Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 05:39, автореферат
Цель исследования – на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы выявить роль и место ассертивности в структуре личности субъекта адаптации.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ сущности и содержания понятия «личность субъекта адаптации».
2. Проанализировать исследования, посвященные сущности, содержанию и структуре ассертивности как личностного свойства субъекта адаптации.
3. Выявить место ассертивности в структуре личности субъекта адаптации на примере адаптивных и неадаптивных военнослужащих.
4. Выявить роль ассертивности в адаптации к особым условиям жизнедеятельности.
– о ведущей роли смысложизненных ориентаций и жизненных ценностей в когнитивно-смысловом компоненте ассертивности, проявляющейся в осмыслении, понимании и участии адаптивных военнослужащих в событиях собственной жизни, что позволяет испытуемым реализовывать собственные жизненные смыслы и ценности в новых особых условиях жизнедеятельности.
Анализ результатов исследования
аффективного компонента ассертивности
На основе теоретического анализа содержания ассертивности как свойства личности субъекта адаптации в аффективный компонент включены: принятие другого, уверенность в себе, доверие себе.
1. Принятие другого.
Результаты диагностики по фактору MD «адекватная самооценка – неадекватная самооценка» (тест Кеттелла) позволили выявить значимые отличия по названным параметрам в адаптивной и неадаптивной группах военнослужащих (р≤0,01).
Высокие показатели по фактору MD «адекватная самооценка – неадекватная самооценка» характеризуют способность адаптивных испытуемых к адекватной самооценке, их определённую личностную зрелость. Адаптивные военнослужащие в оценке себя и взаимоотношений с другими отказываются от опоры на чужие мнения и оценки, свободно без обиды воспринимают поведение других в ситуациях конфликта.
Низкие показатели по фактору MD «адекватная самооценка – неадекватная самооценка» (тест Кеттелла) свидетельствуют о заниженной самооценке и характеризуют неадаптивных военнослужащих как неуверенных в себе, направленных на поддержку со стороны, что препятствует конструктивному взаимодействию с окружающими.
2. Доверие к себе (принятие себя).
Проявление названного качества у адаптивных военнослужащих подтверждают результаты диагностики по фактору Q2 «конформизм – нонконформизм». Различия между адаптивными и неадаптивными военнослужащими определяется на уровне значимости р≤0,01. Полученные результаты диагностики позволяют говорить о том, что адаптивные военнослужащие предпочитают собственные решения, доверяя себе. Именно доверие себе позволяет им с одной стороны, не бояться вступать во взаимодействия с новым окружением, а с другой – самостоятельно выбирать цели, относиться к себе, к своим переживаниям как к ценности.
Неадаптивные военнослужащие зависимы от оценок окружающих, ждут постоянного подтверждения своей ценности извне. Отсутствие доверия к себе значительно препятствует осознанию собственных возможностей в реализации целей и смыслов своей жизни, проявить уверенность и активность в трудных жизненных ситуациях.
3. Уверенность в себе – открытость в межличностных отношениях, способность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления ярко выражена в адаптивной группе военнослужащих – фактор О «уверенность в себе – тревожность» (Значимые отличия между группами на уровне р≤0,001), фактор Н «робость – смелость» (р≤0,01). Адаптивные военнослужащие адаптивной группы уверенны в результативности своих действий, обладают, самоидентичностью и способностью открыто выражать свои чувства и мысли как с коллегами по службе, так и с командирами.
Анализ экспериментальных данных по факторам О и Н характеризует неадаптивных военнослужащих как неуверенных в себе, эмоционально неустойчивых, напряженных в трудных жизненных ситуациях. Испытуемые трудно вступают в контакт с другими людьми, часто переживают неудачи как внутренний конфликт. В новых особых условиях жизнедеятельности переживаемый ими страх (страх перед неудачей, страх обидеть других или выразить по отношению к ним негативные чувства, опасение выглядеть смешными или вызвать гнев) становится доминирующим чувством, блокирующим активность, что препятствует им оказывать влияние на ход событий собственной жизни, контролировать последствия собственных действий.
Таким образом, результаты эмпирического исследования аффективного компонента ассертивности позволяют говорить:
– о его более значимом проявлении в структуре личности военнослужащих с высоким уровнем адаптации (р≤0,001) и слабой выраженности в структуре личности военнослужащих с низким уровнем адаптации: уверенность в себе, доверие себе позволяет адаптивным военнослужащим осознавать свою ценность, спокойно встречать сложности военной службы.
Анализ результатов исследования
поведенческого компонента ассертивности
На основе теоретического анализа содержания ассертивности как свойства личности субъекта адаптации в поведенческий компонент включены: независимость, настойчивость, готовность к риску, конструктивная агрессии.
1.Независимость.
По фактору Е «подчинённость – доминантность» » (по тесту Кеттелла) выявленные различия в показателях на уровне р≤0,05: в адаптивной группе военнослужащих диагностируются высокие показатели, в группе неадаптивных – низкие.
Фактор «Е» характеризует стремление адаптивных испытуемых к самостоятельности, независимости, что проявляется в способности взять на себя руководство жизнью, быть собой, действовать самостоятельно, управлять собой, контролировать свое мышление и свои действия. В особых условиях военной службы испытуемые стремятся сохранить руководство своей жизнью, быть самим собой, при этом принимают необходимые в реальной ситуации ограничения (например, необходимость подчинения вышестоящему командованию).
Неадаптивные военнослужащие зависимы от мнения и влияния окружающих, безропотны, при этом экспрессивны, склонны легко выйти из равновесия.
2. Настойчивость.
Показатели по фактору Е «подчинённость – доминантность» теста Кеттелла (р≤0,05) позволяют также оценить проявление настойчивости. Р.Кеттелл считал, что этот фактор характеризует, в том числе такие личностные свойства как активность и напористость. Настойчивость становится способом поведения в ситуациях, где требуется оправданный риск, чтобы добиться успеха. Высокие показатели по фактору Е «подчинённость – доминантность» (р≤0,05) позволяют характеризовать адаптивных военнослужащих как самостоятельных, настойчивых, напористых, агрессивных. Устойчивая высокая самооценка своих возможностей, высокий уровень притязаний, уверенность в себе, в своей способности справиться с любым делом и разрешить любую ситуацию проявляются в настойчивости. Напористость, способность к эффективному общению, способность ставить свои собственные жизненные цели и отстаивать свои идеи, проявлять конструктивную агрессию, способность творчески преобразовывать свою жизнь характеризуют личность субъекта адаптации.
Низкие показатели по фактору Е «подчинённость – доминантность» характеризуют неадаптивных военнослужащих как уступчивых, зависимых, экспрессивных, склонных легко выходить из равновесия, проявлять неконструктивную агрессию. Неконструктивные реакции не осознаются; они направлены лишь на устранение неприятных переживаний из сознания, а не на решение проблем.
3. Готовность к риску.
Как индивидуальная характеристика, готовность к риску предполагает использование прошлого опыта, умение полагаться на себя в критической ситуации и зависит от интеллектуальных и личностных усилий в формировании целей, осознании критериев оценок и возможном изменении степени субъективного контроля в прогнозе развития ситуаций. Готовность к риску в новых неопределенных ситуациях определяется активностью самого субъекта адаптации.
Для диагностики готовности к риску использовался тест «Склонности к риску» К. Левитина. Респонденты обеих групп обладают умеренно повышенной склонностью к риску. Конструктивная личность проявляет способность чётко сформулировать свою позицию в конкретной ситуации без страха, подозрительности, неуверенности, напряжения, раздражения, обид. При деструктивно-агрессивном отношении к окружающей действительности риск проявляется в эмоциональной грубости, агрессивном способе самоутверждения, что является основанием для изменения эмоционально-ценностного отношения к себе.
4. Конструктивная агрессия (ассертивная позиция).
Выявленные значимые отличия (р≤0,001) склонности к агрессивности по Фрейбургской анкете между группами исследуемых подтверждают, что исследуемые адаптивной группы уступчивы, компромиссны, умеют настоять на своём не подавляя мнение других. Респонденты неадаптивной группы проявляют склонность к агрессии и агрессивному поведению.
Опросник Басса-Дарки дает возможность определить уровень враждебности и итоговой агрессивности и оценить уровень агрессивности в различных ее проявлениях. В результате диагностики выявлены значимые отличия по следующим формам проявления агрессии и враждебных реакций ( в адаптивной группе – низкие или полное отсутствие, в неадаптивной – высокие, ярко проявляющиеся): «косвенная агрессия» (р≤0,01), «раздражение» (р≤0,01), «негативизм» (р≤0,001), «обида» (р≤0,001), «подозрительность» (р≤0,01). «чувство вины» (р≤0,01), индекс агрессивности» (р≤0,05) и «индекс враждебности» (р≤0,001).
В целом в адаптивной группе военнослужащих отмечены низкие значения по шкалам «раздражение», «негативизм», «обида», «подозрительность», «чувство вины», «индекс агрессии» и «индекс враждебности» и повышенные показатели по шкалам «физическая агрессия» и «вербальная агрессия».
Сравнительный анализ позволил выявить значимые различия по индексу враждебности (р<0,001): у неадаптивных военнослужащих он значительно выше. Этот показатель говорит о склонности неадаптивных военнослужащих к проявлениям деструктивных форм агрессии и враждебных реакций.
Наиболее значимые отличия в группах адаптивных и неадаптивных военнослужащих (на уровне р≤0,001) выявлены по форме враждебной реакции обида и негативизм. Проявления обиды возможны как агрессия или принятие себя как жертвы. Обида может приводить к крайним формам дезадаптации – аутоагрессии, которая проявляется в пассивности, подчинении другим (терпении унижения и боли) или в крайних случаях – суицидальных намерениях. Негативизм проявляется в склонности к немотивированному сопротивлению новым обстоятельствам жизни, а также чужому влиянию
Выявлены значимые различия между группами испытуемых по шкалам «Подозрительность» и «Раздражительность» (р≤0,01). Высокие значения в группе 2 по индексу враждебности по шкалам «раздражение» и «подозрительность» свидетельствуют о готовности неадаптивных военнослужащих к вспыльчивости, резкости, грубости при малейшем препятствии. Неадаптивные военнослужащие отличаются от адаптивных высокими показателями по шкале чувство вины (р≤0,01), что говорит о желании неадаптивных военнослужащих управлять поведением, мышлением и чувствами других. Насилие над другими может вызывать у субъекта чувство вины. И, наоборот, хроническое и иррациональное чувство вины может способствовать развитию агрессивности, вплоть до садизма.
Повышенный уровень агрессивности в группе адаптивных испытуемых, в частности по шкалам «вербальная агрессия», «физическая агрессия» по статистическим параметрам может быть расценен с позиции функциональной нормы как «нормальная агрессивность» или «адаптивная агрессивность» (А.А. Реан), т.е. функционально конструктивная как, для успешного выполнения профессиональной деятельности (в частности, служебно-боевой), так и для самой личности. Таким образом, с позиции функциональной нормы спонтанное, ситуационное проявление агрессивности, адекватное конфликтной ситуации, в «силовых» профессиях (военный) можно расценивать как норму. С этой позиции статистические нормы индекса агрессивности не соответствуют функциональным.
Однако, что касается отсроченной агрессивности (подозрительность, обида, месть), которая ярко выражена в группе неадаптивных испытуемых, то ее проявление расценивается исследователями чаще всего как деструктивное, разрушающее как деятельность, так и личность.
Следует также подчеркнуть, что проявление деструктивной или конструктивной агрессии тесно связано с ценностно-смысловой сферой личности. Как было отмечено в теоретической части диссертации, ценностно-смысловые характеристики личности субъекта адаптации способствуют направлению субъектной активности на самораскрытие и самоактуализацию и определяют выбор конструктивного проявления агрессии, т.е. ассертивной позиции в сложных условиях жизнедеятельности. Данное теоретическое положение нашло эмпирическое подтверждение в результатах корреляционного анализа взаимовлияния агрессивных/враждебных реакций и ценностно-смысловых ориентаций адаптивных/неадаптивных военнослужащих (см. Таблицы).
Таблица 1
Показатели корреляционных связей между шкалами СЖО и Басса-Дарки
(группа 1)
шкалы |
ФА |
КА |
Р |
Н |
О |
П |
ВА |
ЧВ |
ИА |
ИВ |
Цели |
-0,03 |
-0,16 |
-0,17 |
0,03 |
-0,27 |
-0,05 |
-0,02 |
0,17 |
-0,07 |
-0,18 |
Процесс |
0,00 |
-0,16 |
-0,22 |
-0,08 |
-0,33 |
-0,09 |
-0,14 |
-0,06 |
-0,13 |
-0,25 |
Результат |
-0,11 |
-0,21 |
-0,25 |
-0,08 |
-0,32 |
-0,06 |
-0,18 |
-0,23 |
-0,21 |
-0,22 |
ЛК - Я |
-0,02 |
-0,18 |
-0,23 |
-007 |
-0,40 |
-0,08 |
-0,04 |
-0,09 |
-0,10 |
-0,27 |
ЛК - жизнь |
-0,05 |
-0,25 |
-0,24 |
-0,21 |
-0,37 |
-0,13 |
-0,17 |
-0,16 |
-0,18 |
-0,31 |
Общий показатель ОЖ |
-0,07 |
- 0,26 |
-0,27 |
-0,11 |
-0,35 |
-0,13 |
-0,09 |
-0,17 |
-0,16 |
-0,28 |
Информация о работе Ассертивность в структуре личности субъекта адаптации