Агрессия у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:57, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей агрессивности подростков из семей разного уровня социальной защищенности.
Задачи:
1.Изучить теоретические источники по проблеме подростковой агрессивности.
2.Подобрать методики по исследованию агрессивности.
3.Провести психодиагностическое обследование испытуемых, проанализировать полученные результаты.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3стр.
Глава 1. Анализ теоретических аспектов проблемы подростковой агрессивности…………………………………………………………………6стр.
1.1. Подростковая агрессивность как социально-психологическая проблема………………………………………………………………………6стр.
1.2. Проявление агрессивности в поведении детей подросткового возраста……………………............................................................................16стр.
1.3. Социальные условия, влияющие на проявление агрессивности у подростков. Подросток и семья…………………………………………….26стр.
1.4. Тревожность как одна из черт присущих агрессивному подростку…………………………………………………………………….36стр.
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивности……………………40стр.
2.1. Методики исследования………………………………………………..40стр.
2.2. Методы статистической обработки данных…………………………..44стр.
2.3.Анализ результатов исследования……………………………………..44стр.
Заключение…………………………………………………………………56стр.
Библиография……………………………………………………………...61стр.
Приложение (нумерация отдельно)………………………………….....1по9стр.

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 430.50 Кб (Скачать)

    У подростков из неблагополучных семей  взаимосвязи между проявлениями агрессивности и тревожности, как  уже было сказано, выявлены лишь относительно формы раздражения. Можно предположить, что агрессивные проявления этой группы подростков в меньшей степени связаны с переживанием тревожной ситуации или проявления тревожности, как личностного свойства. Возможно, агрессивное поведение таких подростков обусловлено наличием агрессивности, как черты личности, которая проявляется независимо от переживания ими тревоги, беспокойства.

    Проявления  агрессивности и тревожности  можно проследить также по результатам  анализа проективной методики «Несуществующее  животное». В рисунках подростков обоих  типов семей, склонных к агрессии, просматривается наличие острых выступов и выростов (рога, уши, щупальца, клешни), подчеркивание зубов, как признак вербальной агрессии. При повышенном уровне тревожности в рисунках наблюдаются множественные линии, стирание и исправление линий, специфическая штриховая линия, штриховка рисунка, увеличение его размера.

    Таким образом, можно сделать вывод  о том, что различные формы  проявления агрессии у подростков часто  являются следствием проявления тревожности. Однако подросткам из неблагополучных  семей больше свойственно проявление агрессивности, как личностной черты, которое не всегда бывает связано с переживанием тревожной ситуации. 
 

Библиография: 

  1. Абраменкова В.В. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб, Питер, 1999.
  2. Аменицкий В.Е. Правда о наркомании и наркоманах. Калининград, 2000.
  3. Аверин В. Психология детей и подростков. СПб., 1998.
  4. Аракелов Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростка. М. Высшая школа, 1990.
  5. Бодалев А.А. В мире подростка. М., 1980.
  6. Бандура А., Уолтерс Р.  Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: Эксмо-Пресс, 2000.
  7. Бардиан А.М. Воспитание детей в семье. М.. 1972.
  8. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.-  СПб., 1998.
  9. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М., 1991.
  10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  11. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988.
  12. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992.
  13. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И.Рожкова. М., 2001.
  14. Гюггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. СПб., 2000.
  15. Гурьева В.А. Психопатология подросткового возраста. Томск, Изд-во Томского гос-го ун-та, 1994.
  16. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология – СПб.: Питер, 2000.
  17.      Дружинин В.Н. Психология семьи. М.. 1996.
  18. Дармодехин.С.В. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. М.: Педагогика, 1999.
  19. Девиантное поведение детей и подростков, проблемы и пути их решения / Под ред. В.А.Никитина. М., 1996.
  20. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии: Учебное пособие. – М.:  «Ось-89», 2003.
  21. Ельникова О.Е. Психологические барьеры социализации в подростковом возрасте. Автореф. дисс… к психол. н., 2004.
  22. Змановская Е.В. Девиантология. Учебное пособие. – М.: «Академия», 2006.
  23. Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка. М., 1986.
  24. Клеейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2003.
  25. Кузнецова И. Принципы работы с детьми и подростками с отклонениями в поведении // Школьный психолог. 2000.
  26. Кулаков С. А. На приеме у психолога – подросток. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001.
  27.      Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
  28.      Лоренц К. Агрессия. Так называемое «зло». М., 1994.
  29. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии//Вопросы психологии, 1972.
  30. Личко А.Е., Бартемский В.С. Подростковая наркология: Руководство. Л., 1991.
  31. Леонтьев Д.А. Семья, сама себя лечащая // Семья и школа. 1991.
  32.      Майерс Д. Социальная психология. – М.: Инфра-М., 2001.
  33. Можинский Ю.Б. Агрессия у подростков: эмоциональный и кризисный механизм. СПб, Питер, 1999.
  34. Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. – М.:Изд-во АПН РСФСР, 1960.
  35. Наркотики: Информация для учителей и других специалистов. СПб., 2000.
  36. Острые углы воспитания / Под ред. А.Е.Тарас. Минск,1990.
  37.      Психология / Под ред. А. Крылова. М., 2000.
  38. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. А.А.Реан. СПб., 2000.
  39. Психология подростка. Полное руководство для психологов, педагогов и родителей / Под ред. А.А.Реана. СПб., 2003.
  40.      Паренс Г. Агрессия наших детей. М.: Форум, 1999.
  41. Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Психологическая служба,  1997.
  42.      Пэррет Л. Подросток и его проблемы. СПб, Питер, 2002.
  43. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000.
  44. Педагогика: Учебник; Под редакцией Крившенко Л.П.. – М.: Изд-во Проспект, 2004.
  45. Психологические тесты. В 2 т.; Под редакцией Карелина А.А. – П86 М.: «ВЛАДОС», 2005.
  46. Психология семьи. Хрестоматия / Сост. Д.Я.Райгородский. Самара, 2002.
  47. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии. -  1991.
  48. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
  49.      Раттер.М. Помощь трудным детям. М., 1999.
  50. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996.
  51.      Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.
  52. Руденский Е.В. Психология ненормативного развития личности. Новосибирск., 2000.
  53. Семья и формирование личности / Под ред. А.А.Бодалева. М., 1981.
  54. Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков. Сб. науч. статей. Под ред. С.К.  Короленко М.: изд-во МГУ, 1996.
  55. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.
  56.      Сатир В. Вы и Ваша семья. М., 2000.
  57.      Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
  58.    Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. М., 1995.
  59. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 1996.
  60. Фурманов П.Л. Детская агрессивность. – М.: Проспект, 2001.
  61. Фельдштейн  Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М.: Педагогика, 1989.
  62. Фельдштейн Д.И. Самостоятельные группы молодежи: социально-психологический аспект. Советская педагогика, 1988.
  63.      Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика М.,2000.
  64.      Фрейд З. Я и оно. Тбилиси, 1991.
  65.      Фрейд З. Психоанализ, религия и культура. М., 1992.
  66. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
  67.      Холличер В. Человек и агрессия. – М., 1975.
  68. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993.
  69. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – 2-е издание. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2007.
  70. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

Информация о работе Агрессия у подростков