Структура личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:53, реферат

Описание работы

Актуальность исследования. Проведенные в последние десятилетия социально-экономические преобразования российского общества привели к кардинальным изменениям во многих его сферах. В частности, переструктурирование трудовой сферы, трансформация социальных ценностно-смысловых, ориен-таций в области профессиональной деятельности, реформирование системы профессиональной подготовки специалистов актуализировали ряд проблем, разрешение которых не представляется без интеграции современной психолого-педагогической науки и системы профессионального образования. Данные проблемы проявляются, прежде всего, комплексом противоречий, вызванных с одной стороны, современными требованиями профессии и рынка труда к специалисту, с другой стороны, наличным состоянием системы подготовки кадров на всех ее уровнях, и, наконец, с третьей стороны, запросами самой личности к-современным условиям профессионализации и трудовой деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
1.1. Направленность личности как системообразующая мотивационно-динамическая характеристика субъекта.
1.2. Профессиональная направленность личности как интегральная характеристика мотивационной сферы специалиста.
1.3. Профессиональная направленность личности в процессе обучения в вузе.
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
2.1. Методологическое обоснование модели профессиональной направленности личности.
2.2. Структурно-содержательная характеристика модели профессиональной направленности личности.
2.3. Динамика профессиональной направленности личности в процессе профессионализации.
Глава 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
3.1. Характеристика организации и методов эмпирического исследования.
3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования структуры профессиональной направленности личности студентов факультета музыкального исполнительства вуза культуры и искусств.
3.3. Анализ и интерпретация результатов исследования динамики профессиональной направленности личности в процессе музыкального образования в вузе культуры и искусств.

Работа содержит 1 файл

структура личности.docx

— 42.46 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.

 

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

 

1.1. Направленность личности  как системообразующая мотивационно-динамическая  характеристика субъекта.

 

1.2. Профессиональная направленность  личности как интегральная характеристика  мотивационной сферы специалиста. 

 

1.3. Профессиональная направленность  личности в процессе обучения  в вузе.

 

Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

 

2.1. Методологическое обоснование  модели профессиональной направленности  личности.

 

2.2. Структурно-содержательная  характеристика модели профессиональной  направленности личности.

 

2.3. Динамика профессиональной  направленности личности в процессе  профессионализации.

 

Глава 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

 

3.1. Характеристика организации  и методов эмпирического исследования.

 

3.2. Анализ и интерпретация  результатов исследования структуры  профессиональной направленности  личности студентов факультета  музыкального исполнительства вуза  культуры и искусств.

 

3.3. Анализ и интерпретация  результатов исследования динамики  профессиональной направленности  личности в процессе музыкального  образования в вузе культуры  и искусств.

Введение:

 

Актуальность исследования. Проведенные в последние десятилетия  социально-экономические преобразования российского общества привели к  кардинальным изменениям во многих его  сферах. В частности, переструктурирование трудовой сферы, трансформация социальных ценностно-смысловых, ориен-таций в  области профессиональной деятельности, реформирование системы профессиональной подготовки специалистов актуализировали  ряд проблем, разрешение которых  не представляется без интеграции современной  психолого-педагогической науки и  системы профессионального образования. Данные проблемы проявляются, прежде всего, комплексом противоречий, вызванных  с одной стороны, современными требованиями профессии и рынка труда к  специалисту, с другой стороны, наличным состоянием системы подготовки кадров на всех ее уровнях, и, наконец, с третьей  стороны, запросами самой личности к-современным условиям профессионализации и трудовой деятельности.

 

В контексте выделенных противоречий особую значимость представляет разработка теории и практики формирования активной личностной позиции субъекта в процессе профессионализации, развитие личности специалиста, ориентированного на самореализацию, саморазвитие, способного к активному  жизненному и профессиональному  целеполаганию и саморуководству, владеющего навыками саморегуляции  и конструктивного преодоления  возникающих социально-психологических  препятствий. В связи с этим открытой и актуальной остается проблема разработки модельных, технологических и инструментальных средств реализации гуманистической  парадигмы личностно-ориентированного образования, выявления интегративных  личностных характеристик, обеспечивающих гармоничную и эффективную профессионализацию личности, профессиональную успешность специалиста и являющихся одновременно индикатором сформированное™ профессиональной субъектной позиции.

 

Особенно актуально разрешение поставленных проблем применительно  к процессу профессионального образования  специалистов, для которых личностные составляющие профессиональной успешности играют ведущую роль, в частности  к дроцессу подготовки музыкантов-исполнителей в вузе культуры и искусств.

 

Музыкальная профессиональная деятельность, будучи максимально личностно  окрашенной, детерминируется специфической  организацией личностного профессионального  плана музыканта, в котором уже  сам предмет профессиональной деятельности имманентно определяет ее как высшую форму личностно-деятельностного  функционирования, как ту область  человеческой деятельности, в которой  оформляются, коммуницируются и  транслируются личностные смыслы, порожденные  сложной внутренней работой «душевно-духовных»  сил музыканта.

 

Как в процессе обучения, так и в процессе профессиональной деятельности музыканта-исполнителя, одним из интегральных личностных образований, обеспечивающих успешность профессионализации, выступает профессиональная направленность как проявление общей направленности личности, форма активного отношения  субъекта к профессии.

 

Профессиональная направленность, являясь многомерным, сложноструктурированным  образованием, отражает в первую очередь  те потребности и мотивы, которые  личность удовлетворяет в профессии, те жизненные ценности и смыслы, которые вкладывает в свою профессию, те стратегические цели, к которым  стремится, реализуя себя в профессиональной сфере. Вместе с тем профессиональная направленность личности выступает  не только как субъектная характеристика, но и как критерий успешности профессионализации, как компонент педагогического  процесса, а, в конечном счете —  как цель обучения в вузе. Современные  государственные образовательные  стандарты высшего профессионального  образования в качестве одного из главных результатов профессиональной подготовки определяют сформиро-ванность профессиональной направленности личности выпускника вуза.

 

Однако, несмотря на значимость профессиональной направленности личности в процессе профессионализации, уровень  психолого-педагогических знаний о  природе исследуемого личностного  образования не в полной мере соответствует  актуальным запросам психолого-педагогической практики музыкально-исполнительской  подготовки в вузе культуры и искусств. Разработанные к настоящему времени  модели профессиональной направленности личности носят скорее статический, нежели динамический характер и недостаточно представлены с позиций современной  методологии. Требуют исследовательского внимания такие существенные проблемы, как специфика профессиональной направленности личности музыканта-исполнителя, классификация форм профессиональной направленности по содержанию, ее динамика, механизмы формирования с учетом типических черт и мотивации профессиональной музыкально-исполнительской деятельности.

 

Разрешение поставленных проблем, безусловно, будет способствовать совершенствованию процесса музыкального образования, и, следовательно, повышению  качества профессиональной подготовки музыканта-исполнителя в вузе культуры и искусств.

 

Степень научной разработанности  проблемы. С середины 20-х годов  прошлого века после введения В. Штерном  понятия «направленность личности», данная дефиниция так или иначе  была представлена во многих психолого-педагогических теориях личности, при этом в зависимости  от методологических ориентаций в центре внимания оказывались различные  аспекты исследуемого феномена. Систематизация психолого-педагогических концепций  направленности личности, предложенных различными авторами, позволяет выделить следующие основные их группы: концепции, представляющие направленность как  проявление склонностей личности (Э. Бенек, Р. Кеттелл, Н.С. Лейтес, В. Штерн); концепции, определяющие направленность личности через систему ее отношений (А.Ф. Лазурский, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев); диспозиционные теории направленности личности (Д. Кац, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов); концепции, трактующие направленность личности через систему побудителей активности: потребностей и мотивов (Л.И. Божович, Ю.М. Забродин, М.С. Неймарк, Б.А. Сосновский), целей (Г.Г. Голубеев, Б.И. Додонов, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, Г.Д. Луков, К.К. Платонов), ценностей (Б.Г. Ананьев, Н.И. Макаров, К.К. Платонов, В.А. Ядов); синтетические концепции, представляющие направленность через сложную, иерархизированную, динамическую систему личностных свойств (Г.Г. Голубеев, Р. Гилфорд, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн).

 

В середине 60-х годов XX века была проведена типологизация направленности личности по различным основаниям (Л.И. Божович, Г.Г. Голубеев, М.С. Неймарк, К.К. Платонов, и др.), в том числе  по основным сферам социальной жизни  человека, в качестве самостоятельного предмета исследования выделена профессиональная направленность личности. В этот же период были предложены первые теоретические  модели направленности личности (Г.Г. Голубеев, Н.Д. Левитов, К.К. Платонов), предприняты  попытки раскрыть динамические взаимосвязи  между структурными компонентами моделей  направленности (Л.И. Божович, Н.В. Кузьмина, М.С. Неймарк).

 

Конец прошлого столетия может  быть охарактеризован как период интенсивного изучения содержания, механизмов и технологий формирования профессиональной направленности личности в образовательных  учреждениях различного уровня. Такими исследователями как В. Г. Асеев, В.И. Воронин, А. Е. Голомшток, М.А. Добрынин, В.И. Жуковская, Л. Иовай-ша, Е.А. Климов, Н.К. Котиленков, A.M. Кухарчук, О.П. Мешковская, А.Б. Орол, В.И. Парамзин, Б.А. Федоришин, В.В. Ярошенко была раскрыта специфика  формирования профессиональной направленности личности на этапе обучения в средних  общеобразовательных учреждениях.

 

Профессиональная направленность личности в процессе профессиональной подготовки рабочих в средних  специальных учебных заведениях исследовалась В.Д. Брагиной, И.Н. Васильевым, Н.Ф. Гейжаном, М.И. Ива-нюком, С. Н. Левиевой, Н.И. Макаровым, А.П. Сейтешевым, А.С. Ткаченко и другими.

 

Структура и механизмы  формирования профессиональной направленности личности в процессе высшего профессионального  образования были исследованы В.А. Якуниным, Н.В. Комусовой, А.Т. Колденковой, А.Б. Юш-ковой, Н.Ш. Валеевой, Н.М. Пейсаховым и др.

 

Такими исследователями  как Н.Ф. Гейжан, Э.Ф. Зеер, М.И. Иванюк, А.Т. Колденкова, А.К. Маркова, А.П. Сейтешев были предложены теоретические модели профессиональной направленности личности, использование которых в педагогической практике содействовало повышению  эффективности профессионального  образования на всех его уровнях.

 

Специфика профессионально-педагогической направленности личности представлена в работах таких исследователей как Ф.Н. Гоноболин,

 

В.И. Додонов, В.И. Журавлев, Ю.М. Забродин, Е.И. Исаев, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, В.А. Крутецкий, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова, Ю.П. Платонов, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Б.А. Сосновский, Г.С. Сухобская,

 

В.А. Якунин и многих других. ^

 

К числу работ последних  лет, рассматривающих феномен профессиональной направленности личности с методологических, методических и прикладных позиций  следует отнести исследования лаборатории  психологии профессионального развития личности Психологического института  РАН (Ю.А. Кореляков), О.Г. Лопуховой, Ю.П. Поваренкова.

 

В современной педагогике и психологии изучение и разработка характеристик профессиональной направленности в отдельных сферах профессиональной деятельности и на различных уровнях  профессионального образования  — активно развивающаяся область  теоретических и прикладных исследований. В последнее десятилетие выявлены специфика, условия и механизмы  формирования профессиональной направленности личности в таких областях профессиональной деятельности как: педагогика (Т.В. Антонова,

 

B.М. Болыпов, М.Ю. Диканова, В.П. Потиха, Ф.Д. Товарищева и  др.), медицина (Н.Н. Аниськина, Е.Л.  Рязанова и др.), инженерно-техническая  сфера (Л.В. Масленникова, И.Г. Михайлова  и др.), система МВД (А.Б. Маркова  и др.), физическая культура и  спорт (С.Н. Канунников, Г.А. Шишенко, 

 

C.В.Остроушко и др.), военное  дело (С.В. Андрюнин, А.Ю. Аношкин,  В.А. Бодров, Л.Д. Сыркин, В.В. Усманов  и др.), туризм и регионоведение (Т.Л. Бедарева, О.В. Шангина и  др.).

 

Характеризуя степень  разработанности исследуемой проблематики применительно к процессу высшего  музыкального образования, следует  констатировать дефицит психолого-педагогических исследований, посвященных систематической  разработке проблем специфики, структуры, динамики, условий и механизмов формирования профессиональной направленности личности в профессиональной подготовке в  вузе культуры и искусств. Разработаны  лишь ценностно-содержательные аспекты  моделирования профессиональной направленности клубных работников (И.М. Миргалимов (114)) и педагогической направленности специалистов библиотечного дела (С.И. Черноморченко (179)).

 

Предложенные ранее теоретические  модели профессиональной направленности личности не могут, на наш взгляд, в  полной мере удовлетворять потребностям развивающейся практики музыкального образования в силу того, что:

 

- не учитывают специфику  такого сложного вида профессиональной  деятельности как музыкальное  исполнительское творчество;

 

- носят статичный характер  и включают описание основных  элементов без анализа их динамических  и иерархических взаимосвязей;

 

- трудны для операционализации  в целях совершенствования процесса  профессиональной подготовки в  вузе культуры и искусств.

 

Остаются актуальными  и открытыми психолого-педагогические вопросы о движущих силах профессионального  становления личности в процессе музыкального образования, динамике профессиональной направленности в процессе обучения, факторах устойчивого активного  отношения к профессии при  трансформирующихся социально-экономических  условиях и личностных детерминант  профессиональной успешности музыканта-исполнителя.

 

Таким образом, проблема исследования заключается в противоречии между  запросами современной системы  высшего музыкального образования  в теоретическом обосновании  путей и возможностей формирования устойчивой профессиональной направленности личности обучаемых и недостаточной  теоретической разработанностью проблем  содержания, структурной организации  и динамики профессиональной направленности личности на этапе высшего профессионального  образования.

 

Необходимость разрешения поставленной проблемы и определила выбор темы диссертационного исследования: «Структура и динамика профессиональной направленности личности в процессе музыкального образования  в вузе культуры и искусств».

 

Объект исследования: профессиональная направленность личности в процессе высшего профессионального образования.

 

Предмет исследования: особенности  структуры и динамики профессиональной направленности личности в процессе музыкальной подготовки в вузе культуры и искусств.

 

Цель исследования: разработка, обоснование и экспериментальная  проверка теоретической модели профессиональной направленности личности, позволяющей  выявить содержание, специфику и  динамику профессиональной направленности личности студентов в процессе музыкального образования в вузе культуры и  искусств.

 

В соответствии с поставленной целью решались следующие исследовательские  задачи:

 

1. Провести сравнительный  анализ психолого-педагогических  представлений о сущности профессиональной  направленности личности и конкретизировать  данное понятие. 

Информация о работе Структура личности