Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 13:01, доклад
Пещера Ласко или Ляско (фр. Grotte de Lascaux) во Франции — один из важнейших палеолитических памятников по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений. Иногда Ласко называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». Живописные и гравированные рисунки, которые находятся там, не имеют точной датировки: они появились примерно в XVIII—XV тысячелетии до н. э. Долгое время их приписывали древней мадленской культуре, но последние изыскания показали, что они скорее относятся к более ранней солютрейской культуре.
Пещера Ласко
или Ляско (фр. Grotte de Lascaux) во Франции
— один из важнейших палеолитических
памятников по количеству, качеству и
сохранности наскальных изображений.
Иногда Ласко называют «Сикстинской капеллой
первобытной живописи». Живописные и гравированные
рисунки, которые находятся там, не имеют
точной датировки: они появились примерно
в XVIII—XV тысячелетии до н. э. Долгое время
их приписывали древней мадленской культуре,
но последние изыскания показали, что
они скорее относятся к более ранней солютрейской
культуре.
Пещера находится в историческом регионе
Франции Перигоре на территории коммуны
Монтиньяк (департамент Дордонь), примерно
в 40 км к юго-востоку от города Перигё.
Она расположена на левом берегу реки
Везер в известняковом холме. В отличие
от многих других пещер региона, Ласко
— относительно «сухая» пещера. Слой непроницаемого
мрамора ограждает её от проникновения
воды, препятствуя образованию кальцитовых
отложений.
Пещера была случайно открыта 12 сентября
1940 года четырьмя подростками. Они наткнулись
на узкое отверстие, образовавшееся после
падения сосны, в которую попала молния.
Марсель Равида, Жак Марсаль, Жорж Аньель
и Симон Коенка сообщили об этом открытии
своему учителю Леону Лавалю.
Специалист по истории первобытного общества
Анри Брейль, скрывавшийся в регионе во
время немецкой оккупации, стал первым
исследователем, посетившим пещеру Ласко
21 сентября 1940 года вместе с Жаном Буиссонни,
Андре Шейнье, затем с Дени Пейрони и Анри
Бегуэном. А. Брейль первым установил подлинность
наскальных рисунков, описал и изучил
их. С конца 1940 года он сделал множество
измерений и провёл несколько месяцев
на этом месте, изучая первобытную живопись,
которую он отнёс к перигорской культуре.
Пещера Ласко относительно небольшого
размера: совокупность галерей имеет длину
примерно в 250 м при средней высоте в 30
м. Расписанная часть пещеры находится
в основном в верхней части системы.
Современный вход соответствует доисторическому,
несмотря на то, что сейчас он снабжен
системой тамбуров. Исконный вход должен
был быть несколько длиннее, но потолок
в древние времена там обрушился и образовал
скат, по которому сейчас спускаются посетители
пещеры.
Чтобы упростить описание, пещеру по традиции
разделили на некоторое количество зон,
соответствующих залам и определенной
цветовой гамме. Эти образные названия,
которые существуют сейчас, предложил
А. Брейль.
Первый зал — это «зал быков» или «ротонда»
(фр. salle des Taureaux, Rotonde): длина — 17 м, ширина
— 6 м и высота — 7 м.
«Зал быков» переходит в так называемый
«осевой проход» (фр. Diverticule axial), более
узкую галерею, идущую в ту же сторону
и примерно той же длины.
Из «зала быков» справа от «осевого прохода»
можно попасть в «пассаж» (фр. Passage), галерею
длиной в 15 м.
За «проходом» находится «неф» (фр. Nef),
более высокий, длиной в 20 м.
Сам «неф» переходит в часть, где нет наскальных
изображений, а за ним находится «кошачий
лаз» (фр. Diverticule des Félins), узкий коридор
длиной 20 м.
Апсида» (фр. Abside) — это круглый зал, который
находится на востоке в месте соединения
«прохода» и «нефа».
За «апсидой» находится «шахта» или «колодец»
(фр. Puits). Чтобы попасть туда, необходимо
спуститься на 4-5 м практически до начала
нижней системы.
Большая часть археологических открытий
была сделана А. Глори во время оборудования
тамбуров у входа в пещеру и самих залов,
а затем при более методичных раскопках,
особенно плодотворных в «шахте». В число
сделанных археологических находок входят
предметы, сделанные из камня (403 орудия),
из кости (28 орудий), растительного происхождения
(113 фрагментов), украшения (10 раковин),
многочисленные угольки и остатки красителей.
В «нефе» были найдены светильники, красящие
вещества и остатки пищи. В «апсиде» также
было найдено большое количество важных
предметов: острия дротиков, скребки, резцы
и светильники. В «шахте» были обнаружены
остатки красящих веществ, острия дротиков,
просверленные ракушки и светильники.
Так как, при
раскопках найдено было не так много костяных
и кремневых орудий в пещере, то было высказано
предположение, что, судя по всему, в пещере
никогда не жили, ее в основном посещали
ради наскальных изображений.
Животные, изображенные на стенах Ласко,
— те же самые, что и во многих других пещерах
с наскальными изображениями во франко-кантабрийском
регионе: в основном это лошади, зубры,
бизоны, олени и каменные бараны. Другие
изображения животных встречаются реже
и часто представляют потенциальную опасность
для человека (например, медведи, носороги
и крупные животные из семейства кошачьих).
Виды нарисованных животных не соответствуют
тем, на которых люди палеолита охотились,
и которых они использовали в разнообразных
целях (ради мяса, шкур, костей и т. д.). Только
гравированный северный олень (хотя такая
интерпретация рисунка до сих пор вызывает
сомнения), был определен как животное,
чьи кости есть в пещере (более 88 % из найденных).
Изображения очень реалистичны, особенно
это касается телосложения и поз животных,
однако художники Ласко не стремились
к исчерпывающему и натуралистическому
отображению действительности: на рисунках
нет ни флоры, ни ландшафтов в отличие
от многих других палеолитических наскальных
изображениях.
Несомненно, некоторые элементы рисунков
несут символическую нагрузку. Такая интерпретация
касается трех пар точек, которые нашли
в глубине «кошачьего лаза» и в «шахте»
на границах изображений. Это же относится
и к зазубренным символам, «гербам» и отдельным
точкам, расположенным в разных частях
пещеры.
Поскольку рисунки находятся на значительном расстоянии от входа в пещеры, исследователи придерживаются точки зрения, что пещера, скорее всего, была некоторого рода святилищем. Кроме того, многие из пещер были необитаемы, и трудность проникновения в них усиливала налет божественного.
Большая часть исследователь придерживается мнения, что рисунки несли религиозный смысл, эти картины были связаны с обрядами инициации или подготовки выступления на охоту. Существует точка зрения, что картины были необходимы для обучения подрастающего поколения. Эти рисунки служили своего рода наглядным пособием.
Наибольший интерес и наибольшие дискуссии вызывает одна из самых известных картин пещеры Ласко.
На одной из сторон
колодца в труднодоступном месте изображена
уникальная сцена с тремя персонажами.
Это бизон, из его вспоротого живота вываливаются
внутренности; убитый или раненый человек
с птицеобразной головой лежит, раскинув
руки перед бизоном. Рядом изображены
копьеметалка, наконечник гарпуна и на
задней части крупа бизона — древко, а
слева нарисован удаляющийся, метящий
свою территорию, носорог. Все они объединены
единой тех никой рисования черным контуром
с частичным заполнением силуэта и мощным
энергичным штрихом, показывающим шерсть.
Вся сцена занимает пространство по горизонтали
около 3 м. Другие очень слабо процарапанные
изображения, например лошади и быка, мы
не рассматриваем. Носорог — опасное животного.
В Ляско носорог нарисован как бы отдельно
от четко противопоставленных друг другу
человека и бизона. Может быть, они оба
жертвы носорога? Но могут быть и другие
варианты. Обычно эта сцена расшифровывается
без носорога: человек ранил бизона, а
бизон убил человека.
Хронологию событий установить достаточно
сложно. Вероятно, это изображение определённого
ритуала, связанного с бизоном. О неком
религиозном обряде свидетельствует воткнутый
в землю посох или фигурная копьеметалка.
Перед нами разыгрывается мистерия, вовлекающая
зрителя в происходящее событие. Если
же говорить о фигуре удаляющегося носорога,
то она обнаруживает известную независимость
от происходящего и, наверное, не является
участником переданного в центре события.
Правда, некоторые исследователи [1] предполагают
временной аспект этой сцены, где разворачиваются
два события: сначала произошёл поединок
между бизоном и носорогом. Победу одержал
носорог. Смертельно раненый бизон с распоротым
брюхом набрасывается на охотника, после
того, как носорог предпочёл удалиться
с места происшествия.
Кликс пишет следующее:
"Некоторые непонятные рисунки, например
сцена из пещеры Ласко, где бизон с выпущенными
кишками, нагнув рога, наступает на полулежащего
человека с головой птицы, могут быть,
по-видимому, связаны с обрядами инициации
или подготовки выступления на охоту"
(Ф.Кликс "Пробуждающееся мышление").
Но ведь может быть и проще: охотник маскировался
под птицу... И такие примеры хорошо известны
исследователям примитивных народов,
у которых далеко не редко используется
данный прием для повышения эффективности
охоты.
В 1950 г. Хорст
Кирхнер предложил рассматривать ее как
шаманское камланье. Если так, то человек
не мертв, а находится в трансе перед принесенным
в жертву бизоном, а его душа путешествует
по иным пределам. Птица на жердочке, мотив,
типичный для сибирского шаманства, —
это его дух-хранитель. По Кирхнеру, действо
предпринято, чтобы помочь шаману, в состоянии
экстаза, предстать перед богами и испросить
у них благословения на удачную охоту.
Тот же автор считает, что загадочные «жезлы
командования» — это колотушки для бубнов.
Если принять его интерпретацию, то это
будет означать, что колдуны палеолита
пользовались барабанами, как и сибирские
шаманы.
В последние, годы французский астроном
Шантал Жег-Вольевич несколько раз выступала
с резкими заявлениями, которые приводили
в ярость многих историков. Несколько
лет мадам Жег изучала наскальные рисунки,
в том числе в пещере Ласко во французской
провинции Дордонь. Как астроному, ей бросилось
в глаза то, на что не мог обратить внимания
археолог. В действительности наскальные
рисунки изображают звезды и целые созвездия,
которые вавилоняне и халдеи открыли гораздо
позже. Там имелись созвездия Скорпиона,
Овна, Тельца, Козерога и так далее… Все
это не могло быть случайностью, поскольку
данные мадам Жег подтверждаются астрономией
и самим расположением пещер. Ежегодно
во время летнего солнцестояния происходит
следующее: через вход в пещеру лучи заходящего
солнца добираются как раз до рисунков
в Зале быков. Предоставим слово самой
мадам Жег: «Это место выбрано не случайно.
Живопись возникала как часть фантастического
спектакля, происходившего в тот момент,
когда солнце освещало весь Зал быков».
Сначала астроном нарисовала карту звездного неба, каким его видели наблюдатели 17 000 лет назад. Затем сняла координаты точек, измерила расположение звериных фигур и полученные результаты сравнила с компьютерной картой звездного неба 17000-летней давности. Соответствие было полным. После этого астроном Жеральд Яшневич (университет Монпелье, Франция) перепроверил данные мадам Жег. Он писал: «Хотя несколько цифр и были слегка завышены, однако в рассмотренных пещерах все располагалось согласно солнцестоянию, а расположение созвездий Козерога, Скорпиона и Тельца в зале соответствует звездному небу того времени.
Список литературы.