Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:57, дипломная работа
Цель исследования: выявление особенностей агрессивности подростков из семей разного уровня социальной защищенности.
Задачи:
1.Изучить теоретические источники по проблеме подростковой агрессивности.
2.Подобрать методики по исследованию агрессивности.
3.Провести психодиагностическое обследование испытуемых, проанализировать полученные результаты.
Введение……………………………………………………………..3стр.
Глава 1. Анализ теоретических аспектов проблемы подростковой агрессивности…………………………………………………………………6стр.
1.1. Подростковая агрессивность как социально-психологическая проблема………………………………………………………………………6стр.
1.2. Проявление агрессивности в поведении детей подросткового возраста……………………............................................................................16стр.
1.3. Социальные условия, влияющие на проявление агрессивности у подростков. Подросток и семья…………………………………………….26стр.
1.4. Тревожность как одна из черт присущих агрессивному подростку…………………………………………………………………….36стр.
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивности……………………40стр.
2.1. Методики исследования………………………………………………..40стр.
2.2. Методы статистической обработки данных…………………………..44стр.
2.3.Анализ результатов исследования……………………………………..44стр.
Заключение…………………………………………………………………56стр.
Библиография……………………………………………………………...61стр.
Приложение (нумерация отдельно)………………………………….....1по9стр.
У подростков из неблагополучных семей взаимосвязи между проявлениями агрессивности и тревожности, как уже было сказано, выявлены лишь относительно формы раздражения. Можно предположить, что агрессивные проявления этой группы подростков в меньшей степени связаны с переживанием тревожной ситуации или проявления тревожности, как личностного свойства. Возможно, агрессивное поведение таких подростков обусловлено наличием агрессивности, как черты личности, которая проявляется независимо от переживания ими тревоги, беспокойства.
Проявления агрессивности и тревожности можно проследить также по результатам анализа проективной методики «Несуществующее животное». В рисунках подростков обоих типов семей, склонных к агрессии, просматривается наличие острых выступов и выростов (рога, уши, щупальца, клешни), подчеркивание зубов, как признак вербальной агрессии. При повышенном уровне тревожности в рисунках наблюдаются множественные линии, стирание и исправление линий, специфическая штриховая линия, штриховка рисунка, увеличение его размера.
Одним из таких примеров может быть рисунок Никиты Л. (Прил.5) Рассказ о животном Никита придумал такой: «Это Дикозавр. Он прилетел с другой планеты, чтобы всех пугать. Живет в лесу, питается деревьями. Друзей нет». Помимо увеличенного размера, в рисунке Никиты ярко выражена штриховка рисунка, сильный нажим на карандаш и тщательная прорисовка зубов животного. Эти признаки свидетельствуют о высоком уровне тревожности и проявлении вербальной агрессии. По данным шкалы Спилберга у Никиты выявлен высокий уровень личностной тревожности. По результатам опросника Басса-Дарки у Никиты один из самых высоких общих индексов агрессивности, по шкале «Физическая агрессия» результат составляет 100%, по шкале «Вербальная агрессия» - 85%.
На рисунке Миши П. (Прил.6) также заметны признаки агрессивности и тревожности. Рассказ о животном: «Это Зайцезуб. Он живет вместе с сородичами в густом лесу. Зубы помогают ему находить пищу, т.к. он расчищает ими себе дорогу в чаще. Любит прыгать по лесу и может незаметно напасть и укусить». О высокой тревожности говорит увеличенный размер рисунка, тщательная штриховая линия. Большие уши – также признак тревожности, а возможно подозрительности, настороженности (при том, что он «может незаметно напасть и укусить»). Острые когти и большие зубы – признаки агрессивности. По данным шкалы Спилберга у Миши выявлен высокий уровень ситуативной и личностной тревожности. По результатам опросника Басса-Дарки у Миши самый высокий общий индекс агрессивности, результаты по шкалам: «Физическая агрессия» 100%, «Вербальная агрессия» - 92%, «Негативизм» и «Подозрительность» по 80%.
Интересен рисунок Юли Б. (Прил.7). «Несуществующее животное Альф живет на другой планете и прилетает для нападения на города. Имеет две головы и два хвоста. Рычит как собака. Уничтожает города и поедает всех людей. Друзей нет». Прослеживается тщательная штриховка рисунка, сильный нажим при прорисовке зубов – эти признаки указывают на тревожность и агрессивную направленность, что подтверждается также рассказом. Две головы могут указывать на внутриличностный конфликт, противоречивые желания. По данным шкалы Спилберга у Юли выявлен высокий уровень личностной тревожности. По результатам опросника Басса-Дарки у Юли высокий общий индекс агрессивности, сильно повышены результаты по всем шкалам теста (80-100%).
Помимо
уровня собственной агрессивности
в рисунке несуществующего
На рисунке Олеси Х. (Прил.8) изображено несуществующее животное «Рыба-лось». «Оно живет на самой глубине моря и очень одиноко. Друзей у него нет. Оно грустит, потому что хочет подняться наверх и подышать воздухом, но не может, потому что боится акул». Изображение рисунка в углу листа, слабый нажим на карандаш могут свидетельствовать о снижении настроения, депрессивных тенденциях. Особенность, что все животное покрыто чешуей и «боится акул», возможно, говорит о боязни нападения и защитной агрессии. По данным шкалы Спилберга у Олеси выявлен низкий и средний уровень ситуативной и личностной тревожности. По результатам опросника Басса-Дарки показатель шкалы «Вербальная агрессия» составляет 69%, шкалы «Чувства вины» -56%, остальные шкалы не превышают 44%.
Несуществующее животное на рисунке Маши В. (Прил.9) – Ёжа – «живет в лесу, любит гулять одна. Друзья у нее есть, но она с ними не общается. Ёжа не любит когда трогают ее колючки. Питается цветами и ягодами». Здесь также прослеживается боязнь агрессии и, как следствие, возможно проявление защитной агрессии. Тщательно прорисованная земля, возможно, говорит о потребности в опоре, тревоги по поводу социальных контактов. По данным шкалы Спилберга у Маши выявлен высокий уровень ситуативной и личностной тревожности. По результатам опросника Басса-Дарки самые высокие показатели выявлены по шкалам: «Раздражение» - 73%, «Вербальная агрессия» - 69%, «Чувство вины» - 67%, остальные шкалы не превышают 60%.
Характерной особенностью
Таким образом, можно сделать
вывод о том, что различные
формы проявления агрессии у
подростков часто являются
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная дипломная работа была посвящена изучению особенностей агрессивности подростков из семей разного уровня социальной защищенности.
Цель исследования: выявление особенностей агрессивности подростков из семей разного уровня социальной защищенности.
Гипотеза: у подростков из социально незащищенных семей уровень агрессивности выше, чем уровень агрессивности подростков из семей более благополучных, она чаще носит немотивированный характер и имеет больше поведенческих проявлений. Фактором, провоцирующим агрессивность подростков из социально неблагополучных семей, является личностная тревожность.
В ходе работы над
Наиболее продуктивным
Данное обстоятельство четко
раскрывается у детей
С изменением социальной роли
изменяются также отношения
В ходе практической работы выяснилось:
-
Заявленная нами гипотеза
По итогам проведенного сравнительного анализа агрессивных тенденций по двум выборкам можно сделать следующие достоверные выводы:
2) Подросткам из неблагополучных семей более свойственен негативизм, чем их сверстникам из благополучных семей. Эта мера поведения может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
3) Подросткам из неблагополучных семей более свойственна вербальная агрессия, чем их сверстникам из благополучных семей. Они в большей степени выражают свои негативные чувства через форму (крик, визг) и содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
4) Подростки из неблагополучных семей имеют большую склонность к проявлению агрессивных реакций, чем их сверстники из благополучных семей.
Можно
предположить, что причиной более
высокой агрессивности
Также было установлено:
Можно предположить, что подросткам из неблагополучных семей в большей степени, чем их сверстникам из благополучных семей свойственна тревожность, как индивидуальная психологическая особенность личности, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Возможно, наличие этой черты обусловлено негативными семейными факторами, влияющими на развитие личности подростков из неблагополучных семей. Этими факторами могут быть: фрустрация потребности в безопасности, конфликтные детско-родительские и супружеские взаимоотношения, отсутствие позитивных моделей родительского поведения. Учитывая то, что в подростковый период идет интенсивное формирование личности, можно предположить, что проявление тревожности, как черты, связано с недостаточно сформированными защитными механизмами.
Задачей третьего этапа исследования выступила проверка наличия взаимосвязи проявлений агрессии и тревожности у подростков из семей с различным уровнем социальной защищенности. Для этого был проведен корреляционный анализ результатов методик Басса-Дарки и Спилберга и качественный анализ проективной методики «Несуществующее животное».
В результате корреляционного анализа между методиками Басса-Дарки и Спилберга (табл.3) было установлено:
Исходя из полученных взаимосвязей, можно предположить, что многие агрессивные формы поведения подростков из благополучных семей, такие как вспыльчивость, грубость, зависть и ненависть к окружающим, подозрительность, враждебность являются следствием переживания состояния тревоги или проявлением тревожности, как личностного свойства. Как следствие проявления личностной тревожности возможна также косвенная агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), или ни на кого не направлена – взрывы ярости, крики и т.п. При сильном ощущении тревоги и проявлении агрессии в такой же мере эти подростки будут переживать угрызения совести, чувство вины за проявленное поведение.