Психокоррекционная работа с подростками 13-15 лет, направленная на снижение уровня агрессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 11:28, практическая работа

Описание работы

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер.

Работа содержит 1 файл

агрессия.docx

— 93.97 Кб (Скачать)

Психокоррекционная работа с подростками 13-15 лет, направленная на снижение уровня агрессии. 

Пояснительная записка:

   Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер.

В этих условиях особенно актуализируется  анализ проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста. Эта проблема является предметом большого числа психологических работ как в нашей стране, так и за рубежом (А.Бандура, Г.Кауфман, А.Басс и др.)

 В основном же под агрессией понимается вредоносное  поведение. Причем в понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения — от таких, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, до бандитизма и убийств.

 В подростковой жизни нередко встречаются формы  насильственного поведения, определяемого в терминах «задиристость», «драчливость», «озлобленность», «жестокость».

 Агрессивные действия всегда вредоносны, но степень этой вредоносности зависит как от агрессора, так и от оказываемого ему сопротивления.

 Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено, например, в драчливости, грубости, «задиристости», а может быть более «затаенным», имея форму скрытого недоброжелательства и озлобленности.

 Типичное  состояние агрессии характеризуется  острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, злостностью, в ряде случаев желанием на ком-то и даже на чем-то «сорвать зло». Довольно распространенным проявлением агрессии служит грубость (в разных формах). Агрессивные действия выступают в качестве:

  1. средства достижения какой-нибудь значимой цели (инструментальная агрессия);
  2. как способ психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;
  3. как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

 Что касается агрессивного поведения, то это  не прирожденная биологическая реакция (разумеется, за исключением неконтролируемых действий, совершаемых лицами невменяемыми), а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями (хотя и порицаемая правом и господствующей нравственностью).

 Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым.

 С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов — возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям и т.д.

 Между тем в психолого-педагогической литературе стало традиционным обозначать этот возраст в терминах «трудный», «критический», «конфликтный» и т.п. При этом до сих пор не изжито мнение, что причины кризиса — в физиологических изменениях подростков как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно-группового общения, складывающегося в разного рода компаниях. Но это общение, эта система отношений, в том числе и строящихся на почве жестоких законов асоциальных подростковых групп, является следствием не какой-либо генетической предрасположенности, изначальной агрессивности и пр., а выступает, в большинстве случаев, лишь как ситуация замещения при неприятии подростка в мир социально-значимых отношений взрослых, как ситуация совместного переживания непонятности ими. 

 Цель  программы: Обучение  подростков техникам и способам управления собственным гневом, безопасным для себя и окружающих.

 Задачи  программы:

    1. Коррекционные задачи направлены на исправление агрессивных тенденций в поведении подростка;
    2. Развивающие задачи направлены на стимулирование личностного потенциала подростка;
    3. Профилактические задачи направлены на предупреждение трудностей в поведении подростка.

Дополнительными задачами является развитие навыков  общения, самоконтроля,  умений работать в команде.

Форма организации: смешанная (индивидуально-групповая,2-4человек).

Продолжительность: время проведения – от 1ч 20мин до 2часов; 1раз в неделю  в течение 2месяцев.

Этапы проведения работы:

 1.  Диагностический

 Цель: диагностика уровня агрессии.

Диагностика проводится с помощью методик: Опросник Басса-Дарки, проективные методики «Несуществующее животное» (Злое животное), «ДДЧ».

  2. Установочный

 Цель: установление контакта, побуждение желания сотрудничать, снятие тревожности.

 Данный  этап проводится с помощью подвижных  игр.

  1. Коррекционный

Цель: коррекция агрессивных тенденций.

Коррекция агрессивности осуществляется с помощью специально подобранных игр, упражнений.

  1. Оценка эффективности коррекционных воздействий.

Цель: измерение динамики агрессии.

Диагностика проводится с помощью методик: Опросник Басса-Дарки, проективные методики: «Несуществующее животное» (Злое животное), «ДДЧ» 

Программа состоит  из 8 специально подготовленных занятий, каждое из которых состоит из трех частей:

  1. Вводная часть – знакомство с детьми, приветствие. Создание благоприятного, доверительного  настроя на дальнейшую работу.
  2. Основная часть – проведение игр и упражнений.
  3. Итоговая часть – подведение итогов занятия, прощание с группой.
Тема/Цели Содержание Время
Первое  занятие Тема: Знакомство

1.Создание благоприятной  эмоциональной атмосферы;

2.Знакомство  ребят;

3.Понимание сути  и причин агрессивности.

4.Научение приемам  релаксации.

1.Вводная  часть:
  • Упражнение «Визитка»
  • Упражнение «Зови меня...»
  • Игра «Толкалки»

2.Основная  часть:

  • Упражнение «Что делать с агрессией и гневом»
  • Упражнение «Уверенный — наглый — робкий»
  • Упражнение «Игры с песком»

3.Итоговая  часть:

  • Обмен мнениями ребят о занятии, прощание друг с другом.
 
10мин 

10мин

10мин 
 
 

20мин 

15мин 

10мин 

  

10мин

      85мин
Второе  занятие Тема: Работа с агрессией.

1.Создание благоприятной  эмоциональной атмосферы;

2.Научение позитивным  способам общения (работа с  тоном речи, обсуждение правил  бесконфликтного общения)

3. Научение приемам  релаксации. 

1.Вводная  часть:
  • Упражнение «Ворвись в круг»
  • Упражнение «Номерки»

2.Основная  часть:

  • Упражнение «Будешь! Не буду!»
  • Упражнение «Агрессор и жертва»
 
  • Упражнение  «Небеса и ад»
 
  • Упражнение  «Ритмичное дыхание»
 

3.Итоговая  часть:

Обмен мнениями ребят о занятии, прощание друг с  другом.

 
10мин

10мин 

15мин 

15мин

10мин 

15мин 
 

10мин

      85мин
Третье  занятие Тема: Работа над собой.

1.Создание благоприятной  эмоциональной атмосферы;

2. снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности;

3.формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я";

4. Научение приемам релаксации. 

1.Вводная  часть:
  • Игра «Горячая картошка»
  • Упражнение “Слепой и поводырь”

2.Основная  часть:

  • Упражнение "Без маски"
  • Упражнение «Волшебная лавка»
  • Проекция образа собственного Я.
  • Упражнение «Розовый куст»

3.Итоговая  часть:

  • Обмен мнениями ребят о занятии, прощание друг с другом.
 
10мин

10мин 
 

15мин

15мин

15 мин

15мин 
 
 

10мин

      90мин
Четвертое занятие Тема: Работа с агрессией.

1.Создание благоприятной  эмоциональной атмосферы;

2.ознакомление с эмоциями, отреагирование негативного опыта и эмоций.

3. выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности,

4.развитие позитивной  самооценки;

5. научение приемам релаксации. 

1.Вводная  часть:
  • Игра «Сомкнутые ноги»
  • Игра «Петушиные бои»
 

2.Основная  часть:

  • Упражнение «Знакомство с эмоциями и чувствами»
  • Упражнение «Осознавание»
  • Упражнение «Мотивы моего поведения…»
  • Упражнение «Выставка»
 
  • Упражнение  «Разрядка»
  • Упражнение «Голоса героев мультфильма»

3.Итоговая  часть:

  • Обмен мнениями ребят о занятии, прощание друг с другом.
 
10мин

10мин 
 

15мин 

20мин 

20мин 

15мин 

10мин

10мин 
 
 

10мин

      110мин
Пятое занятие Тема: Работа с агрессией.

1.Создание благоприятной  эмоциональной атмосферы;

2.Приемы снятия негативных настроений;

3.развитие позитивной  самооценки;

4. научение приемам релаксации.

1.Вводная  часть:
  • Игра «Подушечные бои»
  • Игра «Выбиваем пыль»
 

2.Основная  часть:

  • Упражнение «Агрессию – в клочки»
  • Упражнение «Поругай с закрытыми глазами»
  • Упражнение «Тух-тиби-дух»
  • Упражнение «Спустить пар»
 
  • Упражнение  «Теплый, как солнце, легкий, как  дуновение ветра»
 
  • Упражнение  «Улыбка»

3.Итоговая  часть:

  • Обмен мнениями ребят о занятии, прощание друг с другом.
 
 
10мин

10мин 
 
 

15мин 

20мин 

10мин

10мин 

10мин 
 

10мин  
 
 
 
 
 
 

10мин

      105мин
Шестое  занятие Тема: Работа над собой.

1.Создание благоприятной  эмоциональной атмосферы;

2. изучение себя и формирование способностей к альтернативному взгляду и оценки проблемы,

3.установление соотношения позитивного и негативного в поведении,

4.развитие позитивной  самооценки; 

5.научение приемам релаксации.

1.Вводная  часть:
  • Игра «Шарик»
  • Игра «Связанные ноги»

2.Основная  часть:

  • Упражнение «История»
  • Упражнение «Изучаем себя»
  • Упражнение «Понимание пословиц и поговорок»
 
  • Упражнение  «Проективное рисование»
 

3.Итоговая  часть:

  • Обмен мнениями ребят о занятии, прощание друг с другом.
 
10мин

10мин 
 

30мин

25мин 

15мин 

15мин 
 
 
 

10мин

      115мин
Седьмое занятие Тема: Работа с обидами.

1.Создание благоприятной  эмоциональной атмосферы;

2. научение приемам бесконфликтного общения;

3.развитие позитивной  самооценки;

4..научение приемам релаксации.

1.Вводная  часть:
  • Игра «Обезьяньи салки»
  • Игра «Прыжки в мешках»

2.Основная  часть:

  • Упражнение  «Говорящие ладошки»
  • Упражнение «Железнодорожная касса»
  • Упражнение «Детская обида»
  • Упражнение «Копилка обид»
 
  • Упражнение  «Луг-лес-река-луг»

3.Итоговая  часть:

  • Обмен мнениями ребят о занятии, прощание друг с другом.
 
10мин

10мин 
 

10мин 

20мин 

15мин

25мин 
 

10мин 
 

10мин

      110мин
Восьмое занятие Тема: Работа с агрессией.

1.Создание благоприятной  эмоциональной атмосферы;

2. научение приемам бесконфликтного общения;

3.развитие позитивной  самооценки;

4.научение приемам релаксации.

1.Вводная  часть:
  • Игра «Мумия»
  • Игра «Интервью»
  • Упражнение «Новая визитка»

2.Основная  часть:

  • Упражнение «Хорошее настроение»
  • Упражнение «Аукцион»
  • Упражнение «Вверх по радуге»
  • Упражнение «Агрессивная фигура»
  • Упражнение «Перевоплощение»»
  • 3.Итоговая часть:
  • Обмен мнениями ребят о занятии, прощание друг с другом.
 
10мин

10мин

20мин 

15мин 

15мин 

10мин 

15мин

20мин 

20мин

      135мин
 
 
 

 Диагностический этап: 

     1.Рисунок  несуществующего  животного 

  Методика  «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ) — одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. В основном проводится в режиме взаимодействия «психолог — ребенок» с целью выяснения или уточнения черт личности, установок и психологических проблем ребенка.

  Методика  проводится по стандартной процедуре. В начале необходимо установить доверительный контакт с ребенком и лишь, потом сообщить ему о характере задания. Инструкция: «Придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим названием». Далее можно уточнить, что нежелательно брать животное из мультфильмов, так как оно уже кем-то придумано; вымершие животные тоже не подходят.

  Для проведения необходим простой карандаш средней твердости, неостро отточенный (ручкой, фломастером рисовать нельзя). Лист бумаги стандартный, белый или кремовый, но не глянцевый. Бумага должна быть ориентирована вертикально. 
 

              2.Опросник агрессивности  Басса – Дарки  

  Опросник  состоит из 75 утверждений, на которые  ребенок дает ответ «да» или «нет». По числу совпадений ответов респондентов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций.

        Инструкция: Отвечайте  «да» если вы согласны с утверждением, и «нет» - если не согласны. Старайтесь долго над вопросами не раздумывать.

  Вопросы:

  1. Временами я не могу справиться  с желанием причинить вред  другим.

  2. Иногда я сплетничаю о людях,  которых не люблю. 

  3. Я легко раздражаюсь, но быстро  успокаиваюсь.

  4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы. 

  5. Я не всегда получаю то, что  мне положено.

  6. Я знаю, что люди говорят обо  мне за моей спиной.

  7. Если я не одобряю поведения  друзей, то даю им это почувствовать. 

  8. Если мне случалось обмануть  кого-нибудь, я испытывал 

  мучительные угрызения совести.

  9. Мне кажется, что я не способен  ударить человека.

  10. Я никогда не раздражаюсь настолько,  чтобы кидаться предметами.

  11. Я всегда снисходителен к чужим  недостаткам. 

  12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

  13. Другие умеют (лучше, чем я) почти всегда пользоваться  благоприятными обстоятельствами.

  14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

  15. Я часто бываю не согласен с людьми.

  16. Иногда мне на ум приходят  мысли, которых я стыжусь. 

  17. Если кто-нибудь первым ударит  меня, я не отвечу ему. 

  18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю  дверьми. 

  19. Я гораздо более раздражителен,  чем кажется окружающим.

  20. Если кто-то корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

  21. Меня немного огорчает моя  судьба.

  22. Я думаю, что многие люди  не любят меня.

  23. Я не могу удержаться от  спора, если люди не согласны  со мной.

  24. Люди, увиливающие от работы, должны  испытывать чувство вины.

  25. Тот, кто оскорбляет меня или  мою семью, напрашивается на  Драку. 

  26. Я не способен на грубые  шутки. 

  27. Меня охватывает ярость, когда  надо мной насмехаются. 

  28. Когда люди строят из себя  начальников, я делаю все, чтобы  они не зазнавались. 

  29. Почти каждую неделю я вижу  кого-нибудь, кто мне не нравится.

  30. Довольно многие люди завидуют  мне. 

  31. Я требую, чтобы люди уважали  мои права. 

  32. Меня угнетает то, что я мало  делаю для моих родителей. 

  33. Люди, которые постоянно изводят  вас, стоят того, чтобы 

  их  щелкнули по носу.

  34. От злости я иногда бываю  мрачен.

Информация о работе Психокоррекционная работа с подростками 13-15 лет, направленная на снижение уровня агрессии