Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:53, реферат
Актуальность исследования. Проведенные в последние десятилетия социально-экономические преобразования российского общества привели к кардинальным изменениям во многих его сферах. В частности, переструктурирование трудовой сферы, трансформация социальных ценностно-смысловых, ориен-таций в области профессиональной деятельности, реформирование системы профессиональной подготовки специалистов актуализировали ряд проблем, разрешение которых не представляется без интеграции современной психолого-педагогической науки и системы профессионального образования. Данные проблемы проявляются, прежде всего, комплексом противоречий, вызванных с одной стороны, современными требованиями профессии и рынка труда к специалисту, с другой стороны, наличным состоянием системы подготовки кадров на всех ее уровнях, и, наконец, с третьей стороны, запросами самой личности к-современным условиям профессионализации и трудовой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
1.1. Направленность личности как системообразующая мотивационно-динамическая характеристика субъекта.
1.2. Профессиональная направленность личности как интегральная характеристика мотивационной сферы специалиста.
1.3. Профессиональная направленность личности в процессе обучения в вузе.
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
2.1. Методологическое обоснование модели профессиональной направленности личности.
2.2. Структурно-содержательная характеристика модели профессиональной направленности личности.
2.3. Динамика профессиональной направленности личности в процессе профессионализации.
Глава 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
3.1. Характеристика организации и методов эмпирического исследования.
3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования структуры профессиональной направленности личности студентов факультета музыкального исполнительства вуза культуры и искусств.
3.3. Анализ и интерпретация результатов исследования динамики профессиональной направленности личности в процессе музыкального образования в вузе культуры и искусств.
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
1.1. Направленность личности
как системообразующая
1.2. Профессиональная
1.3. Профессиональная
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
2.1. Методологическое обоснование
модели профессиональной
2.2. Структурно-содержательная
характеристика модели
2.3. Динамика профессиональной
направленности личности в
Глава 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
3.1. Характеристика организации
и методов эмпирического
3.2. Анализ и интерпретация
результатов исследования
3.3. Анализ и интерпретация
результатов исследования
Введение:
Актуальность исследования.
Проведенные в последние
В контексте выделенных противоречий
особую значимость представляет разработка
теории и практики формирования активной
личностной позиции субъекта в процессе
профессионализации, развитие личности
специалиста, ориентированного на самореализацию,
саморазвитие, способного к активному
жизненному и профессиональному
целеполаганию и
Особенно актуально разрешение поставленных проблем применительно к процессу профессионального образования специалистов, для которых личностные составляющие профессиональной успешности играют ведущую роль, в частности к дроцессу подготовки музыкантов-исполнителей в вузе культуры и искусств.
Музыкальная профессиональная
деятельность, будучи максимально личностно
окрашенной, детерминируется специфической
организацией личностного профессионального
плана музыканта, в котором уже
сам предмет профессиональной деятельности
имманентно определяет ее как высшую
форму личностно-
Как в процессе обучения, так и в процессе профессиональной деятельности музыканта-исполнителя, одним из интегральных личностных образований, обеспечивающих успешность профессионализации, выступает профессиональная направленность как проявление общей направленности личности, форма активного отношения субъекта к профессии.
Профессиональная
Однако, несмотря на значимость
профессиональной направленности личности
в процессе профессионализации, уровень
психолого-педагогических знаний о
природе исследуемого личностного
образования не в полной мере соответствует
актуальным запросам психолого-педагогической
практики музыкально-исполнительской
подготовки в вузе культуры и искусств.
Разработанные к настоящему времени
модели профессиональной направленности
личности носят скорее статический,
нежели динамический характер и недостаточно
представлены с позиций современной
методологии. Требуют исследовательского
внимания такие существенные проблемы,
как специфика профессиональной
направленности личности музыканта-исполнителя,
классификация форм профессиональной
направленности по содержанию, ее динамика,
механизмы формирования с учетом
типических черт и мотивации профессиональной
музыкально-исполнительской
Разрешение поставленных проблем, безусловно, будет способствовать совершенствованию процесса музыкального образования, и, следовательно, повышению качества профессиональной подготовки музыканта-исполнителя в вузе культуры и искусств.
Степень научной разработанности
проблемы. С середины 20-х годов
прошлого века после введения В. Штерном
понятия «направленность
В середине 60-х годов XX века
была проведена типологизация
Конец прошлого столетия может
быть охарактеризован как период
интенсивного изучения содержания, механизмов
и технологий формирования профессиональной
направленности личности в образовательных
учреждениях различного уровня. Такими
исследователями как В. Г. Асеев,
В.И. Воронин, А. Е. Голомшток, М.А. Добрынин,
В.И. Жуковская, Л. Иовай-ша, Е.А. Климов,
Н.К. Котиленков, A.M. Кухарчук, О.П. Мешковская,
А.Б. Орол, В.И. Парамзин, Б.А. Федоришин,
В.В. Ярошенко была раскрыта специфика
формирования профессиональной направленности
личности на этапе обучения в средних
общеобразовательных
Профессиональная
Структура и механизмы формирования профессиональной направленности личности в процессе высшего профессионального образования были исследованы В.А. Якуниным, Н.В. Комусовой, А.Т. Колденковой, А.Б. Юш-ковой, Н.Ш. Валеевой, Н.М. Пейсаховым и др.
Такими исследователями
как Н.Ф. Гейжан, Э.Ф. Зеер, М.И. Иванюк,
А.Т. Колденкова, А.К. Маркова, А.П. Сейтешев
были предложены теоретические модели
профессиональной направленности личности,
использование которых в
Специфика профессионально-педагогической направленности личности представлена в работах таких исследователей как Ф.Н. Гоноболин,
В.И. Додонов, В.И. Журавлев, Ю.М. Забродин, Е.И. Исаев, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, В.А. Крутецкий, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова, Ю.П. Платонов, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Б.А. Сосновский, Г.С. Сухобская,
В.А. Якунин и многих других. ^
К числу работ последних
лет, рассматривающих феномен
В современной педагогике
и психологии изучение и разработка
характеристик профессиональной направленности
в отдельных сферах профессиональной
деятельности и на различных уровнях
профессионального образования
— активно развивающаяся
B.М. Болыпов, М.Ю. Диканова, В.П. Потиха, Ф.Д. Товарищева и др.), медицина (Н.Н. Аниськина, Е.Л. Рязанова и др.), инженерно-техническая сфера (Л.В. Масленникова, И.Г. Михайлова и др.), система МВД (А.Б. Маркова и др.), физическая культура и спорт (С.Н. Канунников, Г.А. Шишенко,
C.В.Остроушко и др.), военное дело (С.В. Андрюнин, А.Ю. Аношкин, В.А. Бодров, Л.Д. Сыркин, В.В. Усманов и др.), туризм и регионоведение (Т.Л. Бедарева, О.В. Шангина и др.).
Характеризуя степень
разработанности исследуемой
Предложенные ранее
- не учитывают специфику
такого сложного вида
- носят статичный характер
и включают описание основных
элементов без анализа их
- трудны для операционализации
в целях совершенствования
Остаются актуальными
и открытыми психолого-
Таким образом, проблема исследования
заключается в противоречии между
запросами современной системы
высшего музыкального образования
в теоретическом обосновании
путей и возможностей формирования
устойчивой профессиональной направленности
личности обучаемых и недостаточной
теоретической разработанностью проблем
содержания, структурной организации
и динамики профессиональной направленности
личности на этапе высшего
Необходимость разрешения поставленной проблемы и определила выбор темы диссертационного исследования: «Структура и динамика профессиональной направленности личности в процессе музыкального образования в вузе культуры и искусств».
Объект исследования: профессиональная
направленность личности в процессе
высшего профессионального
Предмет исследования: особенности структуры и динамики профессиональной направленности личности в процессе музыкальной подготовки в вузе культуры и искусств.
Цель исследования: разработка,
обоснование и
В соответствии с поставленной целью решались следующие исследовательские задачи:
1. Провести сравнительный
анализ психолого-