Девиантное поведение в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Современными психологами подмечено и отражено в публикациях, что проблемы девиантного поведения и исследование психологических аспектов этого явления имеют свою динамику, определяемую далеко не однозначно условиями жизни и воспитания. Процессы разрушения родительской семьи, сопровождающиеся существенными изменениями традиционных отношений по воспитанию несовершеннолетних; противоречия между стремлением подростков к самостоятельности и сужением ее реальных границ с помощью мер, применяемых семьей, школой; противоречия между духовными и материальными потребностями подростков, их родителей и реальными возможностями их удовлетворения – все эти процессы и явления применительно к подросткам создают негативные условия для их жизни и воспитания и тем самым могут способствовать поведенческим девиациям.

Содержание

Введение
1 Исследование асоциального поведения
1.1. Общие понятия девиантного поведения
1.2. Основные подходы к объяснению девиантного поведения
1.3. Основные виды девиантного поведения
1.4. Диагностические подходы и методики для выявления девиантного
поведения
2 Организация исследования
2.1 Характеристика объекта исследования
2.2 Краткая форма информационных психодиагностических карточек
2.3 Сводная таблица № 1
2.4 Сводная таблица № 2
2.5 Сводная таблица № 3
2.6 Сводная таблица № 4
2.7 Интегральная таблица № 5
3 Результаты исследования
3.1 Анализ результатов группового исследования
3.2 Анализ результатов исследования группы риска
3.3 Текст психодиагностической беседы
3.4 Карта диагностического наблюдения в формальной обстановке
3.5 Карта наблюдения в неформальной обстановке
Заключение и выводы
Библиография

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА №1.doc

— 413.00 Кб (Скачать)

    Суицидальное  поведение как девиации.

    Под суицидальным поведением людей понимаются различные формы их активности, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, возникшего при столкновении личности с потрясениями на пути удовлетворения ее важнейших потребностей.

    Проблема  юношеских самоубийств многие годы была у нас под запретом. Поэтому среди неспециалистов распространены два ошибочных мнения: 1) самоубийства вообще и юношеские в особенности совершают только психически больные люди  и 2) именно юношеский возраст, в силу его кризисного характера дает максимальный процент самоубийства. На самом деле, утверждает И.С. Кон, подростки совершают самоубийства реже, чем лица старших возрастов. Но по сравнению с детским возрастом, когда сознательных самоубийств практически не бывает, их рост после 13 лет кажется огромным. В большинстве стран, где ведется статистика, за последние 30 лет количество юношеских самоубийств заметно возросло.

    В начале ХХ в. австрийский психиатр Зигмунд  Фрейд создал первую психологическую  теорию суицида. Американский психиатр Karl Menninger детально разработал идеи Фрейда. Он предположил, что все суициды имеют в своей основе три взаимосвязанных бессознательных причины: месть/ненависть (желание убить), депрессия/безнадежность (желание умереть) и чувство вины (желание быть убитым).

    Американский  психолог, ныне рассматриваемый как  пионер современной теории суицида, Edwin Schneidman, описал несколько наиболее серьезных характеристик суицида. Сюда включается чувство невыносимой душевной боли, чувство изолированности от общества, ощущение безнадежности и беспомощности, а так же мнение, что только смерть является единственным способом решить все проблемы. Психотерапевты когнитивной школы, которые изучают процесс обработки человеком информации, подчеркивают роль негибкого мышления, которое ведет к невозможности выработки решений своих проблем. Согласно психологам, много суицидов символизируют крик о помощи, а также являются усилиями с целью привлечь внимание к своим проблемам.

    1.4. Диагностические подходы и методики для выявления                девиантного поведения.

    Для выявления девиаций должна вестись грамотная работа специалиста-психолога, медицинского работника и педагога.

    Основными способами получения сведений о  благополучии учащихся являются: наблюдение, опрос, анализ документов, собственно психологическое обследование.

     Наблюдение занимает ведущее место в арсенале методов, которые могут использоваться не только психологами. Наблюдение – наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение – сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований: это четко поставленная цель и разработанная схема, объективность наблюдения, систематичность наблюдения, наблюдение за естественным поведением ребенка (н-р: карта наблюдения Стотта).

   Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Выделяют 3 основных вида опроса: устный, письменный, свободный. У каждого вида опроса есть свои преимущества и недостатки.

    Беседа – эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы (необходимо: проводить беседу в естественной обстановке, постараться не быть чужим, подготовить вопросы заранее, фиксировать ответы не привлекая внимания беседующего, быть тактичным).

    Анализ продуктов деятельности – метод изучение человека через анализ продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники).

    Тестирование – один из основных методов диагностики, который позволяет получать достоверные и сопоставимые показатели, характеризующие степени врожденности или уровень развития психических свойств или состояние личности, изучаемых с помощью стандартизированных методик – тестов.

Опросники – это большая группа методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений, а задачей испытуемого является самостоятельное сообщение некоторых сведений о себе в виде ответов. Теоретической основой этого метода можно считать интроспекционизм – психологию самонаблюдения. Метод опросников вначале рассматривался в качестве разновидности самонаблюдений. Но при заданных вариантах ответа это наблюдение, которому придается стандартизированный характер, по многим формальным признакам сближается с объективным тестированием.

    Прототипом личностных опросников был разработанный американским психологом Робертом Вудвортсом  в 1919 г. «Бланк данных о личности». За прошедшие с того времени десятилетия опросники получили широчайшие распространения в качестве психодиагностического метода исследования личности.

    Имеется ряд исследований, связывающих девиацию с акцентуациями характера и психопатологическими чертами личности. Отечественный психиатр А.Е.Личко утверждает, что «основываясь на знаниях типа акцентуации подростка, можно со значительной вероятностью прогнозировать поведение в определенных ситуациях, в частности те психогенные факторы, которые могут побудить к саморазрушающему поведению, а так же те формы, в которые оно может вылится». (н-р: методика определений акцентуаций характера К.Леонгарда, тест акцентуации характера «чертова дюжина» позволяет определить степень выраженности каждого типа акцентуаций путем построения графика «рисунок личности»).

    Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкий изучали влияние образа жизни семьи и семейных отношений на формирование личности. Устанавливается зависимость между неблагоприятными семейными условиями и различными девиациями. По мнению Д.Исаева (1997 г.), именно «сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствует развитию и закреплению асоциального поведения». (н-р: схема анализа особенностей и недостатков семейного воспитания учащихся Р.В.Овчаровой в модификации автора представляет собой структурированное наблюдение. Методика отражает собой основные характеристики семьи. Кинетический рисунок семьи Р.Бернса и С.Кауфмана – проективная методика, позволяющая получить информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого учащегося).

    В ряде исследований подчеркивается, что школьные затруднения (неуспеваемость) также могут выступать факторами риска возникновения девиантного поведения. По данным В.В.Королева (1992 г.), неудовлетворенная успеваемость отмечена у 85,2% несовершеннолетних нарушителей. Также имеется ряд исследований (Б.Н.Алмазов, А.Е.Личко, Л.Б.Шнейдер), обозначающих влияние взаимоотношений школьников с педагогами, статусные отношения в классе. Статусная неудовлетворенность, невозможность занять удовлетворяющее положение в школе среди педагогов и одноклассников часто является причиной недисциплинированности, конфликтов с учителями и сверстниками, снижение успеваемости, ухода подростка в стихийную группу (н-р: исследование конфликтности подростков методом незаконченных предложений, модифицированный вариант метода Сакса-Сиднея.Опросник Р.Кеттелла ориентирован на изучение различных сторон жизни подростка и его взаимодействия с другими людьми).

    Многие исследователи (М.И.Буянов, А.И.Захаров, Л.Пожар, В.С.Мухина, Х. Ремшмидт), к наиболее распространенным причинам девиантных явлений относят индивидульно-психологические особенности личности подростков (нарушение адаптационного потенциала, тревожность, агрессивность, несформированность самооценки, нервно-психическая неустойчивость).

Методики  изучения личности: школа социально-психологической  адаптированности, разработана К.Роджерсом и Д.Даймондом, адаптирована Т.В.Снегиревой. Тест определения уровня тревожности Спилберга-Ханина используется для определения уровня личностной и реактивной тревожности. С целью изучения склонности к агрессии могут быть  использованы тест Розенцвейга. Методика «прогноз» позволяет определить уровень нервно-психической устойчивости учащегося. 

       
 
 
 

2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

    Чтобы достигнуть поставленной цели нужно  провести исследование, пропедевтическую работу.

    В проведенном исследовании принимала участие группа детей в возрасте от 13 до 15 лет, в количестве 20 человек (из них 60% девочек и 40% мальчиков ), обучающиеся в 7 – 9 классах массовых образовательных учреждениях.

    Тестирования  проводились в хорошо освещенном кабинете, перед началом работы помещение проветривалось. Исследования проводились в первой половине дня, с согласия родителей и преподавателей.

    Перед началом тестирования дети были подготовлены, с ними проводилась беседа, была разъяснена цель проводимого исследования, как будут использованы результаты.

    При исследовании факторов влияющих на возникновение  девиантных форм поведения использовались методики: опросник школьной тревожности  Филлипса, шкала тревожности Рогова, методика «ДАП-П», личностный опросник Басса-Дарки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА. 

1.Название методики  – Опросник школьной тревожности

2.Автор методики  – Филлипс

3.Источник описания  – Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь,2006 г.

4.Назначение  методики – позволяет изучить  уровень и характер тревожности,  связанной со школой.

5.Обработка и  регистрируемые показатели –  по окончании заполнении опросника подсчитывается количество несовпадений с каждой шкалой опросника и с опросником в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА 

1.Название методики  – методика «ДАП-П»

2.Автор методики  – модифицированный вариант опросника  «ДАП-В» (СПб., ВМедА, кафедра психиатрии, НИИ-7, 1999).

3.Источник описания  методики – Федосенко Е.В. Психологическое  сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СП.: Речь, 2006.

4.Назначение  методики – направлена на выявление лиц, склонных к различным видам девиантного поведения.

5.Обработка и  регистрируемые показатели –  обработка результатов обследования производится по каждому блоку в отдельности с помощью специальных «ключей», а также по всей методике в целом, путем суммирования баллов. При этом ответы оцениваются следующим образом: 0-Нет, это совсем не так; 1-Пожалуй так; 2-Верно; 3-Совершенно верно.

 

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА 

1.Название методики – Личностный опросник Басса-Дарки.

2.Автор методики  – А. Басс, А. Дарки.

3.Источник описания  методики – Сборник «Практикум по возрастной психологии» под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко; СПб, изд. «Речь».

4.Назначение  методики – предназначена для  диагностики агрессивных и враждебных эмоций.

5.Обработка и  регистрируемые показатели –  ответы сопоставляются с «ключом ». По числу совпадений с ключом подсчитываются  индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА. 

1.Название методики – Шкала тревожности

2.Автор методики  – Е. И. Рогов

3.Источник описания  методики – Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2006.

4.Назначение  методики – с помощью данной  шкалы можно выявить тревожность подростков, локализованной в трех основных плоскостях: учебная деятельность, взаимоотношения со сверстниками и значимыми взрослыми, и представление о самом себе.

5.Обработка и  регистрируемые показатели – по  окончании тестирования подсчитывается количество совпадений с «ключом». Общий показатель тревожности рассчитывается сложением результатов по отдельным шкалам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Девиантное поведение в подростковом возрасте