Структура личности по Юнгу

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:41, лекция

Описание работы

Рассмотрим структуру личности по Юнгу. Он утверждал, что душа состоит из трёх отдельных взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эго является центром сферы сознания и включает в себя все мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность.

Работа содержит 1 файл

личность по юнгу.docx

— 24.91 Кб (Скачать)

Рассмотрим структуру личности по Юнгу. Он утверждал, что душа состоит из трёх отдельных взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эго является центром сферы сознания и включает в себя все мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность.

 Эго служит основой нашего  самосознания. Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, когда-то осознававшиеся, но теперь подавленные и забытые. Юнг ввёл понятие комплекса, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и переживаний, вынесенных индивидуумом из личного или наследственного бессознательного опыта. Комплексы могут возникать вокруг самых обычных тем и оказывать сильное влияние на поведение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного уникален и доступен для осознания. Наконец, более глубокий слой в структуре личности – коллективное бессознательное, представляющее собой хранилище латентных следов памяти человечества. В нём отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ. Эта концепция была основной причиной расхождений взглядов Юнга и Фрейда. Также принципиальной линией размежевания З. Фрейда и К. Юнга является толкование “либидо”, или психической энергии.

 Юнг высказал гипотезу о  том, что коллективное бессознательное  состоит из мощных первичных  психических образов – архетипов.  Архетипы – врожденные идеи  или воспоминания, которые предрасполагают  людей воспринимать, переживать  и реагировать на события определённым  образом; иначе говоря, это универсальные  модели восприятия, мышления и  действия в ответ на какой-то  объект или событие. Среди архетипов, описанных Юнгом, есть мать, ребёнок, герой, мудрец, Солнце, плут, Бог, смерть и т.д. Наиболее важные архетипы – персона (наше публичное лицо), тень (подавленная, тёмная сторона личности), анимус/анима (внутренний образ женщины в мужчине и наоборот, внутренний образ мужчины в женщине), самость (сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы).

 Наиболее известным вкладом  Юнга в психологию считаются  описанные им две основные  эго-направленности: экстраверсия и  интроверсия. Идея психической  энергии, саморегуляции, компенсации тесно связана в аналитической психологии с классификацией “психологических типов”. Различаются несколько таких типов. Они относятся к врожденной разнице в темпераменте, интегральном сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать специфическим образом. Прежде всего следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.

 Экстраверт характеризуется  врожденной тенденцией направлять  свою психическую энергию, или  либидо, вовне, связывая носителя  энергии с внешним миром. Данный  тип естественно и спонтанно  проявляет интерес и уделяет  внимание объекту – другим  людям, предметам, внешним манерам  и благоустройству. Экстраверт  ощущает себя наилучшим образом,  когда имеет дело с внешней  средой, взаимодействует с другими  людьми. И делается беспокойным  и даже больным, оказываясь  в одиночестве, монотонной однообразной  среде. Поддерживая слабую связь  с субъективным внутренним миром,  экстраверт будет остерегаться  встречи с ним, будет стремиться  недооценить, умалить и даже  опорочить любые субъективные  запросы как эгоистические.

 Интроверт же характеризуется  тенденцией своего либидо устремляться  вовнутрь, непременно связывая психическую  энергию со своим внутренним  миром мысли, фантазии или чувства.  Наиболее успешно интроверт взаимодействует  сам с собой и в то время,  когда он освобожден от обязанности  приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Интроверт свою собственную компанию, свой “тесный мирок” и немедленно замыкается в больших группах.

 Как экстраверт, так и интроверт  обнаруживают те или иные свои  недостатки в зависимости от  выраженности типа, но каждый  невольно стремится недооценить  другого. Экстраверту интроверт  кажется самоцентричным, так сказать, “зацикленным на себе”. Интроверту экстраверт кажется мелким пустым приспособленцем или лицемером.

Любой реальный человек несет в  себе обе тенденции, но обычно одна развита несколько больше, нежели другая. Как противоположная пара они следуют закону противоположностей – т. е. чрезмерное проявление одной  установки неизбежно ведет к  возникновению другой, ей противоположной.

 Экстраверсия и интроверсия  всего лишь две из многих  особенностей человеческого поведения.  В дополнение к ним Юнг выделял  четыре функциональных типа, четыре  основные психологические функции:  мышление, чувство, ощущение, интуиция.

 Мышление есть рациональная  способность структурировать и  синтезировать дискретные данные  путем концептуального обобщения.  Чувство – функция, определяющая  ценность вещей, измеряющая и  определяющая человеческие взаимоотношения. Мышление и чувство – функции рациональные, поскольку мышление оценивает вещи под углом зрения “истина – ложь”, а чувство – “приемлемо – неприемлемо”. Эти функции образуют пару противоположностей, и если человек более совершенен в мышлении, то ему явно не достает чувственности. Каждый член пары стремится замаскировать другого и затормозить.

 Ощущение – функция, которая  говорит человеку, что нечто есть, она не говорит, что это,  но лишь свидетельствует, что  это нечто присутствует. В ощущении  предметы воспринимаются так,  как они существуют сами по  себе в действительности. Интуиция  определяется как восприятие  через бессознательное, то есть  понижение картин и сюжетов  действительности, происхождение, которых  неясно, смутно, плохо объяснимо.  Функции ощущения и интуиции  являются иррациональными – внешним  и внутренним восприятием, независимым  от каких либо оценок.

В свою очередь, рациональные и иррациональные функции действуют взаимоисключающим  образом. Все четыре функции представлены двумя парами противоположностей: мышление – чувство, ощущение – интуиция. Хотя каждый индивид потенциально располагает  всеми четырьмя функциями, на поверку  одна из них обычно оказывается наиболее развитой, нежели остальные. Ее называют ведущей. Функция же, которая развита  меньше остальных, как правило, пребывает  в бессознательном состоянии  и оказывается подчиненной. Зачастую еще одна функция может быть достаточно развита, приближаясь по степени  активности к ведущей функции. Очевидно, что она представлена другой парой  противоположностей. Эта функция  вспомогательная. В соответствии с  ведущей функцией мы будем иметь  четыре функциональных типа: мыслительный, чувственный, сенсорный, интуитивный.

 Мыслительный тип идентифицирует  себя с мыслительными процессами  и не осознаёт в себе наличия  других функций, а попросту  подавляет их; его мышление носит  автократический характер, интеллектуальные  формулы сковывают целостное  проявление жизни. Чувство оказывается  подчиненной функцией. Человеческие  взаимоотношения сохраняются и  поддерживаются лишь до тех  пор, пока они служат и следуют  управляющим интеллектуальным формулам, во всех иных случаях они  легко приносятся в жертву.

 Чувственный тип соответственно  больше распространен у женщин. Утверждение и развитие межличностных  взаимодействий и отношений партнерства  являются здесь главной целью.  Чувствительность и отзывчивость  к нуждам других являются показательной  чертой, основным качеством данного  типа. Самое большое удовлетворение  здесь встречает переживание  эмоционального контакта с другими  людьми. В своем крайнем проявлении  этот функциональный тип может  вызывать неприязнь своим чрезмерным  интересом, нездоровым любопытством  по поводу личных дел других. Мышление оказывается функцией  подчиненной, как таковое обслуживая интересы чувственных взаимоотношений.

 Сенсорный (ощущающий) тип  характеризуется приспособленностью  к обычной сиюминутной реальности, к “здесь и сейчас”. Ощущающий тип выглядит устойчивым и земным, реальным и настоящим в смысле готовности “жить” в данную минуту, но одновременно он выглядит довольно глупым. Ощущающий тип фактически подавляет интуитивные проявления как нереалистические фантазии и таким образом избавляется от обременительных дрожжей внутренней неуклюжести, инертности.

 Интуитивный тип мотивируется  главным образом постоянным потоком  новых видений и предчувствий, проистекающих от его внутреннего  активного восприятия. Все новое  и возможное, непонятное и другое, отличное являются приманкой  для данного типа. Интуитивный  тип чаще ухватывает слабые  связи между вещами, которые для  других кажутся несвязанными  и чуждыми. Его разум работает  скачкообразно и быстро, трудно  проследить его действие. Если  попросить его действовать более  медленно, он может раздражаться  и посчитать своих собеседников  тугодумами и тупицами. Ощущение как психическое свойство у него подчинено и подавленно. В реальной жизни зачастую такой человек остается непонятым окружающими, и его прозрения, если в результате они оказываются конструктивными, должны терпеливо разрабатываться другими людьми.

 Обычно развитие вспомогательной  функции смягчает и модифицирует  остроту проявления описанных  выше характеристик. Но и это  еще не все, поскольку согласно  установленному типу каждая из  функций может быть ориентирована  либо интровертно, либо экстравертно. Возможные типы впечатляюще описаны в одноимённом томе из собрания сочинений К.Г. Юнга – “Психологические типы”, а также в книге Р. Робертсона “Введение в психологию Юнга” [1; 2]. В идеале индивид должен полноценно владеть всеми четырьмя функциями с тем, чтобы давать соответствующий адекватный ответ на любые жизненные запросы. К сожалению, в действительности это недостижимо, хотя и остается желанной целью, определяя таким образом одну из главных задач аналитической психотерапии: привести к сознанию данное положение вещей и помочь в развитии подчиненных, угнетаемых, неразвитых функций с тем чтобы достичь психической целостности.

 

В результате переработки  Юнгом психоанализа появился целый  комплекс сложных идей из таких разных областей знания, как психология, философия, астрология, археология, мифология, теология и литература. Эта широта интеллектуального  поиска в сочетании с непростым  и загадочным авторским стилем Юнга является причиной того, что его  психологическая теория наиболее трудна для понимания.

Структура личности

Юнг утверждал  что душа (в теории Юнга термин, аналогичный  личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного  бессознательного.

Эго

Эго является центром  сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Это служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное

Личное бессознательное  вмещает в себя конфликты и  воспоминания, которые когда —  то осознавались, но теперь подавлены  или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на концепцию Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопление эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влияние матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивида.

Коллективное бессознательное

И, наконец, Юнг  высказал мысль о существовании  более глубокого слоя в структуре  личности, который он назвал коллективным бессознательным. Коллективной бессознательное  представляет собой хранилище латентных  следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В  нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ  и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как  говорил сам Юнг, “в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума” [Campbell, 1971]. Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождения между Юнгом и Фрейдом.

Информация о работе Структура личности по Юнгу