Детские тревоги .Корекция тревожности у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследовать способы коррекции тревожности у детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является – детская тревожность.
Предмет исследования – способы коррекции детской тревожности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятия « тревожность», « тревога», « страх»;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1.Природа детской тревожности.
1.1. Понятие « тревожность», «тревога», «страх». ……………………………..5
1.2. Источники угроз психологической безопасности ребенка……………..13
1.3.Типы организации семейного воспитания, их влияние на
возникновение детской тревожности ………………………………………17
1.4. Факторы возникновения тревожности …………………………………20
1.5. Возрастные особенности проявления детской тревожности…………...24
2. Коррекция тревожности.
2.1. Особенности формирования механизмов психологической защиты у
детей дошкольного возраста………………………………………………….28
2.2.Способы определения степени детской тревожности……………………36
2.3. Коррекции тревожности…………………………………………………...39
2.4. Рекомендации по профилактике тревожности у детей…………………..42
Заключение…………………………………………………………………………..48
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 288.00 Кб (Скачать)

1.3. Типы организации семейного воспитания, их  влияние на возникновение детской тревожности.

  Очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей.  В самом начале   знакомства с детьми и их родителями педагог ( а по возможности и психолог) должен обратить внимание на любые сигналы о неблагополучной организации семейного воспитания, определить  его стиль. По мнению Дружинина В.Е. Характерны разные типы семейного воспитания:

     При « формальном подходе к воспитанию» мать ограничивается только обеспечением витальных (жизненно необходимых) потребностей ребенка: кормит, поит, следит, чтобы он был одет по погоде. Эмоционального контакта с ребенком нет, он раздражает мать, не доставляя ей радости. Таких детей рано приводят и последними забирают из детского сада. Вопросов педагогу у матерей такого типа обычно не возникает, они избегают общения с воспитателем - не интересуются жизнью ребенка, не рассматривают его поделки на выставке детских работ, не слушают рассказа воспитателя и самого ребенка о том, как  прошел день, могут не прийти на праздничный утренник и тому подобное. Отсутствие эмоционального контакта с матерью приводит к постоянному стрессу у ребенка. Его стремление получить у матери поддержку неизбежно наталкивается на ее холодность и не получает уверенность в том, что он все делает правильно, что он хороший, что его любят. Это крайне не благополучная ситуация для развития ребенка: он рано начинает чувствовать свою ненужность, у него формируются очень низкая самооценка, растет внутренняя напряженность. Сильные дети становятся агрессивными или демонстративными, стараясь любыми средствами привлечь к себе внимание окружающих; остальные (а их гораздо больше) становятся все более тревожными, замкнутыми, неуверенными, пассивными( поскольку опасаются сделать что-нибудь не так), неохотно идут на контакт с другими детьми и взрослыми; тем более, что у них мал опыт общения – мама с ним почти не общается.                                                                                                                                       При « авторитарном стиле воспитания»  в семье мать и остальные   взрослые тоже эмоционально отдалены от ребенка. Они организуют жизнь в соответствии с твердыми нормами и правилами, без учета индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. Он воспитывается в обстановке сплошных запретов, обязан точно и немедленно выполнять приказы взрослых.  Не поощряется никакая инициатива, почти отсутствуют похвалы, зато часто применяются наказания. Не видя от матери поддержки и одобрения, ребенок теряет уверенность в собственных силах и становится либо агрессивным негативистом (реже), либо тревожным, забитым неуверенным существо. Вступая   в контакт с воспитателем группы, авторитарные матери проявляют односторонний интерес к жизни своего ребенка в детском саду. Бросаются в глаза их строгость, отсутствие похвал, улыбок, доброжелательных прикосновений к ребенку, бесчисленные замечания и обещания наказаний.   Для таких родителей  характерны вопросы типа « Ну, что он сегодня натворил?  «Дралась небось» и просьбы: « Вы с ним построже! Его распускать нельзя.» Родители  критически относятся к поделкам и рисункам ребенка ( « Вечно у тебя все криво!»), выражают сомнение в его возможностях ( « Куда ему при всех стихи читать - у него же каша во рту»). Стремление занизить самооценку ребенка, хотя бы и неосознанное, типично для авторитарных родителей, а закономерным результатом такого отношения становится резко заниженная самооценка, неуверенность в себе.

 « Гипероопекающий стиль воспитания» обычно объясняется крайне неуверенным, тревожным характером матери. Именно она определяет микроклимат в семье, проецируя свои личностные особенности на ребенка. Это очень частый источник проявления тревожности у дошкольника: он просто копирует поведение и отношение к жизни самого близкого человека- матери.  Такая мама   постоянно тревожится  за ребенка, пытается оградить от всех, даже минимальных трудностей и вполне посильных задач; резко ограничивает круг его общения из-за собственных, часто преувеличенных страхов ( вдруг ее ребенок заразится от сверстников, его обидят, отнимут игрушку и так далее).      В отличии от « формальных» и авторитарных» матерей она непрерывно находится в теснейшем контакте  с ребенком, воспринимает  малейшие оттенки его настроения и  одновременно постоянно заражает его своими тревогами. Пытаясь все сделать за него, она мешает развитию его самостоятельности.         У ребенка формируется твердое убеждение  в том, что без мамы он совершенно беспомощен, ничего не может сделать сам, без нее ему постоянно что-нибудь угрожает.  При ослаблении  привычной эмоциональной подпитки такие дети ощущают резкий дискомфорт и неуверенность. Они крайне тяжело  адаптируются к детскому саду, в частности, из-за недостатка опыта общения со сверстниками, неумения объяснить свои потребности и переживания (мама  то понимала все без слов!) Родители такого типа активно контактируют с педагогом, психологом и другими специалистами детского сада. В младшей группе они настаивают на максимальной помощи ребенку в одевании, кормлении, гигиенических процедурах: они считают, что ребенок еще слишком маленький, ему надо помогать (подразумевается - делать за него). Более старших детей  они, с одной стороны, убеждают: « Ты уже большой, ты должен уметь…», а с другой - порываются все делать за них, даже то, что они уже умеют. Они часто обращаются с претензиями к воспитателю в случае конфликтов их детей с другими детьми группы или с педагогом. ( 2,с.36-48)

           
 
 
 
 
 
 
 
 

                    1.4.  Факторы возникновения  тревожности.

 До  настоящего времени определенная  точка зрения на причины возникновения тревожности еще не выработана, но большинство ученых считают: в дошкольном возрасте одна из основных причин тревожности кроется в нарушении детско-родительских отношениях.     Предпосылкой возникновения тревожности  является повышенная чувствительность (сенситивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным.

     Первый фактор: Многое зависит от способов общения с детьми взрослых, особенно родителей. Анализируя проблему  детской тревожности, Б.И. Кочубей  считает:  тревожность развивается следствии наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван разными причинами. В их числе:

- Противоречивые требования, предъявляемые родителями и детским садом. Например, родители  не пускают ребенка в детский сад из-за плохого самочувствия, а воспитатель требует регулярного посещения, отчитывает ребенка за пропуск занятий в  присутствии других детей и указывает на плохую подготовку ребенка к школе.

- Неадекватные требования взрослых ( чаще всего завышенные). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть послушным, ответственным, вежливым, не  могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь плохо ведет себя в детском саду, не умеет играть в коллективе, обижает других детей и не является самым   лучшим ребенком группы.                                                                                                                              - Негативные требования, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель говорит ребенку: « Если ты расскажешь, кто себя плохо вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты оскорбляешь детей».  Специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожны мальчики, а после семи лет - девочки. При этом девочки волнуются в основном из-за взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо «неблаговидный» поступок, девочки переживают из-за того, что мама или педагог плохо о них подумает, а подружки откажутся играть с ними. В той же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.   Необходимо отметить, что через шесть недель после начала учебного года у младших школьников обычно повышается уровень тревожности, и они нуждаются в отдыхе продолжительностью семь- десять дней. Это связанно с кризисным периодом развития, со сменой деятельности. Если в дошкольном возрасте у ребенка ведущим является игровая деятельность, то в младшем школьном возрасте таковой является учеба.( 21,с.45-52)

    Второй фактор:  Тревожность ребенка по мнению Прихожан А.М. во многом зависит и от уровня тревожности окружающих его взрослых: высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку; в семьях с доброжелательными отношениями дети менее  тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. При этом после развода родителей, когда, казалось бы, скандалы в семье закончились, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило, резко возрастает. Психолог Л. Обухова выявила и такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. ( 7,с.44)  Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.  Учебная тревожность по мнению Н.И Гутиной начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку со стороны родителей, постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе « достойной» школы,    « перспективного» учителя. ( 1,с.11)

    Третий фактор: Тревожность может быть сопряжена с неврозом или другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медиков-специалистов.  ( 1,с.12)

   Четвертый фактор: Тревога возникает, по мнению Е. Волкова в душе ребенка, когда есть препятствие для реализации его важнейших потребностей:  

- в физическом     существовании ( пищи, воде, свободе);  

- в близости, привязанности к человеку или  группе людей;

-  в  независимости, самостоятельности,  признании права на собственное « Я»;                                                                

-   в самореализации.    (12,с.23)                                                                                 

    Пятый фактор: Проблема тревожности встает сейчас остро по мнению Михальцевой Н.И еще и потому, что в современной жизни самостоятельное развитие ребенка вытесняется, становится все более заданным, организованным со стороны взрослых. В результате некоторые дошкольные учреждения превратились в место, далеко  от реальных и индивидуальных потребностей его питомцев. Но ведь   детский сад- это не столько место реализации программы воспитания и обучения, сколько естественное жизненное пространство, где дети учатся строить свои отношения со взрослыми и сверстниками. Пространственная среда определяет границы деятельности ребенка, детерминирует его содержание. В этой связи важной проблемой является раскрытие  возможностей положительного влияния пространственной среды на эмоциональное благополучие детей.  Правильная организация  жизненного  пространства в группах  позволит  создавать среду, вызывающую  у детей уверенность, благоприятное эмоциональное состояние и, следовательно, снизит возможность возникновения тревожности.  

     Шестой фактор: формирования высокого уровня тревожности находятся  в большей степени - в социальных факторах. Для коррекции социальных факторов вполне возможно создать соответствующие условия, чтобы преодолеть развитие высокого уровня тревожности в детском возрасте.  Успешность  устранения ( уменьшения) страхов зависит от знания причин их возникновения и особенностей психического развития ребенка. У детей дошкольного возраста распространены внушенные страхи. Их источником нередко выступают взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно      « заражают» его страхом, то есть излишне настойчиво и эмоционально указывают на наличие опасности. Ребенку пока еще не ясно, чем ему все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и, естественно, у него возникает реакция страха. Дополнительный источник страхов - телевизор, поэтому необходимо обращать внимание какую информацию получает ребенок из новостей и других передач, как реагирует на нее. Не следует недооценивать влияние на детскую психику и литературных  произведений. Чем меньше ребенок, тем больше впечатлений они на него производят. Именно поэтому, когда взрослый  хочет прочитать ребенку новую сказку, необходимо заранее познакомится с ее содержанием. Страхи  так же можно  делить на реальные и воображаемые, острые и хронические. Реальные и острые страхи  предопределены ситуацией, а воображаемые и хронические - особенностями личности. По  своей сути страх, как и другие неприятные переживания ( гнев, аффект, страдание и прочие), не являются однозначно опасными « вредным» для ребенка.  Очень часто страх защищает  его от излишнего риска, уводит от опасностей, регулирует и строит поведение.  « Тепличные», гиперопекаемые дети, выходя из привычной  семейной среды, часто испытывают трудности в общении и поведении. Обычно много страхов у детей, чьи родители сами многого боятся, не уверены в жизни. С глубинными страхами родителям не справится, здесь помогут только специалисты. Нужно понять главное, что личные страхи и  опасения взрослых могут стать причиной страхов ребенка.  Делая вывод можно сказать, что каждому ребенку присущи какие-то страхи, однако если их очень много, то  с уверенностью можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка. ( 16,с.55-60).

    
 
 
 
 
 

          1.5. Возрастные особенности проявления детской тревожности.

        Первые признаки  потенциальной  тревожности заметны уже у младенца и лежат в особенностях его нервной системы. По мнению Астапова В.М. среди тревожных детей преобладают дети с чувствительной нервной системой, робкие, остро реагирующие на любое изменение привычной обстановки. Они с самого раннего  возраста резко реагируют на любой шум за окном, яркий свет или, наоборот, темноту, изменение  температуры  или влажности воздуха, складки на белье. Обычный ребенок этого просто не заметит, а потенциально   тревожный отреагирует резким вздрагиванием,  длительным плачем. Достаточно рано у таких детей начинают проявляться настороженность и пугливость по отношению к малознакомым, « чужим», людям и одновременно усиливается привязанность к матери: ребенок  чувствует себя комфортно только  у нее на руках или рядом с ней, а стоит ей чуть отдалиться – начинает беспокоиться и кричать. Если ребенку уже в период младенчества предоставить возможность для активной самостоятельности, ознакомления с окружающим, свободного перемещения в пространстве под присмотром взрослого, то первичные проявления тревожности могут сгладиться и дальше не развиваться. 

          В ясельной  или первой младшей группе жизнь тревожного ребенка надо организовать так, чтобы он не страдал сам и не мешал остальным детям, заражая их своей тревогой, но сделать это очень трудно. Если же вдобавок в семье или в детском саду неправильно организован  период адаптации, то ситуация еще больше осложняется. И уже в это время (на втором- третьем году жизни) отчетливо проявляются качества, по которым видно, будет ли ребенок тревожным и надо ли принимать какие-то специальные меры. Об этом можно говорить, если  адаптационный период неправомерно растягивается, если ребенок  очень много   плачет в течении дня (а не только в момент расставания с  родителями), отказывается от общения с педагогами или другими детьми, не умеет и не хочет вместе играть или хотя бы рассматривать игрушки либо, наоборот, постоянно приклеен  к воспитателю( держится за его одежду, боится от него отойти). Это дает основания думать о формирующейся тревожности и необходимости специальной коррекционной работы с таким ребенком уже в первой младшей группе. Разумеется, не все дети, плохо адаптирующиеся, к условиям детского сада и являются по-настоящему тревожными. У многих эти проявления постепенно сглаживаются, поведение и самочувствие приходят в норму. Однако сочетание нескольких признаков   тревожности, долгая и тяжелая адаптация и дефекты семейного воспитания  по авторитарному, формальному, тревожно-мнительному типу) свидетельствуют о высокой степени тревожности личностного качества. Это дезорганизует поведение и деятельность ребенка, ведет к нарушению общения, появлению робости, безынициативности. (11,с.148). Тревожность как устойчивая психологическая особенность по мнению Рыбалко Е.Ф. может проявляться у ребенка очень рано и к младшему дошкольному возрасту уже заметно определяет его поведение.

Информация о работе Детские тревоги .Корекция тревожности у детей дошкольного возраста