Детские тревоги .Корекция тревожности у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследовать способы коррекции тревожности у детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является – детская тревожность.
Предмет исследования – способы коррекции детской тревожности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятия « тревожность», « тревога», « страх»;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1.Природа детской тревожности.
1.1. Понятие « тревожность», «тревога», «страх». ……………………………..5
1.2. Источники угроз психологической безопасности ребенка……………..13
1.3.Типы организации семейного воспитания, их влияние на
возникновение детской тревожности ………………………………………17
1.4. Факторы возникновения тревожности …………………………………20
1.5. Возрастные особенности проявления детской тревожности…………...24
2. Коррекция тревожности.
2.1. Особенности формирования механизмов психологической защиты у
детей дошкольного возраста………………………………………………….28
2.2.Способы определения степени детской тревожности……………………36
2.3. Коррекции тревожности…………………………………………………...39
2.4. Рекомендации по профилактике тревожности у детей…………………..42
Заключение…………………………………………………………………………..48
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 288.00 Кб (Скачать)

И такой  страх легко поддается психологической  коррекции.                                                       Личностно обусловленный страх появляется в незнакомой обстановке, при новых знакомствах и предопределен   особенностями характера.  Он является  отражением не внешних, а внутренних событий, жизни души. Большинство имеют фундаментальную основу: они обязательно проявляются у каждого ребенка по мере взросления, хотя и в разной степени. Их часто именуют «тревогами развития». Поначалу младенец полностью ассоциирует себя с мамой, считает ее частью себя, но около семи месяцев он начинает понимать: мама ему не принадлежит, она - часть большого мира, в котором есть и другие люди. И в этот момент приходит страх посторонних. Встречаясь с новыми для ребенка людьми, маме нужно помнить о тревогах чада и не настаивать, если малыш отказывается общаться с гостями. Свое отношение к ним он выстраивает на основании наблюдений за матерью: если она рада встрече, младенец постепенно поймет, что это «свои».

Так же страхи   можно условно разделить  на врожденные и приобретенные.                                                                  Врожденные ( или возрастные) страхи сопровождают определенный возрастной период развития. После трех  лет у детей бурно развивается фантазия, воображение, образное мышление; при этом они очень наивны и легко внушаемы. Маленькие дети могут бояться всего: резкого звука, игрушки.  И даже если взрослому кажется, что ребенок благополучно пережил какую-либо пугающую его  ситуацию, можно ожидать, что спустя несколько дней или даже недель у него все же проявятся страхи. Дети  шести - семи  лет нередко начинают бояться смерти - свой или близких. Ребенок, осознавая, что человек смертен, страшится любого стихийного бедствия- грозы, урагана, пожара, которые ассоциируются у него с угрозой существования.                                                                                                                                                                                                                                                           Одна из причин приобретенных страхов -  реально происшедшее событие. Например, ребенок боится заходить в лифт. Потому что раньше в нем застревал, испытывая при этом ощущение беспомощности, страха, ужаса. Так же страх может быть связан с конкретными объектами, лицами - возникает боязнь отрицательных персонажей и « нехороших» людей. Такого рода страхи легче других поддаются коррекции, а если неприятные события не повторяются, то нередко они уходят сами собой.  В отечественной и зарубежной психологии выделено 29 страхов, которые могут испытывать дети   от рождения до 16-18 лет. Представление о реальности складывается у детей постепенно, а с ним развивается и способность справляться со своими страхами. ( 3,с.26-45)

      Почему в детстве страх - одна из самых распространенных реакций? Как и человек на ранних ступенях своего социального развития, ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочных персонажей. У маленьких детей все реально - и огнедышащий дракон, и дядя, который, согласно родительским рассказам, его может «украсть».

 Согласно  исследованиям М.Кузьминой для  детей дошкольного   возраста  свойственны следующие виды страхов:

  Название  страха           Мальчики
    Девочки
                                                    Возраст
3 4 5 6 7 3 4 5 6 7
1 Остаться  дома       * *       * *
2 Нападения     * * *       * *
3 Заболеть  и заразится               *   *
4 Умереть       * *       * *
5 Смерть  родителей         *         *
6 Чужих людей *     *   * *   *  
7 Потеряться * *         *      
8 Мамы  и папы     *         * *  
9 Наказания       *           *
10 Бабы  Яги, Кощея, Бармалея * * *       *      
11 Опоздать  в школу         *         *
12 Перед тем  как заснуть *   *       * *    
13 Страшных  снов   *   *   * * *   *
14 Темноты * *   *     *     *
15 Животных: волка, змею,паук   *   *       *   *
16 Бури, наводнения *       *       * *
17 Высоты       *   *     * *
18 Глубины           *     * *
19 Маленьких помещений         *     *    
20 Воды   *         * *   *
21 Пожара   *     * *     *  
22 Огня *           *     *
23 Войны     *   *       *  
24 Больших помещений           *   *    
25 Врачей *     *   *     * *
26 Уколов *   *   *       * *
27 Боли         *     * * *
28 Резких, громких  звуков         *         *
29 Транспорта: машин, самолет     *         *    
 

Особо сложными - «кризисными» периодами, как  видно из таблицы является возраст  три- четыре  года  и   семь лет. Общее количество страхов у мальчиков снижается, а у девочек возрастает.  К двенадцати  годам количество страхов сокращается, а к 16-18 годам они должны уйти совсем.(  25,с.49-52) 

 Как отличить «нормальный» страх от болезненного чувства страха, на какие критерии стоит ориентироваться? 

Известный детский психолог и психотерапевт А.И. Захаров в своей книге «Как преодолеть страхи у детей» пишет: «Обычно страх кратковременен и обратим, не затрагивает глубоко личность человека, не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с другими людьми. Однако бывают и ярко выраженные, устойчивые страхи, для которых характерно почти полное отсутствие контроля со стороны сознания. Подобные сильные страхи оказывают неблагоприятное воздействие на характер человека, его отношения с людьми и качество его жизни». «Детские страхи, -  замечает Захаров, -  если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются на длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребенка, о неблагоприятных условиях окружающей среды».  Около 3 - 4 лет вместе с чувством вины дети начинает испытывать страх наказания. Примерно в том же возрасте дети начинают испытывать страх темноты «Страх темноты», который, как утверждает Захаров, у них аналогичен страху смерти. В этом возрасте дети задумываются о том, как далеко могут уходить люди, всегда ли они возвращаются обратно. Игрушка, которая сломалась, вещь, которая исчезла навсегда, - все это наводит на мысли, что и с людьми, в том числе близкими, может случиться то же самое. Оберегать ребенка от страшилок бессмысленно и даже вредно. Ребенку необходим опыт переживания страха, чтобы учиться справляться с ним. Иное дело - взрослые триллеры, боевики. В них много страшного, но ребенок не может примерить сюжет на себя, переработать свой страх. Причиной усиления естественных тревог становится  и  обстановка в семье. (3,с.89-112). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.2. Источники угроз  психологической безопасности  ребенка.

Основателю  бихевиоризма Дж. Уотсону принадлежит  первое исследование сравнительной  эффективности различных путей  преодоления страха.  Понятие психологическая безопасность чаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровье и угроза. Само содержание понятия безопасность означает отсутствие опасностей или возможность надежной зашиты от них. Опасность, по мнению В.М. Астапова же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности. Предусмотреть возникновение опасности довольно сложно. В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации угроз психологической безопасности и возможных источников их в дошкольном учреждении. Основной  источники угроз психологической безопасности личности, по мнению Астапова В.М. можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.

       Внешними источниками  угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:

   1. Манипулирование детьми: Это проявляется  в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений.

   2. Индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми.

   3. Межличностные отношения детей  в группе.

   4. Враждебность окружающей ребенка  среды, когда ему ограничен  доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.

   5. Несоблюдение гигиенических требований  к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.

   6. Интеллектуально-физические и психоэмоциональные  перегрузки из-за нерационально  построенного режима жизнедеятельности  детей, однообразие будней.

   7. Нерациональность и скудость  питания, его однообразие и плохая организация.

   8. Неправильная организация общения.  Преобладание авторитарного стиля,  отсутствие заинтересованности  ребенком со стороны взрослых.

   9. Недооценка значения закаливания,  сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.

   10. Отсутствие понятных ребенку  правил, регулирующих его поведение  в детском обществе.

   11. Неблагоприятные погодные условия.

   12. Невнимание к ребенку со стороны  родителей, асоциальная семейная  микросреда.

   Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребенка могут быть:

   1. Сформировавшиеся в результате  неправильного воспитания в семье  привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.

   2. Осознание ребенком на фоне  других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.

   3. Отсутствие автономности. Прямая  зависимость во всем от взрослого,  рождающая чувство беспомощности,  когда приходится действовать самостоятельно.

   4.Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.

   5. Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и тому подобное.( 11,с.126-138)

      Общим источником угроз психологической безопасности ребенка по мнению Щербатых Ю.В. является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, то есть вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:

   - в трудностях засыпания и беспокойном  сне;

   - в усталости после нагрузки, которая  совсем недавно его не утомляла;

   - в беспричинной обидчивости, плаксивости  или, наоборот, повышенной агрессивности;

   - в рассеянности, невнимательности;

   - в беспокойстве и непоседливости;

   - в отсутствии уверенности в  себе, которая выражается в том,  что ребенок все чаще ищет  одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;

   - в проявлении упрямства;

   - в том, что он постоянно сосет  соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора  ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

   - в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);

   - в игре с половыми органами;

   - в подергивании плеч, качании  головой, дрожании рук;

   - в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

   - в дневном и ночном недержании  мочи, которых ранее не наблюдалось,  и в некоторых других явлениях.

   - в повышенной тревожности;

Следует отметать, что не все признаки стрессового состояния могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже в том случае, если проявились хотя бы какие - то из них. Отсюда следует, что в дошкольном учреждении должна быть разработана система обшей и индивидуальной психологической защиты детей. Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости и уверенности. ( 13,с. 111-113) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Детские тревоги .Корекция тревожности у детей дошкольного возраста