Детские тревоги .Корекция тревожности у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследовать способы коррекции тревожности у детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является – детская тревожность.
Предмет исследования – способы коррекции детской тревожности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятия « тревожность», « тревога», « страх»;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1.Природа детской тревожности.
1.1. Понятие « тревожность», «тревога», «страх». ……………………………..5
1.2. Источники угроз психологической безопасности ребенка……………..13
1.3.Типы организации семейного воспитания, их влияние на
возникновение детской тревожности ………………………………………17
1.4. Факторы возникновения тревожности …………………………………20
1.5. Возрастные особенности проявления детской тревожности…………...24
2. Коррекция тревожности.
2.1. Особенности формирования механизмов психологической защиты у
детей дошкольного возраста………………………………………………….28
2.2.Способы определения степени детской тревожности……………………36
2.3. Коррекции тревожности…………………………………………………...39
2.4. Рекомендации по профилактике тревожности у детей…………………..42
Заключение…………………………………………………………………………..48
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 288.00 Кб (Скачать)

      Реактивное образование  -  ребенок бессознательно маскирует свою тревогу по поводу непозволительных мыслей или желаний, прибегая к поведению прямо противоположного типа. Например, ребенок воспитывается у бабушки  без родителей  и  очень ждет  приезда родителей на праздники, однако во время встречи ребенок неожиданно (неосознанно) ведет себя независимо и самоуверенно, даже холодно. Такое поведение, как правило, приводит родителей в недоумение. Они начинают  упрекать ребенка  за « холодную встречу», вызывая у него чувство вины.

Замещение или отчуждение  - отделение психотравмирующей  ситуации от связанных с ней душевных переживаний. Замена ситуации происходит как бы неосознанно, без связи со своими переживаниями ( как -будто с кем-то другим). Например, играя с куклой, ребенок может разрешить ей делать и говорить все, что ему самому запрещается: быть жестоким, ругаться. Высмеивать других и так далее.  

      Компенсация -   стремление  восполнить слабость и неудачливость в одной области успехами в другой.  В норме уход от одного вида деятельности иногда может компенсироваться превосходством в другом. Компенсация является основой другой психологической защиты - рационализацией. ( 15,с.136-138)

      Рационализация  -  тип защиты,  при котором происходит попытка создать гармонию между желаемым и реальным и тем самым предотвратить потерю самоуважения. Дети   по мнению М. Лаврентьевой  осваивают этот тип психологической защиты с развитием мышления и во многом с помощью взрослого ( они учат детей находить оправдание своему поведению, так трактовать свои поступки, чтобы их не осуждало общество и собственная совесть). Анализ показал, что дети  используют одновременно несколько видов психологической защиты. Уход и отрицание, регрессия, вытеснение и идентификация - характерны для младших дошкольников. А для защиты с помощью реактивного образования, рационализации и компенсации ребенку нужно быть более « зрелым». Одни защитные механизмы дети осваивают сами, другие – наблюдая за поведением взрослых. На базе постоянного использования психологических  защит в детстве  у человека формируются определенные черты характера: 

Регрессия-наивность  и непоследовательность;

Замещение- агрессивность;

Отрицание - доверчивость;

Вытеснение- неуверенность;

Проекция- подозрительность;

Компенсация- рациональность, любознательность.

Использование детьми вида  психологической защиты является  следствием  выбранной  взрослым стратегии воспитания. Подводя итог необходимо подчеркнуть: некоторые виды психологической защиты являются полезными приспособительными реакциями психики. Они позволяют ребенку   справиться с тревожащими и стрессовыми ситуациями, регулируют его поведение и обеспечивают эмоциональную стабильность. Все  это в целом обесславливает  процесс адаптации и социализации личности. Однако о «полезности» психологической защиты нужно говорить лишь тогда, когда она кратковременна и обратима.   ( 17,с.11-13)                                                                                                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 2.1.Способы определения степени детской тревожности.

Анализ современной литературы, посвященной проблемам детской тревожности, позволяют представить причины развития тревожности у детей.

По мнению Костина Л.М. Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность, что приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе.    Как выявить тревожного ребенка? Первая и самая сложная задача педагога и родителей - выяснить, чего именно ребенок боится, что его тревожит. Прежде чем спрашивать ребенка, чего он боится, нужно подумать и понаблюдать за ним. Очень часто страхи вообще не выражаются словами - «говорит» только тело.  Опытный воспитатель впервые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает тревожностью. Однако  прежде чем делать выводы необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и в свободной деятельности ( в том числе на прогулке), в общении с другими детьми. ( 14,с.23)

    Первый способ: Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей заполнить опросник. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут предположения педагога.  С целью выявления тревожного ребенка используют критерии, предложенные  зарубежными и российскими  учеными:                                                            

  1. П. Байкер и М. Алворд определяют тревожность ребенка по следующим признакам:   

- постоянное  беспокойство;

- трудность,  иногда даже невозможность сконцентрироваться  на чем-либо;                    - мышечное напряжение( например в области лица, шеи);

- раздражительность;

- нарушение сна.

2)Г.П. Лаврентьева и Т.М. Татаренко использовали следующие критерии

определяющие  степени тревожности ребенка:

- не  может долго работать, не уставая;

- не  может сосредоточиться на чем-то;

- любое  задание выполняет излишнее беспокойство;

- во время выполнения задания очень напряжен, скован;

- смущается  чаще других;

- часто  говорит о напряженных ситуациях;

- как  правило, краснеет в незнакомой  обстановке;

- жалуется  на то, что ему сняться страшные  сны;

- руки  у него обычно холодные и  влажные;

- нередко  бывает расстройство стула;

- сильно  потеет, когда волнуется;

- спит  беспокойно, засыпает с трудом;

- пуглив, многое вызывает страх;

- обычно  беспокоен, легко расстраивается;

- часто не может сдержать слезы;

- плохо  переносит ожидание;

- не  любит браться за новое дело;

- не  уверен в себе и своих силах;

- боится  сталкиваться с трудностями.

 Дошкольники, по мнению Волкова Е.О. часто испытывают страх разлуки с родителями. Необходимо помнить: в возрасте двух- трех лет это допустимо и объяснимо. Но если ребенок и в подготовительной к школе группе постоянно плачет при расставании с родителями, не сводит глаз с окна, ожидая каждую секунду их появления, на это следует обратить особое внимание.(12,с,45)

 Наличие страха разлуки можно определить по критериям, предложенным П. Бейкером и М. Алвордом:

- повторяющееся  от раза к разу чрезмерное  расстройство, печаль при расставании; 

- постоянное  чрезмерное беспокойство о потере, о том. Что взрослому может  быть плохо;

- постоянное  чрезмерное беспокойство о том,  что какое-либо событие приведет к его разлуке с семьей;

- постоянный  отказ идти в детский сад;

- постоянный  страх остаться одному;

- постоянный  страх засыпать одному;

- постоянные  ночные кошмары, в которых   ребенок с кем-то разлучается;                                                                                                         - постоянные жалобы на недомогание: головную боль, боль в животе и другое.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                               2.3.  Коррекция тревожности  детей.

  Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Волкова Е.О. рекомендует проводить работу с тревожными детьми   в трех направлениях: повышение самооценки, обучение умению управлять собой в наиболее волнующих ситуациях, снятие мышечного напряжения.  

        Первый способ: Повышение самооценки.  Конечно  же, повысить  самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную  работу. Обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей. Однако  похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Желательно, что бы  тревожные дети чаще учувствовали в таких играх, как   « Комплименты», которые   помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя глазами других  детей.

 Можно  совместно с родителями и детьми  составить « Книгу о себе». В ней отражены интересы, желания, умения детей (дела, которые ребенок умеет делать хорошо; вещи, которые он любит; людей, которые он любит; любимые книги, мультфильмы; хорошие поступки и так далее.  В книгу помещают стихотворения, рисунки, сочиненные детьми сказки, записывают пожелания сверстников и взрослых в дни рождения. Совместно оформление книги сближает родителей, детей, развивает у дошкольников оптимистический склад мышления, формирует положительные установки на предстоящую деятельность.( 12,с. 50).  Костина Л.М.  предлагает педагогам серию игр направленных на формирование чувства доверия и уверенности в себе. С целью профилактики тревожности можно использовать наглядную информацию и отмечать достижения ребенка на стенде « Мы сегодня».    Например: « Сегодня, 21  декабря   2010 года , Сережа в течении 20 минут проводил опыт с водой и снегом». Такое сообщение даст родителям возможность проявить свою заинтересованность, а ребенку - отвечать на конкретные вопросы легко и быстро, а не восстанавливать в памяти все, что произошло в группе за день. В раздевалке, на шкафчике каждого ребенка, можно закрепить « Цветок достижений», вырезанный из  цветного картона.  В центре цветка  - фотография ребенка, а на лепестках, соответствующих дням недели, - информация о достижениях ребенка, которыми он гордится.   Позитивная информация очень важна - и  для взрослых, и для детей - в целях установления взаимопонимания    между ними; причем нужна она родителям и детям любого возраста. Таким образом, использование наглядной формы работы  помогает решить сразу несколько  педагогических задач, одна из которых - повышение уровня самооценки детей, особенно тех, у кого высокая тревожность. ( 14,с.65- 67)                        

  Второй способ: обучение ребенком умению управлять собой в наиболее волнующих ситуациях.

 По  мнению А.М. Прихожан тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют  действительности.

Скорее  всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок    не может или не хочет признаться. В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В детском саду можно, сев в кружок, поговорить с детьми об их чувствах и переживаниях в волнующих ситуациях. На примерах литературных  произведений хорошо показать детям, что смелый человек не тот, кто ничего не боится( таких людей вообще нет), а тот, кто умеет преодолевать свой страх. Желательно, чтобы каждый ребенок вслух сказал о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунки, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют те же проблемы, которые, как им казалось, присущи только им.  Конечно, все взрослые знают, что сравнивать детей друг с другом нельзя. Когда же речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Нежелательно включать неуверенных в себе детей в игры соревновательного характера, так как их неустойчивая самооценка может в этих ситуациях привести к новому всплеску тревожности и вместо радости принести только страх неудачи. Это же относится к физкультурным занятиям. Если в группе много тревожных детей, соревнований надо проводить поменьше и к участию в них привлекать только желающих. Те дети, которые соревноваться не хотят, могут быть болельщиками, помощниками  «судьи»; некоторых можно расставить на старте и финише, поручив им делать « отмашку» флажком и так далее. В этом случае все окажутся, вовлечены в общее дело, но не будут испытывать стресса из-за неуверенности в успехе. Если у ребенка появится тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ на скорость. Таких детей следует спрашивать не в начале занятия,  и не в конце занятия, а в середине. Нельзя подгонять и торопить  их. На занятиях для тревожных детей нужно подбирать простые, посильные упражнения. Такой ребенок, столкнувшись с заданиями, часто так волнуется, что начинает выполнять его, не понимая и недослышав до конца педагога, ориентируясь только на его одобрение или неодобрение.

 Поэтому  ему надо четко все объяснять  и контролировать его работу  по шагам. В неуверенных в  себе детей очень смутные критерии  оценки своих успехов, поэтому  они так нуждаются в критериях взрослого. Здесь особенно важен индивидуальны подход, предоставление детям возможности действовать в своем темпе,  незаметная помощь, своевременная   подсказка. Например, « Я вижу, ты уже нашел правильный кусочек аппликации. Куда мы его приклеим? Правильно, сюда   ( при этом педагог рукой ребенка подвигает фрагмент на нужное место) Формулировки « Мы делаем», « Мы кладем», « Мы рисуем» и тому  подобное снимают у ребенка стресс, возникающий от чрезмерного внимания к лично его результатам( этого он боится), а похвала « Вот и молодец, правильно!» -воспринимается впрямую, как относящаяся именно к нему, что повышает самооценку. Если у ребенка не хватает знаний или навыков для успешных занятий в группе сверстников, следует  объединять его с младшими по возрасту или новичками, которые тоже испытывают затруднения. С ними проводятся короткие  дополнительные занятия, а когда занятия и нужные навыки закрепляются, можно приблизить занятия – по сложности к обычным. Очень эффективным приемом представляется изменение позиции ребенка  с

Информация о работе Детские тревоги .Корекция тревожности у детей дошкольного возраста