Девиантное поведение в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Современными психологами подмечено и отражено в публикациях, что проблемы девиантного поведения и исследование психологических аспектов этого явления имеют свою динамику, определяемую далеко не однозначно условиями жизни и воспитания. Процессы разрушения родительской семьи, сопровождающиеся существенными изменениями традиционных отношений по воспитанию несовершеннолетних; противоречия между стремлением подростков к самостоятельности и сужением ее реальных границ с помощью мер, применяемых семьей, школой; противоречия между духовными и материальными потребностями подростков, их родителей и реальными возможностями их удовлетворения – все эти процессы и явления применительно к подросткам создают негативные условия для их жизни и воспитания и тем самым могут способствовать поведенческим девиациям.

Содержание

Введение
1 Исследование асоциального поведения
1.1. Общие понятия девиантного поведения
1.2. Основные подходы к объяснению девиантного поведения
1.3. Основные виды девиантного поведения
1.4. Диагностические подходы и методики для выявления девиантного
поведения
2 Организация исследования
2.1 Характеристика объекта исследования
2.2 Краткая форма информационных психодиагностических карточек
2.3 Сводная таблица № 1
2.4 Сводная таблица № 2
2.5 Сводная таблица № 3
2.6 Сводная таблица № 4
2.7 Интегральная таблица № 5
3 Результаты исследования
3.1 Анализ результатов группового исследования
3.2 Анализ результатов исследования группы риска
3.3 Текст психодиагностической беседы
3.4 Карта диагностического наблюдения в формальной обстановке
3.5 Карта наблюдения в неформальной обстановке
Заключение и выводы
Библиография

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА №1.doc

— 413.00 Кб (Скачать)

  ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА ПО КОМПЛЕКСНОЙ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  ДИАГНОСТИКЕ 
 
 

ТЕМА:

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В              ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 
 
 
 

ВЫПОЛНЕН:

            СИРИК

 АЛЕКСАНДРА  ВИКТОРОВНА

Группа 281

РУКОВОДИТЕЛЬ:

  
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2008

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение

1 Исследование асоциального поведения

   1.1. Общие понятия девиантного поведения

   1.2. Основные подходы к объяснению девиантного поведения

   1.3. Основные виды девиантного поведения

   1.4. Диагностические  подходы и методики для выявления  девиантного  

         поведения                                                

2 Организация исследования

   2.1 Характеристика объекта исследования

   2.2 Краткая форма информационных психодиагностических карточек

   2.3 Сводная таблица № 1

   2.4 Сводная  таблица № 2

   2.5 Сводная  таблица № 3

   2.6 Сводная  таблица № 4

   2.7 Интегральная  таблица № 5

3 Результаты  исследования

   3.1 Анализ результатов группового исследования

   3.2 Анализ результатов исследования группы риска

   3.3 Текст психодиагностической беседы

   3.4 Карта  диагностического наблюдения в  формальной обстановке

   3.5 Карта  наблюдения в неформальной обстановке

Заключение и выводы

Библиография 

 

ВВЕДЕНИЕ

        Современными психологами подмечено и отражено в публикациях, что проблемы девиантного поведения и исследование психологических аспектов этого явления имеют свою динамику, определяемую далеко не однозначно условиями жизни и воспитания. Процессы разрушения родительской семьи, сопровождающиеся существенными изменениями традиционных отношений по  воспитанию несовершеннолетних; противоречия между стремлением подростков к самостоятельности и сужением ее реальных границ с помощью мер, применяемых семьей, школой; противоречия между духовными и материальными потребностями подростков, их родителей и реальными возможностями их удовлетворения – все эти процессы и явления применительно к подросткам создают негативные условия для их жизни и воспитания и тем самым могут способствовать поведенческим девиациям. «Все обиды, все раны детской души, все ссоры в семье, в школе отреагируются подростком, причем грубо, по-хамски, с всевозможными вывертами и даже антисоциальными поступками» - (Буянов М. И. Ребенок из неполной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988. С. 132.).

      Проблема девиантного поведения  – это проблема общества в  целом и ее решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства.

      В последние годы в России возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой, к наживе любыми способами. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматичный характер - больше получать благ и меньше работать и учиться. Такая позиция подростков приобретает все более открытые и воинствующие формы, порождая новую волну потребительства, часто провоцирующую поведенческие девиации.

       Девиантное поведение подростков  – распространенный феномен,  сопровождающий процесс социализации и зрелости, который возрастает на протяжении подросткового периода и снижается после 18 лет. Девиантное поведение осознается далеко не каждым подростком, прочная возможность противостоять негативным влияниям окружения формируется у них уже после 18-летия.

      Чрезвычайно важным для своевременного  начала психологической работы и наиболее эффективной коррекционной работы является ранее выявление учащихся, склонных к девиантным формам поведения. По данным официальной статистики, за последние 10 лет в нашей стране средний возраст приобщения к курению снизился на 4 года 4 месяца и составил 10 лет 1 месяц. Средний возраст приобщения к алкоголю составил 11 лет. Частота случаев впервые выявляемого алкоголизма увеличилась за 10 лет среди детей 15-17 лет на 70,6%. Количество официально зарегистрированных наркоманий среди детей в возрасте 15-17 лет увеличилось в 4,1 раз, токсикоманий – в 3,3 раза. Поэтому проблема девиантного поведения подростков и молодых людей юношеского возраста – это одна из важнейших проблем современных образовательных учреждений.

       Для эффективной работы психолога  необходимо уделить особо пристальное внимание профилактике возможных девиаций. Если девиантное поведение уже имело место, то в этом случае главная задача – переориентировать подростка на социально приемлемое проведение своего досуга. По мнению Д.Исаева (1997), именно «сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению асоциального поведения».                                                                                                                                                                                                                            

       Цель исследования: изучить факторы, влияющие на возникновение девиантного поведения.

        Гипотеза: высокий уровень тревожности, нарушение взаимодействия со сверстниками, конфликтность с педагогами, агрессия – способны стать факторами риска возникновения девиантного поведения.

       Чтобы достигнуть цели решались следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы по психолого-педагогической литературе.

2. Подобрать валидные психодиагностические методы и методики.

3. Повести исследование  факторов влияющих на возникновение  девиантного поведения.

4. Анализ полученных  результатов, написание заключения и выводов.

        Предмет исследования: факторы, влияющие на возникновение девиантного поведение подростков.

        Объект: группа детей в возрасте 13 – 15 лет.

        Используемые методы: в ходе изучения данной проблемы использовались различные методы – наблюдение, беседа, тестирование, анализ документов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ИССЛЕДОВАНИЕ АССОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

            1.1. Общие понятия девиантного поведения.

       Оценка любого поведения всегда  подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Существуют различные подходы к оценки поведенческой нормы и девиаций: нормоцентрический, предполагающий оценку деятельности человека с позиции ее соответствия норме – социальной, психологической, этнокультурной, возрастной, гендерной, профессиональной, феноменологической – и нозоцентрической (психиатрической), рассматривающей поведение с позиций поиска и обнаружения симптомов болезни, психопатологии.

         Традиционно рассматривается статистически-адаптационный  подход к понятию «норма», которая представляет собой: 1) что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы; 2) нечто наиболее приспособленное к окружающей среде (М.И. Бобнева).

     Вслед за К. Леонгардом и А.Е. Личко целесообразно различать с одной стороны, возрастно-специфические психические расстройства (заболевания) и, с другой, характерные для этого возраста акцентуации характера, т.е. крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, в результате чего появляется избирательная уязвимость к определенным психогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

     Следуя  за Л.С. Выготским, необходимо признать, что норма представляет собой  отвлеченное понятие некоторой средней величины наиболее частых случаев и на деле не встречается в чистом виде, а всегда с некоторой примесью ненормальных форм. Поэтому никаких точных границ между нормальным и ненормальным поведением не существует. Однако уклонения иногда достигают таких количественно внушительных размеров, что мы получаем право говорить о ненормальном поведении. Все ненормальные формы поведения могут быть разделены на: 1) кратковременные и случайные; 2) длительные и стойкие состояния; 3) постоянные дефекты поведения.

     В социальных науках «норма» - это интервал, «оптимальная зона, в пределах которой система не переходит на патологический уровень». С этой точки зрения проблема «ненормальности» обнаруживается в пограничных состояниях. В целом, социальная норма-это социальные явления, которые не представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека.

      Проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Психологические трудности, эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это – неотъемлемая часть развития. На практике психологи нередко сталкиваются не с отклоняющимися, а с непринимаемым, отвергаемым, отклоняемым взрослыми поведением. Это часто обнаруживается в повседневной педагогической практике. Увлекающийся словесными оценками учитель легко разнесет по полочкам трудновоспитуемости и психических аномалий всех своих учеников. Да и в семейном кругу родители нередко припечатывают свое чадо: «Ты что, ненормальный!» Между тем хороший психиатр ставит диагноз на основе тщательного исследования и натренированной годами опыта профессиональной интуиции. Учитель ими не всегда обладает. Родители в запале не очень-то заботятся об истинности своих высказываний. Увлечение определениями из области психиатрии может быть даже выгодным: «наклеив» на трудного, не совсем понятного ребенка, ярлык, учитель или родитель тем самым как бы отгораживается от его индивидуальности и оправдывает свой отказ от поисков контакта с подростком.

    С позиций самого подростка поведение, рассматриваемое взрослыми как  отклоняющееся, считается «нормальным», отражает стремление к  приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного. Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта, изменчивости поведения и, следовательно, жизнеспособности и развитию человеческого общества. С этих позиций отклоняющееся поведение естественно и необходимо. Не случайно Х. Ремшмидт отмечает, что в период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением.

    Поэтому, придерживаясь мнения М.Ю. Кондратьева, О.Б. Крушельницкой, Н.И. Озерецко, полагаю, что девиантом можно назвать того подростка, который «не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение», носящее социально-негативный характер.

    Девиантное  поведение подразделяется на две  большие категории. Во-первых, это  поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Эту группу составляют следующие типы: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером. Во-вторых, это поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Оно выражается в форме проступков и преступлений. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

    На  основании ключевых положений работ  отечественных(А.А. Александров, В.В. Королев, В.Н. Кудрявцев, А.Е. Личко, В.Д. Менделевич, И.А. Невский, В.Ф. Пирожков, Г.В. Вфина, В.Г. Степанов) и зарубежных ученых (Вест, Джекинс, Ниссен, Патаки, Робинс Фаррингтон) следует признать целесообразность деления девиантного поведения на преступное и аморальное, безнравственное. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общения, проявляется в разных формах социальной патологии – пьянстве, наркомании, воровстве. Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению преступлений предшествует аморальное поведение. Как ни различны формы девиантного поведения, по утверждению И.С. Кона, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образует единый блок, так что вовлечение подростка в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения также и в другой. Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестоко, связано с нарушением норм психического здоровья. До некоторой степени совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы. Что касается индивидуально-личностных факторов, то самым важным, и постоянно присутствующими, по мнению и.С. Кона, бесспорно, являются локус контроля и уровень самоуважения.

Информация о работе Девиантное поведение в подростковом возрасте