Агрессия у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:57, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей агрессивности подростков из семей разного уровня социальной защищенности.
Задачи:
1.Изучить теоретические источники по проблеме подростковой агрессивности.
2.Подобрать методики по исследованию агрессивности.
3.Провести психодиагностическое обследование испытуемых, проанализировать полученные результаты.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3стр.
Глава 1. Анализ теоретических аспектов проблемы подростковой агрессивности…………………………………………………………………6стр.
1.1. Подростковая агрессивность как социально-психологическая проблема………………………………………………………………………6стр.
1.2. Проявление агрессивности в поведении детей подросткового возраста……………………............................................................................16стр.
1.3. Социальные условия, влияющие на проявление агрессивности у подростков. Подросток и семья…………………………………………….26стр.
1.4. Тревожность как одна из черт присущих агрессивному подростку…………………………………………………………………….36стр.
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивности……………………40стр.
2.1. Методики исследования………………………………………………..40стр.
2.2. Методы статистической обработки данных…………………………..44стр.
2.3.Анализ результатов исследования……………………………………..44стр.
Заключение…………………………………………………………………56стр.
Библиография……………………………………………………………...61стр.
Приложение (нумерация отдельно)………………………………….....1по9стр.

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 430.50 Кб (Скачать)

     Теории влечений (инстинктов). Одним из основоположников этой теории является З.Фрейд [64, 65]. Он выдвинул дихотомическую пару: влечение к жизни (эрос) и влечение к смерти (танатос). Из гипотезы о влечении к смерти следует вывод, что агрессивность не реакция на раздражение, а постоянно присутствующий в организме подвижный импульс.

     Новое звучание эта теория  получила благодаря работам К.Лоренца,  который утверждал, что агрессивный  инстинкт много значил в процессе  эволюции, выживания и адаптации  человека. Лоренц считал, что «премия за сохранение» может служить оправданием агрессивного поведения [28]. Э Фромм указывает, что «для Лоренца агрессия представляет собой собственно внутренние напряжение, которое требует разрядки и находит выражение, невзирая на то, есть ли для этого подходящий внешний раздражитель или нет (гидравлическая модель)». Р.Андри, соглашаясь с идеей Лоренца, делает заключение о том, что в борьбе инстинкта со способностью, приобретенной в процессе научения, всегда побеждает первый [69].

     Однако  большое количество психологов  не разделяет такого фатального  взгляда на человеческое поведение.  Не отрицая того, что человеческая  агрессия имеет свои эволюционные  и физиологические корни, они  осуждают ограниченность представлений  о природе человека как о чем-то неизменном. Впоследствии многие психоаналитики отошли от «жестких схем» фрейдовской концепции и стали рассматривать не только биологическую, но и социальную сторону агрессии. По А.Адлеру, агрессия – это уже не инстинкт, а отчасти сознательная, отчасти иррациональная реактивная тенденция к преодолению препятствий, которой отводится второстепенная роль. К.Хорни отвергала и инстинкт смерти, и инстинкт агрессивности. Агрессивность, стремление причинить боль трактуются как невротическая защитная реакция индивида, который чувствует угрозу своим ценностям, своему достоинству, видит себя отвергнутым, обманутым, униженным [68].

    В.Райх, Г.Маркузе, А.Мичерлих ставят под сомнение первичный характер агрессивного элемента влечения, считая его продуктом подавления естественных человеческих импульсов [69].

    Э.Фромм рассматривал два совершенно разных вида агрессии [66]. «Оборонительная», которая служит делу выживания человека; она имеет биологические корни и затухает, как только исчезает опасность или угроза жизни. И «злокачественная» агрессия – деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку и определяются различными психологическими и социальными факторами.

      Фрустрационные теории. Гомеостатическая модель. Эти теории возникли как противопоставление концепциям влечений: в них агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс [69].

     Группой психологов Йельского  университета во главе с Д.Доллардом  была разработана фрустрационно-агрессивная  теория. Данная теория исходит из того, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации, и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию [69].

     Система «фрустрация-агрессия» базируется на четырех понятиях:

     Агрессия – намерение навредить  другому своими действиями.

     Фрустрация – возникает, когда появляется помеха осуществлению реакции. Причем величина фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значительности препятствия и количества целенаправленных действий (попыток), после которых наступает фрустрация.

    Торможение – тенденция ограничить или свернуть действия из-за ожидаемых отрицательных последствий.

     Замещение – стремление участвовать  в агрессивных действиях, направленных  против другого объекта, а не  источника фрустрации.

     Следует отметить одну из идей фрустрационной теории агрессии – эффект катарсиса, понимаемый как процесс освобождения возбуждения или накопившейся энергии, приводящей к снижению уровня напряжения. Суть идеи в том, что физическое и эмоциональное выражение агрессивных тенденций приводит либо к временному либо к длительному облегчению, что ослабляет готовность к агрессии [69].

    Основные критические замечания в данной концепции вызывает жесткая привязка фрустрации к агрессии. Спустя некоторое время один из авторов этой теории, Н.Э.Миллер, допустил, что агрессивность – одно из последствий фрустрации. Л.Берковиц ввел в схему «фрустрация-агрессия» три поправки:

  а) фрустрация не обязательно реализуется  в агрессивных действиях, но она  стимулирует готовность к ним;

  б) даже при готовности проявляться  агрессия не возникает без надлежащих условий;

  в) выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к ним [69].

    В отличие от сторонников жесткой схемы, сторонники второго течения создали собственную концепцию, положив в основу анализ фрустрационных ситуаций, классификацию и типологию реакций на фрустрации (С.Розенцвейг) [69].

    В настоящее время некоторые психологи (Р.Лоусон и др.) высказывают сомнение в необходимости концепции фрустрации, поскольку охватываемые ею явления разнообразны и их можно объяснить, не прибегая к данной концепции [69].

      Теории социального научения. Бихевиоральная модель. Диаметрально противоположную позицию занимают представители «теории среды». Они считают, что поведение человека формируется только под воздействием социального окружения, социальных и культурных факторов, что относится и к агрессии [69].

     Агрессия – усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социальное подкрепление. Теория социального научения – это изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. Э.Фромм отмечает, что «формула бихевиоральной модели гласит: человек чувствует, думает и поступает так, как он считает правильным для достижения ближайшей цели. Агрессивность, как и другие формы поведения, является благоприобретенной и определяется желанием добиться максимального преимущества» [66].

     А.Басс и Л.Берковиц утверждают, что объектом научного наблюдения является не действие, а действующий человек [69].

     Теория социального научения  утверждает, что чем чаще человек  использует агрессивные действия, тем совершенней они становятся. Вместе с тем указывается, что  большое значение имеет успешность  действий. Достижение успеха при проявлении агрессии может повысить ее мотивацию, а повторяющийся неуспех – силу торможения [69].

     Важным элементом является социальное  подкрепление (словесное или не  словесное обращение, контролируемое другими людьми). Выделяют две формы подкрепления:

   - положительное – любой стимул, следуя за реакцией, усиливает  ее или поддерживает на прежнем  уровне;

   - отрицательное – стимул, устранение  которого усиливает реакцию.

     Выделяют также способы подкрепления: поощрение и наказание. Таким образом, в практике воспитания чаще всего используются четыре разновидности подкрепления:

  1. положительное поощрение – если за реакцией следует положительное подкрепляющее средство;
  2. отрицательное наказание – если положительное подкрепление устраняется после той или иной реакции;
  3. положительное наказание – если за реакцией следует отрицательное подкрепление;
  4. отрицательное поощрение – если отрицательно   подкрепляющее средство устраняется после реакции.

     Постоянное положительное подкрепление  определенных агрессивных актов, в конце концов, сформирует привычку агрессивно реагировать на различные раздражители. Однако бихевиоральной концепции ставится в упрек то, что бихевиоризм не располагает методом анализа невербализованных данных, он вынужден ограничивать свои исследования теми данными, которые ему доступны и которые обычно слишком грубы и поверхностны, а потому недостаточны для проведения тонкого теоретического анализа [69].

Факторы, влияющие на формирование агрессивного поведения  в детском возрасте. В психологических исследованиях выделяются социальные, биологические, внешние и индивидуальные детерминанты агрессии.

  Р.Бэрон  и Д.Ричардсон [8] выделяют следующие источники усвоения агрессивного поведения:

1. взаимоотношения  в семье;

2. символические  примеры, предлагаемые масс-медиа;

3. взаимоотношения  со сверстниками.

Агрессивное поведение как  проявление школьной дезадаптации. Обучение в школе представляет собой важный этап психического развития человека, которое осуществляется главным образом в процессе учебной деятельности и, следовательно, определяется степенью включенности в нее школьника. Школа на каждом возрастном этапе ставит перед ребенком сложные жизненные задачи. И если у ребенка своевременно не формируются психологические способности, позволяющие находить решение этих задач, они превращаются в непреодолимые затруднения, которые, накапливаясь, становятся проблемами не только самого ребенка, но и его родителей, педагогов, широкого круга общественности [69].

     В настоящее время стремительно  увеличивается количество школьников, испытывающих серьезные затруднения перед совокупностью социальных и учебно-познавательных задач, источником которых является школа. Отсутствие способов их преодоления отражается на психологическом и соматическом здоровье детей [69].

     Длительность периода адаптации для каждого ребенка при разных условиях неодинакова и далеко не у всех школьников протекает безболезненно. У некоторых детей она совсем не наступает, тогда приходится говорить о социально-психологической дезадаптации ребенка в школе, которая ведет к серьезным последствиям для него [69].

     Безусловно, немалую роль в успешной  адаптации к школе играют характерологические  и личностные особенности детей,  сформировавшиеся на предшествующих  этапах развития. Умение контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения необходимы ребенку, т.к. учебная деятельность, ситуация школьного обучения в целом носят, прежде всего, коллективный характер (Т.Е.Конникова). Несформированность таких способностей или наличие отрицательных личностных качеств порождают типичные проблемы общения, когда ребенок либо активно, часто с агрессией, отвергается одноклассниками, либо просто игнорируется ими. И в том, и в другом случае отмечается глубокое переживание дискомфорта, имеющего дезадаптирующее значение [69].

     Анализ зарубежной и отечественной  психологической литературы последнего  десятилетия показывает, что термином  «школьная дезадаптация» фактически  определяются любые затруднения,  возникающие у ребенка в период  школьного обучения. К критериям дезадаптации относят агрессию по отношению к людям и вещам, чрезмерную подвижность, повышенную возбудимость, конфликтность и т.д. [69].

     Под влиянием постоянных неудач, как собственно в сфере учебной  деятельности, так и распространяющихся  на сферу взаимоотношений со сверстниками, у дезадаптированного ребенка формируется ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать свою личностную несостоятельность. А так как выбор адекватных средств компенсации в этом возрасте весьма ограничен, то самоактуализация часто осуществляется в разной мере осознанным противодействием школьным нормам, реализуется в нарушениях дисциплины, повышенной конфликтности в отношениях с окружающими, что на фоне полной утраты интереса к школе постепенно интегрируется в асоциальную личностную направленность. Нередко у таких детей отмечается вербальная и физическая агрессия, враждебность, негативизм [69].

  Агрессивное поведение как вид девиантного поведения. Жестокость и агрессивность, по утверждению И.С.Кона, всегда были характерными чертами группового поведения подростков и юношей [27]. Такие фильмы, как «Чучело» и «Игры для детей школьного возраста», только привлекли внимание взрослых к фактам, о которых все они прекрасно знали, но пытались забыть. Это и жестокое внутригрупповое соперничество, борьба за власть, борьба (зачастую без правил) за сферы влияния между разными группами подростков и так называемая «немотивированная агрессия», направленная часто на совершенно невинных людей [69].

     Подростковая агрессия – чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самочувствия в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие отметки в школе, отчислили из спортсекции и т.п.). Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них – своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки [69].

     Подростковые и юношеские акты  вандализма и жестокости, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется («А что я? Я – как все!»). Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить [69]. 

Информация о работе Агрессия у подростков