Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:43, курсовая работа
Цель работы - исследовать способы коррекции тревожности у детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является – детская тревожность.
Предмет исследования – способы коррекции детской тревожности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятия « тревожность», « тревога», « страх»;
Введение………………………………………………………………………………3
1.Природа детской тревожности.
1.1. Понятие « тревожность», «тревога», «страх». ……………………………..5
1.2. Источники угроз психологической безопасности ребенка……………..13
1.3.Типы организации семейного воспитания, их влияние на
возникновение детской тревожности ………………………………………17
1.4. Факторы возникновения тревожности …………………………………20
1.5. Возрастные особенности проявления детской тревожности…………...24
2. Коррекция тревожности.
2.1. Особенности формирования механизмов психологической защиты у
детей дошкольного возраста………………………………………………….28
2.2.Способы определения степени детской тревожности……………………36
2.3. Коррекции тревожности…………………………………………………...39
2.4. Рекомендации по профилактике тревожности у детей…………………..42
Заключение…………………………………………………………………………..48
Список литературы…………………
« обучаемого» на « обучающего». Ребенку поручают научить чему-нибудь детей младшего возраста или тех, кто не умеет это делать. Это могут быть не специфические « учебные» умения, а любые действия, которые хорошо получаются у данного ребенка : один красиво рисует, другой метко бросает мячик, кто-то быстро завязывает шнурки, а кто-то – мастер по конструированию. Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: вы либо наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз. ( 9,с.68- 72)
Третий способ: применение в работе
с тревожными детьми ролевых игр. Костина
Л.М. предлагает разыгрывать как знакомые
ситуации, так и те, которые вызывают особую
тревогу ребенка ( например, ситуация «
Боюсь воспитателя» даст возможность
поиграть с куклой, символизирующей фигуру
педагога, позволит действовать от имени
чего - то страшенного, чего боится ребенок).
Игры, в которых кукла взрослого исполняет
роль ребенка, а кукла ребенка-роль взрослого,
помогут ребенку выразить свои эмоции,
а воспитателю сделать много интересных
и важных открытий. Тревожные дети боятся
двигаться, а именно в подвижной эмоциональной
игре ребенок может пережить и сильный
страх, и волнение, и это поможет ему снять
напряжение в реальной жизни.
В коллективные игры тревожного ребенка
можно включать только при условии, если
он чувствует себя достаточно комфортно,
а общение с другими детьми не вызывает
у него особых затруднений. (
14,с.72-73)
Четвертый способ: рисование на страхи карикатуры, сочинение о них смешных историй, сказок, стихов.
Пятый способ: По мнению Костиной Л.М. В работе с тревожными детьми желательно использование игры на телесный контакт, упражнения на растягивание и релаксацию, на отработку техники глубокого дыхания, массаж и просто растирание тела. ( 16,с.86)
На начальных
этапах работы с тревожным ребенком
следует руководствоваться правилами:
3. Если вы организуете новую игру, то, чтобы ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то ему неизвестным, лучше проводить ее на уже знакомом ему материале ( картинке, карточке).
4. Игры
с закрытыми глазами
Следует
помнить, что состояние
2.4. Рекомендации по профилактике тревожности у детей.
Есть целый комплекс мер по предупреждению тревожного состояния у детей дошкольного возраста.
Рекомендации педагогам:
Работа педагога, по мнению М. Лаврентьевой направленная на профилактику тревожности у дошкольников, должна строиться с учетом специфики их нервной системы, возрастных и личностных особенностей, а также стиля семейного воспитания.
Основными задачами педагога являются:
1.Выявление
детей с заметными признаками тревожности.
2.Отслеживание ситуации, в которых эта
тревожность больше всего проявляется.
4.Правильная организация жизни детей в группе - чуткое и доверительное отношение к ребенку, обеспечение эму эмоциональной поддержки со стороны взрослого (положительная оценка деятельности, ласковые, одобряющие взгляды, прикосновения и улыбки).
5.Обеспечение
благоприятного отношения
При выполнении различных заданий с детьми в детском саду педагогу рекомендуется объединить тревожных детей в пары с теми, кто легко справляется с заданием и при этом обладает доброжелательным и спокойным характером. Это позволяет неуверенному ребенку, с одной стороны, включиться в деловое общение со сверстником, с другой - сравнить свою работу с работой сверстника и отнести похвалу. Для формирования доброжелательного и доверительного отношения к ребенку в группе детского сада воспитатель должен обращать внимание на особенности поведения детей, в первую очередь тех, которые этого внимания боятся и избегают, то есть тревожных. При этом важно, чтобы внимание воспитателя не было навязчивым, что может еще больше испугать робкого ребенка. Внимание должно выражаться в одобрительных словах, похвалах, поддержке. Не надо опасаться перехвалить робкого ребенка – его самооценка настолько занижена, что лишнее доброе слово не повредит.
Детей, не привыкших к похвалам и одобрению ( из семей с формальными жестко авторитарным стилями воспитания) можно и нужно хвалить не только за реальные успехи( правильный ответ, хороший рисунок, красивая аппликация), не только за хорошие поступки, но и просто так. Однако детей из семей с преобладанием тревожно-мнительного стиля воспитания желательно хвалить за реальные, пусть даже самые незначительные успехи, а одобрение своего внешнего вида они в избытке получают дома. Желательно - и не только на занятиях - объединять робких, тревожных детей с активными, спокойными и доброжелательными сверстниками, например, при выполнении поручений взрослого: помочь накрыть не стол, сходить на кухню за хлебом, разложить на столах материалы к занятию, позвать помошника воспитателя, привести ребенка, за которым пришли родители, и так деле. Когда ребенок, неуверенный в себе, делает что-то самостоятельно или в паре с другими, его нужно обязательно похвалить даже за минимальный успех ( ровно закрасил картинку, правильно держит ножницы или кисть и так далее. Для эмоционального комфорта тревожного ребенка в группе следует вовлекать его в игры других детей, хотя бы на второстепенные роли, поощрять малейшие проявления инициативы. Если тревожный ребенок проявляет не робость, а агрессию из-за того, что не умеет и боится общаться с другими детьми, ему следует помочь преодолеть страх перед воображаемой опасностью. Таким детям труднее дается игровое и личностное общение, при котором нужно постоянно учитывать точку зрения, чувства и желания других участников. Им более доступны игры с правилами ( если они с этими правилами знакомы), в том числе и настольные, в которых преобладает деловое общение, а не эмоции и желания. Очень благотворно сказывается на снижение тревожности включение робких застенчивых детей в различные праздничные и досуговые мероприятия, театральные представления. Если есть возможность, следует предоставить таким детям красивые костюмы, головные уборы, маски и прочую атрибутику, особенно в спектаклях и утренниках. Это позволит им почувствовать себя красивыми и более уверенными. При этом важно поощрять малейшие успехи, ставить ребенка в пример остальным. Содержание деятельности не имеют особого значения - важно, чтобы педагог знал сильные стороны каждого тревожного ребенка и пользовался любым случаем напомнить об этом остальным детям в группе.( 17,с.44-60)
Родителям тревожных детей Лютова Е.К. дает рекомендации следующего
характера:
Организация
эмоционально-положительного отношения
к тревожным детям, создание спокойной,
дружелюбной обстановки в группе, подбор
посильных заданий на занятиях, вовлечение
детей в процесс общения таким образом,
чтобы они сами могли дозировать степень
своего в нем участия, отсутствие негативных
оценок со стороны педагога – все это
заметно снижает уровень тревожности
у детей и облегчает их жизнь в условия
детского сада. ( 7,с.201-212)
Обобщая изученный материал, можно сделать несколько выводов:
Тревожность - сложная проблема современной психологической науки. Проблема тревожности встает сейчас остро потому, что в современной жизни самостоятельное развитие ребенка вытесняется и становится все более заданным, организованным со стороны взрослых. Столкновение ребенка с миром, других детей, взрослых и самых разнообразных предметов далеко не всегда проходит для него безболезненно. Часто при этом у ребенка происходит ломка многих представлений и установок, изменение желаний и привычек, появляется неуверенность в себе и уменьшается доверие к другим. Причины возникновения осложнений связаны не только с самими ребенком. Во многом они определяются влиянием семьи, детского сада и социального окружения. Тревожность отражается на всех сферах жизнедеятельности ребенка дошкольника, заметно ухудшая его самочувствие и осложняя отношения с окружающим миром.
В результате в первой главе я пришла к выводу, что:
Тревожность - эмоциональная реакция, возникающая на основе условного рефлекса. Тревожность отличается от тревоги. Тревога- это эпизодическое проявление беспокойства и волнения, а тревожность является устойчивым состоянием.
Психологическое здоровье ребенка во многом зависит от психологической безопасности, действий различных ее факторов( внешних, внутренних, общих), которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности.
Педагогу важно знать тип организации семейного воспитания для того, чтобы правильно выстраивать работу по предупреждению и коррекции тревожности у ребенка.
Причинами проявления тревожности у детей дошкольного возраста являются. С одной стороны нарушение со стороны центральной нервной системы, минимальная мозговая функция, а с другой стороны- социальные предпосылки, прежде всего неодобрение значимых для них людей: близких, педагогов и сверстников.
При восприятии опасности дети автоматически используют защитные механизмы, чтобы скрыть или ослабить тревогу, снять эмоциональное напряжение, уменьшить психологический дискомфорт. Защитные механизмы носят оберегающий характер и поддерживают нормальный психологический статус личности, предотвращая его дезорганизацию.
Информация о работе Детские тревоги .Корекция тревожности у детей дошкольного возраста