Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:21, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить взаимосвязь между ценностными ориентациями и акцентуациями характера юношей и девушек в подростковом возрасте.
Введение …………………………………………………………………………3
Раздел 1. Взаимосвязь ценностных ориентаций и акцентуаций характера подростков
1.1 Теоретический анализ понятий «ценность» и «ценностные ориентации» личности ……………………………………………………6
1.2 Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций подростков ………………………………………………………………10
1.3 Характеристика акцентуаций характера в подростковом возрасте……………………………………………………………………14
Выводы………………………………………………………………………..…27
Раздел 2. Исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и акцентуаций характера подростков
2.1 Организация и методика исследования……………………………...28
2.2 Описание и анализ результатов исследования……………………..30
2.3 Вычисление коэффициента ранговой корреляции Спирмена……..33
Выводы………………………………………………………………………….36
Общие выводы…………………………………………………………………38
Список использованных источников………………………………………..40
Приложение
Гипотеза нашего исследования – существует взаимосвязи между ценностными ориентациями и акцентуациями характера подростков подтвердилась.
Знания об особенностях ценностных ориентаций и особенностей акцентуаций характера у подростков, а также полученные результаты проведенного исследования, интерпретированные нами в рамках данной, мало исследованной области психологии, можно использовать как для дальнейших теоретических исследований, так и в психологическом консультировании, психокоррекционной и психотерапевтической работе, как в психологии, так и в других социальных сферах.
Перспективы дальнейшего исследования видятся в дальнейшем изучении ценностных ориентаций и особенностей акцентуаций характера у подростков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 397 с.
2. Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Арсон. – СПб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2002. – 560 с.
3. Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики //Психологический журнал.-2003.- №1.-С.28-38.
4. Безменова
И. К. Ценностные ориентации [Электронный
ресурс] Психология. / центр информ.технологий
РФ. –М.: Росийское образование, 2008. – Режим
доступа http://www.psychology.ru/
5. Битуева
А.В. Особенности структурного
строения ценностных ориентаций
[Электронный ресурс] Credo New/ центр
информ.технологий. –. –М.: 1998.. –
Режим доступа http://credonew.
6. Божович,
Л.И. Проблема формирования
7. Вегнер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков / А.Л. Вегнер. – М.: Рига, 2000. – 184 с.
8. Гаврилюк В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. – 2002. – №1. – С.96–105.
9. Гайс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Гайс. -- СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 656с.
10. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: учебник / О.Ю. Ермолаев.— М.: Московский психолого-социальный институт «Флинта», 2003. -336 с. – (Серия «Библиотека психолога»).
11. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков / В.Т. Кондрашенко. - Мн.: Наука и техника, 1988. – 368с.
12. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций/ В.Г. Крысько. – 3-е изд. – М.: Омега – Л, 2006. – 352с.
13. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард.- Ростов-Н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.-544с
14. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. – 64 с.
15. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера // Психология индивидуальных различий. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова / А.Е. Личко.-- М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 288-318.
16. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А.Е. Личко. – М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-ва ЭКСМО Пресс, 1999. – 416с.
17. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. —М.: Изд-во МГУ, 1982. — С.208-118.
18. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений / Р.С. Немов.-- М.: Владос, 1998. – 444 с.
19. Никитина В.А.Социальная педагогика / В.А. Никитина. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 272с.
20. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998.- с. 755.
21. Стволыгин
К.В. Организация научного
22. Стойлик А. Ю. Материалы 13-й международной конференции / А.Ю. Стойлик. - СПб.: СМУ, 2002. – 322 с.
23. Райгородский
Д.Я. Практическая
24. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера: Хрестоматия/ Д.Я. Райгородский.- Самара: Издат. Дом «БАХРАХ-М», 2002.-640 с.
25. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм- Еврознак, 2002. – 656с.
26. Рокич
М. Природа человеческих
28. Рубинштейн С.Л. Психологическая наука и дело воспитания // Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.- М.: Педагогика, 1976. С. 182—192.
29. Фернхем А.Личности и социальное поведение / А. Фернхем. – СПб.: Питер, 2001. – 368 с.
30. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт / А.Г. Шмелев. – СПб.: Речь, 2002. - 480 с.
31. Яницкий
М.С. Ценностные ориентации
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Результаты исследования ценностных ориентаций юношей и девушек в подростковом возрасте
ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
№ П/П | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
1 | 10 | 12 | 9 | 5 | 11 | 1 | 17 | 13 | 6 | 2 | 14 | 7 | 3 | 15 | 4 | 8 | 16 | 18 |
2 | 8 | 14 | 1 | 9 | 2 | 13 | 7 | 6 | 10 | 3 | 18 | 11 | 15 | 4 | 17 | 12 | 5 | 16 |
3 | 17 | 1 | 10 | 16 | 9 | 2 | 15 | 3 | 11 | 8 | 14 | 4 | 7 | 12 | 5 | 6 | 18 | 13 |
4 | 7 | 17 | 8 | 15 | 1 | 15 | 6 | 9 | 2 | 10 | 16 | 3 | 13 | 4 | 12 | 5 | 18 | 11 |
5 | 17 | 7 | 6 | 18 | 16 | 5 | 15 | 4 | 14 | 8 | 10 | 2 | 11 | 3 | 9 | 12 | 1 | 13 |
6 | 1 | 13 | 18 | 12 | 2 | 17 | 11 | 10 | 3 | 9 | 4 | 14 | 5 | 8 | 6 | 15 | 7 | 16 |
7 | 8 | 7 | 16 | 6 | 15 | 5 | 14 | 4 | 13 | 3 | 17 | 10 | 2 | 9 | 18 | 1 | 12 | 11 |
8 | 9 | 10 | 1 | 17 | 2 | 8 | 16 | 7 | 15 | 11 | 6 | 13 | 5 | 18 | 3 | 12 | 14 | 4 |
9 | 7 | 13 | 5 | 18 | 4 | 6 | 14 | 3 | 12 | 15 | 2 | 11 | 8 | 1 | 16 | 17 | 9 | 10 |
10 | 13 | 6 | 14 | 5 | 12 | 4 | 17 | 1 | 11 | 7 | 15 | 2 | 16 | 3 | 10 | 18 | 8 | 9 |
11 | 14 | 1 | 7 | 12 | 16 | 2 | 13 | 6 | 9 | 3 | 4 | 15 | 5 | 11 | 8 | 17 | 18 | 10 |
12 | 11 | 10 | 7 | 16 | 6 | 12 | 9 | 5 | 13 | 4 | 14 | 17 | 3 | 15 | 18 | 2 | 1 | 8 |
13 | 18 | 13 | 6 | 5 | 12 | 16 | 4 | 14 | 3 | 15 | 7 | 2 | 9 | 18 | 1 | 11 | 17 | 10 |
14 | 6 | 4 | 16 | 15 | 5 | 14 | 1 | 7 | 13 | 8 | 17 | 9 | 12 | 2 | 18 | 10 | 3 | 11 |
15 | 1 | 14 | 18 | 8 | 13 | 2 | 9 | 7 | 15 | 6 | 16 | 12 | 3 | 10 | 4 | 17 | 11 | 5 |
16 | 3 | 8 | 1 | 7 | 4 | 9 | 16 | 10 | 6 | 15 | 5 | 14 | 11 | 17 | 2 | 13 | 18 | 12 |
17 | 12 | 5 | 4 | 18 | 11 | 14 | 1 | 13 | 10 | 2 | 15 | 16 | 9 | 3 | 7 | 17 | 6 | 8 |
18 | 8 | 14 | 1 | 9 | 2 | 13 | 7 | 6 | 10 | 3 | 18 | 11 | 15 | 4 | 17 | 12 | 5 | 16 |
19 | 1 | 13 | 18 | 12 | 2 | 17 | 11 | 10 | 3 | 9 | 4 | 14 | 5 | 8 | 6 | 15 | 7 | 16 |
20 | 7 | 17 | 8 | 15 | 1 | 15 | 6 | 9 | 2 | 10 | 16 | 3 | 13 | 4 | 12 | 5 | 18 | 11 |
21 | 17 | 7 | 6 | 18 | 16 | 5 | 15 | 4 | 14 | 8 | 10 | 2 | 11 | 3 | 9 | 12 | 1 | 13 |
22 | 7 | 13 | 5 | 13 | 4 | 6 | 14 | 3 | 12 | 15 | 2 | 11 | 8 | 1 | 16 | 9 | 17 | 10 |
23 | 8 | 7 | 16 | 6 | 15 | 5 | 14 | 4 | 13 | 3 | 17 | 10 | 2 | 9 | 18 | 1 | 12 | 11 |
24 | 16 | 9 | 8 | 14 | 7 | 3 | 13 | 18 | 6 | 12 | 1 | 15 | 10 | 2 | 5 | 4 | 11 | 17 |
25 | 12 | 6 | 15 | 11 | 5 | 13 | 2 | 7 | 18 | 14 | 8 | 3 | 16 | 9 | 17 | 1 | 10 | 4 |
26 | 18 | 1 | 17 | 2 | 16 | 10 | 8 | 11 | 7 | 9 | 6 | 15 | 5 | 12 | 3 | 14 | 4 | 13 |
27 | 13 | 12 | 8 | 7 | 11 | 6 | 18 | 5 | 10 | 4 | 14 | 3 | 15 | 9 | 1 | 16 | 2 | 17 |
28 | 14 | 1 | 7 | 12 | 16 | 2 | 13 | 6 | 9 | 3 | 4 | 15 | 5 | 11 | 8 | 17 | 18 | 10 |
29 | 6 | 4 | 16 | 15 | 5 | 14 | 1 | 7 | 13 | 8 | 17 | 9 | 12 | 2 | 18 | 10 | 3 | 11 |
30 | 18 | 13 | 6 | 5 | 12 | 16 | 4 | 14 | 3 | 15 | 7 | 2 | 9 | 18 | 1 | 11 | 17 | 10 |
ИНСТРУМЕНТАЛНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
№ П/П | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
1 | 7 | 15 | 6 | 14 | 1 | 13 | 12 | 18 | 5 | 8 | 2 | 16 | 9 | 17 | 10 | 3 | 11 | 4 |
2 | 16 | 1 | 15 | 2 | 14 | 8 | 17 | 11 | 7 | 3 | 13 | 4 | 18 | 5 | 6 | 9 | 10 | 12 |
3 | 12 | 5 | 17 | 11 | 10 | 4 | 18 | 6 | 3 | 14 | 7 | 13 | 2 | 8 | 16 | 1 | 15 | 9 |
4 | 4 | 13 | 5 | 12 | 18 | 17 | 9 | 8 | 14 | 1 | 10 | 6 | 15 | 11 | 2 | 7 | 16 | 3 |
5 | 8 | 14 | 1 | 9 | 2 | 13 | 7 | 6 | 10 | 3 | 18 | 11 | 15 | 4 | 17 | 12 | 5 | 16 |
6 | 18 | 1 | 12 | 10 | 11 | 9 | 6 | 17 | 5 | 16 | 2 | 13 | 4 | 14 | 3 | 15 | 7 | 8 |
7 | 17 | 6 | 16 | 5 | 13 | 4 | 7 | 3 | 14 | 12 | 11 | 8 | 2 | 15 | 18 | 1 | 9 | 10 |
8 | 17 | 1 | 10 | 16 | 9 | 2 | 15 | 3 | 11 | 8 | 14 | 4 | 7 | 12 | 5 | 6 | 18 | 13 |
9 | 7 | 17 | 8 | 15 | 1 | 15 | 6 | 9 | 2 | 10 | 16 | 3 | 13 | 4 | 12 | 5 | 18 | 11 |
10 | 16 | 15 | 6 | 17 | 5 | 1 | 10 | 14 | 4 | 9 | 11 | 8 | 3 | 12 | 7 | 13 | 2 | 18 |
11 | 15 | 1 | 14 | 9 | 8 | 13 | 2 | 4 | 7 | 16 | 3 | 10 | 5 | 17 | 12 | 6 | 18 | 11 |
12 | 6 | 16 | 7 | 10 | 17 | 5 | 15 | 8 | 11 | 1 | 12 | 9 | 14 | 2 | 13 | 18 | 3 | 4 |
13 | 11 | 10 | 18 | 5 | 9 | 1 | 4 | 12 | 17 | 3 | 6 | 13 | 2 | 14 | 7 | 15 | 8 | 16 |
14 | 11 | 10 | 7 | 16 | 6 | 12 | 9 | 5 | 13 | 4 | 14 | 17 | 3 | 15 | 18 | 2 | 1 | 8 |
15 | 14 | 1 | 7 | 12 | 16 | 2 | 13 | 6 | 9 | 3 | 4 | 15 | 5 | 11 | 8 | 17 | 18 | 10 |
16 | 8 | 7 | 16 | 6 | 15 | 5 | 14 | 4 | 13 | 3 | 17 | 10 | 2 | 9 | 18 | 1 | 12 | 11 |
17 | 1 | 15 | 2 | 18 | 5 | 14 | 3 | 17 | 4 | 10 | 6 | 7 | 11 | 12 | 8 | 13 | 9 | 16 |
18 | 15 | 8 | 7 | 6 | 14 | 5 | 13 | 4 | 16 | 9 | 17 | 3 | 10 | 18 | 11 | 2 | 12 | 1 |
19 | 1 | 18 | 12 | 2 | 3 | 11 | 4 | 10 | 17 | 15 | 9 | 5 | 6 | 13 | 7 | 16 | 8 | 14 |
20 | 18 | 14 | 6 | 12 | 15 | 13 | 1 | 5 | 2 | 7 | 11 | 8 | 16 | 3 | 10 | 17 | 4 | 9 |
21 | 3 | 8 | 2 | 9 | 18 | 10 | 7 | 16 | 11 | 6 | 4 | 17 | 12 | 13 | 15 | 1 | 14 | 5 |
22 | 18 | 13 | 9 | 17 | 1 | 12 | 14 | 2 | 6 | 10 | 7 | 5 | 4 | 15 | 3 | 16 | 8 | 11 |
23 | 1 | 14 | 16 | 2 | 7 | 3 | 12 | 15 | 17 | 4 | 6 | 13 | 11 | 5 | 18 | 8 | 10 | 9 |
24 | 15 | 10 | 9 | 14 | 1 | 12 | 2 | 4 | 8 | 13 | 3 | 16 | 7 | 18 | 5 | 17 | 11 | 6 |
25 | 8 | 7 | 16 | 6 | 15 | 5 | 14 | 4 | 13 | 3 | 17 | 10 | 2 | 9 | 18 | 1 | 12 | 11 |
26 | 15 | 1 | 2 | 18 | 5 | 14 | 3 | 17 | 4 | 10 | 6 | 7 | 11 | 12 | 8 | 13 | 9 | 16 |
27 | 8 | 18 | 13 | 7 | 17 | 1 | 12 | 2 | 16 | 9 | 11 | 3 | 6 | 4 | 14 | 10 | 15 | 5 |
28 | 1 | 17 | 12 | 2 | 16 | 13 | 3 | 11 | 18 | 4 | 10 | 9 | 5 | 14 | 6 | 15 | 7 | 8 |
29 | 9 | 10 | 8 | 18 | 7 | 1 | 12 | 6 | 17 | 11 | 2 | 5 | 13 | 3 | 14 | 4 | 15 | 16 |
30 | 1 | 14 | 16 | 2 | 7 | 3 | 12 | 15 | 17 | 4 | 6 | 13 | 11 | 5 | 18 | 8 | 10 | 9 |
Таблица 2.1 Распределение ценностных ориентаций по группе
Список «терминальных ценностей | По группе в целом | девушки | юноши |
Активная, деятельная жизнь | 3,65 | 3,80 | 3,50 |
Здоровье | 4,14 | 4,00 | 4,28 |
Красота природы и искусства | 3,32 | 3,65 | 3,20 |
Материально обеспеченная жизнь | 3,46 | 3,45 | 3,47 |
Спокойствие в стране, мир | 3,15 | 3,30 | 3,00 |
Познание, интеллектуальное развитие | 3,87 | 3,60 | 4,35 |
Независимость суждений и оценок | 3,60 | 3,20 | 3,80 |
Счастливая семейная жизнь | 4,35 | 4,55 | 4,20 |
Уверенность в себе | 3,48 | 3,40 | 3,52 |
Жизненная мудрость | 3,18 | 3,18 | 3,18 |
Интересная работа | 4,42 | 4,35 | 4,50 |
Любовь | 3,95 | 4,26 | 3,65 |
Наличие верных и хороших друзей | 4,22 | 4,00 | 4,35 |
Общественное признание | 3,10 | 3,00 | 3,20 |
Равенство (в возможностях) | 3,62 | 3,75 | 3,50 |
Свобода поступков и действий | 3,47 | 3,58 | 3,36 |
Творческая деятельность | 3,34 | 3,25 | 3,34 |
Получение удовольствий | 3,12 | 3,25 | 3,00 |
Информация о работе Ценностные ориентации подростков группы риска