Факторы риска групповых правонарушений у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 00:36, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Описать психологические особенности подросткового возраста в норме и патологии.
2. Установить характерные особенности несовершеннолетних, способствующие противоправным установкам
3. Социально-психологические факторы риска, способствующие противоправному поведению несовершеннолетних.
4. Семейный контекст
5. Влияние СМИ
6. Виды криминально опасных и криминальных групп
7. Факторы сдерживания

Работа содержит 1 файл

Некипелова Е., ЮпК-2.2 Курсовая работа.doc

— 126.50 Кб (Скачать)
 

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

Московский  городской психолого-педагогический университет

Факультет  Юридической психологии

Кафедра Криминальной и судебной психологии 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа на тему: 
 

  ФАКТОРЫ РИСКА ГРУППОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнила:

                студентка группы ЮпК 2.2

                Некипелова  Екатерина 

                Научный руководитель

                кандидат  психологических наук,

                доцент  Ошевский Д. С. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Москва, 2010

Оглавление

    Введение

 

      Проблема  преступности становится наиболее актуальной в период происходящих социальных преобразований. Так как одной из важнейших проблем для подростков является проблема адаптации к условиям общественной жизни, включение в общественную деятельность, зачастую в жестких современных условиях подросткам не остается иного выбора, как нарушать социальные нормы в целях самосохранения. Движимые потребностью примкнуть к какой-либо общности, быть понятыми и принятыми, потребностью в интимно-личностном общении, стремлением познать рамки дозволенного, характерным для этого возраста протестным поведением, подростки нередко попадают под влияние преступной группы. 

      Преступность  несовершеннолетних — явление далеко не новое и широко распространённое. Несмотря на то, что несоврешеннолетние составляют не самое большое число от лиц, совершивших преступления (по данным сайта МВД, несовершеннолетние составили 19360 чел. из 208693 чел, совершивших преступления на периода марта 2010 года1) и рост подростковой преступности не вырос за последние 10 лет (на период с 1990 по 2007 гг. число преступлений, совершенных «несовершеннолетними или при их участии» - уменьшилось со 162.7 тыс. чел. до 139.1 тыс. чел.2), преступность несовершеннолетних меняется качественно (по степени тяжести совершённого преступления, возрастному составу).

      Преступления  и правонарушения несовершеннолетних в большей степени носят групповой  характер, что объясняется присущей этому возрасту повышенной потребности  в интимно-личностном общении, самоутверждении, мотивом снятия с себя личной ответственности  и переложением её на группу, и, как следствие, облегчением наказания за правонарушение (преступление), совершённое в группе. Членство в группе создает у подростка с асоциальной направленностью чувство защищенности, анонимности при совершении правонарушений. Зачастую фактором риска совершения подростками правонарушения является само нахождение в асоциальной группе, поэтому для предотвращения образования преступных групп важно проследить возникновение и развитие неформальных групп правонарушителей, в которых устойчивы асоциальные взгляды, традиции, нормы поведения. Такие группы ускоряют и усиливают формирование противоправных установок подростка, толкают к совершению правонарушений и преступлений.

Целью данной работы является теоретический анализ факторов, способствующих совершению подростками групповых правонарушений.

Объект  исследования: подростки-правонарушители.

Предмет исследования: факторы риска групповых правонарушений у подростков.

Гипотеза  исследования: существование определенных факторов риска, способствующих совершению подростками групповых правонарушений.

Задачи  исследования:

  1. Описать психологические особенности подросткового возраста в норме и патологии.
  2. Установить характерные особенности несовершеннолетних, способствующие противоправным установкам
  3. Социально-психологические факторы риска, способствующие противоправному поведению несовершеннолетних.
  4. Семейный контекст
  5. Влияние СМИ
  6. Виды криминально опасных и криминальных групп
  7. Факторы сдерживания
 

Методы  исследования:

Сбор  и анализ необходимой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Психологические особенности подросткового  возраста в норме  и патологии

 

      Подростковый  возраст — это этап становления  личности, переосмысления и формирования мировоззрения, моральных ценностей, самосознания. Это период, в первую очередь, взросления — становления физической и социальной зрелости, это переход от детства к взрослости (Кон И. С., «Психология ранней юности», С. 4-10 ).

      Период  переходного возраста приходится на самый длительный возрастной кризис в жизни человека (12-18 лет). Критический характер развития в период переходного возраста объясняется неравномерностью в физиологическом и психическом развитии, а также повышенной психологической чувствительностью (реактивностью). Мотивация ребенка с самого рождения обусловлена мотивами удовлетворения инстинктов (Гурьева В. А., «Психогенные расстройства у детей и подростков», С. 12), и базовой потребностью для подросткового периода является потребность в интимно-личностном общении, признании и самореализации посредством примкновения к какой-либо общности.  В то же время стоит отметить, что типичными чертами психики подростка являются такие, как внутренние противоречия, аффективная несбалансированность, склонность к импульсивному разрешению крайних позиций, что отражается на его поведении и может негативно влиять на его развитие, попытки достижения целей, нигилистическое поведение.

    Собственно, главную проблему  для  подросткового  возраста составляет несоответствие объективных  условий и возможностей  целям, устремлениям, желаниям подростка. Это «противоречия между духовными и материальными потребностями подростков, их родителями и реальными возможностями их удовлетворения – все эти процессы и явления применительно к подросткам создают на макроуровне негативные условия для их жизни и воспитания и тем самым могут способствовать негативным девиациям» (Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков, С. 3).

    Такого  рода проблема может привести к появлению  патологии в развитии, например, обострению акцентуаций характера, т. е. крайним вариантам нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, в результате чего появляется избирательная уязвимость к определенным психогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим (И. С. Кон, «Психология ранней юности», С. 217). Нарушения в развитии могут происходить по разным причинам: социальная среда предъявляет к подростку непосильные требования; процессы переходного возраста предрасполагают подростка, делают его особенно восприимчивым к определенным неблагоприятным воздействиям; период полового созревания (пубертат) провоцирует выявление ранее скрытой патологии развития. Если при нормальном развитии у подростка деятельность детерминируется мотивацией эмоционального и информационного обмена с социальной средой, то при патологическом  развитии у подростка формируются механизмы отчуждения, девиаций; попадая в стрессовую ситуацию, которую подросток не в состоянии разрешить, он становится уязвимым для негативного воздействия отрицательных эмоций. И. С. Кон в книге «Психология ранней юности выделил несколько возможных вариантов личностных расстройств в результате патологического развития:

механизм отстранения - разрыв привычных связей, в результате которого знакомое явление кажется странным, непривычным, требующим объяснения; привычные объекты вырваны из логической связи, между подростком и привычными объектам устанавливается некая дистанция, мешающая установлению нормальных связей между ними. В крайней форме отстранение может перерасти в отчуждение, когда привычные объекты начинают казаться абсолютно чуждыми, посторонними, они воспринимаются лишь внешне, но их суть теряется для понимания

деперсонализация, или механизм самоотчуждения — собственное «Я» становится чуждым, утрачивается ощущение реальности собственного тела, которое воспринимается как «внешний объект», появляется апатия, теряет смысл любая деятельность, имеет место эмоциональная тупость, т. е. поражается самосознание.

депрессия — расстройство, характеризующееся снижением настроения, нарушениями в эмоциональной сфере, потерей интереса к ранее интересовавшим занятиям, апатией, низкой самооценкой.

дисморфомания — бред физического недостатка

дисморфофобия — страх изменения своего тела

синдром философской, или метафизической, интоксикации — гипертрофированный интерес к глобальным проблемам бытия, характеризующийся отсутствием или отрицанием критики в адрес своих идей, невозможность их связного изложения, непродуктивность воображения. В сумме со сверхценными идеями нередко приводит к шизофрении.

      Таким образом, невозможность или повышенная трудность самореализации при недостаточных для того возможностях неизбежно приводят к попыткам подростка реализовать себя в девиациях. Девиации, то есть отклонение от норм, могут быть двух направленностей – позитивные (стремление реализовать себя в творчестве) и негативные (криминализация, наркотизация, алкоголизация). Негативные девиации имеют большую распространённость, чем позитивные, основной причиной чего является более скорая самореализация.  Совокупность искажённых знаний, потребностей, интересов, отношения к людям вследствие неблагополучных условий жизни и воспитания приводит к деформации личности и, как вариант, формированию личности подростка – правонарушителя. Таким образом, можно заключить, что правонарушающее поведение у несовершеннолетних возникает в ситуациях, когда требования подростка, диктуемые его возрастом, игнорируются.

    Причины и условия, способствующие формированию личности подростка-правонарушителя

    К основным причинам, способствующим  формированию девиантного поведения, относятся такие причины, как

Отрицательное влияние семьи

Воспитание  и усвоение ребёнком образца межличностных  отношений на примере семьи является фундаментом всей его будущей  жизни. Как правило, подростки с  девиантным поведением являются выходцами из неблагополучных семей, т. е. семей с низким социально экономическим статусом, трудным материальным положением или антисоциальным поведением родителей. Агрессивное поведение чаще передаются не по наследству, а вследствие идентификации ребёнком себя с антисоциальным родителем (Moffitt, T. E. Parental mental disorder and offspring criminal behavior: An adoption study3). В таких семьях отсутствует строгая дисциплина, нормы поведения, возможна алкоголизация (наркотизация) родителей.

«По данным изучения членов групповых преступлений, свыше 80% их участников вышли из семей, в которых господствует атмосфера взаимной грубости, притеснений, унижений слабых сильными»4

В. Ф. Пирожков в книге «Криминальная психология»  подразделяет отрицательное влияние  семьи на 2 вида — прямое и косвенное.

Прямое  отрицательное влияние  семьи заключается в том, что противоправное поведение со стороны родителей и других старших членов семьи (злоупотребление алкоголем, аморальное поведение, тунеядство, и т. д.) непосредственно подаёт отрицательный пример детям.

Косвенное отрицательное влияние  семьи заключается в потакании аморальным поступкам детей, неумеренное удовлетворение потребностей и запросов, освобождение от семейных обязанностей, т. е. балование. В результате у таких избалованных подростков формируется эгоизм, завышенные притязания, неуважение к другим людям, игнорирование их интересов, безответственность и т. п. (Пирожков В. Ф., «Криминальная психология», С. 319-337) 

● Отрицательное влияние ближайшего окружения

Каждый  человек имеет свой круг общения, который расширяется по мере взросления с появлением новых друзей, знакомых, коллег. Подросток по мере взросления, перенимает многое из своего разрастающегося круга общения, его поведение подстраивается под приятелей-сверстников, контакты с ними служат источником информации и формирования новых взглядов. Наиболее тесный круг общения составляет ближайшее окружение, и как следствие, лица, в это окружение входящие, приобретают для подростка большую роль и оказывают большее влияние. Ближайшее окружение дарует подростку чувство психологической защищённости, задействованности, признания, даёт возможность более полной самореализации. Лицами, входящими в ближайшее окружения, могут оказаться как социально благополучные, так и асоциальные субъекты. Таким ближайшим окружением может оказаться и преступная группа, использующая такие завлекающие приёмы, как демонстрация психической защищённости, доверия, покровительства, спекуляция на чувствах принадлежности, путём поощрения низменных инстинктов, доступ к запретному и т. п. (Пирожков В. Ф., «Криминальная психология», С. 325-329). 

Информация о работе Факторы риска групповых правонарушений у подростков