Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:43, курсовая работа
Цель работы - исследовать способы коррекции тревожности у детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является – детская тревожность.
Предмет исследования – способы коррекции детской тревожности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятия « тревожность», « тревога», « страх»;
Введение………………………………………………………………………………3
1.Природа детской тревожности.
1.1. Понятие « тревожность», «тревога», «страх». ……………………………..5
1.2. Источники угроз психологической безопасности ребенка……………..13
1.3.Типы организации семейного воспитания, их влияние на
возникновение детской тревожности ………………………………………17
1.4. Факторы возникновения тревожности …………………………………20
1.5. Возрастные особенности проявления детской тревожности…………...24
2. Коррекция тревожности.
2.1. Особенности формирования механизмов психологической защиты у
детей дошкольного возраста………………………………………………….28
2.2.Способы определения степени детской тревожности……………………36
2.3. Коррекции тревожности…………………………………………………...39
2.4. Рекомендации по профилактике тревожности у детей…………………..42
Заключение…………………………………………………………………………..48
Список литературы…………………
Федеральное
агентство по образованию
Российской Федерации
Дальневосточный
государственный
технический университет
(ДВПИ
им. В. В. Куйбышева)
Инженерно-
экономический институт
Педагогики и практической
психологии
По дисциплине Психология
развития.
Тема:
Детские тревоги. Коррекция
тревожности у детей
дошкольного возраста.
Специальность 050700 « Педагогика»
Руководитель (Ф.И.О.,
подпись)______________________
Введение…………………………………………………………
1.Природа детской тревожности.
1.1. Понятие « тревожность», «тревога», «страх». ……………………………..5
1.2. Источники угроз психологической безопасности ребенка……………..13
1.3.Типы
организации семейного
возникновение детской тревожности ………………………………………17
1.4. Факторы возникновения тревожности …………………………………20
1.5. Возрастные особенности проявления детской тревожности…………...24
2. Коррекция тревожности.
2.1. Особенности формирования механизмов психологической защиты у
детей дошкольного возраста………………………………………………….28
2.2.Способы определения степени детской тревожности……………………36
2.3. Коррекции
тревожности…………………………………………………
2.4. Рекомендации по профилактике тревожности у детей…………………..42
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В настоящее
время растет количество детей, отличающихся
повышенным беспокойством, неуверенностью
в себе, эмоциональной неустойчивостью.
Процесс социализации у многих протекает
нелегко. Дошкольный возраст – особый
период в жизни человека. Это период,
когда дети усваивают нормы и правила
поведения, принятые в обществе, устанавливают
отношения со взрослыми и сверстниками.
Именно в этом возрасте формируется
тот сравнительно устойчивый внутренний
мир, который дает основание назвать ребенка
личностью. Современная эпоха, насыщенная
социально-экономическими преобразованиями,
создала условия для увеличения тревоги
и волнений. Как известно, тревогу и волнения
на эмоциональном и мыслительном уровне
взрослые передают своим детям. В стране
выросло число семей, неблагополучных
в экономическом, психологическом, педагогическом
аспектах. Сегодня существует тенденция
роста неполных семей и семей с одним ребенком.
При этом замечено, что наиболее подвержены
развитию тревожности единственные дети
в семье, которые становятся центром родительских
забот и тревог. В последнее время в теории
и практике дошкольного образования
проблеме детской тревожности уделяется
много внимания. Педагоги – психологи
перелагают различные подходы к определению
сущности детской тревожности, ее психическим
механизмам. Психологи установили такую
закономерность: тревожность детей возрастает
в том случае, если взрослые не удовлетворены
своей работой (или являются безработными),
жилищными условиями, материальным положением,
личными взаимоотношениями. Однако, несмотря
на исследования в этой области, ключевые
вопросы, связанные с природой и истоками
тревожности остаются открытыми. Неблагоприятными
последствиями для тревожного ребенка
являются снижение самооценки, рост неуверенности
в себе, страх ошибиться, сделать что-то
не так, отсюда возникает зависимость
от других и несамостоятельность.
О тревожности нельзя судить лишь по ее
внешним проявлениям, необходимо знать
ее источники и мотивы, сопутствующие
ей переживания. Среди факторов способствующих
возникновению детской тревожности выделяются
возрастные особенности детей, типы организации
семейного воспитания, различные источники
психологических угроз. Выявление факторов
возникновения тревожности у детей дошкольного
возраста, изучение их психологической
основы необходимо для разработки коррекционных
программ, методических рекомендаций
педагогам и родителям.
Цель работы - исследовать способы коррекции тревожности у детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является – детская тревожность.
Предмет
исследования – способы коррекции детской
тревожности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятия « тревожность», « тревога», « страх»;
- исследовать возрастные особенности проявления детской тревожности;
- раскрыть факторы, влияющие на развитие тревожности у ребенка;
- обозначить типы семейного воспитания, влияющие на развитие тревожности;
- указать способы определения детской тревожности;
- обозначить
способы коррекции детской
1.1. Понятие «тревожность», « тревога», «страх».
Среди дошкольников, поступающих в школу, много тревожных детей. При поступлении в школу у них могут возникнуть проблемы: неуверенность, страхи, так называемые школьные неврозы. Детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Они с самого начала требуют постоянного внимания со стороны воспитателя, психолога и других специалистов дошкольного учреждения. Это в первую очередь гиперактивные или агрессивные дети. Но есть и такие, которые не сразу привлекают внимание воспитателя, да и родители не считают особенности таких детей значительной проблемой. Обычно к шестому году жизни « своеобразие» таких детей начинает осознаваться и взрослыми, и самими детьми. Речь идет о так называемых тревожных детях. Слово « тревожный » появилось в словарях в 1971 году. Существует много объяснений значения этого термина. Автор одного из психологических словарей И.М. Кондаков полагает, что слово «тревога» означает эмоциональное переживание, субъективно воспринимаемое как негативное и обусловленное и ожиданием чего-то опасного. В психологическом словаре И.М. Кондакова дано определение тревожности: это черта личности, которая связана с фоновым снижением порога чувствительности по отношению к стрессам.( 22c.66). Под тревожностью понимают эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Термины «неопределённая» и «неуловимая» не означают, что тревога менее болезненна, чем другие эмоциональные состояния: в самом деле, при других равных условиях тревога обычно более болезненна, чем страх.
Тревожность - одна из наиболее сложных проблем современной психологической науки. По мнению Фрейда, тревожность выступает повторением в наших фантазиях ситуаций, связанных с испытанными в прошлом опыте переживаниями беспомощности.
Фрейд выделял три ее основных вида:
1) объективную,
вызванную реальной внешней
2) невротическую, вызванную опасностью неизвестной и не определенной;
3) моральную,
определяемую им как «
Несмотря на то, что в наши дни идеи классического психоанализа уже не столь популярны в психологическом сообществе, как в прежние времена, необходимо признать, что представления Фрейда на долгие годы, вплоть до наших дней, определили основные направления изучения тревожности. Наиболее значимым в работах Карен Хорни представляется именно выделение неудовлетворения потребности в межличностной безопасности, надежности как основного источника тревожности - прежде всего для детей. В совсем ином ключе подходили к проблеме тревожности представители поведенческого направления в психологии. Согласно взглядам классиков теории научения и представителей ее, более современных ответвлений, тревожность и страх - очень близкие явления. И тревожность, и страх - эмоциональные реакции, возникающие на основе условного рефлекса. Они, в свою очередь, создают почву для широкого репертуара инструментальных реакций избегания, на основе которых и происходит социализация индивида, возникают невротические нарушения. ( 23.c 200).
Михальцева Н.И. указывала , что прибежищем многих детей, их спасением от тревоги является мир фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение его неудовлетворенные потребности. Сама по себе фантазия - замечательное качество, присущее детям, позволяющее человеку выходить за пределы действительности, строить свой внутренний мир. Однако, фантазия не должна быть полностью оторвана от реальности, между ними должна быть постоянная взаимосвязь. Фантазии тревожных детей, как правило, лишены этого свойства. Если в жизни ребенок не общительный, у него мало друзей, то в мечтах он является лидером детской компании и совершает героические поступки, вызывающие у всех восхищение. Собственно говоря, реальное и фантазийное у них меняется местами: они живут именно в сфере своей мечты, а все, что за пределами этой сферы воспринимается, как тяжелый сон.( 16,с.38) Изучая детский возраст, Е. Савина пришела к выводу, что есть тревожные дети, которые приходят к простому умозаключению, - чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня. Поэтому агрессивное поведение часто бывает формой сокрытия личной тревожности.( 18,с.13) Тревожность иногда очень трудно разглядеть за агрессивностью. Самоуверенные, агрессивные, при каждом удобном случае унижающие других, тревожными отнюдь не выглядят. И, тем не менее, нередко в глубине души у таких детей скрывается тревога. А поведение и внешний вид - лишь способы избавления от чувства неуверенности в себе, от сознания своей неспособности жить, как хотелось бы. Тревожность следует отличать от тревоги.
Тревога – это эпизодические проявления
беспокойства и волнения, а тревожность
является устойчивым состоянием. Например,
ребенок волнуется перед выступлением
на празднике или пересказыванием сказки
на занятии. Но так случается не всегда,
иногда в тех - же ситуациях он остается
спокойным. Это проявления тревоги. Если
же состояние тревоги повторяется часто
и в самых разных ситуациях ( при ответах
на занятии, общении с незнакомыми взрослыми
и так далее), то следует говорить о
тревожности. Тревожность не связанна
с какой-либо определенной ситуацией и
проявляется почти всегда. Это состояние
сопутствует человеку в любом виде деятельности.
Когда же он боится чего-то конкретного,
мы говорим о проявлении страха, например
страха темноты, замкнутого пространства.
Дети, страдающие страхом расставания,
и в самом деле могут заболеть, если много
думают о том, что их тревожит. Если
у ребенка появляются страхи - непременный
спутник тревожности, - то могут развиваться
невротические черты. К. Изард объясняет
различие между терминами « страх»
и « тревога» таким образом: тревога
– это комбинация некоторых эмоций, а
страх – лишь одна из них. Каждому ребенку
присущи какие-то страхи, однако если их
очень много, то можно говорить о проявлениях
тревожности в характере ребенка.
Дети принимают большую часть информации
невербально, ориентируясь на язык органов
чувств и тела. Большинство воспринимаемой
в этом возрасте информации не осознается
и остается ( иногда на всю жизнь) на бессознательном
уровне. Вот почему множество страхов,
проявившихся в одночасье в детстве, мы
храним годами. И став взрослыми,
делимся друг с другом своими переживаниями,
забывая, что рядом дети, которые чутко
улавливают нашу тревожность, напряженность,
конфликты. ( 24,с.136)
Страх - «первая производная» тревоги. Его преимущество в его определенности, в том, что он всегда оставляет какое-то свободное пространство. Если, например, ребенок боится собак, то может гулять там, где собак нет, и чувствовать себя в безопасности. ( 13,с.141).
Щербатых
Ю.В. различает возрастные и невротические
страхи.
Информация о работе Детские тревоги .Корекция тревожности у детей дошкольного возраста