих эмоций (сопереживания и сочувствия) является одним из существенных условий того, что в одних случаях нравственные нормы и принципы усваиваются детьми и регулируют их поведение, а в других – они остаются только знанием, не побуждающим к действию.

Информация о работе Диагностика и исследование эмоций детей младшего школьного возраста с ЗПР