Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 05:39, автореферат
Цель исследования – на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы выявить роль и место ассертивности в структуре личности субъекта адаптации.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ сущности и содержания понятия «личность субъекта адаптации».
2. Проанализировать исследования, посвященные сущности, содержанию и структуре ассертивности как личностного свойства субъекта адаптации.
3. Выявить место ассертивности в структуре личности субъекта адаптации на примере адаптивных и неадаптивных военнослужащих.
4. Выявить роль ассертивности в адаптации к особым условиям жизнедеятельности.
p=0,05 0,17
p=0,01 0,23
Наличие большого количества корреляций между показателями СЖО и агрессии свидетельствует о высоком уровне смысловой регуляции агрессивных реакций в группе адаптивных испытуемых. Высокий уровень сформированности смысложизненных ориентаций адаптивных военнослужащих позволяет направлять агрессию в конструктивное русло, занимать ассертивную позицию, стремиться в решении проблемных ситуаций к самоизменению и самораскрытию.
Результаты корреляционного
анализа, приведенные в таблице 2,
свидетельствуют о значительно
меньшем количестве корреляций между
показателями СЖО и агрессии, что
можно интерпретировать как слабую
смысловую регуляцию в отношени
Таблица 2
Показатели корреляционных связей между шкалами СЖО и Басса-Дарки
(группа 2)
шкалы |
ФА |
КА |
Р |
Н |
О |
П |
ВА |
ЧВ |
ИА |
ИВ |
Цели |
0,04 |
-0,03 |
0,05 |
-0,04 |
-0,01 |
0,13 |
-0,15 |
-0,10 |
0,07 |
0,06 |
Процесс |
0,02 |
-0,26 |
-0,11 |
-0,24 |
-0,31 |
-0,18 |
-0,01 |
-0,23 |
-0,11 |
-0,26 |
Результат |
0,10 |
-0,14 |
-0,14 |
-0,15 |
-0,33 |
-0,13 |
0,03 |
-0,36 |
-0,03 |
-0,25 |
ЛК - Я |
0,06 |
-0,10 |
0,00 |
-0,11 |
-0,17 |
-0,05 |
0,02 |
-0,27 |
-0,01 |
-0,07 |
ЛК - жизнь |
0,15 |
-0,07 |
-0,03 |
-0,04 |
-0,29 |
-0,11 |
0,18 |
-0,32 |
0,11 |
-0,21 |
Общий показатель ОЖ |
0,11 |
-0,16 |
-0,06 |
-0,09 |
-0,29 |
-0,07 |
0,09 |
-0,28 |
0,01 |
-0,19 |
p=0,05 0,22
p=0,01 0,28
Таким образом, результаты эмпирического исследования поведенческого компонента ассертивности позволили выявить:
– более значимое проявление в структуре личности военнослужащих с высоким уровнем адаптации независимости (р≤0,05), настойчивости (р≤0,05), конструктивной агрессии в особых условиях жизнедеятельности (р≤0,001);
– о более значимом проявлении деструктивной агрессии в структуре личности неадаптивных военнослужащих (р≤0,001).
Результаты эмпирического исследования ассертивности в структуре личности испытуемых позволяют сделать следующие выводы:
– смысложизненные ориентации и ассертивная позиция (конструктивная агрессия) являются ведущими компонентами ассертивности и способствуют высокому уровню смысловой регуляции активности, направленной на самораскрытие личности субъекта адаптации и реализацию жизненных смыслов и ценностей в новых условиях жизнедеятельности;
– наличие и яркое проявление ассертивности в структуре личности адаптивных военнослужащих, его тесная взаимосвязь с высоким уровнем адаптации, а также отсутствие названного свойства в структуре личности неадаптивных испытуемых свидетельствуют о системообразующей роли ассертивности в структуре личности субъекта адаптации.
В четвертой главе диссертационной работы представлена модель ассертивного поведения личности субъекта адаптации, а также программа тренинга ассертивности.
Модель ассертивного поведения личности субъекта адаптации построена на основе представления об адаптации как процессе самораскрытия личности, требующего от человека проявления субъектной активности, направленность которой в трудных жизненных ситуациях определяется смысложизненными ориентациями. Личностными ресурсами ассертивного поведения выступают независимость, настойчивость, ответственность, конструктивная агрессия. В этой связи психологическая помощь личности, испытующей трудности в преодолении сложной жизненной ситуации заключается в коррекции смысложизненных ориентаций, в актуализации личностного адаптивного потенциала с помощью тренинга, направленного на развитие ассертивной позиции. Эффективность психологического сопровождения личности в процессе адаптации к измененным условиям жизненной среды нашел подтверждение в результатах тренинга ассертивного поведения, апробированного автором настоящей диссертации в коррекционной работе с военнослужащими по призыву.
Заключение.
В ходе теоретического анализа выявлено, что:
– адаптация с позиции субъектного подхода рассматривается как способность личности к самопроявлению в изменённых условиях окружающей среды;
– личность субъекта адаптации определяется как носитель субъектной активности, направленной на раскрытие своего жизненного потенциала и преобразование окружающего мира в измененных условиях окружающей среды. Личность субъекта адаптации несет ответственность за успешность, выбор стратегии и исход адаптации и признаётся истоком и завершением адаптационных процессов.
– источником активности субъекта адаптации выступает личностный адаптивный потенциал, содержание которого включает как психофизиологические, так и социально-психологические характеристики, одной из которых выступает ассертивность;
– механизмом актуализации адаптационного потенциала является личностная регуляция адаптационной активности во взаимодействии с изменяющейся окружающей средой. Одним из видов личностной регуляции выступает совладающее поведение. Роль личностной регуляции собственной активности во взаимодействии с окружающим миром, и особенно совладающего поведения, возрастает в экстремальных ситуациях.
Теоретический анализ сущности и содержания ассертивности позволяет:
– вывести рабочее определение ассертивности как свойства личности, которое характеризуется уверенностью в себе, позитивным отношением к другим, способностью самому решать за себя и нести ответственность за последствия своих решений, позволяющее защищать свои права и достигать поставленную цель в сложных условиях жизнедеятельности;
– говорить об ассертивности как субъектном качестве личности. Ассертивность как свойство личности субъекта адаптации позволяет не столько приспосабливаться к изменяющимся условиям среды, сколько строить такие взаимоотношения с окружающим миром, которые способствуют творческому росту, расширению степени свободы и саморазвития на основе ответственности за выбор своих чувств, действий и отношений с собой и окружающими.
В процессе экспериментального исследования получены следующие результаты:
– выявлено наличие и яркое проявление ассертивности в структуре личности адаптивных военнослужащих, его тесная взаимосвязь с высоким уровнем адаптации, а также отсутствие названного свойства в структуре личности неадаптивных испытуемых, что свидетельствуют о системообразующей роли ассертивности в структуре личности субъекта адаптации;
– определено, что смысложизненные ориентации и ассертивная позиция (конструктивная агрессия) являются ведущими компонентами ассертивности и способствуют высокому уровню смысловой регуляции активности, направленной на самораскрытие личности субъекта адаптации и реализацию жизненных смыслов и ценностей в новых условиях жизнедеятельности;
– разработана модель ассертивного поведения личности субъекта адаптации и доказана ее эффективность в актуализации личностного адаптационного потенциала и развития навыков ассертивного поведения военнослужащих по призыву на основе формирования и укрепления ассертивной позиции человека.
– доказано, что ассертивное поведение как основа совладающего поведения обеспечивает использование субъектом адаптации внутренних и внешних ресурсов для разрешения трудной ситуации.
– выявлено, что ассертивная позиция личности субъекта адаптации, включающая независимость, настойчивость, ответственность, способствует направлению агрессии в конструктивное русло, является развивающей, стимулирующей и плодотворной в решении проблем в особых условиях жизнедеятельности.
Основное содержание работы нашло свое отражение в публикациях автора диссертации.
Информация о работе Ассертивность в структуре личности субъекта адаптации