Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:21, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить взаимосвязь между ценностными ориентациями и акцентуациями характера юношей и девушек в подростковом возрасте.
Введение …………………………………………………………………………3
Раздел 1. Взаимосвязь ценностных ориентаций и акцентуаций характера подростков
1.1 Теоретический анализ понятий «ценность» и «ценностные ориентации» личности ……………………………………………………6
1.2 Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций подростков ………………………………………………………………10
1.3 Характеристика акцентуаций характера в подростковом возрасте……………………………………………………………………14
Выводы………………………………………………………………………..…27
Раздел 2. Исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и акцентуаций характера подростков
2.1 Организация и методика исследования……………………………...28
2.2 Описание и анализ результатов исследования……………………..30
2.3 Вычисление коэффициента ранговой корреляции Спирмена……..33
Выводы………………………………………………………………………….36
Общие выводы…………………………………………………………………38
Список использованных источников………………………………………..40
Приложение
Экзальтированными являются 17 человек из выборки, или 56,6% испытуемых из них 30 % мальчиков и 26,6 % девочек
Демонстративная акцентуации характера (15 человек), что составляет 50% из них 30 % мальчиков и 20% девочек.
Возбудимая акцентуация встречается у 15 испытуемых, или 50% из них 23,3 % мальчиков и 26,6 % девочек.
Следующими
располагается эмотивная и
Неуравновешенная акцентуация наблюдается у 11 испытуемых, или 36,6% из них 23,3 % мальчиков и 13,3 % девочек.
Эмотивная акцентуация встречается у 11 испытуемых, что составляет 36,6 % из них 23,3 % мальчиков и 13,3 % девочек.
Педантичная акцентуация встречается у 10 учащихся, или 33,3 % из них 23,3 % мальчиков и 10 % девочек.
Дистимичными являются 7 человек, или 23,3% опрошенных из них 10 % мальчиков и 13,3 % девочек.
На последнем месте расположилась тревожная акцентуация характера. Она присуща всего 5 учащимся из выборки (16,6% испытуемых из них 6,6 % мальчиков и 10 % девочек ).
2.3. Вычисление коэффициента ранговой корреляции Спирмена
Таким образом, в результате исследования ценностных ориентаций и акцентуаций характера юношей и девушек подросткового возраста были получены результаты, представлены в Приложении 3
Для
выявления взаимосвязи
Цель
статистического анализа
Результаты ранговой корреляции Спирмена свидетельствуют о том, что статистически значимая взаимосвязь прослеживается между следующими критериями: терминальные ценности и акцентуации характера:
-
ЦО «Красота природы и
- ЦО «Материально обеспеченная жизнь» и дистимичная акцентуация характера (р=0,036979) – наблюдается обратно пропорциональная связь умеренной силы, т.е. чем выше ЦО «Материально обеспеченная жизнь», тем менее выражена дистимичная акцентуация характера или наоборот.
-
ЦО «Общественное признание»
и дистимичная акцентуация
- ЦО «Свобода поступков и действий» и экзальтированная акцентуация характера (р=0,042944) – наблюдается прямо пропорциональная связь умеренной силы, т.е. чем выше ЦО «Свобода поступков и действий», тем более выражена экзальтированная акцентуация характера.
-
ЦО «Творческая деятельность»
и гипертимная акцентуация
- ЦО «Творческая деятельность» и возбудимая акцентуация характера (р=0,049960) – наблюдается обратно пропорциональная связь умеренной силы, т.е. чем выше ЦО «Творческая деятельность», тем менее выражена возбудимая акцентуация характера или наоборот.
- ЦО «Творческая деятельность» и демонстративная акцентуация характера (р=0,009932) – наблюдается обратно пропорциональная связь умеренной силы, т.е. чем выше ЦО «Творческая деятельность», тем менее выражена демонстративная акцентуация характера или наоборот.
- ЦО «Получение удовольствий» и неуравновешенная акцентуация характера (р=0,0031158) – наблюдается прямо пропорциональная связь умеренной силы, т.е. чем выше ЦО «Получение удовольствий», тем более выражена неуравновешенная акцентуация характера.
Инструментальные ценности и акцентуации характера :
-
ЦО «Жизнерадостность» и
-
ЦО «Непримиримость к своим
и чужим недостаткам» и
-
ЦО «Непримиримость к своим
и чужим недостаткам» и
-
ЦО «Ответственность» и
-
ЦО «Смелость в отстаивании
своего мнения» и педантичная
акцентуация характера (р=0,
-
ЦО «Исполнительность» и
-
ЦО «Высокие запросы» и
Выводы
По результатам исследования взаимосвязи ценностных ориентаций и акцентуаций характера юношей и девушек подросткового возраста можно сделать следующие выводы:
Наиболее значимые
Наименее значимые ценности – « спокойствие в стране, мир» (3,15), «получение удовольствия» (3,12), «общественное признание» (3,10).
Анализ данных по «инструментальным ценностям» показал, что у данной группы подростков высший ранг занимают «жизнерадостность, «образованность», «честность», «рационализм».
В
данной выборке преобладает
Существует взаимосвязь между следующими терминальными ценностными ориентациями и акцентуациями характера у юношей и девушек подросткового возраста:
-
ЦО «Красота природы и
-
ЦО «Материально обеспеченная
жизнь» и дистимичная
-
ЦО «Общественное признание»
и дистимичная акцентуация
-
ЦО «Свобода поступков и
-
ЦО «Творческая деятельность»
и гипертимная акцентуация
-
ЦО «Творческая деятельность»
и возбудимая акцентуация
- ЦО «Творческая деятельность» и демонстративная акцентуация характера;
- ЦО «Получение удовольствий» и неуравновешенная акцентуация характера;
Существует взаимосвязь между следующими инструментальными ценностными ориентациями и акцентуациями характера у юношей и девушек подросткового возраста:
-
ЦО «Жизнерадостность» и
-
ЦО «Непримиримость к своим
и чужим недостаткам» и
-
ЦО «Непримиримость к своим
и чужим недостаткам» и
-
ЦО «Ответственность» и
- ЦО «Смелость в отстаивании своего мнения» и педантичная акцентуация характера;
-
ЦО «Исполнительность» и
-
ЦО «Высокие запросы» и
Общие выводы
В результате исследования взаимосвязи ценностных ориентаций и акцентуаций характера юношей и девушек подросткового возраста была реализована цель данной работы:
1.
Прослежена взаимосвязь между
ценностными ориентациями и
2. Взаимосвязь установлена между
-
ЦО «Красота природы и
-
ЦО «Материально обеспеченная
жизнь» и дистимичная
-
ЦО «Общественное признание»
и дистимичная акцентуация
- ЦО «Свобода поступков и действий» и экзальтированная акцентуация характера;
-
ЦО «Творческая деятельность»
и гипертимная акцентуация
-
ЦО «Творческая деятельность»
и возбудимая акцентуация
- ЦО «Творческая деятельность» и демонстративная акцентуация характера;
-ЦО
«Получение удовольствий» и
-
ЦО «Жизнерадостность» и
-
ЦО «Непримиримость к своим
и чужим недостаткам» и
- ЦО «Непримиримость к своим и чужим недостаткам» и тревожная акцентуация характера;
-
ЦО «Ответственность» и
- ЦО «Смелость в отстаивании своего мнения» и педантичная акцентуация характера;
-
ЦО «Исполнительность» и
-
ЦО «Высокие запросы» и
В ходе исследования были реализованы и задачи данной работы:
Информация о работе Ценностные ориентации подростков группы риска