Детские тревоги .Корекция тревожности у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследовать способы коррекции тревожности у детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является – детская тревожность.
Предмет исследования – способы коррекции детской тревожности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятия « тревожность», « тревога», « страх»;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1.Природа детской тревожности.
1.1. Понятие « тревожность», «тревога», «страх». ……………………………..5
1.2. Источники угроз психологической безопасности ребенка……………..13
1.3.Типы организации семейного воспитания, их влияние на
возникновение детской тревожности ………………………………………17
1.4. Факторы возникновения тревожности …………………………………20
1.5. Возрастные особенности проявления детской тревожности…………...24
2. Коррекция тревожности.
2.1. Особенности формирования механизмов психологической защиты у
детей дошкольного возраста………………………………………………….28
2.2.Способы определения степени детской тревожности……………………36
2.3. Коррекции тревожности…………………………………………………...39
2.4. Рекомендации по профилактике тревожности у детей…………………..42
Заключение…………………………………………………………………………..48
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 288.00 Кб (Скачать)

       В результате бесед с родителями и анализе медицинских карт можно выделить « группу риска» - детей, у которых это качество отмечается и может в дальнейшем прогрессировать. К группе риска относятся:

- дети, перенесшие родовую травму, сопровождающуюся гипоксией 1-2 степени, состоявшие на учете у невропатолога в течении  первого года жизни;                                                         -  дети из неполных семей с наследственными проявлениями алкоголизма,

наркомании, психических заболеваний;

- дети из семей с сугубо авторитарным, жестким стилем воспитания;                                 -   дети матерей, которым свойственна повышенная тревожность( из семей с гипероопекающим стилем воспитания).  

В категорию  тревожных детей входят дети, которые  чувствуют дискомфорт при необходимости  вступать в контакт со сверстниками  и взрослыми, за исключением узкого круга близких людей, не уверены в своих силах, не способны ориентироваться в человеческих отношениях,  испытывают разнообразные страхи и опасения, частью реальные, а частью  вымышленные.   Это дети, которых   в отечественной педагогике традиционно называют             « застенчивыми», а  в психологической и медицинской практике относят к тревожной и тревожно-мнительной группе. Такие дети постоянно находятся в ожидании неудачи или неприятности, пребывают в состоянии непрерывного напряжения,  граничащего со стрессом. ( 8,с. 62-80)

       Потрет  тревожного ребенка по мнению Лютовой Е.К. и Мониной Г.Б. выглядит так:  Ребенок напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается  с детьми группы и неловко садится на краешек ближайшего стула.  Он как бы ожидает неприятностей.  Таких детей в детском саду немало и  воспитателю   работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями « проблемных» детей, потому, что и гиперактивные, и аггресивные всегда на виду, как на ладони, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство; причем, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют  себя беспомощными, боятся играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень самооценки  таких детей низок, они и впрямь думают, что хуже других буквально во всем, что они самые некрасивые, неумелые, неуклюжие. Они ищут поощрения, ободрения взрослых во всех делах.

        Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, затрудненное, поверхностное дыхание и другие проблемы. Во время проявления тревоги  они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.  Основная трудность работы с такими детьми заключается в том, что их особенности долго остаются незамеченными. Тихие, застенчивые, они стараются не привлекать к себе внимания воспитателя, и в этом им, как правило, удается. Дети - невидимки не дерутся ( опасаются и умело избегают конфликтов), не  носятся сломя голову на прогулке ( не хотят попасть в поле зрения воспитателя и выслушивать его замечания), не  отбирают у других игрушек ( они и друзей то  имеют мало, и обычно таких же тихих и бесконфликтных, да и играть предпочитают  в одиночку). Они умеют не встречаться глазами с взрослым на занятии и тем самым опять-таки оставаться для него невидимками, избегают отвечать на вопрос, даже если прекрасно знают ответ. Их не заставишь выступить на утреннике, иначе, чем в хоре или общем танце - солировать они не хотят. Да им никто этого и не предлагает: есть более активные и заметные дети. Так они и растут - вроде бы в группе и в то же время не попадая на первый план. И только когда до доходит до подготовки к школе, у них возникает масса проблем: они не могут самостоятельно и по своей инициативе переспросить, если им что-то непонятно; стесняются  отвечать, впадают в панику при любой смене обстановки ( например, во время собеседования при приемке в школу или при появлении нового педагога-специалиста в детском саду; а уж  что с ним творится, если предстоит медосмотр!). К этому времени становление специфических психологических и характерологических качеств уже произошло, и изменить что-то достаточно сложно. Необходимо как можно раньше обращать внимание на детей с проявлениями тревожности, пока эти качества еще не сформировались окончательно, а дети не овладели умениями оставаться невидимками для взрослых. Только тогда грамотное воздействие педагога детского сада в тесном контакте с психологом и родителями может дать значительный положительный эффект. ( 5,с.71-90) 
 
 
 
 
 
 

      1. Коррекция тревожности у  детей.

2.1. Особенности формирования механизмов психологической защиты у

детей дошкольного возраста.

С точки  зрения психоанализа, к шести годам  ребенок должен освоить  основные правила  поведения и нравственные нормы, научиться контролировать  свои природные импульсы и эмоции. Мораль, нравственные установки родителей постепенно начинают становиться моралью и установками ребенка. Те действия, которые получают одобрение со стороны родителей или педагогов, становятся внутренней моделью поведения. Если же взрослые начинают бранить ребенка или прибегают к наказанию, то возникает конфликт между внутренними, инстинктивными влечениями, желаниями ребенка и  требованиями родителей или педагогов, которым он должен подчиниться. Одни дети в такой ситуации отвечают реакцией гнева, нетерпения, ярости, у других ограничения не вызывают видимого недовольства.  Часто на вопрос родителей: « Почему ты это сделал?» ребенок отвечает: « Не знаю!», что приводит взрослых в замешательство  и  разгневанный родитель приходит к заключению: « Нет, ты знаешь, почему ты это сделал, Ты просто не хочешь мне говорить!»

         Нельзя трактовать поведение ребенка однозначно. Психика человека сложна, и она не всегда подчиняется закону прямой причинно-следственной связи. Впервые о  глубинных бессознательных процессах в психике человека заговорили на рубеже XIX -  XX веков. Выдающийся австрийский психолог Зигмунд Фрейд разработал психоаналитическую теорию развития личности. Если до него основной акцент  в психологии был сделан на осознании человека, то З.Фрейд рассматривал  личность с нескольких сторон: сознательной, бессознательной и предсознательной.  При рождении человека, отмечал ученый, сформирована только бессознательная часть личности  ( З.Фрейд назвал ее               « ИД»), которая подчиняется « принципу удовольствия» и удовлетворяет природные инстинкты. По мере биологического созревания человека развивается сознательная часть личности - « Я», или « Эго», которая подчиняется « принципу реальности», то есть ребенок делает то, что необходимо делать в реальной ситуации, сначала  под руководством   взрослого, а затем самостоятельно. К пяти годам, по мнению З.Фрейда, параллельно  с сознательной частью личности развивается и ее контролирующая часть-  предсознание , или « Суперего»( эту часть личности называют также                            « совестью» или « цензурой»). Если бессознательная часть личности связанна с биологическим, врожденным фактором, то развитие сознания и предсознания во многом зависит от окружающей среды и особенности воспитания.( 19,с.236 )  Психолог констатируют: психическое здоровье ребенка будет зависеть от того, на сколько сознательная часть его личности ( « Эго») способна переносить определенные ограничения, которые накладывают взрослые и « внутренняя  цензура»  на бессознательные импульсы « ИД», например на агрессию. Развитию « Эго» ребенка, его целостности  способствуют механизмы психологической защиты, которые развиваются параллельно с сознанием ребенка и возникают в ситуации страха, стресса и тревоги.

      Под психологической защитой, в широком смысле слова, понимают неосознаваемую человеком специальную систему действий, направленную на ограждение сознательной  частью личности ( «Эго») от неприятных, травмирующих переживаний. Термин « Психологическая защита»  ( в применении к взрослому) появился в одной из работ З.Фрейда написанной в 1894 году, и был использован для описания борьбы  «Эго»( сознания) с болезненными или невыполнимыми мыслями и аффектами( душевными волнениями), а в 1936 году Анна Фрейд, дочь великого психолога, представила  первое систематическое описание защитных механизмов у детей.            Защитный механизм – это обходной путь, чтобы скрыть или ослабить тревогу, снять эмоциональное напряжение, уменьшить психологический дискомфорт. Эта защита возникает автоматически  при восприятии опасности. Причем опасность может быть как внешней ( например, угроза, исходящая от какого-то животного), так и внутренней, моральной ( осознание ребенком собственных чувств, которые осуждаются взрослыми, например ревность к брату или сестре, желание стать маленьким, желание причинить вред родителям) Анна Фрейд подчеркивала: защитные механизмы у детей носят оберегающий характер и поддерживают нормальный психологический статус личности, предотвращая его дезорганизацию. ( 20,с.420-426  )

Рассмотрим  наиболее продуктивные способы реагирования ребенка по мнению Лебединского В.В. на стрессовые ситуации:                                                                             

       Отказ - уход (физический или мысленно) от сложной ситуации. Ребенок использует этот механизм психологической защиты, если базовые потребности не удовлетворены взрослыми. У маленьких детей это бывает при разлуке с матерью, при невнимательном отношении родителей, при физическом наказании. В таком случае ребенок может прекратить разговаривать, отказывается от еды, перестает играть. Однако такая защита может использоваться детьми выборочно, то есть по отношению к тем людям, которые вызывают  у них страх, тревогу. У старших дошкольников уход может быть мысленным, например,  в свои фантазии.   Уход от ситуации неудовольствия является нормальной стадией развития « Эго» ребенка. Однако при сохранении травмирующей обстановки такая защита становится привычным  способом реагирования, может закрепиться и стать особенностью характера. Отказ является основой формирования более глобальной психологической защиты- отрицания.                               

      Отрицание -  это отказ признать, что какая-то ситуация или какие-либо события имеют место.   Например, в случае гибели любимой собаки ребенок делает вид, будто она все еще живет в доме. Малыш каждое утро наливает молоко в миску собаки и ставит ее на постилку. Анна  Фрейд    отмечала, что взрослые используют механизм отрицания при взаимодействии с детьми в том случае, если их необходимо успокоить. Позволяя  детям уходить в фантазии, взрослые должны понимать: ребенок, который только что был « конем» или

 «  слоном», расхаживал на четвереньках  или трубил, не может по первому  зову подчиниться  требованиям родителей: стать послушным, занять свое место за столом, поверить, что любимой собаки уже нет.  Механизм отрицания является нормальным источником психического развития ребенка только в том случае, если     при этом не нарушается реальность. С развитием мышления у детей отпадает  необходимость прибегать к такому типу защиты. Исключение составляют стрессовые ситуации. ( 20,с.420-426  )

       Вытеснение - крайняя форма отрицания.   По мнению Обуховой  Л.Ф. очень тучные дети, выполняя рисунок  человека, часто не прорисовывают фигуру, ограничиваясь изображением головы, либо рисуют фигуру в условной манере. Таким образом они бессознательно  стараются вытеснить из своего сознания образ непривлекательных особенностей своего тела и тем самым снизить тревогу по поводу своего внешнего вида. Вытеснение может представлять собой и бессознательный акт стирания пугающего события или обстоятельства в той области памяти, у которой у человека есть сознательный доступ. К этому виду защиты прибегают в тех случаях, если что-то нельзя игнорировать либо забыть. Типичным для детей является вытеснение страха смерти. Кроме того, вытеснения могут быть не только конкретные события или лица, но и чувства. Например, после сексуальной травмы дети находятся  в состоянии  пассивности и вытесняют пережитые страх, боль и стыд в бессознательную часть личности.                                                       Идентификация -  процесс присвоения ценностей, установок и взглядов, манеры поведения других людей. Это более позитивный механизм защиты, чем отказ. Например, пятилетний Ваня в ответ на то, что мальчишки не приняли  его в игру, кричит им: « Вот я вырасту и буду таким же сильным  и смелым, как мой папа!» Тем самым ребенок пытается преодолеть свою беспомощность и комплекс неполноценностей. По мнению психологов, идентификация является одним из важных механизмов самопознания  ребенка и социализации. Однако моральная цензура у дошкольника  еще очень слаба, поэтому очень важно в каком окружении он воспитывается, какие ценности и нравственные принципы усваивает. Изучая механизм идентификации у детей, Анна Фрейд ввела такое понятие, как идентификация с агрессором. В этом случае ребенок идентифицирует  себя не с личностью агрессора, а с его агрессивным поведением. Например, девочка, пробегая  через темный зал, выделывала странные жесты из-за страза перед приведением. Она  так объяснила  своему брату свои движения: « Когда идешь по залу, нужно представить себе, что ты, то самое приведение, которое  должно тебе встретиться». 

      Проекция  - ребенок бессознательно приписывает свои собственные непозволительные мысли или поступки кому - то другому и тем самым искажает действительность.  По мнению А. Фрейд грань между реальностью и фантазией весьма условна: ребенок стремиться к отрицанию неприятных впечатлений, используя примитивную защиту. « Эго» и его функции еще столь слабы, что в этом случае можно говорить о « невинной лжи». О лживости можно говорить только в том случае, если дети получают от такой « защиты» выгоду». Необходимо заметить, что механизм проекции сложнее, чем механизм отказа. При отказе дети обычно знают, чего они хотят избежать. В случае проекции они сами пребывают в заблуждении по поводу того, что произошло на самом деле.

        Смещение -  подмена реального источника тревоги, страха или гнева чем - то другим. Например, шестилетний  мальчик злится на свою трехмесячную сестру, но не имеет право ее ударить. Возможно, он даже самому себе не может признаться в том, что ему этого хочется. Чтобы не ударить сестру, он мучает свою собаку. Или иногда воспитатели не могут понять, почему ребенок без видимой причины, прейдя в детский сад, начинает ломать игрушки, драться с детьми. Выясняется, что дома у него сложная ситуация: мама с папой разводятся, и свою агрессию по отношению к родителям мальчик перенес на игрушки и своих сверстников. ( 18,с. 88)

         Регрессия -   возвращение к более ранним, не соответствующим возрасту ребенка формам поведения. Например,  в разновозрастных группах, где воспитываются дети от 1,5 до 3 лет,  трехлетние  дети начинают вести себя как малыши: проситься на горшок, сосать соску, прибегают к бессмысленному лепету вместо нормальной речи и тому подобное. Пасечник Л. считает, что различные виды регрессии являются полезными приспособленческими реакциями, позволяющими ребенку справляться с тревожащими его ситуациями. Он как бы вновь занимает ту надежную и прочную стартовую площадку, от которой может оттолкнуться в дальнейшем для разрешения той или иной сложной проблемы. Однако о « полезности» регрессии можно говорить  лишь тогда, когда она кратковременна и обратима. Но если регрессия стабильна и постоянна, от это существенно тормозит процесс развития ребенка, либо делает его невозможным. Он выделил ситуации, при которых проявление регрессии можно назвать нормой: усталость от болезни (ребенок отказывается есть ложкой, вновь начинает мочиться в штаны); эмоциональное истощение (в состоянии усталости ребенок  начинает проявлять излишнюю бурную реакцию или наоборот, становится обидчивым и слезливым); временное возвращение к простой, но соответствующей возрасту форме поведения   ( ребенок полутора лет, приученный к опрятности, отказывается ходить на горшок, но при этом с удовольствием рассаживает кукол на горшки и заботится об их чистоте); временный неустойчивый регресс поведения (старший ребенок при рождении сестры или брата начинает проситься на руки).

Информация о работе Детские тревоги .Корекция тревожности у детей дошкольного возраста