Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:15, реферат
Биографические методы в психологии (ново-греч. βιογραφία — жизнеописание от др.-греч. βίος — жизнь, γράφω — пишу) — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти XX века (Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер). Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития её индивидуального бытия.
Биографические методы в психологии (ново-греч. βιογραφία — жизнеописание от др.-греч. βίος — жизнь, γράφω — пишу) — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти XX века (Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер). Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития её индивидуального бытия. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п.
Биографические методы в психологии (от греч. bios — жизнь, grapho — пишу) — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти XX в. (Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер). Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п.
Комплекс методов исследования которыми пользуются исследуя процесс возрастного развития ребенка состоит из трех блоков и соответствующих им методик. Одна треть методов заимствована из общей психологии; Вторая треть методов – из дифференциальной психологии (сравнительной); Третья треть методов – из социальной психологии.
Вводные замечания. Биографический метод представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. В настоящее время он является единственным методом, который позволяет изучить личность в процессе развития. Биографический метод - исторический и одновременно генетический, так как позволяет проследить динамику жизненного пути. Недостатки этого метода - описательность и подверженность прошлого ошибкам памяти - могут быть скорректированы более объективными данными комплексного исследования личности.
Разработка биографического метода относится к первой трети XX в. Первое комплексное биографическое исследование, охватывающее все возрастные этапы и сферы жизни человека, связано с именем Шарлоты Бюллер.
В советской психологии к этому методу впервые обратился Н. А. Рыбников, подчеркивавший, что использование биографического метода играет существенную роль в понимании общего потенциала человека.
Развитие биографического метода имеет важное значение в системе становления человекознания и комплексного психологического изучения человека как индивида, личности, субъекта деятельности, начатого академиком Б. Г. Ананьевым в 1968 г. и продолженного его учениками Н. В. Логиновой, Н. М. Владимировой, Л. А. Головей и др.
Предметом биографического
метода является жизненный путь—история
личности и субъекта деятельности.
Источниками биографической информации
выступает сам изучаемый
включает следующие разделы:
1. Данные жизненного пути.
2. Ступени социализации (ясли, детский сад, школа, вуз и т.д.).
3. Среда развития (места жительства, учебные учреждения и т.д.).
4. Интересы и любимые
занятия в разные периоды
5. Состояние здоровья (в
том числе перенесенные
Цель этого метода позволяет проследить за духовнопсихологическим развитием человека, начиная с детского возраста до момента взросления. Этот метод наблюдения основан на непрерывной записи.
Предметом биографического метода является жизненный путь - история личности и субъекта деятельности. Источниками биографической информации выступает сам изучаемый человек, факты и данные, происходящие в его жизни. Этот метод позволяет изучить личность в процессе развития.
Биографический метод - одновременно и генетический, так как позволяет проследить динамику жизненного пути. Недостатки этого метода - подверженность прошлого ошибкам памяти - могут быть скорректированы более объективными данными комплексного исследования личности.
Дневники
Система ведения дневниковых записей это первая система, которая была использована в детской психологии, и это начало научной детской психологии. Ещё в 1882 году, немецкий психолог представил записи, который отслеживали развитие его сына с первого дня его рождения до трёхлетнего возраста. Записывая все свои наблюдения в течение дня, он отражал в дневнике данные развития моторики, ощущений, эмоций своего ребёнка...
Однако, не смотря на то, что этот дневник был первый, имеющий научную значимость, это был не единственный дневник увидевший свет. Ещё один дневник был написал в 1877 г. "Биографические записи младенца", до этого времени в 1818 г. другой врач опубликовал дневник ребёнка, в котором содержались записи, проводимые в течение двух с половиной лет о развитии моторики, языка, ощущений, однако, и это не были ежедневные записи.
Комплексное биографическое исследование, охватывающее все возрастные этапы и сферы жизни человека, связано так же с именем Шарлотты Бюллер. В советской психологии к этому методу впервые обратился Н. А. Рыбников. Развитие биографического метода имеет важное значение в системе становления человекознания и комплексного психологического изучения человека как индивида, личности, субъекта деятельности, начатого академиком Б. Г. Ананьевым в 1968 г. и продолженного его учениками Н. В. Логиновой, Н. М. Владимировой и др. В биографическом методе обычно используются данные определённого ограниченного периода, например, рассматривается период до рождения брата, или период начала речевой активности ребёнка, и т. д. здесь могут быть использованы сделанные в этот период контрольные работы, результаты экзаменов, оценки и т.д. Используя нормативные данные, психолог может прослеживать через биографические записи поведение ребёнка относительно нормы поведения для данного возраста.
Два способа подбора нормативных данных.
1) Так называемый широкий срез данных, когда психолог рассматривает группу разных детей разного возраста, подчеркивая типичные особенности поведения присущие для определённого возраста.
2) И так называемый длинный срез, когда рассматривается
поведение одного и того же ребёнка непрерывно
в течение многих лет, чтобы отследить
изменения происходящие в его поведении
сравнивая их с нормой для данного возраста.
Сложность этого способа в том, что он
требует очень длительно времени наблюдения
за объектом. Биографический метод имеет
много общего с методом включенного наблюдения
и, по сути, является еще одной разновидностью
этнографического подхода к "анализу
случая". Отличием биографического
метода можно считать
выделение уникальных аспектов в истории
жизни человека (иногда группы, организации)
и субъективно- личностный подход к описанию
человеческой жизни, карьеры, истории
любви и т. п.
Наблюдение - это целенаправленное систематическое изучение человека, по результатам которого дается экспертная оценка. Этот метод часто лежит в основе других приемов исследования (например, дневникового, автобиографического и пр.).
БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД (в психологии) - метод исследования личности, группы людей, базирующийся на анализе жизненного пути, фактов биографии. Биографический метод, как и автобиография, воссоздает атмосферу реальной жизни человека, является источником знаний о его духовном развитии, этапах пройденного жизненного пути. Метод играет большую роль в пропаганде науки, дает уникальный материал о жизни людей науки, научном творчестве.
Биографические методы в психологии (от греч. bios - жизнь, grapho - пишу) — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти XX в. (Н. А. Рыбников, Ш.Бюлер). Первоначально они ограничивались ретроспективным описанием прошедших этапов жизни человека или всего жизненного пути исторических персонажей прошлого. В дальнейшем биографические методы стали включать анализ актуальных и предполагаемых в будущем событий (будущая автобиография, управляемая фантазия, графики жизни, каузометрия), а также исследования круга общения (дополнительные биографии, линии отношений субъекта). Современные биографические методы, основанные на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений со значимыми другими, направлены на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, пространственно-временной организации ее деловой, семейной, духовной жизни, природной и социальной среды. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, тесты, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев (опрос близких людей, воспоминания современников), изучение продуктов деятельности (контент-анализ дневников и писем, построение кривых продуктивности и диаграмм жизненных измерений).
Характеристика биографических методов
Биография по праву считается одним
из старейших художественно-
Сознательное или неосознанное стремление
к поиску в жизни другого человека ориентиров
для построения собственного жизненного
пути является одной из причин популярности
биографического жанра, когда речь идет
о художественных биографиях, основная
цель которых как раз и заключается в том,
чтобы служить путеводной нитью и примером
для самосовершенствования и самовоспитания
молодежи. Но что дает изучение единичной
жизни профессиональному ученому? Какой
вклад в науку вносит это знание? Однозначно
ответить на эти вопросы трудно, так как
представители разных научных дисциплин
ищут и находят в биографиях каждый свое
и по-своему прочитывают человеческую
жизнь.
Биографические методы в психологии (ново-
жизнеописание от - жизнь, - пишу) - способы
исследования, диагностики, коррекции
и проектирования жизненного пути личности.
Биографические методы начали разрабатываться
в первой четверти XX века (Н. А. Рыбников,
Ш. Бюлер). Современные биографические
методы основаны на изучении личности
в контексте истории и перспектив развития
ее индивидуального бытия. Использование
биографических методов предполагает
получение информации, источником которой
являются автобиографические методики
(опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные
автобиографии), свидетельства очевидцев,
контент-анализ дневников, писем и т. п.
В психологии пока нет устоявшегося мнения
относительно целей, задач и способов
применения биографического метода. Доказательство
тому — наличие как минимум трех различных
значений, в которых употребляется само
понятие «биографический метод». При этом
сами авторы зачастую не осознают того,
что одним и тем же термином в психологической
литературе обозначаются совершенно разные
реальности.
В своем наиболее широком значении биографический
метод в психологии — это особый концептуальный
подход к изучению личности, основанный
на представлении о том, что личность является
«продуктом» собственной биографии или
истории своей жизни. Его можно кратко
выразить формулой «личность — это жизненный
путь человека». В этом качестве биографический
метод представляет собой нечто значительно
большее, чем инструмент для изучения
отдельных функций или свойств личности.
В нем воплощен специфический принцип
анализа личности: через историю ее развития
и становления.
Обращаясь к историй возникновения этого
метода, можно без преувеличения сказать,
что в сущности весь психоанализ замешан
на использовании биографического подхода
к изучению личности, хотя сам этот термин
ортодоксальными фрейдистами практически
не использовался. Однако не случайно
именно в рамках психоанализа зародилось
и успешно развивается такое современное
направление, как психобиография.
В психоанализе личность рассматривалась
как производная психологически значимых
событий, происходивших в раннем детстве.
Такими событиями считались различные
психологические конфликты, психотравмирующие
ситуации, впечатления и переживания,
которые признавались решающими для последующих
этапов личностного развития. Прослеживалась
их роль и воплощение в особенностях зрелой
личности и ее деятельности, а также в
содержании ее научного или художественного
творчества. Столь специфическое понимание
детерминации личностного развития, свойственное
психоанализу, превращает сделанные в
его рамках жизнеописания скорее в род
истории душевной болезни, нежели в историю
жизни.
Подход к анализу личности через ее жизненный
путь был представлен в 20-е годы нашего
столетия Н.А. Рыбниковым, который широко
применял биографический метод в своих
исследованиях и был его неутомимым пропагандистом.
Он полагал, что именно изучение биографии,
понимавшейся им как история развития
комплекса психофизиологических, психических
и социально-психологических свойств,
позволит вскрыть общие и непреложные
закономерности духовного развития человека.
Однако на практике, в полном созвучии
с требованиями первых послереволюционных
лет, задача исследователя состояла в
том, чтобы продемонстрировать прямое
и непосредственное влияние социальных
переломов (в частности, Октябрьской революции)
на развитие личности, начиная от ее психофизиологических
свойств и кончая мировоззрением, убеждениями
и мотивацией. Жизненный путь был для Рыбникова
историей реализации заложенных в человеке
способностей в конкретных общественно-исторических
условиях, препятствующих или благоприятствующих
их проявлению. Поэтому преувеличивалась
роль таких детерминант жизненного пути,
как социальное происхождение, материальные
условия, события общественной жизни и
т. п., что сближает данный подход с социологическим
взглядом на биографию.
Вместе с тем Н.А. Рыбников указывал на
огромные возможности использования биографического
метода для изучения условий достижения
успеха на поприще научного творчества,
считая, что потенциально выдающихся людей
рождается значительно больше, чем ими
фактически становятся.
К сожалению, биографические исследования
Н.А. Рыбникова не получили своего дальнейшего
развития отчасти потому, что не имели
под собой проработанной собственно психологической
концепции, отчасти потому, что казались
слишком «субъективными» на фоне бытовавших
в те годы объективистских тенденций в
психологии.
Начало глубокому осмыслению жизненного
пути как одной из категорий психологии
было положено С.Л. Рубинштейном и стало
затем центральным пунктом исследований
Б.Г. Ананьева. На сегодняшний день ему
принадлежит наиболее развернутая, хотя
и не бесспорная, концепция жизненного
пути как движения от индивида к личности.
Им же была сформулирована идея жизненного
пути как специфически человеческого
способа индивидуального развития. Именно
работами Рубинштейна и Ананьева был заложен
принципиально новый взгляд, согласно
которому личность не только продукт своей
биографии, но и ее субъект, т. е. активный
творец.
Заключение
Биографическое исследование личности,
ее жизненного пути и творчества есть
род исторического исследования
в любой области знания—
В комплексном исследовании биографический
метод существует в монографическом варианте.
В онтопсихологии биографический метод
становится психологическим исследованием
социального бытия личности. Здесь в общем
плане рассматривается история человека
как частицы эпохи, общие законы развертки
жизненного пути в историческом времени,
зависимость фаз «кульминации» и «финиша»
жизни от «старта», возрастная динамика
творчества в связи с профессией и эпохой,
отражение биографии в субъективном мире
человека, «производительность» жизненного
пути.
Биографический метод испытал сильное
воздействие идеалистических теорий —
психоанализа З. Фрейда, персонализма
В. Штерна, «понимающей» психологии В.
Дильтея, гуманистической психологии.
В отечественной психологии созданы основы
научного понимания жизненного пути как
социально-исторической формы индивидуального
бытия и развития человека. В настоящее
время в этом плане обсуждаются такие
вопросы, как закономерности развития
на всем протяжении жизни индивида, природа
жизненного пути и социальной жизнедеятельности,
отражение структуры биографии в самосознании
субъекта жизни, психологическое время
личности в биографическом масштабе, предложены
новые «техники» измерения биографических
феноменов, например каузометрия, многофакторный
статистическо-биографический анализ.
Специфические черты биографического
метода.
Во-первых, он является историческим по
происхождению, так как мигрировал в психологию
из исторических наук. Связь с ними прослеживается
в таких его особенностях, как значительная
ретроспективность, опосредованность
источниками, стремление к полноте реконструкции
прошлого, близость к искусству. Психологическое
биографирование заимствует некоторые
конкретные приемы из источниковедения.
Главное, что сам объект биографического
метода — жизненный путь — историчен
по своей природе. Как в исторических науках,
так и в психологической биографике основной
единицей анализа является событие.
Во-вторых, биографический метод несомненно
относится к генетическим. В этом отношении
он аналогичен экспериментальному лонгитюдному
исследованию. В силу своей ретроспективности
биографический метод отчасти может заменить
лонгитюд, когда нет возможности изучать
развитие непосредственно год за годом
на длительном отрезке времени.
В-третьих, факты жизненного пути, как
правило, нельзя воспроизвести в лабораторных
условиях — их можно только реконструировать.
Биографический метод, направленный на
реальный процесс жизнедеятельности личности,
отличается «естественностью». Биограф,
как и наблюдатель, не вмешивается в ход
событий. Биографические факты могут рассматриваться
в качестве жизненных показателей личностных
структур.
В-четвертых, биографический метод, оперирующий
молярными единицами — событиями, поступками,
обстоятельствами и т. д., нацеленный на
открытие «закона» индивидуальности изучаемого
человека, является синтетическим, а вместе
с тем в значительной мере описательным.
Однако в биографическом методе есть свои
приемы анализа и вполне возможны измерения.
Наконец, биографический метод освещает
не только объективную сторону жизни,
но и переживания во внутреннем мире, в
котором тоже есть события. В своем монографическом
варианте метод отличается интимностью,
если можно так назвать эту особенность.
Нередко воспоминания, письма, дневники
носят характер исповеди, и тогда особенно
мощно работают субъективные факторы
— защитные механизмы, влияние мотивов,
реакция на исследователя, искажения памяти.
Здесь высок уровень субъективности, поэтому
остра проблема валидности, надежности,
точности биографического метода.
В плане преодоления недостатков метода
(впрочем, относительных: трудоемкость,
описательность, субъективные искажения)
имеют значение исследования по психологии
воспоминаний, самосознания, психогнозиса.
Преодолению субъективизма в биографических
исследованиях служит комплексность процедуры,
т. е. использование различных биографических
источников, конкретных методик. Полезно
сопоставление биографических данных
с нормами и типами, полученными статистически
на больших выборках. Объективность биографического
метода повышается, когда материалы обсуждаются
в кругу специалистов на своего рода клинических
конференциях, когда параллельно одни
и те же лица изучаются разными исследователями.
Весьма необходимы для дальнейшего развития
биографического метода специальные методические
эксперименты, в которых бы сравнивались
познавательные возможности разных биографических
методик.
При этом многосторонние связи структуры
личности, представленной талантом и характером,
и жизненного пути определяют место этих
интегральных образований в кругу биографических
проблем: они результат жизненного пути
и его регуляторы, более того — основа
жизнетворчества.
Изучение биографических явлений имеет
не только теоретическое, но и практическое
значение. Уясняя закономерности жизнедеятельности
и жизненного пути, человек может лучше
представить себе оптимальный вариант
собственного развития, определить свой
жизненный путь. Понимание роли личности
в планировании и осуществлении жизненного
пути способствует более ответственному
отношению к нему, стремлению ставить
серьезные жизненные цели и достигать
их осуществления.