Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:35, курсовая работа
Современными психологами подмечено и отражено в публикациях, что проблемы девиантного поведения и исследование психологических аспектов этого явления имеют свою динамику, определяемую далеко не однозначно условиями жизни и воспитания. Процессы разрушения родительской семьи, сопровождающиеся существенными изменениями традиционных отношений по воспитанию несовершеннолетних; противоречия между стремлением подростков к самостоятельности и сужением ее реальных границ с помощью мер, применяемых семьей, школой; противоречия между духовными и материальными потребностями подростков, их родителей и реальными возможностями их удовлетворения – все эти процессы и явления применительно к подросткам создают негативные условия для их жизни и воспитания и тем самым могут способствовать поведенческим девиациям.
Введение
1 Исследование асоциального поведения
1.1. Общие понятия девиантного поведения
1.2. Основные подходы к объяснению девиантного поведения
1.3. Основные виды девиантного поведения
1.4. Диагностические подходы и методики для выявления девиантного
поведения
2 Организация исследования
2.1 Характеристика объекта исследования
2.2 Краткая форма информационных психодиагностических карточек
2.3 Сводная таблица № 1
2.4 Сводная таблица № 2
2.5 Сводная таблица № 3
2.6 Сводная таблица № 4
2.7 Интегральная таблица № 5
3 Результаты исследования
3.1 Анализ результатов группового исследования
3.2 Анализ результатов исследования группы риска
3.3 Текст психодиагностической беседы
3.4 Карта диагностического наблюдения в формальной обстановке
3.5 Карта наблюдения в неформальной обстановке
Заключение и выводы
Библиография
Обозначения:
факторы 1 – переживание социального стресса;
2 – низкая физиологическая сопротивляемость
стрессу; 3 – общая тревожность; 4 – школьная;
5 - самооценочная; 6 – межличностная тревожность;
7 – физическая агрессия; 8 – косвенная
агрессия; 9 – вербальная агрессия; 10 –
девиантное поведение.
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Анализ результатов группового исследования.
Как видно из результатов, представленных в таблице №5, общая, школьная, самооценочная, межличностная тревожность, агрессия, девиантное поведение, позволяющие определить склонность к девиациям, сформированы неравномерно.
Высоким
уровнем сопротивления
Одна четверть обследованных подростков обладала средним уровнем девиантного поведения. Эти дети не могли преодолеть страх самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, показали низкую физиологическую сопротивляемость стрессу, агрессии, раздражению.
Примерно такое же количество детей обладало низким уровнем. У этих подростков наблюдалось общая тревожность в школе, переживание социального стресса, агрессия, подозрительность, аддиктивное, делинквентное поведение.
Интегрированное представление материала в таблице позволяет выделить подростков с разным уровнем девиантного поведения. Так, к группе детей показавших высокую степень сопротивляемости девиантному поведению можно отнести Свету, Фариду, Ивана, Зарину, Тимура, Марию, Любу, Сашу, Андрея, Юлю. Их результаты соответствуют I уровню по большинству показателей. Достаточно высокие показатели у Ани, Светланы, Степана, Анны, Тани.
Внимание педагогов и психологов требуют Лариса, Василий, Володя, Азамат, Татьяна. У них по большинству показателей наблюдались низкие значения.
Группа риска по девиантному поведению в целом по группе обследованных детей не выявлена. Одновременно низкого (III) уровня всех факторов не наблюдалось.
Из анализа полученных результатов можно сделать вывод, что все использованные методики оказались информативными.
3.2 Анализ результатов исследования группы риска
Группа риска в целом по группе обследованных детей не выявлена. Одновременно низкого (III) уровня всех факторов не наблюдалось. Но особого внимания педагогов и психологов требуют Лариса, Василий, Володя, Азамат, Татьяна. У этих детей по многим показателям наблюдались низкие показатели.
У Ларисы наблюдалась общая, школьная тревожность. Для нее важна потребность в устойчивом удовлетворенном отношении к себе. Она проявляла тревогу в ситуациях проверки знаний. Лариса склона к проявлению агрессии, окольным путем направленной на другое лицо, взрывам ярости, проявляющейся в крике. При малейшем возбуждении готова к вспыльчивости, резкости. Она предрасположена к девиантному поведению.
У
Василия наблюдалась общая
3.3 Текст психодиагностической беседы
Приветствие.
Как тебя зовут?
Как у тебя дела?
Где учишься? В какой?
Тебе нравится твоя школа?
Что тебе там нравится (не нравится), почему?
Есть ли любимый предмет или урок?
Почему тебе он нравится?
На этом уроке всегда интересно? Что делали (изучали) на последнем занятии?
Есть ли у тебя любимый учитель?
Почему (чем) тебе он нравится?
Тебе нравится этот учитель или предмет, который он преподает?
Тебе нравится твой класс? Он дружный? Есть у тебя друзья?
Проводят ли у вас в школе олимпиады, конкурсы?
Какие, по каким предметам?
Участвовал ли ты в них (в каких)? Почему?
Вы побеждали? (какие места занимали, были призы)?
Чем еще увлекаешься? (как давно, почему)?
Посещаешь секции, кружки.
Ходишь на них один или с друзьями?
Остается свободное время?
Как его используешь? (что делаешь)?
Спасибо за беседу.
До свидания.
3.4 Карта диагностического наблюдения в формальной обстановке
признаки | учащиеся | ||
Лариса | Василий | ||
вербальные | «я боюсь» | * | |
«я не зная» | *** | **** | |
«я не буду отвечать» | ** | ||
невербальные | Расширенные глаза | * | |
Потупленный взгляд | ** | ||
Лицо без эмоций | ** | ||
Бледность лица | ** | ||
Покраснение лица | |||
Взгляд «мимо доски, учителя» | **** | ||
Плотно сжатые губы | ***** | * | |
Втягивание головы в плечи | ** | * | |
Наклон к парте | *** | ||
Раскачивание на стуле | **** | ***** | |
Привставание в момент поднятия руки | |||
Небрежное поднятие руки | |||
Напряженное поднятие руки | ** | ||
Подергивание рукой, ногой | |||
Покусывание ручки, карандаша | *** | ***** | |
Перекладывание предметов по парте | ** | ||
Заламывание пальцев, рук | ** | *** | |
Прерывистый голос | *** | ||
Плаксивая интонация | |||
Тихий голос | **** |
3.5 Карта наблюдения в неформальной обстановке
Признаки | Учащиеся | |
Лариса | Василий | |
Не предлагает помощи, но оказывает ее, если попросят | * | |
Любит, если проявляют симпатию, но не просит о ней | * | * |
Здоровается с учителем, когда тот обратит внимание | * | |
Хочет быть замеченным | * | * |
Не подходит к учителю по собственной инициативе | * | * |
Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-то | * | |
Устраняется от активного участия в игре | * | * |
В зависимости от самочувствия либо просит о помощи, либо нет | * | |
В играх иногда активен, иногда апатичен | * | |
Выполняя работу иногда старателен, иногда нет | * | |
Ни с кем не здоровается | * | |
Не проявляет дружелюбия и доброжелательности | * | |
Охотно выполняет свои обязанности | * | |
Вульгарны язык, рассказы | * | |
Бормочет под нос, если чем-то недоволен | * | |
Негативно относится к замечаниям | * | |
Временами говорит неправду без затруднений | * | |
Играет героя, особенно когда делают замечание | * | |
Любит быть в центре внимания | * | * |
Настроение ровное, хорошее | * | * |
Заботится, чтобы находится в согласии с большинством | * | |
Паясничает | * | |
Подражает хулиганским проделкам других | * |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ
Девиантное поведение подростков – распространенный феномен, сопровождающий процесс социализации и зрелости, который возрастает на протяжении подросткового периода и снижается после 18 лет. Девиантное поведение осознается далеко не каждым подростком, прочная возможность противостоять негативным влияниям окружения формируется у них уже за пределами 18-летия.
Поведение,
отклоняющееся от морально-
В исследовании отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей его предупреждения и преодоления. В происхождении отклоняющегося поведения большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. Первые проявления отклоняющегося поведения иногда наблюдаются в детском возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью развития личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций. У подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. Отклоняющееся поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм.
Подводя итоги исследования, можно сказать, что проблема девиантного поведения не потеряла актуальности. В последнее время растет количество детей группы риска. С 1970-х до 1990-х количество детей этой группы росло неуклонно, и сейчас составляют примерно 20% от общего количества подростков.
Теоретический анализ и практическое исследование показали, что причиной девиантного поведения могут выступать пренебрежение со стороны сверстников, высокий уровень тревожности, конфликтность с педагогами, агрессивность, а также влияние других факторов. Все эти признаки свидетельствуют о дезадаптации подростка и способны стать факторами риска возникновения девиантного поведения. Это подтверждает гипотезу.
Информация о работе Девиантное поведение в подростковом возрасте