Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:01, реферат
С конца XIX в. детский рисунок привлек к себе внимание ученых разных направлений—психологов, педагогов, этнографов, искусствоведов, историков как у нас в России, так и за рубежом. Это было обусловлено развитием науки и культуры, возникновением нового направления психологии — детской психологии. Детский рисунок рассматривался как объективный материал для изучения психологии детей, для выяснения их общих и индивидуальных особенностей.
С конца XIX в. детский
рисунок привлек к себе внимание
ученых разных направлений—психологов,
педагогов, этнографов, искусствоведов,
историков как у нас в России,
так и за рубежом. Это было обусловлено
развитием науки и культуры, возникновением
нового направления психологии — детской психологии.
Детский рисунок рассматривался как объективный
материал для изучения психологии детей,
для выяснения их общих и индивидуальных
особенностей.
Первым автором, посвятившим свой труд
«Дети-художники» (1887 г.) психологическому
анализу детских рисунков, был итальянский
искусствовед Коррадо Риччи. Изучив
большое количество детских рисунков,
он дал характеристику своеобразия изобразительного
творчества детей. Но в его работе и работах
его последователей основным пороком
являлось идеалистическое понимание путей
развития детского рисунка. Исходя из
биологизаторской теории спонтанного
развития, Риччи и некоторые другие исследователи
переоценивали творческие возможности
детей, давали обоснование теории свободного
воспитания. Детские рисунки часто оценивались
как произведения искусства, имеющие большую
эстетическую ценность, чем работы взрослых.
На основе биогенетической теории развитие
детского творчества отождествлялось
с развитием первобытного человека.
Почти одновременно
с появлением зарубежных теорий развития
детского творчества интерес к детскому
рисунку возник у нас в России.
В 1909 г. в Москве открылась выставка
«Искусство в жизни ребенка». Появились
статьи и лекции о художественном
воспитании.
В 1911 г. была переведена на русский язык книга
К. Риччи «Дети-художники». В предисловии
к ней Л. Г. Оршанский замечает, что появление
этой книги совпадает с возникшим в России
широким интересом к детскому изобразительному
творчеству, и считает, что настало время
присмотреться к детскому творчеству,
узнать его, определить, чему учить детей,
прививать им художественный вкус.
Выходят в свет труды русских ученых, посвященные
детскому рисунку (Л. Г. Оршанский, А. А.
Рыбников, К. М. Лепилов, Ф. И. Шмит и другие).
Характерным для работ русских авторов
было то, что результаты изобразительной
деятельности детей рассматривались с
педагогических позиций — с точки зрения
развития у детей наблюдательности, памяти,
внимания, эстетических чувств.
Особый интерес представляет работа В.
М. Бехтерева «Первоначальная эволюция
детского рисунка в объективном изучении»
(1910 г), не потерявшая значения до настоящего
времени. В. М. Бехтерев рассматривал детское
рисование в самый ранний период — у детей
3—4 лет. Он критически оценивал некоторые
положения зарубежных авторов. В частности,
он считал ненаучным вывод о возможности
проникать в субъективный мир ребенка
и на основе этого определять особенности
его чувств и представлений. Он правильно
указал, что ребенок в первоначальных
штрихах и каракулях еще ничего не изображает.
Изучая характер штрихов и форм в рисунках
малышей, В. М. Бехтерев делает вывод, что
ребенок очень рано проявляет стремление
к изображению. Рисует он то, что видит
в окружающем, поэтому для правильной
оценки творчества ребенка необходимо
выяснять условия, в которых он находится.
В. М. Бехтерев признавал необходимым обучение
детей технике рисования; разумное подражание
взрослым, по его мнению, не может мешать
ни своеобразию, ни проявлению индивидуальности
ребенка.
Эти положения В. М. Бехтерева, несмотря
на описательный характер его труда, являлись
оригинальными и прогрессивными для того
времени.
Система Фребеля имела меньше сторонников,
но все же и она использовалась в работе
с детьми. Существовали даже фребелевские
курсы по подготовке воспитателей.
После Великой Октябрьской социалистической
революции исследование детского изобразительного
творчества заметно активизировалось.
Изучением изобразительной деятельности
дошкольников занимались педагоги Е. А.
Флерина, Я. А. Башилов, Н. И. Ткаченко, К.
М. Лепилов, Е. В. Разыграев и другие, психологи
К. Н. Корнилов, И. Л. Ермаков, А. М. Шуберт,
искусствоведы Ф. И. Шмит, А. В. Бакушинский
и другие.
Большой интерес к изучению детского рисунка
проявил Ф. И. Шмит. Цель его исследований
— выявление закономерностей детского
творчества. В трактовке этого вопроса
он стоял на идеалистических позициях,
утверждая, что ребенок воспроизводит
не действительность, а образы своей фантазии.
Наибольшее влияние в первые годы после
революции на теорию и практику художественного
воспитания оказал А. В. Бакушинский —
искусствовед, историк, педагог. Он изучал
творчество детей в сравнении с «примитивным»
искусством. В основе его сравнительного
изучения детского рисунка и искусства
различных культур лежала биогенетическая
теория.
А. В. Бакушинский утверждал, что источником
детского творчества являются биологические
факторы и развивается оно не под влиянием
познания окружающего, а под влиянием
накопленного родового опыта, инстинкта.
В ответ па впечатления от воздействия
окружающего из глубины психики ребенка
сами собой всплывают соответствующие
образы под влиянием родового фактора
как таинственного подсознательного стимула.
А. В. Бакушинский считал, что детское творчество
как родовой опыт совершенно и по сравнению
с ним творчество взрослого кажется бескровным
и уродливым. Поэтому ребенку у взрослого
учиться нечему. Такая высокая оценка
детского творчества приводит А. В. Бакушинского
к убеждению, что оно представляет собой
особое искусство, способное оказать воздействие
на творчество взрослых художников, оздоровить
его.
«Детский рисунок» (1924 г.) В этой книге
Е. А. Флерина подводит итоги первых шагов
изучения детского творчества и высказывает
некоторые положения, определяющие зависимость
детского творчества от воспитания, показывает
закономерности развития творчества,
которые представляют собой ряд последовательных
стадий. Но эти стадии в отличие от буржуазных
исследователей она рассматривает не
как биологические нормы, изолированные
друг от друга, а как сложный процесс взаимосвязи
и борьбы различных тенденций, приводящий
детское творчество к новым качественным
достижениям. Однако в этом первом своем
труде Е. А. Флерина переоценивает творческие
возможности ребенка, называя его «художником».
Е. А. Флерина правильно приходит к убеждению,
что художественное воспитание ребенка
необходимо осуществлять на примерах
большого реалистического искусства.
Ею была начата экспериментальная разработка
методики обучения
детей рисованию.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА
Итальянский психолог К.Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.
Первая стадия доизобразительного этапа – стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. Первые каракули – обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересует не изображение, а сам карандаш. Больше того, ребенок может вообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой с карандашом. В этот период ребенок еще не способен нарисовать что-нибудь реальное, поэтому научить его в этом возрасте изобразить, например, яблоко, просто невозможно. Примерно через 6 месяцев после начала стадии каракулей у ребенка возникает возможность зрительного контроля за рисованием. Теперь он познает зрительно то, что делает. Большинство детей в этот период рисует с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребенка охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, поскольку этот тип контроля важен и для других сфер деятельности.
Стадия каракуль длится по-разному, иногда проходит достаточно быстро, но всегда в это время ребенок ищет и осваивает три линии: горизонталь, вертикаль, учится замыкать круг. Он учится ориентироваться на листе бумаги и особая проблема в это время - остановиться. Ребенку приходится специально осваивать это умение: не вести бесконечную горизонталь, от кухни до входной двери по стене, через весь коридор, а остановить руку вовремя. По рисункам видно, как это сложно дается. Самый известный тип каракулей - бесконечная спираль; взрослые пытаются ее по-своему интерпретировать, говорят: "Это он рисует звук, движение..." - на самом деле ребенок просто пытается вернуться в ту точку, с которой рука начала движение.
Часто стадию каракулей или стадию "мараний" (какой понятный, почти житейский термин!) сравнивают с младенческим гулением, возникающим задолго до появления речи, когда, порождая разнообразные новые повторяющиеся и беспорядочные звуки, ребенок стремительно овладевает "звуковой материей". Каракули заканчиваются в тот момент, когда появляется замкнутый контур - "круг".
Очень важно уметь замкнуть контур, потому что закрытый контур дает форму. У ребенка еще нет четкого ощущения формы, а оно необходимо для движения, для освоения предметного мира. До трех лет ребенок больше ориентирован на форму, чем, например, на цвет. Если ему дать игрушки разного цвета и разной формы и попросить выбрать из них "вот такие", показав зеленый квадрат, то ребенок будет искать и тащить квадраты любого цвета, но именно квадраты.
Вторая стадия доизобразительного периода – от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается от предыдущей по качеству рисунка – каракули были и есть. Но на этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это – папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Но если ребенок раньше получал удовольствие от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим внешним миром. В целом, рисование каракулей дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение окружающей действительности. Стадия каракулей важна как раз тем, что ребенок овладевает движениями своей руки.
Примерно в возрасте 3-5 лет начинается изобразительный период, первая стадия которого – стадия предметного рисования (схематичного изображения). Первые предметные изображения, как правило, не создаются специально, они "узнаются" в том, что нарисовано. Например, изобразив множество довольно кривых кружков, трехлетний мальчик спрашивает себя: "Это снег?" Рука опережает образ. Но первым осознанным предметным рисунком у каждого ребенка, в какой бы точке мира он ни жил, становится изображение человека. Более того, человек надолго останется излюбленным персонажем детского рисования, а образ его будет меняться вместе с развитием и изменением автора рисунков.
Предметное рисование проходит множество периодов, угасает и переходит в почерк. Интересно, что, "зарождаясь" внутри спонтанного рисования, почерк первоначально строится по образцу прописей и меняется лишь к десяти-одиннадцати годам. Именно в этом возрасте дети стараются выразить в почерке что-то свое, перестают следовать за образцом. Правда, в основном это касается правшей. Если ребенок - левша и его не переучивают, то при письме он долго ищет такое положение своей левой руки, при котором может видеть написанное. Поэтому у левшей почерк индивидуален по происхождению и очень усточив, он практически не меняется в течение жизни. Почерк правшей постоянно меняется, совершенствуется и принимает окончательную форму к 25 годам. Кстати, и судебно-медицинскую экспертизу почерка проводят только у лиц старше 25 лет, потому что почерк сформирован и теперь может измениться только при органических поражениях мозга, при прогрессивном развитии психического заболевания и в ситуации жизненного слома.
Сначала дети рисуют не себя, не папу или маму - они изображают человека "вообще", просто человека. - Первое, что у них получается, - знаменитый "головоног", созданный буквально по инструкции детской песенки: "Точка, точка, запятая, минус - рожица кривая, ручки, ножки, огуречик - вот и вышел человечек". Нос в виде запятой вовсе не обязателен (в отличие от глаз и рта); "огуречик" же кривым замкнутым контуром охватывает вместе голову и туловище, из которых торчат в стороны палочки-ручки и палочки-ножки. Обратите внимание: ни о каком умении считать, разумеется, пока нет и речи, тем не менее на первых предметных рисунках маленьких детей всегда два глаза, две руки и две ноги, а рот всегда один - никто еще из трехлетних детей ни разу в этом не ошибался.
У современных городских детей головоног может лишь промелькнуть, продержаться от нескольких дней до двух недель: усложненная среда, усилия родителей подстегивают развитие. Но в любом случае он становится первым, еще неясным, недифференцированным образом самого себя, отражением целостного переживания своей "самости".
Все первые изображения основываются на собственном "телесном" опыте ребенка (другого у него пока нет), повторяют - всю недолгую историю его жизни.
Вспомним, что физически, двигательно, младенец развивается как бы "сверху вниз". Первое изменение ощущений своего тела: малыш поднимает голову. Она первой выделяется из сложного нерасчлененного сгустка ощущений. Как только малыш начинает держать головку, его восприятие мира меняется, обогащается - по-другому начинают работать зрительные и звуковые анализаторы. И он уже требует, чтобы его все время держали вертикально. Так и на детских рисунках первой из "головонога" вычленяется голова, затем подробнее прорисовываются глаза, нос, а все остальное достаточно долго не меняется: какое-то общее туловище, из которого торчат палочки-ручки и палочки-ножки. Волосы могут, например, вообще долго отсутствовать, а появившись, "не растут", а "надеваются" на голову, как шапка. Человек сначала изображается чрезвычайно упрощенно. Его фигура слагается из двух основных частей -головы и какой-нибудь подпорки. В качестве опоры выступают часто только ноги, которые в силу этого оказываются прикрепленными непосредственно к голове. Постепенно в человеческой фигуре выделяются новые части, прежде всего -туловище и руки. Туловище может иметь самую различную форму - квадратную, овальную, в виде удлиненной полоски и т.п.
Там, где из общей массы туловища выделяется шея, она получает непропорционально большую длину. Лицо, фигурирующее во всех рисунках, получает некоторое структурное оформление. В большинстве случаев появляются глаза, рот, намек на нос. Уши и брови появляются на детских рисунках не сразу. Однако неявные в обычных условиях части, например - зубы, выступают довольно часто. Эти несовершенные портреты ребенок как правило старается снабдить некоторыми "эмблемами", соответствующими статусу человека. Особенно часто такой эмблемой выступает шляпа или сигарета у мужчины, пышная прическа с крупным бантом у женщины. Наличие одежды отображается лишь рядом пуговиц. Подобные изображения представляют человека анфас. Лишь постепенно ребенок овладевает профильным изображением. При этом он продолжительное время задерживается на промежуточной ступени: лишь часть фигуры рисуется в профиль, остальное обращено к наблюдателю лицом. Иногда это даже приводит к удвоению отдельных органов - рта, носа и др.
Полные профили также имеют свою особенность. На них отмечаются и те части тела, которые реально не могут быть наблюдаемы в профиль. Особенно часто изображается скрываемая туловищем рука. Пропорции изображаемых таким образом фигур обычно не соответствуют действительности. Среди элементов тела туловище редко имеет наибольший объем, либо его длина непропорционально велика.
Следующая стадия развития рисунка - стадия правдоподобных изображений - характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Образ рук начинает наполняться функциональным содержанием: человек на рисунке держит какой-нибудь предмет. На голове появляются волосы, иногда оформленные в тщательно прорисованную прическу. Шея приобретает соизмеримость, плечи - округлость. Больше внимания уделяется изображению одежды. Все это достигается не сразу. Рисунок проходит и промежуточную стадию, на которой часть его оформляется еще почти совершенно схематически.
Несмотря на все отмеченные изменения, в детских рисунках продолжают оставаться неизменными три основные черты. Во-первых, рисунки, как и прежде, представляют собой только контуры изображаемых предметов. Даже когда они имеют достаточно сложное содержание, оттенки и светотени отсутствуют. Во-вторых, все еще не соблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом, нарисованный по соседству. Наконец, сохраняется зарисовка тех частей предмета, которые в действительности при данном его положении не могут быть видны. С этим связана и наиболее характерная особенность детского рисунка - его прозрачность. Например, на рисунке человека может присутствовать кошелек, лежащий в кармане, и даже монеты, лежащие в этом кошельке.
Растет ребенок, развивается и усложняется его рисунок, в точности повторяя логику развития самого маленького художника.
Когда-то его собственные руки стали его первой игрушкой: он долго их рассматривал, крутил, лизал, трогал их, прежде чем использовал по назначению - стал хватать настоящие игрушки, которыми обычно увешаны кроватки и коляски. Так и на рисунках вслед за головой первыми "оживают" руки. Они обретают пять пальцев-палочек, торчащих в разные стороны из палочек-рук; и опять-таки заметьте: как правило, пальцев именно пять, а не три и не семь - у ребенка, который еще не имеет представления ни о разнице между этими числами, ни о самом понятии числа.