Описание методики "Рисунок семьи"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 13:18, контрольная работа

Описание работы

Применение рисуночных техник для исследования личности ребенка особенно распространено в зарубежных странах. Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др. В нашей стране только в последние годы начали больше обращать внимание на рисунок, как средство познания личности .

Работа содержит 1 файл

рисунок семьи тест.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

1.  Проективная методика: тест «рисунок семьи». 

2. Комплектация.

Для исследования необходимы: лист белой бумаги (21X29 см), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), резинка. 

3. История создания.

Применение  рисуночных техник для исследования личности ребенка особенно распространено в зарубежных странах. Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др. В нашей стране только в последние годы начали больше обращать внимание на рисунок, как средство познания личности .

Тест разработан Р. Бернсом и С. Кауфманом в 1972 г. Техника рисунка семьи у  нас в стране впервые апробирована психотерапевтом А.И. Захаровым, модифицирована Г.Т. Хоментаускасом. 

4. Назначение.

Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить  отношения ребенка к членам своей  семьи, то, как он воспринимает их и  свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства. 

5. Теоретический конструкт.

Несмотря  на различия интерпретаций, вариации процедур у составителей рисуночных методик, можно выделить основные аспекты  интерпретации рисунка, к которым относятся: а) интерпретация структуры рисунка семьи; б) интерпретация особенностей нарисованных членов семьи; в) интерпретация процесса рисования.

Большинство рассмотренных работ принадлежит  перу практиков, в силу чего не имеют  развернутого теоретического обоснования. Тем' не менее интерпретации опираются на различные теоретические предпосылки, эмпирический материал исследований. Поэтому их осмысление в этом контексте представляет как научный, так и практический интерес.

Проведенное нами исследование (Хоментаускас Г. Т., 1985) позволяет обосновать методику рисования семьи как процедуру, отражающую в первую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам.

Негативные переживания ребенка (7–8 лет), связанные с семьей, неудовлетворенность семейной ситуацией отражаются уже в самом отношении к заданию: наблюдаются защитные реакции, приобретающие форму трансформации задания (рисование только не связанных с семьей людей либо вообще отказ от изображения людей), откладывания выполнения релевантного задания во времени (начало рисования с различных объектов). Таким детям свойственно искажение состава семьи; уменьшение состава семьи; включение в состав семьи людей, которые с ней непосредственно не связаны. Отношение детей к семье и отдельным ее членам выражается в характере расположения членов семьи в рисунке, их сплоченности; рисуется ли «Я» вместе с другими или раздельно. Выявлено, что с чувством неудовлетворенности, отверженности связано появление в рисунке изображения туч (дождя) и солнца, расположение членов семьи на линии основания. Эти характеристики, наверное, имеют символическое значение и отражают соответственно чувство подавленности, потребность в любви, потребность в безопасности.

При помощи факторного анализа выделены два  измерения, в психологическом смысле отражающие: 1) чувства ребенка относительно семьи, семейной ситуации, собственного места в ней («чувство отверженности, чувство принадлежности»). Это измерение  описывается следующим противопоставлением характеристик рисунка: уменьшение состава семьи, тучи, солнце, линия основания, начало рисования с объекта – сплоченность семьи, «Я» рядом с другими; 2) способ «переработки» чувства отверженности («символическое изгнание семьи – символическое изгнание себя»). Это измерение дифференцирует полюс фактора 1) «чувство отверженности» и описывается противопоставлением следующих характеристик: присутствие не связанных с семьей людей, «Я» единственная фигура – отсутствие «Я». 

6. Основные диагностические шкалы.

Выделяют 5 симптомокомплексов:

1. Благоприятная  семейная обстановка

2. Тревожность

3. Конфликтность  в семье

4. Чувство  неполноценности в семейной ситуации

5. Враждебность  в семейной ситуации 

7. Область применения теста.

Метод используется преимущественно при обследовании детей, начиная с четырехлетнего возраста, но может быть с успехом  применен и для выяснения отношения  к семейной сфере у взрослого  человека. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем и  младшем дошкольном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к инстроспекции, от способности "вжиться" в воображаемую ситуацию, т.е. от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике. "Рисунок семьи" доступен и детям с пониженным интеллектуальным развитием. 

8. Нормы.

В системе  количественной оценки РС учитываются  формальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, заштриховывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке. Рисунки детей анализированы по количеству баллов, набранных при наличии определенных симптомов.

Исходя из количества баллов, определили симптомокомплекс семейной ситуации.

Чем больше сумма баллов, тем ярче выражен  тот или иной признак. Выраженность признака оценивается от 0 до 3 баллов. Полученные результаты являются основой  для коррекционной работы педагога и дальнейшей диагностики семьи  и ребенка. Так, выявленная тревожность требует определения ее характера: либо это субъективно-личностный аспект, либо имеются объективные причины в ребенке и т.д.

9. Психометрическая проверка.

Главный недостаток рисуночных тестов – относительно низкая надежность получаемых результатов, связанная с субъективностью интерпретации. В отличие от более формализованных тестов, таких как тесты интеллекта или личностные опросники, рисуночные тесты, как правило, не позволяют количественно измерить оцениваемые психические свойства. Термины, в которых проводится интерпретация рисунков, обычно лишены той строгости и однозначности, которая характерна для формализованных тестов. Из-за этого трудно научными методами подтвердить надежность и валидность рисуночных методик. 

Отмеченные  особенности этих методик приводят к тому, что многие авторы отказываются считать их подлинными тестами. Другие, хотя и признают рисуночные методики психологическими тестами, отводят им подчиненное положение. 

10. Процедура.

Особенности проведения.

Во время  рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. 
 

После того как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме: 

- кто нарисован  на рисунке и что делает каждый член семьи; 

- где работают  или учатся члены семьи; 

- как в  семье распределяются домашние  обязанности; 

- каковы  взаимоотношения ребенка с отдельными  членами семьи. 

В системе  количественной оценки РС учитываются  формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка считается качество линий рисующего, положение объекта рисунка на бумаге, стирание рисунка или отдельных его частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке, их взаимодействие и расположение, а также соотношение вещей и людей на рисунке. 

При интерпретации  РС основное внимание обращается на следующие  аспекты: 

- анализ  структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке); 

- анализ  особенностей рисунка отдельных  членов семьи (различие в стиле  рисования, количество деталей,  схема фигур отдельных членов  семьи); 

- анализ  процесса рисования (последовательность  рисунка, комментарии, паузы, эмоциональные  реакции во время рисунка). 

Рассмотрим  подробнее каждый аспект интерпретации  рисунка семьи. 

1. Ребенок  не всегда рисует всех членов  семьи. Обычно он не рисует  тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Так, например, важными показателями психологической 6лиэости является реальное расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются объекты, которые как бы служат преградой между ними. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семейных отношениях. Частая общая деятельность соединяет некоторых членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии группировок в семье. 

Рисуя сваю семью, некоторые дети изображают себя на нижней части листа. Это может  указывать на депривацию ребенка, чувства  неполноценности, которую он испытывает в семье. 

На некоторых  рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу семейной ситуации. 

2. Считается,  что ребенок, прежде всего,  рисует, детализирует и разукрашивает  фигуру самого любимого члена  семьи. Если же ребенок отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. 

Если отношения  ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначны, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились отношения. В аналогичных ситуациях можно наблюдать стирание и перерисовку. 

Можно наблюдать  несколько стилей рисования, особенно детей младшего возраста, часто одним  стилем рисуются отец и братья, другим - мать и сестры. Особенно отличается прорисовывание волос и одежды. Потому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он идентифицируется и адекватно ли это полу ребенка. 

3. Анализ  процесса рисования дает богатую  информацию не только о семейных  отношениях ребенка, но и, вообще, о стиле его работы. Когда дети, особенно среднего шкального возраста и старше, отговариваются тем, что не умеют рисовать, это вполне понятно и нормально. Педагог может успокоить ребенка, сказав, что в предложенном задании важно не столько красиво рисовать, сколько придумать деятельность для всех членов семьи. 

Многочисленные  отговорки, манера прикрывать рукой  нарисованное могут свидетельствовать  о неверии ребенка в свои силы, а его потребности в помощи со стороны взрослого. 

Чаще всего  ребенок начинает рисовать того члена семьи, к которому он действительно хорошо относится. Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. В некоторых случаях это может указывать на эмоционально неоднозначное, и даже негативное отношение ребенка к этому человеку. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста педагогу не стоит вступать в разговор с ребенком. 

Обработка теста "Рисунок семьи" проводится по следующей схеме: 

Выделяемые  признаки Отметки о наличии  признаков
1 Общий размер рисунка  
2 Кол-во членов семьи  
3 Соответствующие размеры членов семьи  
  мать  
  отец  
  сестра брат  
  дедушка бабушка  и т.д.  
4 Расстояние  между членами семьи 

Наличие каких-либо признаков между ними

 
5 Наличие животных  
6 Вид изображения:

схематическое изображение 

реалистическое 

эстетическое  в интерьере,

на фоне пейзажа и т.д.

метафорическое  изображение в движении, действии

 
7 Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3 ...)  
  Степень аккуратности исполнения  

Информация о работе Описание методики "Рисунок семьи"