Структура личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:43, контрольная работа

Описание работы

Принято различать три широких класса свойств: способности, черты характера и мотивы. В структуре сложной, неоднородной личности недостатки темперамента (слабый тип нервной системы, например) могут быть компенсированы достоинствами характера (способностью к самоконтролю - к произвольной волевой регуляции), но в драматических ситуациях (условиях опасности и дефицита времени) обычная компенсаторная иерархия свойств может «отказать» и проявится слабый, пассивно-оборонительный стиль поведения, обусловленный темпераментом.

Содержание

Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие личности …………………………………….....……4
Глава 2. Психологическая структура личности……………............….6
Глава 3. Уровни структуры здоровой личности………...................….8
Глава 4. Личностный внутренний стержень……………………….….9
Глава 5. Статистическая и динамическая структура личности ….…10
Глава 6. Структура личности по З.Фрейду………………………..….11
Глава 7. Формирование и развитие личности…………………….….13
Глава 8. Формы направленности личности………………………..…15
Глава 9. Свойства и индивидуально-типологические особенности
личности
9.1. Темперамент…………………………………………………18
9.2. Характер…………………………………………………..…19
Глава 10. Определение общей направленности личности………...…20
Глава 11. Задатки и способности………………………………….. ….22
Заключение ……………………………………………………………..23
Литература …………………………………………

Работа содержит 1 файл

психология Сереге.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский государственный  профессионально-педагогический  университет»

Институт психологии

Кафедра теоретической  и экспериментальной психологии

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 1

по курсу "Общая психология"

на тему СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Студент Макаров Сергей Иванович

                                                           Группа______________________

                                                           Курс первый

                                         

 

 

 

 

                                                 Екатеринбург 2012  

 

 

План

Введение …………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие личности …………………………………….....……4

Глава 2. Психологическая структура личности……………............….6

Глава 3. Уровни структуры здоровой личности………...................….8

Глава 4. Личностный внутренний стержень……………………….….9

Глава 5. Статистическая и динамическая структура личности ….…10

Глава 6. Структура личности по З.Фрейду………………………..….11

Глава 7. Формирование и развитие личности…………………….….13

Глава 8. Формы направленности личности………………………..…15

Глава 9. Свойства и индивидуально-типологические особенности

     личности

9.1. Темперамент…………………………………………………18

9.2. Характер…………………………………………………..…19

Глава 10. Определение общей направленности личности………...…20

Глава 11. Задатки и способности………………………………….. ….22

Заключение ……………………………………………………………..23

Литература ……………………………………………………………24

Приложение…………………………………………………………….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Психология - это наука  о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика - это “свойство  высокоорганизованной материи”. Если же иметь в виду психику человека, то к словам “высокоорганизованная материя” нужно прибавить слово “самая”: ведь мозг человека - это самая высокоорганизованная материя, известная нам.

Истории исследования в области  психологии личности уже более ста  лет. Более ста лет ученые ищут ответы на вопросы о природе личности, внутреннем мире человека, о факторах, определяющих развитие личности и поведение человека, его отдельные поступки и жизненный путь в целом.

Этот поиск имеет отнюдь не только теоретическую ценность. С самого начала изучение личности было теснейшим образом связано с необходимостью решения практических задач.

Психология без практики лишена своего главного смысла и цели - познания и служения человеку. Практическая ориентация, однако, не только не уменьшает  значимость развития психологической теории, но, напротив, усиливает ее: представление о том, что для успешной практической работы необходимо, прежде всего, овладение рядом практических навыков и накопление опыта, а теоретическое образование играет скорее второстепенную роль, в корне неверно.

Так, в западной психологии именно интенсивное развитие практики вызвало к жизни вопросы, которые  относятся к общим проблемам  психологии личности. В частности, дискуссионным  остается вопрос о ведущем начале в развитии личности: рассматривать ли его, как предлагают многие представители гуманистического направления в психологии, как постепенное разворачивание заложенного в человеке потенциала, который толкает человека на самореализацию, или же процесс развития определяется чередой жизненных выборов самого человека.

Структура личности - это  набор наиболее стабильных и неизменных свойств, проявляемых индивидуумами  в разное время в различных  ситуациях, а также иерархические  отношения между свойствами. Описание структуры личности в психодиагностике зависит от принятой классификации свойств, или диагностических факторов.

Принято различать три  широких класса свойств: способности, черты характера и мотивы. В  структуре сложной, неоднородной личности недостатки темперамента (слабый тип  нервной системы, например) могут быть компенсированы достоинствами характера (способностью к самоконтролю - к произвольной волевой регуляции), но в драматических ситуациях (условиях опасности и дефицита времени) обычная компенсаторная иерархия свойств может «отказать» и проявится слабый, пассивно-оборонительный стиль поведения, обусловленный темпераментом.

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ  ЛИЧНОСТЬ

На вопрос, что такое  личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а  отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе.

В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое  образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек, как общественное существо приобретает новые 9 личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.

Поскольку личность чаще всего  определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности  человека, которые природно обусловлены  и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе.

В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые  являются более или менее устойчивыми  и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.

По определению Р.С. Немова, личность - это человек, взятый в системе его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно  эти понятия переплетены между  собой.

Человек - это родовое  понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид - это единичный  представитель вида «homo sapiens» . Как  индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного  человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что  это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который  состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека.

Становление личности связано  с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и  ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях «личность» и  «индивидуальность» зафиксированы  различные стороны, разные измерения  духовной сущности человека. Суть этого  различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются  такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других.

Об индивидуальности говорят  «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной  сущности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

В структуру личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Рассмотрим набор таких  черт, которые, по мнению Р. Мейли Мейли  Р. Факторный анализ личности // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982., достаточно полно характеризуют личность:

Уверенность в себе - неуверенность.

Интеллектуальность (аналитичность) - ограниченность (отсутствие развитого  воображения).

Зрелость ума - непоследовательность, алогичность.

Рассудительность, сдержанность, стойкость - суетность, подверженность влиянию.

Спокойствие (самообладание) - невротичность (нервозность).

Мягкость - черствость, цинизм.

Доброта, терпимость, ненавязчивость - эгоизм, своеволие.

Дружелюбие, покладистость, гибкость - ригидность, тираничность, мстительность.

Добросердечие, мягкость - злобность, черствость.

Реализм - аутизм.

Сила воли - безволие.

Добросовестность, порядочность - недобросовестность, непорядочность.

Последовательность, дисциплина ума - непоследовательность, разбросанность.

Уверенность - неуверенность.

Взрослость - инфантилизм.

Тактичность - бестактность.

Открытость (контактность) - замкнутость (уединенность).

Веселость - грустность.

Очарованность - разочарованность.

Общительность - необщительность.

Активность - пассивность.

Самостоятельность - конформность.

Экспрессивность - сдержанность.

Разнообразие интересов - узость интересов.

Чувствительность - холодность.

Серьезность - ветреность.

Честность - лживость.

Агрессивность - доброта.

Бодрость - веселость.

Оптимизм - пессимизм.

Смелость - трусость.

Щедрость - скупость.

Независимость - зависимость.

К психологическим характеристикам  самоактуализирующейся личности относятся:

- активное восприятие действительности  и способность хорошо ориентироваться  в ней;

- принятие себя и других людей такими, какие они есть;

непосредственность в поступках  и спонтанность в выражении своих  мыслей и чувств;

- сосредоточенность внимания на  том, что происходит вовне,  в противовес ориентации только  на внутренний мир, сосредоточенности  сознания на собственных чувствах и переживаниях;

- обладание чувством юмора;

- развитые творческие способности;

- неприятие условностей;

- озабоченность благополучием  других людей, а не обеспечением  только собственного счастья;

Информация о работе Структура личности