Методологические основы психологии

Автор: Галина Батракова, 26 Августа 2010 в 20:39, практическая работа

Описание работы

Методология науки – это ее мировоззренческие позиции, определяющие понимание изучаемого предмета, подход к нему, назначение, направленность и способ проводимых исследований. Целесообразно различать различные уровни методологии. Применительно к науке различают философскую и специально-научную методологию.

Работа содержит 1 файл

Копия ИНДИВИД.ЗАД. МЕТОДОЛОГ.docx

— 329.67 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кафедра психологии 
 
 
 

Индивидуальное  задание по дисциплине

методологические  основы психологии  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

  1. Раздел 1……………………………………………………………3
  2. Раздел 2……………………………………………………………17
  3. Раздел 3……………………………………………………………22
  4. Раздел 4……………………………………………………………25
  5. Вопросы к разделам………………………………………………35
  6. Список используемой литературы………………………………36

     Раздел 1

     Методологические  основы и приципы  психологии

     1.Уровни  методологии

 

      Методология науки – это ее  мировоззренческие позиции, определяющие  понимание изучаемого предмета, подход к нему, назначение, направленность  и способ проводимых исследований. Целесообразно различать различные  уровни методологии. Применительно  к науке различают философскую  и специально-научную методологию. 

      О философской методологии говорят  как о той основе, на которой  базируется деятельность; это учение  о наиболее общих законах природы,  общества и мышления. Философия  определяет исходные позиции  ученого в отношении действительности. Крупные философские учения выступают  в роли методологической основы  определенных научных направлений.  К этому уровню методологии  относится рассмотрение общих  форм научного мышления, например, обсуждение специфики гуманитарного  и естественнонаучного методов  познания. К положениям, составляющим  общую методологию науки, относятся,  например, следующие законы материалистической  диалектики:

  • материя первична, а сознание, психика – вторична;
  • окружающий мир познаваем для человека;
  • все в мире находится в непрерывном движении, изменении;
  • закон перехода количественных изменений в качественные;
  • источником развития является единство и борьба противоположностей;
  • развитие идет путем отрицания пройденного, преодоленного;

    В рамках специально-научной методологии  выделяются несколько уровней: уровень  общенаучной методологии, уровень  конкретно-научной методологии, уровень  метода как конкретной методики (или  способа действий с объектом).

    К общенаучной методологии относятся  универсальные принципы, средства, формы научного познания, соотносимые  не с какой-либо наукой, а применимые к широкому кругу наук (не расширяясь до общемировоззренческих установок). К этому уровню относятся, например:

  • концепции системного научного анализа;
  • структурно-уровневый подход;
  • кибернетические принципы описания сложных систем и др.;

    Конкретно-научная  методология разрабатывает аналогичные (общенаучной методологии) проблемы в рамках конкретных наук – как  в отношении теории, так и в  отношении эмпирической деятельности, исходя из особенностей объекта. Это  осуществляется в рамках систем знаний, создаваемых научными школами, определяющими  свои объяснительные принципы и способы  исследовательской и практической работы.

    На  уровне метода или конкретной методики психология использует группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции. К организационным методам относят: лонгитюдный метод, метод поперечных срезов и сравнительный метод.

      К эмпирическим методам относят:  наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные  методы (лабораторный, естественный, формирующий), психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы); анализ  продуктов деятельности; биографический  метод. К методам психологической  коррекции относят: аутотренинг,  групповой тренинг, способы терапевтического  воздействия. К методам обработки  данных относят: количественный  метод (математическая статистика, компьютерная обработка данных) и качетвенный метод (дифференциация  материала по группам, его анализ  и обобщение).

     2.Методологические  принципы психологии

 

    Применительно к психологии следует назвать  следующие принципы:

  1. Принцип системного детерминизма психического. Детерминизм - причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Данный принцип предполагает необходимость учета влияния различных причин, факторов на возникновение и развитие психологических явлений. В соответствии с материалистическим детерминизмом сознание человека определяется прежде всего его социальным бытием. То есть потребности, интересы, установки, представления людей определяются той социальной микро- и макросредой, в которой они находятся. В частности, поведение человека детерминируется не только внешними материальными причинами или социальной ситуацией, но и мотивационно-целевыми субъективными факторами, а также своими представлениями о прошлых, настоящих и будущих событиях.
  2. Принцип единства внешних воздействий и внутренних условий гласит, любые внешние воздействия (стимулы,  факторы, влияния) преломляются  через совокупность внутренних индивидуальных психофизиологических условий (способности, характер, мотивация, психические процессы и состояния).
  3. Принцип активности сознания личности предполагает, что личность является активным субъектом преобразования мира, в том числе и идеального (мира и преобразования).
  4. Принцип единства психики (сознания) и деятельности: психика возникает и развивается в рамках деятельной активности человека. Поэтому лучший способ исследования психических явлений - это изучение в условиях реальной деятельности или моделирование компонентов ведущей деятельности в психологических тестах (например, в лабораторном эксперименте). Сознание человека представляет собой внутренний план осуществляемой им деятельности, а деятельность - внешняя форма выражения сознания, процесс его опредмечивания. Психика познаваема только в деятельности, которую она регулирует.
  5. Принцип системности (системного строения психического явления) -принцип, требующий анализировать каждый элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом. Он предполагает, что психические явления возникают только как результат единых, взаимосвязанных процессов целостно работающего организма, обладающего нервной системой и осуществляющего внешнее поведение. Психику нельзя «слепить» из ощущений, восприятия, памяти и прочих процессов. Психическое представляет собой систему взаимодействующих компонентов ее структуры.
  6. Принцип развития предполагает рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении и развитии, разрешении противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант. Существует единство онтогенетических, филогенетических и социально-исторических детерминант развития и проявления психики. Данный принцип ориентирует психологов на изучение условий возникновения психических явлений, тенденций их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений.

     3.Методы  психологического  исследования, их  надежность, валидность  и репрезентативность

 

    Методы  научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых  ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов  исследования, от того, насколько они  валидны и надежны. Валидность –  один из основных показателей качества теста. Чем валиднее тест, тем лучше  отображается в нем то качество, ради измерения которого он создавался. Надежность – также один из критериев  качества теста, относящийся к точности измерения. Чем больше надежность, тем  более свободен тест от погрешностей измерения. Можно рассматривать  надежность как устойчивость результатов  при повторном измерении. Репрезентативность тестовых норм означает то, насколько  выборка стандартизации позволяет  применять тест на широкой популяции. Так как разработка тестовых заданий  зависит от того, на какой выборке  тест стандартизировался (по возрасту, полу, роду занятий и т.д.).

    Основные  методы психологических исследований и их варианты, применяемые для  сбора первичных данных

    Основной  метод     Вариант основного метода
    Наблюдение     Внешнее (наблюдение со стороны)
          Внутреннее (самонаблюдение)
          Свободное
          Стандартизированное
          Включенное
          Стороннее
    Опрос     Устный
          Письменный
          Свободный
          Стандартизированный
    Тесты     Тест-опросник
          Тест-задание
          Проективный тест
    Эксперимент     Естественный
          Лабораторный
    Моделирование     Математическое
          Логическое
          Техническое
          Кибернетическое
 

    Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию.

    Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета.

    свободный опрос.

    Тесты являются специализированными методами  психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

    Третий  тип тестов (методов) — проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать  другим людям. Проективные тесты  предназначены для изучения психологических  и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании  того, как он воспринимает и оценивает  ситуации, психологию и поведение  людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

    Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Эксперимента подразделяют на естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности.

    Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступное. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

     4.Методы  обработки и интерпретации  данных, применяемые  в психологическом  исследовании

 

    1)В  психологии широко применяются  различные способы и приемы  обработки этих данных, их логического  и математического анализа для  получения вторичных результатов,  т.е. фактов и выводов, вытекающих  из интерпретации переработанной  первичной информации. Для этой  цели применяются, в частности,  разнообразные методы математической  статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.

    Методами  статистической обработки результатов исследования называются математические приемы, формулы, способы количественных расчетов, с помощью которых количественные показатели, получаемые в ходе эксперимента, можно обобщать, приводить в систему, выявляя скрытые в них закономерности. Речь идет о таких закономерностях статистического характера, которые существуют между изучаемыми в эксперименте переменными величинами.

    Некоторые из методов математико-статистического  анализа позволяют вычислять  так называемые элементарные математические статистики, характеризующие выборочное распределение данных, например выборочное среднее, выборочная дисперсия, мода, медиана и ряд других. Иные методы математической статистики, например, дисперсионный анализ, регрессионный анализ, позволяют судить о динамике изменения отдельных статистик выборки. С помощью третьей группы методов, скажем, корреляционного анализа, факторного анализа, методов сравнения выборочных данных, можно достоверно судить о статистических связях, существующих между переменными величинами, которые исследуют в данном эксперименте.

    Все методы количественного (математико-статистического) анализа условно делятся на первичные  и вторичные.

    Первичными  называют методы, с помощью которых можно получить показатели, непосредственно отражающие результаты производимых в эксперименте измерений. Соответственно под первичными статистическими показателями имеются в виду те, которые применяются в самих психодиагностических методиках и являются итогом начальной статистической обработки результатов психодиагностики. К первичным методам статистической обработки относят, например, определение выборочной средней величины, выборочной дисперсии, выборочной моды и выборочной медианы. Данные величины позволяют определить характер распределения результатов по выборке испытуемых.

Информация о работе Методологические основы психологии