Ассертивность в структуре личности субъекта адаптации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 05:39, автореферат

Описание работы

Цель исследования – на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы выявить роль и место ассертивности в структуре личности субъекта адаптации.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ сущности и содержания понятия «личность субъекта адаптации».
2. Проанализировать исследования, посвященные сущности, содержанию и структуре ассертивности как личностного свойства субъекта адаптации.
3. Выявить место ассертивности в структуре личности субъекта адаптации на примере адаптивных и неадаптивных военнослужащих.
4. Выявить роль ассертивности в адаптации к особым условиям жизнедеятельности.

Работа содержит 1 файл

автореферат Шамиевой.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

p=0,05   0,17

p=0,01   0,23

Наличие большого количества корреляций между показателями СЖО  и агрессии свидетельствует о  высоком уровне смысловой регуляции  агрессивных реакций в группе адаптивных испытуемых. Высокий уровень сформированности смысложизненных ориентаций адаптивных военнослужащих позволяет направлять агрессию в конструктивное русло, занимать ассертивную позицию, стремиться в решении проблемных ситуаций к самоизменению и самораскрытию.

Результаты корреляционного  анализа, приведенные в таблице 2, свидетельствуют о значительно  меньшем количестве корреляций между  показателями СЖО и агрессии, что  можно интерпретировать как слабую смысловую регуляцию в отношении агрессивных и враждебных реакций, импульсивность в проявлении агрессии, что препятствует адаптации.

 

Таблица 2

Показатели  корреляционных связей между шкалами СЖО и Басса-Дарки

(группа 2)

шкалы

ФА

КА

Р

Н

О

П

ВА

ЧВ

ИА

ИВ

Цели

0,04

-0,03

0,05

-0,04

-0,01

0,13

-0,15

-0,10

0,07

0,06

Процесс

0,02

-0,26

-0,11

-0,24

-0,31

-0,18

-0,01

-0,23

-0,11

-0,26

Результат

0,10

-0,14

-0,14

-0,15

-0,33

-0,13

0,03

-0,36

-0,03

-0,25

ЛК - Я

0,06

-0,10

0,00

-0,11

-0,17

-0,05

0,02

-0,27

-0,01

-0,07

ЛК - жизнь

0,15

-0,07

-0,03

-0,04

-0,29

-0,11

0,18

-0,32

0,11

-0,21

Общий показатель ОЖ

0,11

-0,16

-0,06

-0,09

-0,29

-0,07

0,09

-0,28

0,01

-0,19


p=0,05   0,22

p=0,01   0,28

Таким образом, результаты эмпирического исследования поведенческого компонента ассертивности позволили выявить:

– более значимое проявление в структуре личности военнослужащих с высоким уровнем адаптации независимости (р≤0,05), настойчивости (р≤0,05), конструктивной агрессии в особых условиях жизнедеятельности (р≤0,001);

– о более значимом проявлении деструктивной агрессии в структуре личности неадаптивных военнослужащих (р≤0,001).

Результаты  эмпирического исследования ассертивности в структуре личности испытуемых позволяют сделать следующие выводы:

– смысложизненные ориентации и ассертивная позиция (конструктивная агрессия) являются ведущими компонентами ассертивности и способствуют высокому уровню смысловой регуляции активности, направленной на самораскрытие личности субъекта адаптации и реализацию жизненных смыслов и ценностей в новых условиях жизнедеятельности;

– наличие и яркое проявление ассертивности в структуре личности адаптивных военнослужащих, его тесная взаимосвязь с высоким уровнем адаптации, а также отсутствие названного свойства в структуре личности неадаптивных испытуемых свидетельствуют о системообразующей роли ассертивности в структуре личности субъекта адаптации.

В четвертой  главе диссертационной работы представлена модель ассертивного поведения личности субъекта адаптации, а также программа тренинга ассертивности.

Модель ассертивного поведения личности субъекта адаптации построена на основе представления об адаптации как процессе самораскрытия личности, требующего от человека проявления субъектной активности, направленность которой в трудных жизненных ситуациях определяется смысложизненными ориентациями. Личностными ресурсами ассертивного поведения выступают независимость, настойчивость, ответственность, конструктивная агрессия. В этой связи психологическая помощь личности, испытующей трудности в преодолении сложной жизненной ситуации заключается в коррекции смысложизненных ориентаций, в актуализации личностного адаптивного потенциала с помощью тренинга, направленного на развитие ассертивной позиции. Эффективность психологического сопровождения личности в процессе адаптации к измененным условиям жизненной среды нашел подтверждение в результатах тренинга ассертивного поведения, апробированного автором настоящей диссертации в коррекционной работе с военнослужащими по призыву.

Заключение.

В ходе теоретического анализа выявлено, что:

– адаптация с позиции субъектного подхода рассматривается как способность личности к самопроявлению в изменённых условиях окружающей среды;

– личность субъекта адаптации определяется как носитель субъектной активности, направленной на раскрытие своего жизненного потенциала и преобразование окружающего мира в измененных условиях окружающей среды. Личность субъекта адаптации несет ответственность за успешность, выбор стратегии и исход адаптации и признаётся истоком и завершением адаптационных процессов.

– источником активности субъекта адаптации выступает личностный адаптивный потенциал, содержание которого включает как психофизиологические, так и социально-психологические характеристики, одной из которых выступает ассертивность;

– механизмом актуализации адаптационного потенциала является личностная регуляция адаптационной активности во взаимодействии с изменяющейся окружающей средой. Одним из видов личностной регуляции выступает совладающее поведение. Роль личностной регуляции собственной активности во взаимодействии с окружающим миром, и особенно совладающего поведения, возрастает в экстремальных ситуациях.

Теоретический анализ сущности и содержания ассертивности позволяет:

– вывести рабочее определение ассертивности как свойства личности, которое характеризуется уверенностью в себе, позитивным отношением к другим, способностью самому решать за себя и нести ответственность за последствия своих решений, позволяющее защищать свои права и достигать поставленную цель в сложных условиях жизнедеятельности;

– говорить об ассертивности как субъектном качестве личности. Ассертивность как свойство личности субъекта адаптации позволяет не столько приспосабливаться к изменяющимся условиям среды, сколько  строить такие взаимоотношения с окружающим миром, которые способствуют творческому росту, расширению степени свободы и саморазвития на основе ответственности за выбор своих чувств, действий и отношений с собой и окружающими.

В процессе экспериментального исследования получены следующие результаты:

– выявлено наличие и яркое проявление ассертивности в структуре личности адаптивных военнослужащих, его тесная взаимосвязь с высоким уровнем адаптации, а также отсутствие названного свойства в структуре личности неадаптивных испытуемых, что свидетельствуют о системообразующей роли ассертивности в структуре личности субъекта адаптации;

– определено, что смысложизненные ориентации и ассертивная позиция (конструктивная агрессия) являются ведущими компонентами ассертивности и способствуют высокому уровню смысловой регуляции активности, направленной на самораскрытие личности субъекта адаптации и реализацию жизненных смыслов и ценностей в новых условиях жизнедеятельности;

– разработана модель ассертивного поведения личности субъекта адаптации и доказана ее эффективность в актуализации личностного адаптационного потенциала и развития навыков ассертивного поведения военнослужащих по призыву на основе формирования и укрепления ассертивной позиции человека.

– доказано, что ассертивное поведение как основа совладающего поведения обеспечивает использование субъектом адаптации внутренних и внешних ресурсов для разрешения трудной ситуации.

– выявлено, что ассертивная позиция личности субъекта адаптации, включающая независимость, настойчивость, ответственность, способствует направлению агрессии в конструктивное русло, является развивающей, стимулирующей и плодотворной в решении проблем в особых условиях жизнедеятельности.

Основное содержание работы нашло свое отражение в публикациях автора диссертации.

  1. Шамиева, В.А. Адаптация и проявления агрессивности у военнослужащих по призыву [Текст] / В.А. Шамиева // Вестник Томского Государственного педагогического университета: сборник статей. – Томск: Изд-во ТГПУ. – № 2 (80), 2009. – 140 с. – С. 119-122. (рекомендован ВАК РФ для публикации диссертационных исследований).
  2. Шамиева, В.А. Воробьёва К.И. Ассертивность в структуре личности субъекта адаптации [Текст] / В.А. Шамиева, К.И. Воробьёва, // Социально-гуманитарные науки на Дальнем Востоке: сборник статей. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС. – № 4, 2009. – 175 с. – С. 79 – 83 (рекомендован ВАК РФ для публикации диссертационных исследований).
  3. Шамиева, В.А. Ассертивность – конструктивный потенциал межличностных отношений [Текст]/ В.А. Шамиева // Личность в диалоге: сборник науч.трудов. / Материалы региональной конф. – Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2009. – С. 311-321.
  4. Шамиева, В.А. Тренинг развития ассертивного поведения в особых условиях жизнедеятельности [Текст] / В.А. Шамиева // Методическое пособие. – Хабаровск: Изд-во ДВИПиП, 2007. – 50 с.
  5. Шамиева, В.А. Ассертивность в структуре личности субъекта адаптации [Текст] / В.А. Шамиева // Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2008. – 207 с.



Информация о работе Ассертивность в структуре личности субъекта адаптации