Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:57, дипломная работа
Цель исследования: выявление особенностей агрессивности подростков из семей разного уровня социальной защищенности.
Задачи:
1.Изучить теоретические источники по проблеме подростковой агрессивности.
2.Подобрать методики по исследованию агрессивности.
3.Провести психодиагностическое обследование испытуемых, проанализировать полученные результаты.
Введение……………………………………………………………..3стр.
Глава 1. Анализ теоретических аспектов проблемы подростковой агрессивности…………………………………………………………………6стр.
1.1. Подростковая агрессивность как социально-психологическая проблема………………………………………………………………………6стр.
1.2. Проявление агрессивности в поведении детей подросткового возраста……………………............................................................................16стр.
1.3. Социальные условия, влияющие на проявление агрессивности у подростков. Подросток и семья…………………………………………….26стр.
1.4. Тревожность как одна из черт присущих агрессивному подростку…………………………………………………………………….36стр.
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивности……………………40стр.
2.1. Методики исследования………………………………………………..40стр.
2.2. Методы статистической обработки данных…………………………..44стр.
2.3.Анализ результатов исследования……………………………………..44стр.
Заключение…………………………………………………………………56стр.
Библиография……………………………………………………………...61стр.
Приложение (нумерация отдельно)………………………………….....1по9стр.
Теории влечений (инстинктов). Одним из основоположников этой теории является З.Фрейд [64, 65]. Он выдвинул дихотомическую пару: влечение к жизни (эрос) и влечение к смерти (танатос). Из гипотезы о влечении к смерти следует вывод, что агрессивность не реакция на раздражение, а постоянно присутствующий в организме подвижный импульс.
Новое звучание эта теория
получила благодаря работам К.
Однако
большое количество психологов
не разделяет такого
В.Райх, Г.Маркузе, А.Мичерлих ставят под сомнение первичный характер агрессивного элемента влечения, считая его продуктом подавления естественных человеческих импульсов [69].
Э.Фромм рассматривал два совершенно разных вида агрессии [66]. «Оборонительная», которая служит делу выживания человека; она имеет биологические корни и затухает, как только исчезает опасность или угроза жизни. И «злокачественная» агрессия – деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку и определяются различными психологическими и социальными факторами.
Фрустрационные теории. Гомеостатическая модель. Эти теории возникли как противопоставление концепциям влечений: в них агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс [69].
Группой психологов Йельского
университета во главе с Д.
Система «фрустрация-агрессия» базируется на четырех понятиях:
Агрессия – намерение
Фрустрация – возникает, когда появляется помеха осуществлению реакции. Причем величина фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значительности препятствия и количества целенаправленных действий (попыток), после которых наступает фрустрация.
Торможение – тенденция ограничить или свернуть действия из-за ожидаемых отрицательных последствий.
Замещение – стремление
Следует отметить одну из идей фрустрационной теории агрессии – эффект катарсиса, понимаемый как процесс освобождения возбуждения или накопившейся энергии, приводящей к снижению уровня напряжения. Суть идеи в том, что физическое и эмоциональное выражение агрессивных тенденций приводит либо к временному либо к длительному облегчению, что ослабляет готовность к агрессии [69].
Основные критические замечания в данной концепции вызывает жесткая привязка фрустрации к агрессии. Спустя некоторое время один из авторов этой теории, Н.Э.Миллер, допустил, что агрессивность – одно из последствий фрустрации. Л.Берковиц ввел в схему «фрустрация-агрессия» три поправки:
а) фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним;
б) даже при готовности проявляться агрессия не возникает без надлежащих условий;
в) выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к ним [69].
В отличие от сторонников жесткой схемы, сторонники второго течения создали собственную концепцию, положив в основу анализ фрустрационных ситуаций, классификацию и типологию реакций на фрустрации (С.Розенцвейг) [69].
В настоящее время некоторые психологи (Р.Лоусон и др.) высказывают сомнение в необходимости концепции фрустрации, поскольку охватываемые ею явления разнообразны и их можно объяснить, не прибегая к данной концепции [69].
Теории социального научения. Бихевиоральная модель. Диаметрально противоположную позицию занимают представители «теории среды». Они считают, что поведение человека формируется только под воздействием социального окружения, социальных и культурных факторов, что относится и к агрессии [69].
Агрессия – усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социальное подкрепление. Теория социального научения – это изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. Э.Фромм отмечает, что «формула бихевиоральной модели гласит: человек чувствует, думает и поступает так, как он считает правильным для достижения ближайшей цели. Агрессивность, как и другие формы поведения, является благоприобретенной и определяется желанием добиться максимального преимущества» [66].
А.Басс и Л.Берковиц
Теория социального научения
утверждает, что чем чаще человек
использует агрессивные
Важным элементом является
-
положительное – любой стимул,
следуя за реакцией, усиливает
ее или поддерживает на
- отрицательное – стимул, устранение которого усиливает реакцию.
Выделяют также способы
Постоянное положительное
Факторы, влияющие на формирование агрессивного поведения в детском возрасте. В психологических исследованиях выделяются социальные, биологические, внешние и индивидуальные детерминанты агрессии.
Р.Бэрон и Д.Ричардсон [8] выделяют следующие источники усвоения агрессивного поведения:
1. взаимоотношения в семье;
2. символические примеры, предлагаемые масс-медиа;
3. взаимоотношения со сверстниками.
Агрессивное поведение как проявление школьной дезадаптации. Обучение в школе представляет собой важный этап психического развития человека, которое осуществляется главным образом в процессе учебной деятельности и, следовательно, определяется степенью включенности в нее школьника. Школа на каждом возрастном этапе ставит перед ребенком сложные жизненные задачи. И если у ребенка своевременно не формируются психологические способности, позволяющие находить решение этих задач, они превращаются в непреодолимые затруднения, которые, накапливаясь, становятся проблемами не только самого ребенка, но и его родителей, педагогов, широкого круга общественности [69].
В настоящее время
Длительность периода адаптации для каждого ребенка при разных условиях неодинакова и далеко не у всех школьников протекает безболезненно. У некоторых детей она совсем не наступает, тогда приходится говорить о социально-психологической дезадаптации ребенка в школе, которая ведет к серьезным последствиям для него [69].
Безусловно, немалую роль в успешной
адаптации к школе играют
Анализ зарубежной и
Под влиянием постоянных
Агрессивное поведение как вид девиантного поведения. Жестокость и агрессивность, по утверждению И.С.Кона, всегда были характерными чертами группового поведения подростков и юношей [27]. Такие фильмы, как «Чучело» и «Игры для детей школьного возраста», только привлекли внимание взрослых к фактам, о которых все они прекрасно знали, но пытались забыть. Это и жестокое внутригрупповое соперничество, борьба за власть, борьба (зачастую без правил) за сферы влияния между разными группами подростков и так называемая «немотивированная агрессия», направленная часто на совершенно невинных людей [69].
Подростковая агрессия – чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самочувствия в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие отметки в школе, отчислили из спортсекции и т.п.). Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них – своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки [69].
Подростковые и юношеские акты
вандализма и жестокости, как правило,
совершаются сообща, в группе. Роль каждого
в отдельности при этом как бы стирается,
личная моральная ответственность устраняется
(«А что я? Я – как все!»). Совместно совершаемые
антисоциальные действия укрепляют чувство
групповой солидарности, доходящее в момент
действия до состояния эйфории, которую
потом, когда возбуждение проходит, сами
подростки ничем не могут объяснить [69].