Автор: Галина Батракова, 26 Августа 2010 в 20:39, практическая работа
Методология науки – это ее мировоззренческие позиции, определяющие понимание изучаемого предмета, подход к нему, назначение, направленность и способ проводимых исследований. Целесообразно различать различные уровни методологии. Применительно к науке различают философскую и специально-научную методологию.
Кафедра
психологии
Индивидуальное задание по дисциплине
методологические
основы психологии
Содержание
Методология науки – это ее
мировоззренческие позиции,
О философской методологии
В
рамках специально-научной
К
общенаучной методологии
Конкретно-научная
методология разрабатывает
На
уровне метода или конкретной методики
психология использует группы методов:
организационные, эмпирические, методы
обработки данных и методы коррекции.
К организационным методам
К эмпирическим методам
Применительно к психологии следует назвать следующие принципы:
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны. Валидность – один из основных показателей качества теста. Чем валиднее тест, тем лучше отображается в нем то качество, ради измерения которого он создавался. Надежность – также один из критериев качества теста, относящийся к точности измерения. Чем больше надежность, тем более свободен тест от погрешностей измерения. Можно рассматривать надежность как устойчивость результатов при повторном измерении. Репрезентативность тестовых норм означает то, насколько выборка стандартизации позволяет применять тест на широкой популяции. Так как разработка тестовых заданий зависит от того, на какой выборке тест стандартизировался (по возрасту, полу, роду занятий и т.д.).
Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных
Основной метод | Вариант основного метода |
Наблюдение | Внешнее (наблюдение со стороны) |
Внутреннее (самонаблюдение) | |
Свободное | |
Стандартизированное | |
Включенное | |
Стороннее | |
Опрос | Устный |
Письменный | |
Свободный | |
Стандартизированный | |
Тесты | Тест-опросник |
Тест-задание | |
Проективный тест | |
Эксперимент | Естественный |
Лабораторный | |
Моделирование | Математическое |
Логическое | |
Техническое | |
Кибернетическое |
Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию.
Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета.
свободный опрос.
Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.
Третий тип тестов (методов) — проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.
Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Эксперимента подразделяют на естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности.
Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступное. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.
1)В
психологии широко применяются
различные способы и приемы
обработки этих данных, их логического
и математического анализа для
получения вторичных
Методами статистической обработки результатов исследования называются математические приемы, формулы, способы количественных расчетов, с помощью которых количественные показатели, получаемые в ходе эксперимента, можно обобщать, приводить в систему, выявляя скрытые в них закономерности. Речь идет о таких закономерностях статистического характера, которые существуют между изучаемыми в эксперименте переменными величинами.
Некоторые
из методов математико-
Все методы количественного (математико-статистического) анализа условно делятся на первичные и вторичные.
Первичными называют методы, с помощью которых можно получить показатели, непосредственно отражающие результаты производимых в эксперименте измерений. Соответственно под первичными статистическими показателями имеются в виду те, которые применяются в самих психодиагностических методиках и являются итогом начальной статистической обработки результатов психодиагностики. К первичным методам статистической обработки относят, например, определение выборочной средней величины, выборочной дисперсии, выборочной моды и выборочной медианы. Данные величины позволяют определить характер распределения результатов по выборке испытуемых.