Диагностическая значимость рисунка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:30, реферат

Описание работы

Оптимальным вариантом первичного обследования, позволяющим выявлять "проблемных" детей в целях дальнейшего комплексного изучения, является скрининг-диагностика (от англ. screen - "сито"). Несмотря на большое количество различных методик, применяемых в дифференциальной диагностике, ощущается недостаточность научно обоснованного и апробированного диагностического инструментария для применения в скрининг-обследовании.

Содержание

Введение
1.2 Изобразительная деятельность как показатель психического развития
1.3 Особенности детских рисунков и их психологическая интерпретация
1.4 Значение детских рисунков в ранней диагностике неспособности к обучению
2. Изучение исследования неспособности к обучению при помощи рисуночных тестов
2.1 Процедура исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

спец псих.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

                                                                                      РГУФКСиТ 
 
 
 
 
 
 
 

           
 
 

                                           
 
 
 
 
 
 

                                   Реферат по специальной психологии

                    на тему: « Диагностическая значимость рисунка.». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка

4 курса

Группы 8 «психология»

Курганова Юлия Леонидовна

 
 

                                                                 Москва 2011год 

Оглавление

 

Введение

1.2 Изобразительная деятельность как показатель психического развития

1.3 Особенности  детских рисунков и их психологическая  интерпретация

1.4 Значение  детских рисунков в ранней  диагностике неспособности к  обучению

2. Изучение  исследования неспособности к  обучению при помощи рисуночных тестов

2.1 Процедура  исследования

2.2 Анализ  и интерпретация результатов  исследования

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

В настоящее  время отмечается рост числа детей  с различными отклонениями в психическом развитии. Так, доля здоровых новорожденных не превышает 30%. Уровня школьной зрелости к 6-летнему возрасту достигают от 17% до 50% детей, а недоразвитие познавательных способностей выявлено у каждого десятого ребенка школьного возраста. И если к дошкольному возрасту грубые нарушения психического развития (например, умственная отсталость) бывают выявлены, то менее выраженные остаются длительное время без должного внимания специалистов. Такие отклонения, как задержка психического развития, ранний детский аутизм, становятся особенно заметными, когда ребенок переходит из дошкольного общеобразовательного учреждения в школу, где у него возникают значительные трудности в обучении.

Оптимальным вариантом первичного обследования, позволяющим выявлять "проблемных" детей в целях дальнейшего комплексного изучения, является скрининг-диагностика (от англ. screen - "сито"). Несмотря на большое количество различных методик, применяемых в дифференциальной диагностике, ощущается недостаточность научно обоснованного и апробированного диагностического инструментария для применения в скрининг-обследовании.

Как известно, разработка диагностического инструментария осуществляется с учетом ведущей  деятельности детей данного возрастного  периода, в которой наиболее полно  отражается уровень их психического развития. К старшему дошкольному возрасту изобразительная деятельность (наряду с игровой) становится одной из ведущих. Поэтому использование рисуночной деятельности (процесса изображения и результата) в качестве объекта исследования мы посчитали обоснованным. К тому же в этом возрасте дети всегда с удовольствием рисуют и в процессе рисования быстро достигается контакт экспериментатора с ребенком. Выбор старшего дошкольного возраста продиктован тем, что, с одной стороны, рисуночная деятельность уже сформирована для проведения объективного обследования, с другой - в случае выявления нарушений психического развития, остается достаточно времени для оказания необходимой коррекционно-педагогической помощи. 

1.2 Изобразительная  деятельность как показатель психического развития

 

Трудно  представить рисующим взрослого  человека, который не является художником. Дети же, в известном смысле, все  являются художниками. Изобразительная  деятельность для них естественна  и приятна. Она формируется по мере становления психики ребенка и таким образом может служить показателем психического развития.

Изобразительная деятельность требует согласованного участия многих психических функций. По мнению ряда специалистов, детское  рисование способствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.

Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов сходятся во мнении, что, детское рисование - это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира. Дети, как правило, рисуют не предмет, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками. Рисование, таким образом, выступает своеобразным аналогом речи.

Будучи  напрямую связанным с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но их связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Обратимся к анализу конкретных этапов развития изобразительной деятельности ребенка, соответствующих поэтапному становлению  высших психических функций.

Первоначально графическая деятельность ребенка даже не является собственно рисованием. Это так называемый доизобразительный этап графической деятельности. Карандаш и бумага первоначально не выступают для ребенка специфическими орудиями, и неудивительно их использование не по назначению. Первые графические проявления возникают в известной мере случайно, как один из возможных результатов манипуляций с карандашом и бумагой. Впрочем, важным выступает и механизм подражания: наблюдая действия старших, ребенок пытается их копировать.

Самой ранней стадией развития детского рисунка  является стадия лишенных смысла штрихов. С их помощью ребенок еще не пытается выразить какое-либо определенное содержание. Главное для него - след на бумаге. Он испытывает удовлетворение уже от того, что чувствует себя виновником появления некоего продукта.

Данная  стадия часто именуется стадией "марания", "каракулей". К. Бюлер  назвал эту стадию "фонетикой  рисования".

На 4-5 - м году жизни ребенок вступает в следующую стадию - схематичного изображения. Она тянется очень долго, и в ней, в свою очередь, можно наметить ряд ступеней в зависимости от того, как примитивные поначалу схемы постепенно наполняются все более существенным содержанием.

Следующая стадия развития рисунка - стадия правдоподобных изображений - характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Образ рук начинает наполняться функциональным содержанием: человек на рисунке держит какой-нибудь предмет. На голове появляются волосы, иногда оформленные в тщательно прорисованную причёску. Шея приобретает соизмеримый размер, плечи - округлость. Большее внимание уделяется изображению одежды. Все это достигается не сразу. Рисунок проходит и промежуточную стадию, на которой часть его оформляется еще почти совершенно схематически.

Несмотря  на все отмеченные изменения, в детских  рисунках продолжают оставаться неизменными  три основные черты. Во-первых, рисунки, как и прежде, представляют собой только контуры изображаемых предметов. Во-вторых, все еще не соблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом, нарисованный по соседству. Наконец, сохраняется зарисовка тех частей предмета, которые в действительности при данном его положении не могут быть видны. С этим связана и наиболее характерная особенность детского рисунка - его прозрачность. Например, на рисунке человека может присутствовать кошелек, лежащий в кармане, и даже монеты, лежащие в этом кошельке.

Природа становления изобразительной деятельности наглядно прослеживается в сопоставлении  этого процесса на уровне нормального  развития и при умственной отсталости. При этом со всей очевидностью выступает  диагностическая ценность графической продукции как показателя уровня интеллектуального развития.

1.3 Особенности детских  рисунков и их  психологическая  интерпретация

 

Рисунок - изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств (контурной линии, штриха, пятна или их различных сочетаний). В изобразительной культуре человечества рисунок складывался, имея в каждый период развития свои особенности, характерные признаки времени, неся на себе печать поколений, но всегда сохраняя для нас индивидуальность автора. Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования, темам и жанрам, по назначению, технике и характеру исполнения.

Рисунок выполняет две основные функции. Во-первых, он опосредует субъективные эмоциональные переживания, которые по тем или иным причинам не могут быть выражены спонтанно и адекватно. Эту функцию рисования отмечал еще З. Фрейд, рассматривая и как проявление защитной сублимации. Во-вторых, рисунок является средством передачи информации. Но порой нам, людям цивилизованным и далеким от примитивного мышления, бывает трудно точно установить, имеем ли мы дело с "чистым" рисунком, воплощением эмоции, или же с "письмом", сообщением. Иногда имеет место смешение.

Анализ  рисунка, письма, "изобразительного языка" в целом не только расширяет диагностические возможности, но и способствует более глубокому пониманию душевного состояния человека, его видения мира и социальной ориентации. К сожалению, расширяющееся применение графических методов и процедур пока не привело к созданию работ, обобщающих опыт их использования, к формированию общего подхода к психологическому анализу разных видов изображений, в настоящее время пока еще нет единства взглядов на интерпретацию результатов психографического исследования.

Графическая деятельность детей издавна привлекала внимание исследователей как возможный метод изучения внутреннего состояния ребенка, его способности отражать картину мира и свои переживания. Выделяют следующие стадии становления изобразительной деятельности ребенка:

1. Стадия  марания. Это первые пробы рисования, "каракули" - ребенок "играет" карандашом по бумаге, выводит  какие-то линии.

2. Стадия  примитивных изображений. У ребенка  появляется умение рисовать некоторые  формы: неровные круги, нечто  похожее на многоугольники, углы.

3. Стадия  схематических изображений. Человек  и животные изображаются очень  схематично. Ребенок рисует профили,  но часть фигуры изображается  боком, а остальное - лицом к  наблюдателю.

4. Стадия  правдоподобных изображений. Ребенок  постепенно отказывается от схемы и пытается воспроизвести действительный вид предметов.

5. Стадия  правильных изображений. Это рисунки  различной степени совершенства.

Рассмотрим  развитие детского рисунка более  подробно. Некоторые авторы исходят  из мнения, что он возникает на основе подражания и имеет спонтанное движение, однако признают, что уже первое маранье может иметь собственное содержание. Детское маранье окрашено эмоционально положительно: ребенок получает удовольствие как от движения, так и оттого, что перед ним возникает на бумаге. Примерно на третьем году жизни ребенок начинает применять контурные формы (круг, квадрат и т.д.). Как только он ими овладевает, начинается стадия схематических изображений. Первым рисунком бывает человеческая фигура, затем следуют рисунки цветов, животных, домов, автомобиля, корабля и т.д. Люке использует термин интеллектуальный реализм - ребенок рисует то, что он знает, а не то, что он видит. Бергер приводит четыре закона детского рисования: наглядность, видение в горизонтальном плане, прозрачность, полезность и превосходство. По мере совершенствования вербальных выражений прибавляются и детали в рисунке. Однако рисунок и речь, вплоть до школьного возраста, сохраняют схематический характер. Рисование дает возможность выразить вещи, ситуации и события посредством картинок, когда устная или письменная речь предоставляет ребенку гораздо более бедные коммуникативные средства (эта функция рисунка сохраняется до 10 лет).

Центральным мотивом детских рисунков является человеческая фигура. Впервые ребенок начинает рисовать ее приблизительно в возрасте трех с половиной лет. С годами изображение человека все более усложняется: после пятого года жизни ребенок оставляет линейное изображение и переходит к рисунку двух размерному, в шестилетнем возрасте появляются такие детали, как уши, волосы, на седьмом году уточняются пропорции, в восемь лет можно наблюдать переход от рисунка анфас к частичному или полному профилю, в девять лет появляются попытки изобразить в рисунке движение, а затем рисуется тень, придается форма (10-11 лет).

Информация о работе Диагностическая значимость рисунка