Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 11:28, практическая работа
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер.
Психокоррекционная
работа с подростками 13-15
лет, направленная на
снижение уровня агрессии.
Пояснительная записка:
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер.
В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста. Эта проблема является предметом большого числа психологических работ как в нашей стране, так и за рубежом (А.Бандура, Г.Кауфман, А.Басс и др.)
В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. Причем в понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения — от таких, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, до бандитизма и убийств.
В подростковой
жизни нередко встречаются
Агрессивные действия всегда вредоносны, но степень этой вредоносности зависит как от агрессора, так и от оказываемого ему сопротивления.
Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено, например, в драчливости, грубости, «задиристости», а может быть более «затаенным», имея форму скрытого недоброжелательства и озлобленности.
Типичное состояние агрессии характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, злостностью, в ряде случаев желанием на ком-то и даже на чем-то «сорвать зло». Довольно распространенным проявлением агрессии служит грубость (в разных формах). Агрессивные действия выступают в качестве:
Что касается агрессивного поведения, то это не прирожденная биологическая реакция (разумеется, за исключением неконтролируемых действий, совершаемых лицами невменяемыми), а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями (хотя и порицаемая правом и господствующей нравственностью).
Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым.
С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов — возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям и т.д.
Между
тем в психолого-педагогической
литературе стало традиционным обозначать
этот возраст в терминах «трудный», «критический»,
«конфликтный» и т.п. При этом до сих пор
не изжито мнение, что причины кризиса
— в физиологических изменениях подростков
как агрессивность, жестокость, повышенная
тревожность, принимают устойчивый характер
обычно в процессе стихийно-группового
общения, складывающегося в разного рода
компаниях. Но это общение, эта система
отношений, в том числе и строящихся на
почве жестоких законов асоциальных подростковых
групп, является следствием не какой-либо
генетической предрасположенности, изначальной
агрессивности и пр., а выступает, в большинстве
случаев, лишь как ситуация замещения
при неприятии подростка в мир социально-значимых
отношений взрослых, как ситуация совместного
переживания непонятности ими.
Цель программы: Обучение подростков техникам и способам управления собственным гневом, безопасным для себя и окружающих.
Задачи программы:
Дополнительными задачами является развитие навыков общения, самоконтроля, умений работать в команде.
Форма
организации: смешанная
(индивидуально-групповая,2-
Продолжительность: время проведения – от 1ч 20мин до 2часов; 1раз в неделю в течение 2месяцев.
Этапы проведения работы:
1. Диагностический
Цель: диагностика уровня агрессии.
Диагностика проводится с помощью методик: Опросник Басса-Дарки, проективные методики «Несуществующее животное» (Злое животное), «ДДЧ».
2. Установочный
Цель: установление контакта, побуждение желания сотрудничать, снятие тревожности.
Данный этап проводится с помощью подвижных игр.
Цель: коррекция агрессивных тенденций.
Коррекция агрессивности осуществляется с помощью специально подобранных игр, упражнений.
Цель: измерение динамики агрессии.
Диагностика
проводится с помощью методик: Опросник
Басса-Дарки, проективные
методики: «Несуществующее животное»
(Злое животное), «ДДЧ»
Программа состоит из 8 специально подготовленных занятий, каждое из которых состоит из трех частей:
№ | Тема/Цели | Содержание | Время |
Первое занятие | Тема:
Знакомство
1.Создание благоприятной эмоциональной атмосферы; 2.Знакомство ребят; 3.Понимание сути и причин агрессивности. 4.Научение приемам релаксации. |
1.Вводная
часть:
2.Основная часть:
3.Итоговая часть:
|
10мин 10мин 10мин 20мин 15мин 10мин 10мин |
85мин | |||
Второе занятие | Тема:
Работа с агрессией.
1.Создание благоприятной эмоциональной атмосферы; 2.Научение позитивным способам общения (работа с тоном речи, обсуждение правил бесконфликтного общения) 3. Научение приемам
релаксации. |
1.Вводная
часть:
2.Основная часть:
3.Итоговая часть: Обмен мнениями ребят о занятии, прощание друг с другом. |
10мин 10мин 15мин 15мин 10мин 15мин 10мин |
85мин | |||
Третье занятие | Тема:
Работа над собой.
1.Создание благоприятной эмоциональной атмосферы; 2. снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности; 3.формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я"; 4. Научение приемам
релаксации. |
1.Вводная
часть:
2.Основная часть:
3.Итоговая часть:
|
10мин 10мин 15мин 15мин 15 мин 15мин 10мин |
90мин | |||
Четвертое занятие | Тема:
Работа с агрессией.
1.Создание благоприятной эмоциональной атмосферы; 2.ознакомление с эмоциями, отреагирование негативного опыта и эмоций. 3. выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности, 4.развитие позитивной самооценки; 5. научение приемам
релаксации. |
1.Вводная
часть:
2.Основная часть:
3.Итоговая часть:
|
10мин 10мин 15мин 20мин 20мин 15мин 10мин 10мин 10мин |
110мин | |||
Пятое занятие | Тема:
Работа с агрессией.
1.Создание благоприятной эмоциональной атмосферы; 2.Приемы снятия негативных настроений; 3.развитие позитивной самооценки; 4. научение приемам релаксации. |
1.Вводная
часть:
2.Основная часть:
3.Итоговая часть:
|
10мин 10мин 15мин 20мин 10мин 10мин 10мин 10мин 10мин |
105мин | |||
Шестое занятие | Тема:
Работа над собой.
1.Создание благоприятной эмоциональной атмосферы; 2. изучение себя и формирование способностей к альтернативному взгляду и оценки проблемы, 3.установление соотношения позитивного и негативного в поведении, 4.развитие позитивной
самооценки; 5.научение приемам релаксации. |
1.Вводная
часть:
2.Основная часть:
3.Итоговая часть:
|
10мин 10мин 30мин 25мин 15мин 15мин 10мин |
115мин | |||
Седьмое занятие | Тема:
Работа с обидами.
1.Создание благоприятной эмоциональной атмосферы; 2. научение приемам бесконфликтного общения; 3.развитие позитивной самооценки; 4..научение приемам релаксации. |
1.Вводная
часть:
2.Основная часть:
3.Итоговая часть:
|
10мин 10мин 10мин 20мин 15мин 25мин 10мин 10мин |
110мин | |||
Восьмое занятие | Тема:
Работа с агрессией.
1.Создание благоприятной эмоциональной атмосферы; 2. научение приемам бесконфликтного общения; 3.развитие позитивной самооценки; 4.научение приемам релаксации. |
1.Вводная
часть:
2.Основная часть:
|
10мин 10мин 20мин 15мин 15мин 10мин 15мин 20мин 20мин |
135мин |
Диагностический
этап:
1.Рисунок
несуществующего
животного
Методика
«Рисунок несуществующего животного»
(РНЖ) — одна из наиболее распространенных
проективных методик
Методика проводится по стандартной процедуре. В начале необходимо установить доверительный контакт с ребенком и лишь, потом сообщить ему о характере задания. Инструкция: «Придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим названием». Далее можно уточнить, что нежелательно брать животное из мультфильмов, так как оно уже кем-то придумано; вымершие животные тоже не подходят.
Для
проведения необходим простой карандаш
средней твердости, неостро отточенный
(ручкой, фломастером рисовать нельзя).
Лист бумаги стандартный, белый или кремовый,
но не глянцевый. Бумага должна быть ориентирована
вертикально.
2.Опросник агрессивности Басса – Дарки
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые ребенок дает ответ «да» или «нет». По числу совпадений ответов респондентов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций.
Инструкция: Отвечайте «да» если вы согласны с утверждением, и «нет» - если не согласны. Старайтесь долго над вопросами не раздумывать.
Вопросы:
1.
Временами я не могу
2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
3.
Я легко раздражаюсь, но
4.
Если меня не попросят по-
5. Я не всегда получаю то, что мне положено.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
7. Если я не одобряю поведения друзей, то даю им это почувствовать.
8. Если мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал
мучительные угрызения совести.
9.
Мне кажется, что я не
10.
Я никогда не раздражаюсь
11.
Я всегда снисходителен к
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.
13. Другие умеют (лучше, чем я) почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.
14.
Я держусь настороженно с
15. Я часто бываю не согласен с людьми.
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
19.
Я гораздо более раздражителен,
20. Если кто-то корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.
21. Меня немного огорчает моя судьба.
22. Я думаю, что многие люди не любят меня.
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
25. Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на Драку.
26. Я не способен на грубые шутки.
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
28.
Когда люди строят из себя
начальников, я делаю все,
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.
30. Довольно многие люди завидуют мне.
31. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для моих родителей.
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы
их щелкнули по носу.
34. От злости я иногда бываю мрачен.