Причины возникновения агрессии у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Цель: рассмотреть причины возникновения агрессии у подростков.
Задачи:
рассмотреть понятие агрессии;
охарактеризовать основные виды и формы агрессии;
охарактеризовать причины возникновения агрессии у подростков.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Агрессия как предмет психологического исследования 5
1.1 Понятие агрессии в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Виды и формы агрессии 9
Глава 2. Характеристика причин возникновения агрессии у подростков 15
2.1 Физиологические причины подростковой агрессии 15
2.2 Психологические причины агрессии у подростков 17
2.3 Социальные причины агрессии у подростков 20
Заключение 26
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

4261Курсовая_1.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

     Причины возникновения агрессии у подростков 
 

 

      Содержание 
 

 

Введение 

     Актуальность исследования причин возникновения агрессии у подростков обусловлена целым рядом причин.

     С одной стороны, это социальные причины, связанные с негативными последствиями подростковой агрессии. Данные современной статистики свидетельствую о том, что подростки являются наиболее агрессивной частью населения, причем эта агрессия выражается в самых разных формах: массовых драках, конфликтах с родителями и учителями, разнообразных провокационных действиях. Одним из наиболее опасных проявлений подростковой агрессии является аутоагрессия, например, подростковые суициды. Острота и распространенность проблемы подростковой агрессии обуславливают повышенный интерес исследователей к данному вопросу.

     С другой стороны, исследование причин агрессии в подростковом возрасте имеет немалую  научную ценность. Само по себе изучение агрессии представляет одну из базовых  задач психологии поведения, что обуславливает многочисленные теоретические и эмпирические исследования в данной области. При этом сегодня нет единой целостной теории агрессии, которая могла бы представить причины агрессии в подростковом возрасте, что в свою очередь затрудняет разработку методических подходов к преодолению негативных последствий агрессии.

     Данное  противоречие и обуславливает  проблему данного исследования.

     Объект нашего исследования: агрессия.

     Предмет: причины возникновения агрессии у подростков.

     Цель: рассмотреть причины возникновения агрессии у подростков.

     Задачи:

    1. рассмотреть понятие агрессии;
    2. охарактеризовать основные виды и формы агрессии;
    3. охарактеризовать причины  возникновения агрессии у подростков.

     В ходе данного исследования мы опирались на работы Д.Майерса, К.Лоренса, И.С.Кона, А.А.Реана, М.Ю.Кондратьева.

     Теоретическая значимость нашей работы обусловлена попыткой обобщения материалов теоретических и эмпирических исследований зарубежных и отечественных авторов по проблеме подростковой агрессии.

     Наше  исследование состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе мы рассмотрели понятие, виды и формы агрессии на основе изучения психолого-педагогической литературы. Во второй главе мы рассмотрели три группы причин возникновения агрессии у подростков: физические, психологические и социальные причины.

     Наша  работа носит характер теоретического исследования.

        

 

      Глава 1.  Агрессия как предмет психологического исследования 

    1. Понятие агрессии в психолого-педагогической литературе
 

     Феномен агрессии сегодня привлекает внимание представителей многих научных областей, в частности, проблема агрессии разрабатывается в рамках философии, социологии, политологии, психологии и т.д. В рамках нашего исследования представляется целесообразным рассмотреть подходы к феномену агрессии, сложившиеся в рамках психолого-педагогических исследований. 

     Как отмечает А.А.Грицанов, агрессия1 (лат. aggredio - нападать) - понятие, используемое в настоящее время для обозначения самых разнообразных видов и форм поведения - от реплик и элементов пародий до применения различных мер физического воздействия, включая и такие из них, которые заканчиваются индивидуальным или массовым летальным исходом. Подлинный смысл понятия агрессии можно весьма часто установить только на уровне контекста. Однако в целом понятие агрессии употребляется сегодня в ситуациях, где им обозначается индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека.

     Л.А.Карпенко2 отмечает, что агрессия представляет собой форму социального поведения, включающую злонамеренное прямое или опосредованное взаимодействие между людьми, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. В социальном контексте агрессивное поведение характеризуется наличием намерения причинить вред. Агрессоры признаются в желании навредить своим жертвам и нередко сожалеют о том, что их нападки были безрезультатны.

     Л.Г.Гуслякова3 указывает на то, что агрессия является одной из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс,  фрустрацию и т.п. состояния. Психологически агрессивное поведение выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности, с защитой и ростом чувства  собственной ценности,  самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением.

     Агрессия  как неотъемлемая характеристика социального  взаимодействия рассматривалась в  различных психологических направлениях, что обусловило формирование ряда теорий агрессии. Рассмотрим некоторые из них.

     В теориях влечения под агрессией понимается устойчивая диспозиция индивида. В рамках психоаналитической теории З. Фрейд рассматривал агрессию как составную часть так называемого «Я-влечения», а позже характеризовал агрессию как инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, и считал бесполезными попытки приостановить этот процесс. З.Фрейд отмечал, что общественный прогресс не способен прекратить агрессию, он может лишь придать более безобидные формы ее разрядки.

     В рамках теории влечения К.Лоренц отмечал, что в организме животных и человека должна постоянно накапливаться особого рода энергия агрессивного влечения. Это накопление длится до того момента, когда в результате срабатывания соответствующего раздражителя агрессия не разрядится. Данная «психогидравлическая модель» подверглась критике как этологами, так и психологами как за слабо обоснованный перенос на человека результатов, полученных в ходе исследований животных, а также за слабое фактическое обоснование.

     При этом отметим, чтобы было бы неразумно  утверждать, что агрессия человека имеет свои эволюционные и физиологические корни. Так, к числу физиологических факторов агрессии относят половые гормоны, однако здесь исследования на сегодня мало информативны.

     В большей степени изучены половые различия агрессивного поведения, которые обусловлены особенностями социализации. Так, исследования показывают, что мальчики в целом агрессивнее девочек, а мужчины агрессивнее, чем женщины. Можно предположить, что у женщин агрессивные действия тормозятся сильнее, проявив агрессию, они скорее будут останавливать ее чувством вины. При этом анализ литературы позволяет сделать вывод, что картина не столь уж однозначна, как это могло бы показаться при первичном рассмотрении.

     Проблема  агресси разрабатывалась и в  исследованиях Мак-Дауголла. В его классификации 12 основных инстинктов выделена «агрессивность» с соответствующей ей эмоцией гнева. В более поздней редакции этого перечня, содержащей 18 мотивационных диспозиций, инстинкт агрессивности выглядит как предрасположенность к гневу, негодование и насильственное устранение всякой помехи или препятствия, мешающих свободному осуществлению любой другой тенденции.

     В 1939 г в работе Д.Долларда была представлена фрустрационная теория, в рамках которой агрессия рассматривается как следствие фрустрации, т.е. препятствия, возникающего на пути целенаправленной деятельности субъекта. Д.Доллард утверждает, что, агрессия всегда есть результат фрустрации и фрустрация всегда провоцирует агрессию.

     Отметим, что в приведенной выше формулировке оба эти утверждения не подтвердились, поскольку не всегда агрессия возникает как результат фрустрации, а также не всякая фрустрация провоцирует агрессию.

     Наконец, следует отметить и третью группу теорий, которые основаны на представлениях S-R-типа, теорий социального научения. Наиболее яркими представителями этого течения являются Л.Берковитц и А. Бандура.

     Изначально Берковитц стоял на основаниях, тесно связанных с фрустрационной теорией. Однако, отказавшись положения о том, что фрустрация всегда провоцирует агрессию, он добавил две промежуточные переменные, первая из которых относилась к побуждению, а вторая к направленности поведения, а именно гнев (как побудительный компонент) и пусковые раздражители (запускающие или вызывающие реакцию ключевые признаки). Гнев возникает, когда достижение целей, на которые ориентировано действие субъекта, блокируется извне. Однако сам по себе гнев не ведет к агрессии. Чтобы это агрессивное поведение реализовалось, необходим адекватный пусковой раздражитель, а адекватным он станет лишь в случае непосредственной или опосредованной связи с источником гнева.

     На  основе вышесказанного, базовой для Берковитца становится концепция поведения как следствия толчка (push), вписывающаяся в парадигму классического обусловливания. Сам он дает следующее определение: «Сила агрессивной реакции на какое-либо препятствие представляет собой совместную функцию интенсивности возникшего гнева и степени связи между его побудителем и пусковым признаком».

     А.Бандура  отмечает, что гнев не является ни необходимым, ни достаточным условием агрессии. Гнев представляет собой всего лишь состояние возбуждения, которое получает обозначение лишь постфактум. Более того, любое эмоциональное возбуждение, идущее от негативно воспринимаемой стимуляции (скажем, шум, жара), влияет на интенсивность агрессивных действий, если только действие вообще пойдет по пути агрессии. Ход агрессивного действия не связан с простым запуском условных реакций, зависящих от предвосхищаемых последствий возможных действий, и никакое состояние эмоционального возбуждения, никакой побудительный компонент не являются для него необходимыми.

     Таким образом, агрессия представляет собой одну из форм реагирования на неблагоприятные условия среды, связанную с активным деструктивным воздействием на раздражитель.

     Агрессия  может рассматриваться в следующих аспектах:

    • как биологическое влечение (в том числе зависимое от пола);
    • как результат фрустрации;
    • как результат социального научения.
 
    1. Виды  и формы агрессии
 

     Анализ  психолого-педагогической литературы позволяет выделить ряд видов  и форм агрессии. В частности, Л.С.Гуслякова4 приводит следующую классификацию видов и форм агрессии, на которую мы будем ориентироваться в данной работе.

     Физическая агрессия (нападение) как использование физической силы против физического объекта, другого лица, социальной группы.  Физическая  агрессия проявляется определёнными и наблюдаемыми со стороны психомоторными актами, нередко представленными той или иной их последовательностью (толчки, удары, избиения и др).

     А. Басс5 различает следующие виды физической агрессии:

    • физическая - активная – прямая. Нанесение другому человеку ударов, избиение или ранение при помощи оружия.
    • физическая - активная – непрямая Закладка мин-ловушек; сговор с целью избиения и др.
    • физическая - пассивная – прямая. Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться  желаемой деятельностью (бойкот, сидячая демонстрация).
    • физическая - пассивная – непрямая. Отказ от выполнения необходимых  задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации).

     Также выделяют вербальную агрессию как выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза,  проклятья, ругань).

     Басс6 различает следующие виды вербальной агрессии:

    • вербальная - активная – прямая. Словесное оскорбление или унижение другого человека.
    • вербальная - активная – непрямая. Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.
    • вербальная - пассивная – прямая. Отказ говорить с другим человеком, отвечать на его вопросы.
    • вербальная - пассивная – непрямая. Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения, высказаться в защиту незаслуженно критикуемого человека

Информация о работе Причины возникновения агрессии у подростков