Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:21, тест
Тест "Кинетический рисунок семьи" (КРС) Р.Бернса и С.Кауфмана дает информацию о субъективной семейной ситуации ребенка. Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.
Кинетический рисунок семьи
Р.Бернс, С.Кауфман (КРС)
Тест "Кинетический рисунок семьи" (КРС) Р.Бернса и С.Кауфмана дает информацию о субъективной семейной ситуации ребенка. Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.
Используя тест КРС, следует
иметь в виду, что каждый рисунок
является творческой деятельностью, не
только отражающей восприятие своей
семьи, но и позволяющей ребенку
анализировать, переосмыслять семейные
отношения. Поэтому рисунок семьи
не только отражает настоящее и прошлое,
но также направлен на будущее: при
рисовании ребенок
Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик.
Инструкция: "Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом".
На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например: "Можешь рисовать, как хочешь".
Во время рисования
следует записывать все спонтанные
высказывания ребенка, отмечать его
мимику, жесты, а также фиксировать
последовательность рисования. После
того, как рисунок закончен, с
ребенком проводится беседа по следующей
схеме:
1) кто нарисован на рисунке, что делает
каждый член семьи,
2) где работают или учатся члены семьи;
3) как в семье распределяются домашние
обязанности,
4) каковы взаимоотношения ребенка с остальными
членами семьи.
В системе количественной
оценки КРС учитываются формальные
и содержательные аспекты рисунка.
Формальными особенностями
При интерпретации КРС
основное внимание обращается на следующие
аспекты:
1) анализ структуры рисунка семьи (сравнение
состава реальной и нарисованной семьи,
расположение и взаимодействие членов
семьи на рисунке);
2) анализ особенностей рисунка отдельных
членов семьи (различия в стиле рисования,
количество деталей, схема тел отдельных
членов семьи); анализ процесса рисования
(последовательность рисунка, комментарий,
паузы, эмоциональные реакции во время
рисования).
Рассмотрим на примерах каждый аспект
схемы интерпретации.
Анализ процесса рисования
дает богатую информацию не только
о семейных отношениях ребенка, но и
вообще о стиле его работы. Когда
дети, особенно среднего школьного
возраста и старше, отговариваются
тем, что они не умеют рисовать,
это вполне нормально и понятно.
Успокойте их, скажите, что тут
не столько важно красиво
Чаще всего свой рисунок дети начинают с изображения того члена семьи, к которому они действительно хорошо относятся. Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком.
Для теста КРС разработана
система количественной оценки. Было
выделено пять симтомокомплексов:
1) благоприятная семейная ситуация;
2) тревожность;
3) конфликтность в семье;
4) чувство неполноценности;
5) враждебность в семейной ситуации.
Таблица
симтомокомплексы Кинетического рисунка
семьи
Симптомокомплекс |
Симптом |
Балл |
1. Благоприятная |
1. Общая деятельность
всех членов семьи |
0,2 |
2. Тревожность |
1. Штриховка |
0, 1, 2, 3 |
3. Конфликтность |
1. Барьеры между фигурами |
0,2 |
4. Чувство |
1. Автор рисунка |
0,2 |
5. Враждебность |
1. Одна фигура на другом
листе или на другой стороне
листа |
0,2 |
Бланк регистрации результатов оценки КРС
Фамилия, имя ребенка ______________________________
Дата рождения ________________ Дата эксперимента
_______________
Сумма баллов по симптомокомплексам
Благоприятная семейная ситуация |
Тревожность |
Конфликтность в семье |
Чувство неполноценности в семейной ситуации |
Враждебность в семейной ситуации |
Анализ результатов:
______________________________
______________________________
______________________________