Девиантное поведение в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Современными психологами подмечено и отражено в публикациях, что проблемы девиантного поведения и исследование психологических аспектов этого явления имеют свою динамику, определяемую далеко не однозначно условиями жизни и воспитания. Процессы разрушения родительской семьи, сопровождающиеся существенными изменениями традиционных отношений по воспитанию несовершеннолетних; противоречия между стремлением подростков к самостоятельности и сужением ее реальных границ с помощью мер, применяемых семьей, школой; противоречия между духовными и материальными потребностями подростков, их родителей и реальными возможностями их удовлетворения – все эти процессы и явления применительно к подросткам создают негативные условия для их жизни и воспитания и тем самым могут способствовать поведенческим девиациям.

Содержание

Введение
1 Исследование асоциального поведения
1.1. Общие понятия девиантного поведения
1.2. Основные подходы к объяснению девиантного поведения
1.3. Основные виды девиантного поведения
1.4. Диагностические подходы и методики для выявления девиантного
поведения
2 Организация исследования
2.1 Характеристика объекта исследования
2.2 Краткая форма информационных психодиагностических карточек
2.3 Сводная таблица № 1
2.4 Сводная таблица № 2
2.5 Сводная таблица № 3
2.6 Сводная таблица № 4
2.7 Интегральная таблица № 5
3 Результаты исследования
3.1 Анализ результатов группового исследования
3.2 Анализ результатов исследования группы риска
3.3 Текст психодиагностической беседы
3.4 Карта диагностического наблюдения в формальной обстановке
3.5 Карта наблюдения в неформальной обстановке
Заключение и выводы
Библиография

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА №1.doc

— 413.00 Кб (Скачать)

    В отечественной и зарубежной психологии рассматриваются различные типы девиантного поведения, выделенные с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих аномалий, а также особый тип девиаций, обусловленный гиперспособностями. Приводятся формы, включающие в себя клинические проявления отклонений от нормы,- делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое, на базе застенчивости.

    На  сегодняшний день в психологии девиантного  поведения выделены типично подростковые девиации – дисморфомания, дромомания, пиромания, гебоидное поведение, а также делинквентные действия, распространенные среди несовершеннолетних: наркомания, токсикомания, алкоголизм, угон автотранспорта, побеги, домашние кражи, хулиганство, подростковый вандализм, агрессивное и аутоагрессивное поведение, сверхценные увлечения и др..

    1.2. Основные подходы к объяснению девиантного поведения.

      Теория аномии.

    Понятие аномии ввел Э. Дюркгейм. Под аномией  он понимал состояние разрушенности  или особенности нормативной системы общества, которая вызывается резкими скачками, изменениями.

    Одна  из самых незаметных катастроф нынешнего  века – это синдром «антигероя». Антигерои, антипримеры стали для  молодых людей ролевыми моделями. Движущая сила, стоящая за подобными  публикациями и фильмами, - любовь к деньгам, а это корень всех зол.

    В принципе аномия может возникать  и вследствие личностной кризисной ситуации, которая способна перестроить всю систему убеждений индивида, коренным образом изменить его моральные установки.

    Т. Парсонс объясняет возникновение девиантных мотиваций невыполнением ожиданий. Поведение подростков он рассматривал в свете понятия аномии – состояния, в котором ценности и нормы не являются более ясными указателями должного поведения или теряют свою значимость. Этой причиной объясняется парадоксальность системы ценностей, центральное место в которой занимают ценности личностного успеха и его достижения. Следование им усиливает структурную дифференциацию общества, что ведет к конфликтам и девиантному поведению. 

      Теория клеймения.

    Основное  положение этой теории состоит в  том, что только тогда можно определять данное положение как девиантное, когда увидим реакцию на него другого человека. Девиантное поведение не является качеством, выражающемся собственно в поведении, но в интеракции между людьми, которых это действие затрагивает, которые на него реагируют.

    Согласно  Р. Лэйнгу, любое, даже психическое, отклонение можно понять, только обратившись к исследованию той социальной системы, в которую включен пациент.

      Теория девиантного поведения  Г. Кэплана.

    Наиболее  известной в отношении психологического характера происхождения девиантности является теория девиантного поведения американского психолога Говарда Кэплана, проверенная на изучении употребления наркотиков, делинквентного поведения и ряда психических расстройств. Кэплан начинал с изучения взаимосвязи между девиантным поведением и пониженным самоуважением. Поскольку каждый человек стремится к положительному «Я», низкое самоуважение переживается как неприятное состояние. Это побуждает людей поступать так, чтобы уменьшать субъективную вероятность самоуничижения и повышать субъективную вероятность принятия себя. Люди, сильнее других страдающие от самоуничижения, испытывают большую потребность в том, чтобы своим поведением изменить это состояние.

    Пониженное  самоуважение статистически связано  у юношей практически со всеми видами девиантного поведения – нечестностью, принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, употребление наркотиков, пьянством, агрессивным, суицидальным поведением и различными психическими нарушениями.

      Теория социализации.

    Под социализацией понимают процесс  становления человека в системе  социальных отношений как компонента этой системы. При этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

    Человеческое  поведение, с позиции этой теории, генетически не является предопределенным. Человек в момент рождения еще только потенциальный «кандидат в человека». Это связано с тем, что видовой опыт человека зафиксирован во внешней форме – во всей совокупности предметов материальной и духовной культуры. И каждый индивид может стать достойным представителем рода человеческого, только если он усвоит и воспроизведет в себе этот опыт. Усвоение или присвоение общественно-исторического и культурного опыта есть специфически человеческий путь онтогенеза. Отсюда обучение и воспитание – это общественно выработанные способы передачи человеческого опыта, которые обеспечивают облигатное и факультативное развитие человека.

    1.3. Основные виды  девиантного поведения.

      Подростковая преступность как вид девиантного поведения.

    За  два последних десятилетия прошлого века молодежная преступность в стране выросла в полтора, а подростковая – почти в два раза. Только на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних состояли почти полмиллиона ребят. Наибольшую склонность к преступному поведению обнаружили 16-18-летние юноши. Большинство делинквентных подростков живет в неблагополучных семьях. По наблюдениям психиатров и криминологов, среди несовершеннолетних правонарушителей довольно много людей, которые, хотя и являются вменяемыми, имеют определенные отклонения от нормы. Например, по данным В.П. Емельянова, изучавшего в течении 5 лет несовершеннолетних преступников Саратовской области, 60 % из них имеют какие-то отклонения в психике.

    Однако  взаимосвязь между юношеской  преступностью, с одной стороны, и умственным развитием и психопатологией – с другой стороны, неоднозначна и зависит от многих других факторов.

    Судя  по лонгитюдным данным (Л. Робинс), влияние самой юношеской делинквентности на судьбу взрослого человека также неоднозначно. Чем тяжелее делинквентное поведение подростка, тем вероятнее, что он будет продолжать его и взрослым. Однако статистически средняя делинквентность у большинства подростков с возрастом прекращается.

    Важно не только то, сколько и какие  проступки совершил данный подросток, но и субъективный личностный смысл такого поведения. В целом исследования подтверждают гипотезу Э. Эриксона о значении для подростка отрицательной идентичности, в которой он подчас ищет и находит убежище от трудностей и противоречий взросления. Формирование отрицательной идентичности тесно связано с включением подростка в девиантную субкультуру; «скачек» здесь происходит примерно в 15 лет. У 15 – 18-летних делинквентное поведение связано с неосознанным пониженным уровнем самоуважения, чего еще не наблюдается у 11 – 14-летних.

      Алкоголизм как вид девиантного поведения.

    Эта опасность распространена у нас  очень широко. По данным опроса одного выборочного опроса (Ф.С. Махов, 1982), спиртные напитки в VIII классе употребляли примерно 75%, в IX – 80%, в Х – 95% мальчиков. Это, конечно, не пьянство, но чем раньше ребенок приобщается к алкоголю, тем сильнее и устойчивее будет его потребность в нем.

    Весьма важно различать: а) случайное, эпизодическое употребление алкоголя; б) более или менее регулярное пьянство; в) алкоголизм, когда субъект уже не может обойтись без алкоголя. Эти различия не только количественные, но и качественные.

    Особенность фармакологического воздействия на психику заключается в том, что, с одной стороны, он, особенно в больших дозах, подавляет психическую активность, а с другой, особенно в малых дозах, стимулирует ее, снимая сознательное торможение и тем самым давая выход подавленным желаниям импульсам.

    Поскольку опьянение снижает переживание  индивидом чувство тревоги, пьянство чаще встречается там, где больше социально-напряженных, конфликтных ситуаций.

    Алкоголизм  часто коренится во внутреннем конфликте, обусловленном стремлением личности преодолеть тяготящее ее чувство зависимости. Это имеет свои социально-педагогические предпосылки. Если строгость воспитания и дефицит эмоционального тепла в раннем детстве сменяется затем установкой на самостоятельность и личные достижения, человеку трудно совместить эти противоречивые установки. Это вызывает чувство зависимости, мотивационный конфликт, находящий временное разрешение в алкогольном опьянении, создающем иллюзию свободы.

    Что способствует алкоголизации подростков? Выпивая, подросток стремится погасить характерное для него состояние тревожности и одновременно – избавится от самоконтроля и застенчивости. Важную роль играют также стремление к экспериментированию и особенно нормы юношеской субкультуры, в которой выпивка традиционно считается одним из признаков мужественности и взрослости. И, само собой разумеется, действует отрицательный пример родителей.

    Наркомания  как вид девиантного поведения.

    Проблема  употребления наркотиков чрезвычайно  серьезна. Растет и ширится, к сожалению, употребление наркотиков и их различных заменителей. Конечно, само по себе употребление наркотика не обязательно делает человека наркоманом. Существуют различные уровни наркотизации (А.Е. Личко, 1983): единичное или редкое употребление наркотиков; многократное их употребление, но без признаков психической зависимости.

    Как и пьянство, подростковый наркотизм  связан с психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений и переживаний. По наблюдениям врачей-наркологов, две трети молодых людей впервые приобщаются к наркотическим веществам из любопытства, желания узнать, что «там», за гранью запретного. Иногда первую дозу навязывают обманом, под видом сигареты или напитка. Вместе с тем это групповое явление, связанное с подражанием старшим и влиянием группы. До 90% наркоманов начинают употреблять наркотики в компаниях сверстников.

    Помимо  вреда для здоровья наркотизм  почти неизбежно означает вовлечение подростка в криминальную субкультуру, где приобретаются наркотики, а затем он и сам начинает совершать серьезные правонарушения.

    Наркомания  – тотальное поражение личности, сопровождающееся осложнениями физического здоровья. Это значит, что человек, вставший на путь наркомании, постепенно приобретает психические отклонения, теряет свои лучшие нравственные качества, уходит от друзей, потом из семьи, не может приобрести профессию, или забывает ту которой раньше владел, остается без работы, вовлекается в преступную среду, приносит бездну несчастий себе и  окружающим и, наконец, медленно и верно разрушает свое тело (Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от зависимости. М., 2002).

    К.А. Menninger впервые предложил рассматривать алкогольную и наркотическую зависимость как самоубийственную попытку ухода от болезни или подсознательное стремление преодолеть внутренние противоречия, возникшее на почве внешнего конфликта. К.А. Wikler, A. Kieve, J. McCaliogh, H. J. Roaeman рассматривали зависимость от психоактивных веществ, исходя из постулата психоанализа о конфликте «ид» и «суперэго».(Психология личности в трудах зарубежных психологов/ Сост. А.А. Реан. СПб., 2000.) По мнению этих авторов, неосознаваемый внутриличностный конфликт разрешается за счет психотропных свойств веществ.

    Исходя  из теории копинг-поведения, Н.А. Сирота и В.М. Ялтонский предполагают, что  употребление психоактивных веществ более вероятно, когда степень жизненного стресса высока и когда копинг-ресурсы истощены.     Авторами установлено, что больным наркоманией свойственна низкая эффективность функционирования блока личностно-средовых ресурсов. (Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Проблемы профилактики наркомании в подростковом возрасте // Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде. М., 2000.). По мнению В.Д. Менделевича, употребление и злоупотребление алкоголем или наркотическими веществами можно рассматривать как сочетанное бегство- «в тело», «в контакты» и «в фантазии». Сутью такого поведения становится значительное изменение иерархии ценностей человека, уход в иллюзорно-компенсаторную деятельность и существенная личностная деформация. ( Менделевич В.Д. Наркозависимость и коморбитные расстройства поведения. М., 2003.)

    В ряде работ указывается на то, что  наследственная отягощенность психическими заболеваниями может выступать как фактор, способствующий наркомании. (Лекции по наркомании / Под ред. Н.Н. Иванца. М., 2000.)

Информация о работе Девиантное поведение в подростковом возрасте