Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:57, дипломная работа
Цель исследования: выявление особенностей агрессивности подростков из семей разного уровня социальной защищенности.
Задачи:
1.Изучить теоретические источники по проблеме подростковой агрессивности.
2.Подобрать методики по исследованию агрессивности.
3.Провести психодиагностическое обследование испытуемых, проанализировать полученные результаты.
Введение……………………………………………………………..3стр.
Глава 1. Анализ теоретических аспектов проблемы подростковой агрессивности…………………………………………………………………6стр.
1.1. Подростковая агрессивность как социально-психологическая проблема………………………………………………………………………6стр.
1.2. Проявление агрессивности в поведении детей подросткового возраста……………………............................................................................16стр.
1.3. Социальные условия, влияющие на проявление агрессивности у подростков. Подросток и семья…………………………………………….26стр.
1.4. Тревожность как одна из черт присущих агрессивному подростку…………………………………………………………………….36стр.
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивности……………………40стр.
2.1. Методики исследования………………………………………………..40стр.
2.2. Методы статистической обработки данных…………………………..44стр.
2.3.Анализ результатов исследования……………………………………..44стр.
Заключение…………………………………………………………………56стр.
Библиография……………………………………………………………...61стр.
Приложение (нумерация отдельно)………………………………….....1по9стр.
Рис. 1.
Распределение результатов
средних значений теста
Басса-Дарки
Таким
образом, можно предположить, что
в подростковом возрасте агрессия проявляется
преимущественно в
Значения обеих выборок были подвергнуты также статистическому анализу для установления достоверных различий между ними с помощью t-критерия Стьюдента (табл.1). Было выявлено, что подростки из неблагополучных семей превосходят своих сверстников в уровне выраженности агрессии по факторам теста: «Косвенная агрессия» (tэ=3,019 при р>0.01), «Негативизм» (tэ=2,335 при р>0.05), «Вербальная агрессия» (tэ=3,981 при р>0.01), «Общий индекс агрессивности» (tэ=3,235 при р>0.01).
Табл.1. Сравнительный анализ средних значений шкал теста Басса-Дарки
Шкалы теста Басса-Дарки | Средние значения по выборке подростков из неблагополучных семей | Средние значения по выборке подростков из благополучных семей | Критические значения t-критерия Стьюдента |
1. Физическая агрессия | 6,0 | 5,0 | 1,295 |
2. Косвенная агрессия | 4,9 | 3,3 | 3,019** |
3. Раздражение | 4,6 | 4,0 | 0,784 |
4. Негативизм | 2,2 | 1,5 | 2,335* |
5. Обида | 4,0 | 2,7 | 1,832 |
6. Подозрительность | 4,4 | 3,0 | 1,484 |
7. Вербальная агрессия | 8,1 | 5,2 | 3,981** |
8. Чувство вины | 6,0 | 5,3 | 1,550 |
Общий индекс агрессивности | 18,9 | 13,5 | 3,235** |
Общий индекс враждебности | 8,4 | 5,7 | 1,717 |
По итогам проведенного сравнительного анализа агрессивных тенденций по двум выборкам можно сделать следующие достоверные выводы:
Можно
предположить, что причиной более
высокой агрессивности
2-й этап. Исследование
ситуативной и личностной
тревожности.
Задачей второго этапа исследования выступило определение уровня ситуативной и личностной тревожности у подростков из семей с разным уровнем социальной защищенности и сравнительный анализ полученных результатов между собой. Диагностика проводилась с помощью шкалы самооценки тревожности Спилберга. Обработка результатов включала в себя составление таблиц первичных эмпирических данных (Прил.3,4), их графическое распределение и статистический анализ.
Согласно
поуровневому распределению результатов
шкалы ситуативной тревожности (рис.2),
в обеих группах максимальное
количество подростков проявляет средний
уровень тревожности.
Рис.2.
Сравнительное распределение
результатов по уровням
проявления СИТУАТИВНОЙ
ТРЕВОЖНОСТИ
Согласно
распределению результатов
Рис.3.
Сравнительное распределение
результатов по уровням
проявления ЛИЧНОСТНОЙ
ТРЕВОЖНОСТИ
Значения обеих выборок были подвергнуты также статистическому анализу для установления достоверных различий между ними с помощью t-критерия Стьюдента (табл.2).
Табл. 2. Сравнительный анализ средних значений результатов шкалы Спилберга-Ханина
Ситуативная тревожность | Личностная тревожность | Значение t-критерия
Стьюдента при сравнении | |
Подростки из неблагополучных семей | 37,5 | 47,2 | 5,821** |
Подростки из благополучных семей | 43,4 | 42,4 | 0,581 |
Значение t-критерия Стьюдента при сравнении средних значений СТ и ЛТ в двух выборках | 2,001 | 2,227* |
По итогам сравнительного анализа можно сделать следующие выводы:
Можно
предположить, что подросткам из неблагополучных
семей в большей степени, чем
их сверстникам из благополучных
семей свойственна тревожность, как индивидуальная
психологическая особенность личности,
состоящая в повышенной склонности испытывать
беспокойство в различных жизненных ситуациях,
в том числе и тех, объективные характеристики
которых к этому не предрасполагают. Возможно,
наличие этой черты обусловлено негативными
семейными факторами, влияющими на развитие
личности подростков из неблагополучных
семей. Этими факторами могут быть: фрустрация
потребности в безопасности, конфликтные
детско-родительские и супружеские взаимоотношения,
отсутствие позитивных моделей родительского
поведения. Учитывая то, что в подростковый
период идет интенсивное формирование
личности, можно предположить, что проявление
тревожности, как черты, связано с недостаточно
сформированными защитными механизмами.
3-й этап. Исследование
взаимосвязи между проявлением
агрессии и тревожности.
Задачей третьего этапа исследования выступила проверка наличия взаимосвязи проявлений агрессии и тревожности у подростков из семей с различным уровнем социальной защищенности. Для этого был проведен корреляционный анализ результатов методик Басса-Дарки и Спилберга и качественный анализ проективной методики «Несуществующее животное».
В результате корреляционного анализа между методиками Басса-Дарки и Спилберга (табл.3) было установлено:
Табл.3. Анализ взаимосвязи между проявлением агрессии и тревожности у подростков из благополучных и неблагополучных семей. Критические значения коэффициента линейной корреляции Пирсона
Шкалы теста Басса-Дарки | Подростки из неблагополучных семей | Подростки
из
благополучных семей | ||
Ситуативная тревожность | Личностная тревожность | Ситуативная тревожность | Личностная тревожность | |
1. Физическая агрессия | 0,135 | 0,116 | 0,195 | 0,205 |
2. Косвенная агрессия | 0,347 | 0,160 | 0,387 | 0,570** |
3. Раздражение | 0,437* | 0,357 | 0,602** | 0,461* |
4. Негативизм | 0,224 | 0,151 | 0,187 | 0,211 |
5. Обида | 0,173 | 0,154 | 0,502* | 0,397* |
6. Подозрительность | -0,025 | 0,060 | 0,512** | 0,572** |
7. Вербальная агрессия | 0,184 | -0,201 | 0,077 | 0,194 |
8. Чувство вины | 0,185 | 0,170 | 0,533** | 0,291 |
Общий индекс агрессивности | 0,221 | -0,009 | 0,257 | 0,371 |
Общий индекс враждебности | 0,071 | 0,110 | 0,527** | 0,524** |
Исходя из полученных взаимосвязей, можно предположить, что многие агрессивные формы поведения подростков из благополучных семей, такие как вспыльчивость, грубость, зависть и ненависть к окружающим, подозрительность, враждебность являются следствием переживания состояния тревоги или проявлением тревожности, как личностного свойства. Как следствие проявления личностной тревожности возможна также косвенная агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), или ни на кого не направлена – взрывы ярости, крики и т.п. При сильном ощущении тревоги и проявлении агрессии в такой же мере эти подростки будут переживать угрызения совести, чувство вины за проявленное поведение.